ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4851/16 от 10.06.2016 Южно-сахалинского городского суда (Сахалинская область)

Дело № 2а-4851/16

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 июня 2016 года город Южно-Сахалинск

Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе:

председательствующего судьи Перченко Н.Л.

при секретаре Бакулиной О.А.,

с участием представителей региональной общественной организации «Экологическая вахта Сахалина» Л.Д и Л.Н, представителей Министерства юстиции Российской Федерации и Управления Министерства Юстиции Российской Федерации по Сахалинской области Б.Н и А.Н,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению региональной общественной организации «Экологическая вахта Сахалина» к Министерству юстиции Российской Федерации, Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Сахалинской области о признании незаконным и несоответствующим нормативным правовым актам вывода, содержащегося в акте проверки Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ, в части отсутствия оснований, предусмотренных подпунктом 4 пункта 7.1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», для исключения региональной общественной организации «Экологическая вахта Сахалина» из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, признании незаконным и несоответствующим нормативным правовым актам решения Министерства юстиции Российской Федерации об отказе в исключении региональной общественной организации «Экологическая вахта Сахалина» из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, выраженного в письме Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ и распоряжении Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ возложении на Министерство юстиции Российской Федерации обязанности устранить нарушение прав, свобод и законных интересов региональной общественной организации «Экологическая вахта Сахалина» путем принятия решения об исключении региональной общественной организации «Экологическая вахта Сахалина» из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента,

установил:

Региональная общественная организация «Экологическая вахта Сахалина» обратилась в Южно-Сахалинский городской суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в его обоснование указала, что Министерство юстиции Российской Федерации по итогам внеплановой выездной проверки, проведённой Управлением Минюста России по Сахалинской области, приняло решение об отказе в исключении из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, региональной общественной организации «Экологическая вахта Сахалина». О своём решении Минюст России сообщил в письме от ДД.ММ.ГГГГ.

Итоги внеплановой выездной проверки, проведённой Управлением Минюста России по Сахалинской области в отношении РОО «Экологическая вахта Сахалина» отражены в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ. Основанием для проведения внеплановой выездной проверки послужило заявление РОО «Экологическая вахта Сахалина» об исключении Организации из реестра, в который была включена ДД.ММ.ГГГГ. Заявление подано на основании подпункта 4 пункта 7.1 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в связи с отказом Организации от получения денежных средств и иного имущества от иностранных источников и возвратом имеющихся денежных средств иностранному источнику в течение ДД.ММ.ГГГГ со дня включения в реестр.

В ходе проверки Управлением Минюста России по Сахалинской области было установлено, что Организация действительно отказалась от получения денежных средств и иного имущества от иностранных источников и вернула неиспользованные денежные средства иностранному источнику в течение ДД.ММ.ГГГГ со дня включения в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Возврат денежных средств подтверждается платёжными документами, а отказ Организации от получения денежных средств – протоколом внеочередного общего собрания членов Организации, сообщениями <данные изъяты> о закрытии банковского счета в <данные изъяты> и выпиской по счету <данные изъяты>», показывающей отсутствие поступлений и нулевой остаток денежных средств на валютном счёте.

Таким образом, Организация исполнила все требования законодательства для исключения ее из реестра. Однако по результатам внеплановой проверки комиссия Управления Минюста России по Сахалинской области пришла к выводу об отсутствии оснований для исключения РОО «Экологическая вахта Сахалина» из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. В акте на странице 6 указано, что «Организацией в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ были возвращены иностранным источникам остатки денежных средств неиспользованные для реализации проекта «Развитие устойчивого рыболовства на <данные изъяты>». По смыслу данного предложения, Организация должна была возвратить денежные средства по упомянутому проекту в полном объёме, а не остаток денежных средств, имеющийся на счетах Организации после включения в реестр. Однако с указанным доводом административный истец не согласен, поскольку он никаким образом не обоснован, ссылки на требования закона не приведены, законные основания для возврата всех средств по проекту не указаны.

По мнению РОО «Экологическая вахта Сахалина», анализ материалов внеплановой выездной проверки и требований действующего законодательства Российской Федерации позволяет заключить, что вывод акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии оснований, предусмотренных подпунктом 4 пункта 7.1 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» для исключения РОО «Экологическая вахта Сахалина» из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранных агентов, не обоснован и не соответствует действующему законодательству, нарушает права Организации. Как полагает административный истец, подпункт 4 пункта 7.1 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» не устанавливает, в каком объёме должны быть возвращены средства иностранному источнику и не запрещает расходование денежных средств в пределах 3-месячного срока, отведённого на возврат полученных средств. Единственным условием указанного подпункта является соблюдение трёхмесячного срока со дня включения в реестр для отказа и возврата средств. Следовательно, если Организация законным образом расходовала полученные денежные средства до включения в реестр и до истечения указанного 3-месячного срока, то требование возврата уже израсходованных денежных средств является нарушением норм гражданского законодательства.

Далее, административный истец указал, что в соответствии с договором пожертвования от ДД.ММ.ГГГГ, заключённым с <данные изъяты>, РОО «Экологическая вахта Сахалина» передаётся пожертвование в размере <данные изъяты> для реализации программы по защите растительного и животного мира в бассейнах нерестовых рек и на особо охраняемых природных территориях острова Сахалин. Первый транш в размере <данные изъяты> был переведён на валютный счёт Организации ДД.ММ.ГГГГ, то есть ДД.ММ.ГГГГ до включения Организации в реестр.

Полученные средства Организация расходовала на уставную деятельность по защите растительного и животного мира. ДД.ММ.ГГГГ между <данные изъяты> и РОО «Экологическая вахта Сахалина» по инициативе Организации заключено соглашение о досрочном прекращении договора пожертвования, возврате неиспользованных денежных средств в размере <данные изъяты>. Таким образом, РОО «Экологическая вахта Сахалина» не только вернула неиспользованные средства первого транша в размере <данные изъяты>, но и отказалась от получения второго и третьего траншей по договору в общем размере <данные изъяты> из общего объёма израсходованных денежных средств – это выплата заработной платы штатным сотрудникам Организации по заключённым трудовым договорам, налог на доходы физических лиц, страховые взносы в <данные изъяты> Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, налог на имущество. При этом Трудовой кодекс РФ не предусматривает возможность возврата заработной платы за фактически отработанное время, более того, за невыплату заработной платы предусмотрена уголовная ответственность, а за неуплату налогов и сборов – ответственность, установленная Налоговым кодексом РФ. Остальные <данные изъяты> израсходованных средств – это расчёты с поставщиками и подрядчиками по текущим финансовым обязательствам. Действующее законодательство не позволяет Организации истребовать обратно у физических и юридических лиц законно выплаченные им средства по оплате труда, налогам, страховым взносам, расчётам за товары и услуги.

В реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, РОО «Экологическая вахта Сахалина» была внесена ДД.ММ.ГГГГ. Соответственно, указанный в подпункте 4 пункта 7.1 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» трёхмесячный срок для возврата денежных средств иностранному источнику истекал ДД.ММ.ГГГГ. За ДД.ММ.ГГГГ до истечения срока РОО «Экологическая вахта Сахалина» вернула неиспользованные денежные средства <данные изъяты> и отказалась от получения следующих траншей по договору пожертвования, что полностью соответствует указанной норме закона. В связи с этим, по мнению административного истца, имеются все законные основания для исключения Организации из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Статус «иностранного агента» препятствует взаимодействию с органами власти, гражданами и юридическими лицами в рамках уставной деятельности, поскольку подрывает доверие общества и представителей государственных органов к Организации. Недобросовестные оппоненты используют этот статус для очернения деятельности Организации в прессе и Организация вынуждена готовить ответные публикации и добиваться их печати, что отрывает время от основной природоохранной деятельности. Организация вынуждена исполнять обязанности в виде предоставления дополнительной ежеквартальной, полугодовой и годовой отчётности, необходимости маркировать публикуемые материалы пометкой «иностранный агент», что порочит деловую репутацию Организации, исполнять обязанность проводить аудит годовой бухгалтерской отчётности с предоставлением аудиторского заключения в Минюст России, что налагает на Организацию значительные незапланированные дополнительные расходы.

Также, административный истец отмечает, что статус «иностранного агента» снижает для Организации гарантии защиты от необоснованного вмешательства в ее деятельность со стороны государственных органов по сравнению с некоммерческими организациями, не включёнными в реестр иностранных агентов.

РОО «Экологическая вахта Сахалина» просит суд:

1) признать незаконным и несоответствующим нормативным правовым актам вывод, содержащийся в акте проверки Управления Минюста России по Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ в части отсутствия оснований, предусмотренных подпунктом 4 пункта 7.1 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», для исключения региональной общественной организации «Экологическая вахта Сахалина» из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента;

2) признать незаконным и несоответствующим нормативным правовым актам решение Министерства юстиции Российской Федерации об отказе в исключении региональной общественной организации «Экологическая вахта Сахалина» из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, выраженное в письме Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ;

3) возложить на Министерство юстиции Российской Федерации обязанность устранить нарушение прав, свобод и законных интересов региональной общественной организации «Экологическая вахта Сахалина» путём принятия решения об исключении региональной общественной организации «Экологическая вахта Сахалина» из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

В судебном заседании представитель административного истца Л.Н, действующая на основании выданной ей доверенности, поддержала заявленные требования в полном объёме по изложенным в административном исковом заявлении основаниям, полагала, что в настоящее время Организация выполнила все установленные законом условия, позволяющие исключить ее из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента; представила заявление об уточнении иска, в котором просила также признать незаконным и несоответствующим нормативным правовым актам распоряжение Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель административного истца Л.Д, являющийся председателем Совета региональной общественной организации «Экологическая вахта Сахалина», в судебном заседании поддержал административный иск с учётом его уточнения.

В судебном заседании представители административных ответчиков Б.Н и А.Н, представляющие интересы государственных органов на основании выданных им доверенностей, заявленные Организацией требования не признали, поддержали доводы письменных возражений, ранее представленных в дело.

Выслушав пояснения сторон, исследовав имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, проанализировав нормы действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований административного истца.

Данный вывод основан на следующих обстоятельствах, доказательствах и законоположениях.

Положениями статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ определено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Особенности гражданско-правового положения некоммерческих организаций, меры поддержки некоммерческих организаций, а также формы контроля за деятельностью некоммерческих организаций регулируются Федеральным законом «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 года № 7-ФЗ.

Согласно положениям пунктов 1 и 2 статьи 2 названного Федерального закона, некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Региональная общественная организация «Экологическая вахта Сахалина» является некоммерческой организацией, запись о ее создании внесена в Единый государственный реестр юридических лиц ДД.ММ.ГГГГ за основным государственным регистрационным номером ; запись о некоммерческой организации внесена в ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций под номером .

Согласно положениям Устава административного истца, основными целями деятельности РОО «Экологическая вахта Сахалина» являются:

- охрана и защита растительного и животного мира, окружающей природной среды Сахалинской области, охрана и защита дикой природы Сахалинской области, защита прав и законных интересов граждан в области охраны окружающей среды;

- осуществление общественного экологического контроля в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, организация и проведение общественной экологической экспертизы (пункты 2.1 и 2.2.Устава).

Источниками формирования имущества Организации являются добровольные взносы и пожертвования, в том числе, носящие целевой характер, предоставляемые гражданами и юридическими лицами в денежной и натуральной форме (пункт 6.4 Устава).

Из положений пункта 6 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» следует, что под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, в настоящем Федеральном законе понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ) (далее - иностранные источники), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.

В связи с поступлением в ДД.ММ.ГГГГ в распоряжение Организации денежных средств из иностранных источников и наличием в действиях некоммерческой организации деятельности, оказывающей воздействие на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, в том числе, путём формирования общественного мнения в указанных целях, и нацеленной на публичный резонанс и привлечение внимания со стороны государственного аппарата и гражданского общества, по результатам проведённой уполномоченными лицами Управления Минюста России по Сахалинской области внеплановой проверки, распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-р на основании абзаца третьего пункта 7 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» РОО «Экологическая вахта Сахалина» включена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Не согласившись с результатами проверки и решением государственного органа исполнительной власти в сфере юстиции, с целью защиты своих прав и законных интересов, РОО «Экологическая вахта Сахалина» обратилась в суд с требованиями о признании незаконными выводов, содержащихся в акте проверки Управления Минюста России по Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ в части осуществления РОО «Экологическая вахта Сахалина» политической деятельности, распоряжения Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ о включении РОО «Экологическая вахта Сахалина» в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.

Решением Южно-Сахалинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявленных требований было отказано.

Организация не согласилась с судебным актом, подготовила и подала апелляционную жалобу.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение суда первой инстанции оставлено без изменения, жалоба Организации – без удовлетворения.

Таким образом, РОО «Экологическая вахта Сахалина» на законных основаниях была включена уполномоченным органом – Министерством юстиции Российской Федерации в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранных агентов.

Федеральный закон «О некоммерческих организациях» содержит в себе нормативные предписания, предусматривающие возможность некоммерческой организации обратиться в уполномоченный орган с заявлением об исключении из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, регулирует процедуру рассмотрения такого заявления и определяет условия его удовлетворения.

В соответствии с императивной нормой подпункта 6 пункта 4.2 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» поступление в уполномоченный орган заявления от некоммерческой организации, включённой в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, об исключении этой некоммерческой организации из указанного реестра в связи с прекращением ею деятельности в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, является основанием для проведения внеплановой проверки некоммерческой организации.

При этом в пункте 4.3 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» содержится условие о том, что внеплановая проверка по основаниям, указанным в подпунктах 3 и 6 пункта 4.2 настоящей статьи, проводится уполномоченным органом незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном частью 12 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

На основании подпункта 4 пункта 7.1. статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» уполномоченный орган принимает решение об исключении некоммерческой организации из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, если по результатам внеплановой проверки, проведённой на основании, предусмотренном подпунктом 6 пункта 4.2 настоящей статьи, установлено, что некоммерческая организация не позднее чем через три месяца со дня включения ее в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, отказалась от получения денежных средств и иного имущества от иностранных источников и возвратила денежные средства и иное имущество иностранному источнику, от которого они были получены.

Реализуя предоставленное законом право, ДД.ММ.ГГГГ РОО «Экологическая вахта Сахалина» обратилась в Министерство юстиции Российской Федерации с заявлением по установленной форме об исключении Организации из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. В данном заявлении Организация указала на соблюдение ею требований закона, при которых основания для дальнейшего пребывания некоммерческой организации в реестре некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, более отсутствуют. В доказательство тому приложила к заявлению финансовые документы, подтверждающие доводы Организации.

ДД.ММ.ГГГГ в Управление Минюста России по Сахалинской области поступило указание Минюста России об организации и проведении в срок до ДД.ММ.ГГГГ внеплановой проверки деятельности РОО «Экологическая вахта Сахалина» на предмет наличия (отсутствия) признаков некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента.

Проведение внеплановой проверки было согласовано с прокуратурой Сахалинской области, о чем свидетельствует имеющееся в деле решение данного органа от ДД.ММ.ГГГГ.

Распоряжением Управления Минюста России по Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ назначено проведение внеплановой выездной проверки в отношении РОО «Экологическая вахта Сахалина» с целью установления наличия (отсутствия) оснований для исключения Организации из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Предметом проверки обозначено установление факта наличия (отсутствия) получения Организацией денежных средств и иного имущества от иностранных источников путём анализа сведений, содержащихся в банковских документах Организации, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ представитель некоммерческой организации Л.Н получила уведомление о проведении Управлением внеплановой выездной проверки.

Из материалов дела видно, что проверка проводилась административным ответчиком в период с ДД.ММ.ГГГГ, по результатам ее проведения составлен акт за от ДД.ММ.ГГГГ.

В ходе проверки специалистами Управления были исследованы документы, подтверждающие поступление и расходование денежных средств за проверяемый период времени, сведения, поступившие из других органов государственной власти, документы, имеющиеся в материалах контрольного и регистрационного дела, находящиеся в Управлении.

В рамках проверочных мероприятий Управлением получены следующие сведения о поступлении в адрес РОО «Экологическая вахта Сахалина» денежных средств от международных и иностранных организаций:

- для реализации проекта «Общественный мониторинг нефтегазовых проектов на Сахалине» Организацией ДД.ММ.ГГГГ заключён договор финансирования с Фондом <данные изъяты> со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ. На реализацию указанного проекта в течение ДД.ММ.ГГГГ поступило <данные изъяты>, расходы по проекту составили – <данные изъяты>, остаток неизрасходованных средств – <данные изъяты>. В связи с поступлением ДД.ММ.ГГГГ в Организацию письма от Фонда Чарльза Стюарта Мотта о прекращении Соглашения по финансированию и отмене любых платежей, на основании заявления на перевод от ДД.ММ.ГГГГ, до включения Минюстом России Организации в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента и окончания проведения внеплановой выездной проверки Управлением, неизрасходованные целевые средства были возвращены Организацией на счёт указанного Фонда;

- в целях реализации проекта «развитие устойчивого рыболовства на <данные изъяты>» Организацией ДД.ММ.ГГГГ заключён договор пожертвования с <данные изъяты> со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ. На реализацию вышеуказанного проекта в ДД.ММ.ГГГГ поступило <данные изъяты>. Расходы по проекту составили <данные изъяты>, остаток неизрасходованных средств – <данные изъяты>. На основании платёжного поручения от ДД.ММ.ГГГГ указанная сумма была возвращена на счёт <данные изъяты>

- договором от ДД.ММ.ГГГГ с Фондом сообщества Калифорнии по поручению Фонда <данные изъяты>, заключённым Организацией в целях поддержки создания морской охраняемой территории на шельфе острова Сахалин, предусмотрено, что этот грант рассматривается как благотворительное пожертвование на выполнение проекта по защите растительного и животного мира. На реализацию вышеуказанной поддержки в ДД.ММ.ГГГГ в Организацию поступило <данные изъяты>, расходы Организацией не производились, указанные целевые средства в полном объёме были возвращены Организацией обратно, на счёт Фонда сообщества <данные изъяты>

На запрос Управления в качестве подтверждения досрочного расторжения договорных отношений, Организацией были представлены договоры:

- с Фондом <данные изъяты> копия соответствующего уведомления, направленного иностранной организацией ДД.ММ.ГГГГ;

- с Фондом сообщества <данные изъяты> копия соответствующего уведомления, направленного иностранного организацией ДД.ММ.ГГГГ;

- с <данные изъяты> копия соответствующего уведомления, направленного иностранной организацией ДД.ММ.ГГГГ.

Сообщениями финансовых организаций подтверждаются возврат Организацией остатка денежных средств пожертвований <данные изъяты>, закрытие банковского валютного счета <данные изъяты> и отсутствие средств на счёте, открытом в <данные изъяты>.

По результатам внеплановой выездной проверки комиссия Управления пришла к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных подпунктом 4 пункта 7.1 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» для исключения РОО «Экологическая вахта Сахалина» из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента в связи с частичным возвратом денежных средств, неиспользованных для реализации проекта «Развитие устойчивого рыболовства на <данные изъяты>».

Распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ Региональной общественной организации «Экологическая вахта Сахалина» отказано в исключении из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

В письме от ДД.ММ.ГГГГ за исх. Минюст России сообщил административному истцу об отсутствии оснований для исключения Организации из реестра.

Оспаривая вывод, изложенный в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ, считая незаконным и не соответствующим нормативным правовым актам указанное распоряжение Минюста России, административный истец утверждает о выполнении Организацией всех условий закона, при которых некоммерческая организация подлежит исключению из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, а именно: Организация вернула остаток неизрасходованных денежных средств иностранному источнику, от которого они были получены, в течение ДД.ММ.ГГГГ со дня включения её в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, и отказалась от получения денежных средств и иного имущества от иностранных источников, оформив такой отказ протоколом внеочередного общего собрания членов РОО «Экологическая вахта Сахалина» от ДД.ММ.ГГГГ.

Проверив доводы стороны административного истца применительно к материалам дела и положениям материального закона, суд считает, что совокупность вышеперечисленных условий Организацией не соблюдена.

Так, из буквального толкования нормы подпункта 4 пункта 7.1. статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» следует, что некоммерческая организация, получающая финансирование из иностранных источников, в целях положительного решения вопроса об исключении её из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, должна вернуть иностранному источнику полученные от него денежные средства.

Ко дню включения административного истца в реестр (ДД.ММ.ГГГГ), Организация получила от иностранного источника - <данные изъяты> денежные средства в размере <данные изъяты>, израсходовала на различные цели и нужды Организации <данные изъяты>. Остаток не освоенных денежных средств (<данные изъяты>) возвратила указанному Центру.

Таким образом, «полученными» денежными средствами от иностранного источника являются в данном случае <данные изъяты> и, как достоверно установлено судом, в полном объёме указанная сумма Организацией не была возвращена, следовательно, обязательное условие закона ею не выполнено.

Доводы административного иска о невозможности возвращения израсходованных сумм по причине их выплаты физическим и юридическим лицам, а также в пользу государства в счет уплаты налогов, сборов и обязательных платежей, правового значения не имеют, поскольку никаких исключений по этому поводу закон в себе не содержит.

Мнение административного истца о необоснованности требования государственного органа о возврате израсходованных на законных основаниях денежных средств, поступивших из иностранного источника в распоряжение некоммерческой организации до её включения в реестр, является ошибочным, основанном на неверном толковании закона, а установленный статьёй 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» трёхмесячный срок предоставлен некоммерческой организации исключительно для принятия всех возможных мер, направленных на возвращение денежных средств и имущества тому иностранному источнику, от которого они были получены.

Из анализа вышеприведённых законоположений следует, что РОО «Экологическая вахта Сахалина», имеющая намерение быть исключенной из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, обязана была вернуть все денежные средства, полученные по договору пожертвования, заключённому с <данные изъяты>, и досрочно прекращенному по Соглашению от ДД.ММ.ГГГГ.

По мнению суда, некоммерческая организация должна представить уполномоченному органу доказательства, свидетельствующие о том, что на момент подачи заявления об исключении из реестра, она утратила связи финансового и имущественного характера с иностранным источником, восстановила положение, существовавшее до возникновения обстоятельств, указывающих на осуществление организацией деятельности, квалифицируемой как деятельность иностранного агента, и некоммерческой организацией заявлен отказ от финансирования иностранного происхождения.

В противном случае, норма закона теряет свой смысл.

Поскольку Организация не исполнила своей обязанности по возвращению полученных средств, то вывод, содержащийся в акте проверки Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии оснований, предусмотренных подпунктом 4 пункта 7.1 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», для исключения региональной общественной организации «Экологическая вахта Сахалина» из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, является правильным, а распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ - правомерным, так как в полной мере соответствуют требованиям закона и фактическим обстоятельствам административного дела.

Представленные административным истцом доказательства суд признает относимыми, допустимыми и достоверными, однако они не свидетельствуют о полном соблюдении некоммерческой организацией требований подпункта 4 пункта 7.1. статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях».

Утверждая о нарушении своих прав оспариваемыми актом и распоряжением Минюста России, РОО «Экологическая вахта Сахалина» в административном исковом заявлении перечисляет наступившие для неё неблагоприятные последствия, находящиеся в причинной связи с включением Организации в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, в частности: подрыв доверия общества и представителей государственных органов к Организации, использование статуса «иностранный агент» недобросовестными оппонентами в целях дискредитации деятельности Организации, наличие обязанностей в виде предоставления дополнительной ежеквартальной, полугодовой и годовой отчётности, необходимость маркировать публикуемые материалы пометкой «иностранный агент», что порочит деловую репутацию Организации.

Изложенное мнение административного истца является его частной точкой зрения на происходящие в деятельности Организации события, субъективной оценкой обстоятельств, возникших после включения некоммерческой организации в соответствующий реестр.

Нахождение Организации в реестре некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, никаким образом на правоспособность РОО «Экологическая вахта Сахалина», то есть способность иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности юридического лица, предусмотренным в его учредительном документе, не влияет, участия Организации в гражданско-правовых отношениях с органами власти и общественностью не ограничивает.

Дополнительные обязанности, связанные с отчётностью РОО «Экологическая вахта Сахалина» о своей деятельности, необходимость указания при издании и (или) распространении материалов в СМИ на то, что данные материалы изданы (распространены) некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, установлены федеральным законом и неразрывно связаны со статусом «иностранного агента», присвоенного административному истцу.

Суд считает, что перечисленные факторы обусловлены по смыслу закона необходимостью обеспечения открытости в деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, и направлены на организацию должного общественного контроля за работой некоммерческих организаций, осуществляющих политическую деятельность и финансируемых из иностранных источников.

Введение со стороны государства необходимой публичности и информационной прозрачности в отношении деятельности иностранных агентов, преследует защиту интересов российского общества, повышает эффективность федерального государственного надзора, на осуществление которого уполномочен Минюст России на основании Указа Президента Российской Федерации от 13.10.2004 года № 1313, и не свидетельствует об ухудшении положения некоммерческих организаций, имеющих указанный статус.

Действующее правовое регулирование правоотношений, по поводу которых возник настоящий спор, направлено на соблюдение конституционного принципа равенства всех перед законом и никаким образом не дискредитирует некоммерческие организации - иностранные агенты, относительно других общественных организаций.

У РОО «Экологическая вахта Сахалина» имеется право вновь обратиться в уполномоченный орган с заявлением об исключении Организации из реестра, при условии соблюдения требований, перечисленных в подпункте 2 пункта 7.1 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях».

По смыслу положений статьей 218 и 227 КАС РФ решения и действия (бездействие) органа, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действия (бездействия) закону и нарушения таким решением, действием (бездействием) прав и законных интересов лица, обратившегося в суд за судебной защитой.

При недоказанности хотя бы одного из названных условий административное исковое заявление не может быть удовлетворено.

Поскольку каких-либо нарушений норм действующего законодательства в действиях и решениях административных ответчиков при рассмотрении заявления Организации об исключении ее из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, допущено не было, права и свободы административного истца не нарушены, не созданы препятствия к осуществлению прав и свобод, суд выносит решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления в полном объеме.

Руководствуясь статьями 177-180 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления региональной общественной организации «Экологическая вахта Сахалина» к Министерству Юстиции Российской Федерации, Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Сахалинской области о признании незаконным и несоответствующим нормативным правовым актам вывода, содержащегося в акте проверки Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ, в части отсутствия оснований, предусмотренных подпунктом 4 пункта 7.1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», для исключения региональной общественной организации «Экологическая вахта Сахалина» из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, признании незаконным и несоответствующим нормативным правовым актам решения Министерства юстиции Российской Федерации об отказе в исключении региональной общественной организации «Экологическая вахта Сахалина» из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, выраженного в письме Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ и распоряжении Министерства юстиции Российской Федерации от 18 марта 2016 года № 406-р, возложении на Министерство юстиции Российской Федерации обязанности устранить нарушение прав, свобод и законных интересов региональной общественной организации «Экологическая вахта Сахалина» путем принятия решения об исключении региональной общественной организации «Экологическая вахта Сахалина» из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд в апелляционном порядке через Южно-Сахалинский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

В окончательной форме решение принято 16 июня 2016 года.

Судья

Южно-Сахалинского городского суда Н.Л. Перченко