Дело № 2а-4854/2021
55RS0007-01-2021-008546-52
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«24» декабря 2021 года город Омск
Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Голубовской Н.С., при секретаре судебного заседания Скоревой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Центрального административного округа г.Омска о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с названным выше иском, мотивируя его тем, что приобрела с супругом жилой дом 1949 года постройки по адресу: . Ввиду ветхости данного жилого дома обратились к административному ответчику с заявлением о выдаче разрешения на строительство жилого дома с отклонением от требований технических регламентов. Однако, по результатам рассмотрения заявления административным ответчиком было принято решение об отказе в выдаче разрешения на строительство жилого дома. Просит признать незаконным и отменить решение административного ответчика, выраженное в письме от 19.10.2021, об отказе в выдаче разрешения на строительство.
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержала, однако, пояснила, что исковые требования предъявлены ошибочно, поскольку административным ответчиком не было отказано в выдаче разрешения, было разъяснено, что представлены не все документы и в каком порядке нужно обращаться.
Представитель административного ответчика администрации ЦАО г.Омска К.А.С,, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала по доводам, изложенным в отзыве на иск.
Исследовав законность и обоснованность действий (бездействия) в процессуальных пределах, определенных главой 22 КАС РФ, заслушав процессуальную позицию административного ответчика, суд не усматривает наличие правовых оснований для удовлетворения административного иска.
Из содержания ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ следует право гражданина обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
С учетом правового содержания частей 9 и 10 статьи 226 КАС РФ юридическое значение по данной категории дел имеют следующие обстоятельства: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 статьи 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Следуя материалам дела, 24.09.2021 ФИО1 обратилась в администрацию Центрального административного округа г.Омска с заявлением, в котором просила рассмотреть данное заявление в соответствии с положениями Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", выдать разрешение на строительство нового дома по адресу: .
В связи с указанным содержанием поступившее заявление административного истца от 24.09.2021 обосновано квалифицировано административным ответчиком как обращение, подлежащее рассмотрению в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". К заявлению были приложены следующие документы: копия паспорта, копия свидетельства о государственной регистрации права, копия межевого плана, копия распоряжения департамента имущественных отношений Администрации города Омска от 07.02.2012 № 397-р и приложение к распоряжению в виде схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, копия договора купли-продажи, копия градостроительного плана земельного участка.
По результатам рассмотрения данного обращения письмом от 19.10.2021 Исх-ОГ-АЦАО/1341 ФИО1 было разъяснен порядок направления уведомления о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома. В данном ответе мотивированно и подробно изложены действия, которые надлежит совершить истцу для реализации цели, указанной в обращении.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируется Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Частью 1 ст. 12 установлен срок рассмотрения письменного обращения, который составляет 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Как следует из регистрационно-контрольной карточки входящего документа, письмо административного истца было зарегистрировано 24.09.2021 в администрации ЦАО г.Омска.
В установленные ФЗ от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" сроки вышеуказанное обращение было рассмотрено, 19.10.2021 за подписью первого заместителя главы администрации дан ответ.
Оценивая законность и обоснованность ответа, суд исходит из следующего.
Федеральным законом от 03.08.2018№ 340-03 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - ГрК РФ) введена Статья 51.1. уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
С учетом внесенных изменений в законодательство разрешение на строительство жилого дома, размещенного на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, не требуется. Соответственно, обязанности по выдаче разрешения на строительство у административного ответчика не имелось.
В соответствии с решением Омского городского совета от 29.06.2011 № 423 «Об администрации Центрального административного округа города Омска» администрация округа направляет уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, расположенном на территории округа, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, расположенном на территории округа.
В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», руководствуясь Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом города Омска постановлением Администрации города Омска от 11.03.2019 170-п утверждён административный регламент предоставления муниципальной услуги «Направление уведомления о соответствии (несоответствии) указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке» (далее - административный регламент).
Согласно положением административного регламента заявителями данной муниципальной услуги являются физические лица либо юридические лица, являющиеся правообладателями земельных участков, расположенных на территории города Омска, и имеющие намерение осуществить строительство либо реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на принадлежащих им земельных участках, либо их уполномоченные представители.
Пунктом 10 административного регламента установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги, подлежащих представлению застройщиком самостоятельно:
1)уведомление о планируемом строительстве;
2)документ, подтверждающий полномочия представителя застройщика, в случае, если уведомление о планируемом строительстве направлено представителем застройщика;
3)заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если застройщиком является иностранное юридическое лицо;
4)описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в случае, если строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, за исключением случая, предусмотренного частью 5 статьи 51.1 Градостроительного кодекса;
5)правоустанавливающие документы на земельный участок, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.
Приказом Минстроя России «Об утверждении форм уведомлений, необходимых для строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома» от 19 сентября 2018 года N 591/пр установлена форма уведомления о планируемом строительстве.
Согласно пункту 9 административного регламента уведомление о планируемом строительстве содержит следующие сведения:
-фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства застройщика, реквизиты документа, удостоверяющего личность (для физического лица);
-наименование и место нахождения застройщика (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случая, если застройщиком является иностранное юридическое лицо;
-кадастровый номер земельного участка (при его наличии), адрес или описание местоположения земельного участка;
-сведения о праве застройщика на земельный участок, а также сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии таких лиц);
-сведения о виде разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства (объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома);
-сведения о планируемых параметрах объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в целях строительства или реконструкции которых подано уведомление о планируемом строительстве, в том числе об отступах от границ земельного участка;
-сведения о том, что объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости;
-почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с застройщиком;
-способ направления застройщику уведомлений, предусмотренных пунктом 5 настоящего административного регламента.
Согласно административному регламенту результатом предоставления муниципальной услуги является:
1)возврат уведомления о планируемом строительстве;
2)направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке;
3)направление уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
В ходе судебного разбирательства установлено, в предусмотренном порядке и с документами, надлежащими по форме и содержанию, административный истец в уполномоченный орган не обращался.
Письмом от 19.10.2021 Исх - ОГ - АЦАО/1341 истцу было разъяснено, что информацию о порядке предоставления муниципальной услуги «Направление уведомления о соответствии (несоответствии) указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке», утвержденной постановлением Администрации города Омска от 11.03.2019 № 170-п можно получить:
1)непосредственно в администрации округа на информационном стенде;
2)с использованием средств телефонной связи, тел. <***>;
3)с использованием сети «Интернет» (электронный адрес официального сайта Администрации города Омска www.admomsk.ru4).
Указанное уведомление административным истцом не направлялось.
Из содержания ст. 227 КАС РФ, следует, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или и иными публичными полномочиями судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований при наличии одновременно двух условий: оспариваемые действия (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующими требованиями.
Данной совокупности в рассматриваемом случае не имеется, незаконность действия (решений), административного ответчика не установлена.
Уполномоченным лицом администрации ЦАО г.Омска рассмотрен и дан ответ на обращение административного истца в соответствии с ФЗ от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Каких-либо доказательств нарушения прав административного истца при рассмотрении дела представлено не было, что свидетельствует об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Проанализировав обоснованность административного иска на основе совокупности установленных по делу фактических обстоятельств и оценки в соответствии с требованиями ч.3 ст.62, ч.8 ст.226 КАС РФ представленных сторонами доказательств, суд признает обоснованность ответа от 19.10.2021 администрации ЦАО г.Омска по рассмотрению обращения истца от 24.09.2021 установленной.
На основании изложенного правовых оснований для удовлетворения административного искового заявления по приведенным в административном иске мотивам суд не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 227, КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление ФИО1 к администрации Центрального административного округа г.Омска о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство, выраженного в письме от 19.10.2021, оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке посредством подачи апелляционной жалобы в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение одного месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Н.С. Голубовская
Решение принято в окончательной форме 30.12.2021 года.