Дело № 2а-4856/27-2017г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ленинский районный суд города Курска в составе:
председательствующего – судьи: Токмаковой Е.В.,
при секретаре: Вагиной Т.Г.,
с участием представителя административного истца – помощника прокурора Рыльского района Курской области Солодилова М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Рыльского района Курской области в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Курской области о признании информации, размещенной на сайте, запрещенной к распространению на территории РФ,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Рыльского района Курской области обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Курской области о признании запрещенной информации, содержащейся в информационно-коммуникационной сети Интернет на сайте
<адрес> без названия, на сайте <адрес> заголовком «Gusto Italiano», размещены интернет-страницы, на которых имеется информация о продаже различных видов сыров, произведенных в Италии, в отношении которых установлены запреты и ограничения о реализации на территории Российской Федерации, в обоснование заявленных требований указав, что в рамках проведения по заданию прокуратуры <адрес> проверки исполнения законодательства в сфере выявления и пресечения деятельности по ввозу на территории РФ сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в отношении которых установлены запреты и ограничения, проведен мониторинг информационно-коммуникационной сети Интернет, в ходе которого выявлены сайты <адрес> с заголовком «Gusto Italiano» размещена информация о продаже различных видов сыров, произведенных в Италии, с подробным описанием реализуемой продукции, а также способов ее оплаты и доставки; вход на указанные сайты свободный, ознакомиться с содержанием указанных страниц и скопировать информацию в электронном варианте может любой Интернет-пользователь; информация на этих сайтах распространяется бесплатно, срок пользования неограничен. Указанные страницы не включены в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Установить собственников (владельца) указанной страницы в ходе проверки не представилось возможным, ввиду того, что указанный на официальном сайте номер телефона предназначен исключительно для общения по вопросам разъяснения порядка получения товара и его оплаты, а возможность идентифицировать собственника телефонного номера исключена. В разделе «контакты» данных о собственнике (владельце) не имеется. Доступ к сайтам, где размещены вышеуказанные информационные материалы, в соответствии с законодательством РФ должен быть закрыт, поскольку размещение публичной оферты на сайтах в сети Интернет способствует незаконному ввозу на территорию РФ запрещенных продуктов питания и реализации через Интернет-магазин указанной продукции, что является незаконным и противоречит национальным интересам государства. Признание информации, размещенной на электронных страницах сайтов <адрес> запрещенной к распространению, позволит внести их в единую автоматизированную информационную систему Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено в соответствии со ст. 15.1 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Представитель Управления Роскомнадзора по Курской области в судебное заседание не явился, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Рыльского района Курской области Солодилов М.А. просил удовлетворить административное исковое заявление.
Выслушав помощника прокурора Рыльского района Курской области Солодилова М.А., исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Статьей 39 Кодекса административного судопроизводства РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц пли интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Аналогичные нормы содержаться и в п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 федерального закона от 17января1992года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
Согласно ч. 4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации. Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 27.07.2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.
Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на:
1) информацию, свободно распространяемую;
2) информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;
3) информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;
4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Статьей 15 указанного Федерального закона предусмотрено, что на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (п. 5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 N149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2006 №281-ФЗ «О специальных экономических мерах» специальные экономические меры применяются в случаях возникновения совокупности обстоятельств, требующих безотлагательной реакции на международно-противоправное деяние либо недружественное действие иностранного государства или его органов и должностных лиц, представляющие угрозу интересам и безопасности Российской Федерации и (или) нарушающие права и свободы ее граждан, а также в соответствии с резолюциями Совета Безопасности Организации Объединенных Наций.
Согласно ч. 1 - 4 ст. 3 указанного Федерального закона специальные экономические меры носят временный характер и применяются независимо от других мер, направленных на защиту интересов Российской Федерации, обеспечение безопасности Российской Федерации, а также на защиту прав и свобод ее граждан.
К специальным экономическим мерам относятся запрет на совершение действий в отношении иностранного государства и (или) иностранных организаций и граждан, а также лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории иностранного государства, и (или) возложение обязанности совершения указанных действий и иные ограничения. Такие меры могут быть направлены на: приостановление реализации всех или части программ в области экономической, технической помощи, а также программ в области военнотехнического сотрудничества; запрещение финансовых операций или установление ограничений на их осуществление; запрещение внешнеэкономических операций или установление ограничений на их осуществление; прекращение или приостановление действия международных торговых договоров и иных международных договоров Российской Федерации в области внешнеэкономических связей; изменение вывозных и (или) ввозных таможенных пошлин; запрещение или ограничение захода в порты Российской Федерации судов и использования воздушного пространства Российской Федерации или отдельных его районов; установление ограничений на осуществление туристской деятельности; запрещение или отказ от участия в международных научных и научнотехнических программах и проектах, научных и научно-технических программах и проектах иностранного государства.
Реализация специальных экономических мер обязательна для органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также для находящихся под юрисдикцией Российской Федерации организаций и физических лиц.
Ответственность должностных лиц за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, связанных с реализацией специальных экономических мер, определяется федеральными законами.
Частями 1 и 3 указанного Федерального закона определено, что решение о применении специальных экономических мер в отношении конкретных. иностранного государства и (или) иностранных организаций и граждан, а также лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории иностранного государства, и о сроке, в течение которого данные специальные экономические меры будут применяться, принимается Президентом Российской Федерации на основе предложений Совета Безопасности Российской Федерации с обязательным незамедлительным информированием Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации о таком решении.
Правительство Российской Федерации на основании решения Президента Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливает перечень конкретных действий, на совершение которых вводится запрет совершения и (или) в отношении которых вводится обязанность совершения, и иных ограничений. В случае, если реализация специальных экономических мер требует решения Центрального банка Российской Федерации, то запрет совершения и (или) обязанность совершения действий и иные ограничения устанавливаются Центральным банком Российской Федерации во взаимодействии с Правительством Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст. 5 срок применения специальных экономических мер устанавливается Президентом Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 06.08.2014 № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» (далее - Указ № 560) органам государственной власти Российской Федерации, федеральным государственным органам, органам местного самоуправления, юридическим лицам, образованным в соответствии с законодательством Российской Федерации, организациям и физическим лицам, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации, в своей деятельности исходить из того, что в течение одного года со дня вступления в силу Указа № 560 запрещается либо ограничивается осуществление внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению.
В силу Указа Президента Российской Федерации от 29.06.2016 №305 «О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» (далее - Указ № 320) действие отдельных специальных экономических мер, предусмотренных п. 1 Указа № 560, продлено с 6 августа 2016 г. по 31 декабря 2017 г.
Указом Президента Российской Федерации от 30.06.2017 №293 «О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» (далее - Указ № 320) действие отдельных специальных экономических мер, предусмотренных п. 1 Указа № 560, и продленных указами Президента Российской Федерации от 24.06.2015 № 320 и от 29.06.2016 № 305, продлено с 1 января по 31 декабря 2018 г.
Постановлением Правительства РФ от 07.08.2014 №778 (ред. от 04.07.2017) «О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560, от 24 июня 2015 г. № 320, от 29 июня 2016 г. №305 и от 30 июня 2017 г. №293» введен по 31 декабря 2018 г. запрет на ввоз в Российскую Федерацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия и Княжество Лихтенштейн, по перечню согласно приложению.
В Перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия и Королевство Норвегия и которые до 31.01.2018 (включительно) запрещены к ввозу в Российскую Федерацию входят пищевые или готовые продукты, изготовленные по технологиям производства сыра и содержащие 1,5 мас.% или более молочного жира.
Страной происхождения сыров, предложенных к реализации вышеуказанными Интернет-магазинами, является страна Евросоюза - Италия.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Рыльского района Курской области в рамках проведения по заданию прокуратуры Курской области проверки исполнения законодательства в сфере выявления и пресечения деятельности по ввозу на территории РФ сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в отношении которых установлены запреты и ограничения, проведен мониторинг информационно-коммуникационной сети Интернет, в ходе которого выявлены сайты <адрес> без названия, <адрес> с заголовком «Gusto Italiano» размещена информация о продаже различных видов сыров, произведенных в Италии; на указанных страницах сети «Интернет» изложено подробное описание реализуемой продукции, а также способов ее оплаты и доставки; вход на указанные сайты свободный, ознакомиться с содержанием указанных страниц и скопировать информацию в электронном варианте может любой Интернет-пользователь; информация на этих сайтах распространяется бесплатно, срок пользования неограничен. Интернет-страницы <адрес> без названия, <адрес> с заголовком «Gusto Italiano» не включены в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Установить собственников (владельца) указанных страниц в ходе проверки не представилось возможным, ввиду того, что указанные на официальном сайте номера телефонов предназначены исключительно для общения по вопросам разъяснения порядка получения товара и его оплаты, а возможность идентифицировать собственника телефонных номеров исключена. В разделе «контакты» данных о собственнике (владельце) не имеется. Доступ к сайтам, где размещены вышеуказанные информационные материалы, в соответствии с законодательством РФ должен быть закрыт, поскольку размещение публичной оферты на сайтах в сети Интернет способствует незаконному ввозу на территорию РФ запрещенных продуктов питания и реализации через Интернет-магазин указанной продукции, что является незаконным и противоречит национальным интересам государства.
Указанный факт подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому установлено, что при переходе по Интернет – адресу <адрес>, который содержит Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, интернет-ресурсы <адрес>, в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, отсутствует.
При исследовании данных Интернет сайтов установлено, что указатели страниц Интернет сайтов, расположенных по адресу <адрес> в Единый реестр доменных имен, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не включен, что также подтверждается скриншотами с Интернет сайтов <адрес>
Согласно ст. 2 федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно-телекоммуникационная сеть – технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Пунктом 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.06 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлено, что в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, за которую предусмотрена уголовная и административная ответственность.
Согласно ст. 14.2 Кодекса незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством, влечет административную ответственность.
Статьей 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрено, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Доступ к сайтам, где размещены вышеуказанные информационные материалы, в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть закрыт, поскольку размещение публичной оферты на сайтах в сети Интернет способствует незаконному ввозу на территорию РФ запрещенных продуктов питания и реализации через Интернет-магазин указанной продукции, что является незаконным и противоречит национальным интересам государства.
Распространение информации о продаже санкционных продуктов противоречит целям и задачам государства в сфере политического регулирования правоотношений со странами Евросоюза.
Признание информации о реализации на территории Российской Федерации сельскохозяйственной продукции и продовольствия, в отношении которых установлены запреты и ограничения, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, направлено на защиту основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц и необходимо для включения в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В силу п.2 ч.5 ст.15.1 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» основаниями для включения в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет» содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В соответствии с п.п. 2 и 3 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов информационно - телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещен», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101, создание, формирование и ведение указанного единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Поскольку распространение указанной информации противоречит целям задачам действующего законодательства вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации, а доступ к сайтам, где размещены вышеуказанные информационные материалы, в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть закрыт.
Кроме этого, распространение указанной информации нарушает права неопределенного круга лиц, противоречит целям и задачам действующего законодательства и подрывает основы конституционного строя, нарушает права и законные интересы Российской Федерации.
Таким образом, распространение информации о продаже санкционных продуктов противоречит целям и задачам государства в сфере политического регулирования правоотношений со странами Евросоюза, размещение публичной оферты на сайтах в сети Интернет способствует незаконному ввозу на территорию РФ запрещенных продуктов питания и реализации через Интернет-магазин указанной продукции, что является незаконным и противоречит национальным интересам государства.
Учитывая вышеприведенные правовые нормы и установленные обстоятельства, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление прокурора Рыльского района Курской области является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 39, 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск прокурора Рыльского района Курской области, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, о признании информации, размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации удовлетворить.
Признать информацию о продаже различных видов сыров, размещенную в сети Интернет на сайтах <адрес> информацией, запрещенной к распространению на территории и Российской Федерации.
Копию вступившего в законную силу судебного решения по настоящему делу направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения электронных страниц сайтов <адрес>в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи жалобы в Курский областной суд через Ленинский районный суд г. Курска в течение месяца со дня его вынесения, с которым стороны могут ознакомиться 17 октября 2017 года.
Судья:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>