ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4857/20 от 06.11.2020 Мытищинского городского суда (Московская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Мытищи, Московская область 06 ноября 2020 г.

Мытищинский городской суд Московской области

в составе председательствующего судьи Заякиной А.В.,

при секретаре Ложниченко Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-4857/2020 по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконным уведомления органа регистрации права о приостановлении осуществления кадастрового учета объекта недвижимости,

с участием представителя административного истца ФИО3, представителя административного ответчика ФИО7,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ФИО1 обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконным уведомления органа регистрации права о приостановлении осуществления кадастрового учета объекта недвижимости.

В обоснование требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество – гараж в органы регистрации права, заявлению присвоен номер , .

Постановка на кадастровый учет была приостановлена государственным регистратором ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с пунктами 2,5,7 части 1 статьи 26 ФЗ от 13.07.2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Истец считает уведомление о приостановлении осуществления кадастрового суета необоснованным, нарушающим личные имущественные права по следующим основаниям.

Правоустанавливающим документом для регистрации нрава собственности и прекращения ранее зарегистрированного права ФИО2 является решение Мытищинского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. по делу , вступившее в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, о признании права собственности на гараж с подвалом, общей площадью 322.0 кв.м. инвентарный номер , расположенный по адресу: <адрес> и прекращении права собственности на гаражные боксы и гаражный бокс .

Для проведения государственного кадастрового учета ФИО6 в органы регистрации представлен технический план от ДД.ММ.ГГГГ подготовленный кадастровым инженером, 2 копии решения Мытищинского городского суда Московской области, оплачена госпошлина.

ФИО1 является арендатором земельного участка, на котором расположен вышеуказанный объект на основании договора долгосрочной аренды от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с Администрацией <адрес>.

Первоначально ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, приложив все требуемые документы, в том числе технический план, решение суда, оплатив государственную пошлину за регистрацию права собственности, обратился с заявлением о регистрации права собственности и постановке на кадастровый учет на указанный гараж в органы регистрации прав.

Государственный регистратор, исполняя решение суда в части, прекратил право собственности на гаражные боксы и , о чем уведомил ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ при повторном обращении, государственный регистратор уведомил ФИО1 о приостановлении государственного кадастрового учета Уведомлением , мотивировав тем, что в нарушение пункта 2 части I статьи 26 Закона о регистрации с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права обратилось ненадлежащее лицо, по представленным координатам заявленный объект недвижимости не входит в границы земельного участка с кадастровым номером 50:12:0101302:449.

Не согласившись с решением о приостановлении кадастрового учета кадастровый инженер, подготовивший технический план для постановки объекта на кадастровый учет, обратилась с заявлением о проверке подготовленного технического плана о г ДД.ММ.ГГГГ и правомерности приостановки кадастрового учета в Ассоциацию «Саморегулируемая организация кадастровых инженеров» (А СРО «Кадастровые инженеры»).

Рассмотрев заявление А СРО «Кадастровые инженеры» направило в адрес кадастрового инженера письмо от ДД.ММ.ГГГГг.. в котором, по результатам рассмотрения заявления пришло к выводу, что решение принято органом регистрации прав необоснованно.

ДД.ММ.ГГГГ кадастровый инженер обратилась с заявлением в апелляционную миссию по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного растрового учета Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, приложив экземпляр поданного для осуществления государственного кадастрового технического плана и ответ А СРО «Кадастровые инженеры».

ДД.ММ.ГГГГ апелляционная комиссия, рассмотрев заявление, приняла решение о правомерности приостановки проведения государственного кадастрового учета.

Административный истец считает, что довод государственного регистратора относительно того, что ФИО8 не является правообладателем земельного участка также считаем необоснованным, потому что с ФИО1 заключен договор аренды земельного участка, и в соответствии с п. 3 ст. 58 Закона регистрация прав может осуществляться по заявлению лица, у которого право возникает на основании решения суда, либо право которого подтверждено решением суда. Орган государственной регистрации прав, частично исполняя решение суда, прекратил право физического лица на объекты недвижимого имущества, при этом необоснованно приостановил кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности ФИО1 на вновь созданный объект, тем самым нарушил его права, как собственника, признанные решением суда. Оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета объекта недвижимого имущества - гараж, расположенный по адресу: <адрес> службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> не имелось.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО4 заявленные требования поддержала в полном объеме, просила суд их удовлетворить.

Представитель административного ответчика ФИО5, действующий на основании доверенности (копия в деле), считая уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета законным и обоснованным, против удовлетворения административного иска возражал, по основаниям, изложенным в письменных пояснениях.

Исследовав материалы дела, суд находит административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, на основании следующего.

Согласно ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав," свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу ст. 62 КАС РФ Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия), но обязаны: 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, актом, содержащим разъяснения законодательства и обладающим нормативными свойствами, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее Закон) Государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав).

В соответствии со ст. 13 Закона внесение сведений в ЕГРН осуществляется органом регистрации прав, в том числе, в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В случае создания объекта недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных пп.8-10 ч.5 ст.14 Закона, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляется одновременно (п.1 ч.3 ст. 14 Закона).

В силу п.2 ч 15 ст. 18 Закона о регистрации заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав впорядке, установленном органом нормативно-правового регулирования:

1) в форме документов на бумажном носителе - посредством личного обращения в орган регистрации прав, к уполномоченному лицу органа регистрации прав при выездном приеме, через многофункциональный центр (далее - личное обращение), посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении (далее - почтовое отправление);

2) в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом, - с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", посредством единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - единый портал), или официального сайта, или иных информационных технологий взаимодействия с органом регистрации прав (далее также - отправление в электронной форме).

Административным ответчиком указано, что ДД.ММ.ГГГГ при рассмотрении представленных в орган регистрации прав заявления от ДД.ММ.ГГГГ об осуществлении государственного кадастрового учета и документов, в том числе технического плана здания (гаража) (в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной подписью кадастрового инженера) посредством единого портала государственных и муниципальных услуг в отношении объекта недвижимости - с кадастровым номером 50:12:0050201:337 гаража обшей площадью 322,9 кв.м по адресу: <адрес>, по результатам правовой экспертизы документов, проведенной в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГг №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Порядком ведения ЕГРП, утвержденного приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ, «Требованиями к подготовке технического плана и составу содержащихся в нем сведений», утвержденными приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ (далее- Требования к подготовке технического плана), выявлено наличия обстоятельств, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и являющихся причинами приостановления по основаниям и.и.2.5.7 ч.1 ст.26 Закона о регистрации.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, государственным регистратором было принято решение от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета заявленного к учету объекта недвижимости - гаража общей площадью 322.9 кв.м по адресу: <адрес>. на основании п.п.2.5.7 ч.1ст.26 Закона о регистрации с уведомлением заявителя и с указанием причин, послуживших основанием для приостановления.

В связи с приостановлением государственного кадастрового учета невозможна государственная регистрация права истца в отношении гаража общей площадью 322.9кв.м.

ДД.ММ.ГГГГ на основании рассмотрения представленных в орган регистрации прав заявления об осуществлении государственной регистрации прав и документов в отношении объекта недвижимости - гаража общей площадью 322.9кв.м по адресу: <адрес>, по результатам проведения правовой экспертизы документов было принято решение от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении государственной регистрации права собственности истца на гараж общей площадью 322.9кв.м на основании п.5 ч,1 ст.26 Закона о регистрации (не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав) с уведомлением заявителя и с указанием причин, послуживших основанием для приостановления.

По результатам рассмотрения обращения ФИО2 апелляционная комиссия ДД.ММ.ГГГГ признала решение от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении государственного кадастрового учета обоснованным, и приняла решение об отклонении заявления об обжаловании решения о приостановлении.

Как следует из материалов дела, между Администрацией городского округа Мытищи, ФИО1 и членами ПГК «8-А» в деле есть договор заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером площадью 9305 кв.м. между администрацией

Сведения об описании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 50:120101302:449 внесены в ЕГРН на основании межевого дела с учетом Акта согласования границ, соответствуют установленным на основании Закона о регистрации требованиям к описанию местоположения границ.

Согласно представленным в материалы дела документам и установлено решением Мытищинского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 снес в 2018 году принадлежащие ему на праве собственности гаражные боксы , 154, 155, 156, 157 в ГПК по адресу: <адрес> месте снесенных гаражных боксов, ФИО1 возвел (создал) новый объект недвижимости- здание (гараж) общей площадью 322.9кв.м.

Административным ответчиком указано, что согласно заключения кадастрового инженера, часть здания (приблизительно площадью 8кв.м) находится вне границ земельного участка ГПК с кадастровым номером и расположена на землях не разграниченной государственной или муниципальной собственности. Согласно технического паспорта, выполненного Мытищинским филиалом ГУП МО «МОБТИ» ДД.ММ.ГГГГ. инвентарный номер здания /Б. при этом в разделе 3 «Общие сведения о здании» в реквизите «Кадастровый номер земельного участка (участков), в пределах которого расположено здание» отсутствуют сведения о земельном участке.

ДД.ММ.ГГГГ на основании рассмотрения представленных ФИО8 в орган регистрации прав заявления о ГКУ и ГРП документов в отношении здания (гараж с подвалом ) площадью 322.9кв.м было выявлены причины препятствующие осуществлении, учетно­регистрационных действий и являющиеся основаниями для приостановления, в том числе и то, что здание площадью 322.9кв.м. частично расположено за границами земельного участка ГПК А с кадастровым номером 50:120101302:449 (согласно заключению кадастрового инженера) и этот факт не отражен в Техническом плане здания. Полученное приостановление от ДД.ММ.ГГГГ истец не обжаловал, причины приостановления не устранил. ДД.ММ.ГГГГФИО2 на основании заявления прекратил осуществление государственного кадастрового учета и государственную регистрацию прав в отношении гаража площадью 322,9 кв.м.

ДД.ММ.ГГГГ на основании рассмотрения представленных ФИО1 в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав документов в отношении здания (гараж с подвалом ) площадью 322,9 кв.м были выявлены причины, препятствующие осуществлении, учетно-регистрационных действий и являющиеся основаниями для приостановления, в том числе и то, что здание площадью 322,9 кв.м. частично расположено за границами земельного участка ГПК А с кадастровым номером (согласно заключению кадастрового инженера) и этот факт не отражен в Техническом плане здания. Полученное приостановление от ДД.ММ.ГГГГ истец не обжаловал, причины приостановления не устранил.

ДД.ММ.ГГГГ по результатам проведения правовой экспертизы представленных ФИО1 в орган регистрации прав вместе с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ документов па предмет наличия обстоятельств, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и являющихся причинами приостановления но основаниям, предусмотренным ст.26 Закона о регистрации, выявлено, что с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав обратился не собственник земельного участка ГПК А с кадастровым номером 50:120101302:449 площадью 9305 кв.м.

В соответствии с п.1 ч.1 ст. 15 Закона о регистрации при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению:

1) собственника земельного участка либо лица, которому земельный участок предоставлен для строительства на ином праве - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на созданные или создаваемые ими на таком земельном участке здание, сооружение, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс:

В соответствии с п.2 ч. 1 ст. 26 Закона осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если:

- с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо:

В Техническом плане в разделе «Характеристики объекта недвижимости» не указан номер второго земельного участка, на котором расположено здание (гараж) площадью 322.9 кв.м., поскольку здание гаража частично расположено на муниципальном земельном участке.

В соответствии с.п.43 «Требований к подготовке технического плана и составу содержащихся в нем сведений», утвержденными приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ, кадастровый номер земельного участка (земельных участков) на котором расположено здание, включается в раздел «Характеристики объекта недвижимости» Технического плана.

Административным ответчиком указано, что представленный ДД.ММ.ГГГГ документ (технический план здания) по содержанию не соответствовал требованиям законодательства Российской Федерации.

В силу и.7 ч,1 ст.26 Закона о регистрации осуществление государственного кадастрового учета и (пли) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в том числе, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (пли) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

В силу п.5 ч.1 ст.26 Закона о регистрации осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В силу ч,9 ст.21 Закона о регистрации документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и представляемые в форме электронных образов документов, должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью лиц, подписавших такие документы на бумажном носителе, или лиц, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации уполномочены заверять копии таких документов в форме документов на бумажном носителе.

В соответствии п.2 ч.1. п.12 ч.б ст.7 Федерального закона от 27.07.2010 №210-фз «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», документы, которые находятся в распоряжении государственных органов, включая документы, выданные (оформленные) в ходе гражданского судопроизводства, в том числе решения судов общей юрисдикции, заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе.

Административным ответчиком указано, что ФИО1 не воспользовался правом представить решение суда по собственной инициативе, доказательств обратного административным истцом не представлено.

Исходя из анализа вышеназванных правовых норм, а также принимая во внимание указанные обстоятельства, у административного ответчика имелись законные основания для принятия оспариваемых административных истцом решений.

Доводы административного истца о нарушении его прав и законных интересов принятыми административным истцом решений не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения административного дела.

При таких обстоятельствах суд полагает возможным в удовлетворении административного иска отказать.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконным уведомления органа регистрации права о приостановлении осуществления кадастрового учета объекта недвижимости отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Мытищинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья А.В. Заякина