Дело № 2а-4859/2022
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
04 августа 2022 года г. Петропавловск-Камчатский
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:
судьи Фоменко С.В.,
при помощнике судьи Михайловой Е.Ю.,
с участием представителя административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Министерства финансов Камчатского края о признании незаконными абзацев 3-6 подпункта 2 пункта 1 заключения Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю от 12 апреля 2022 года №38-22-12/12-23 о результатах проверки деятельности Министерства финансов Камчатского края по контролю в сфере закупок в части требований, предъявляемых к форме и содержанию представлений, выданных Министерством финансов Камчатского края,
УСТАНОВИЛ:
Министерство финансов Камчатского края обратилось в суд с административным иском к Управлению Федерального казначейства по Камчатскому краю признании незаконными абзацев 3-6 подпункта 2 пункта 1 заключения Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю от 12 апреля 2022 года №38-22-12/12-23 о результатах проверки деятельности Министерства финансов Камчатского края по контролю в сфере закупок в части требований, предъявляемых к форме и содержанию представлений, выданных Министерством финансов Камчатского края.
В обоснование указав, что Управление Федерального казначейства по Камчатскому краю в период с 14.02.2022 по 28.02.2022, с 16.03.2022 по 29.03.2022 была проведена выездная проверка Министерства финансов Камчатского края на тему: "Проверка осуществления отдельными органами государственного (муниципального) финансового контроля, являющимся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций), контроля за соблюдением Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ "О контрактной системе в сере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" за 2020-2021 годы". Итоги контрольного мероприятия нашли свое отражение в Акте выездной проверки Министерства финансов Камчатского края от 29.03.2022. По результатам контрольного мероприятия УФК по Камчатскому краю подготовлено обжалуемое заключение от 12.04.2022 №38-22-12/12-23 о результатах проверки деятельности Министерства финансов Камчатского края по контролю в сфере закупок (далее - Заключение). Министерство не согласно с отдельными выводами УФК по Камчатскому краю, отраженными в Заключении, и считает обжалуемое Заключение незаконным (в части), а именно: по вопросу соблюдения порядков осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, установленных федеральными стандартами, утвержденными нормативными правовыми актами Правительства российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в том числе на предмет соблюдения правил реализации результатов проведения проверок: при выдаче представлений об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок и о принятии мер по устранению их причин и условий; при выдаче предписаний в случае невозможности устранения, либо устранения в установленный в представлении срок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок при наличии возможности определения суммы причиненного ущерба публично-правовому образованию в результате этого нарушения; в нарушение п. 11 Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Реализация результатов проверок, ревизий и обследований", утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.07.2020 № 1095 (далее - Федеральный стандарт № 1095) Представление от 31.03.2021 № 6, направленное Органом контроля по результатам проведения контрольного мероприятия в Министерстве здравоохранения Камчатского края, не содержит информацию о выявленном нарушении части 5 статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ; в нарушение п. 11 Федерального стандарта № 1095 Представление от 30.07.2021 № 14, направленное Органом контроля по результатам проведения контрольного мероприятия в Инспекции государственного строительного надзора Камчатского края, не содержит информацию о всех выявленных в ходе контрольного мероприятия нарушениях; в нарушение п. 18 Федерального стандарта № 1095, Приказа от 30.12.2020 № 340н в Представлении от 27.12.2021 № 23, направленном Органом контроля в адрес КГПОБУ "Камчатский индустриальный техникум", не соблюдена Форма представления; в нарушение п.п. 11, 18 Федерального стандарта № 1095, Приказа от 30.12.2020 № 340н в Представлении от 03.03.2022 № 3. направленном Органом контроля в адрес КГОБУ "Камчатская школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в части указания выявленных нарушений не указана квалификация, не соблюдена Форма представления. Административный истец полагает, что им не допущено вменяемых нарушений, полномочия осуществлены в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации, а обжалуемое заключение УФК по Камчатскому краю не соответствует статье 2702 Бюджетного кодекса Российской Федерации, приказу Минфина России от 30.12.2020 № 340н.
Определением суда от 12 июля 2022 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена заместитель руководителя Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю ФИО3
Представитель административного истца ФИО1 в судебном заседании требования административного искового заявления поддержала по основаниям, в нем изложенным.
Представитель административного ответчика ФИО2 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве, согласно которому в соответствии с ч. 11.2. ст. 99 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44- ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения" государственных и муниципальных нужд" Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, проводит проверки осуществления органами государственного (муниципального) финансового контроля, являющимися органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций), контроля за соблюдением настоящего Федерального закона в соответствии с порядком, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности. Приказом Минфина России от 29 октября 2021 г. № 167н утвержден "Порядок проведения Федеральным казначейством проверок осуществления органами государственного (муниципального) финансового контроля, являющимися органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций), контроля за соблюдением Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Во исполнение данных нормативно-правовых актов, в соответствии с п. 100 Плана контрольных мероприятий Федерального казначейства на 2022 год, п. 21 Плана контрольных мероприятий Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю на 2022 год, приказом УФК по Камчатскому краю от 08 февраля 2022 г. № 55 была назначена плановая выездная проверка в Минфине Камчатского края, по результатам которой было издано оспариваемое заключение от 12 апреля 2022 г. № 38-22-12/12-23. Доводы Минфина Камчатского края об отсутствии нарушений при вынесении Представлений не основаны на нормах права и не соответствуют фактическим обстоятельствам. В отношении Представления от 31.03.2021 № 6, вынесенного в адрес Минздрава Камчатского края, сообщаем следующее. В нарушение п. 11 Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Реализация результатов проверок, ревизий и обследований", утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.07.2020 № 1095 (далее - Федеральный стандарт № 1095) Представление от 31.03.2021 № 6, направленное Минфином Камчатского края по результатам проведения контрольного мероприятия в Министерстве здравоохранения Камчатского края, не содержит информацию о выявленном нарушении части 5 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ). Пункт 11 Федерального стандарта № 1095 содержит отсылочную норму к п. 2 ст. 270.2 БК РФ, требования которой должны также должны соблюдаться при вынесении представлений, согласно которой под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения требований по каждому указанному в представлении нарушению: требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий; требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения. В обосновании своих доводов Минфин Камчатского края ссылается на п. 5 ст. 270.2 БК РФ который устанавливает, что в представлениях и предписаниях органа государственного (муниципального) финансового контроля не указывается информация о нарушениях, выявленных по результатам внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, при условии их устранения. Однако, как указано в вопросе 12 (страницы не пронумерованы) акта камеральной проверки от 27 января 2021 года б/н, проведенной в Минздраве Камчатского края, нарушение части 5 статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ было выявлено именно проверкой Минфина Камчатского края, а не по результатам внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита Минздрава Камчатского края. Данное обстоятельство подтверждается также возражениями Минфина Камчатского края от 04.04.2022 исх. № 33.04-01-06/872 на акт проверки проведенной УФК по Камчатскому краю, где сказано, что нарушение устранено Минздравом Камчатского края по результатам рассмотрения акта проверки Минфина Камчатского края. Понятие "Внутренний финансовый аудит" для целей Бюджетного кодекса содержится в его Статье 160.2-1 "Бюджетные полномочия отдельных участников бюджетного процесса по организации и осуществлению внутреннего финансового аудита", и определяется как деятельность по формированию и предоставлению руководителю главного администратора бюджетных средств, руководителю распорядителя бюджетных средств, руководителю получателя бюджетных средств, руководителю администратора доходов бюджета, руководителю администратора источников финансирования дефицита бюджета: 1) информации о результатах оценки исполнения бюджетных полномочий распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, администратора доходов бюджета, администратора источников финансирования дефицита бюджета (далее – администратор бюджетных средств), главного администратора бюджетных средств, в том числе заключения о достоверности бюджетной отчетности; 2) предложений о повышении качества финансового менеджмента, в том числе о повышении результативности и экономности использования бюджетных средств; 3) заключения о результатах исполнения решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента. Частью 2 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса РФ определен "Внутренний финансовый контроль", как оценка надежности внутреннего процесса главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, осуществляемого в целях соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих бюджетных полномочий. Таким образом, Бюджетным кодексом Российской Федерации Внутренний финансовый контроль определен, как составляющая часть Внутреннего финансового аудита. В соответствии с частью 3 статьи 160.2 Бюджетного кодекса РФ определены уполномоченные лица на проведение Внутреннего финансового аудита: осуществляется структурными подразделениями или в случаях, предусмотренных федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, уполномоченными должностными лицами (работниками) главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, наделенными полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, а в случаях передачи полномочий, предусмотренных настоящей статьей, - структурными подразделениями или уполномоченными должностными лицами (работниками) главного администратора бюджетных средств (администратора бюджетных средств), которому передаются указанные полномочия. В рассматриваемом случае внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит осуществляется структурными подразделениями или в случаях, предусмотренных федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, уполномоченными должностными лицами (работниками) Министерства здравоохранения Камчатского края. Министерство финансов Камчатского края в ходе проведения контрольного мероприятия в Минздраве Камчатского края выступает, как орган внутреннего государственного финансового контроля в рамках полномочий, изложенных в статье 269.2 Бюджетного кодекса РФ, а именно: "контроль в сфере закупок, предусмотренный законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (ч. 1 ст. 269.2 Бюджетного кодекса РФ). В отношении Представления Минфина Камчатского края от 30.07.2021 № 14, вынесенного в адрес Инспекции ГСН Камчатского края возражения аналогичны. Кроме того, довод Минфина Камчатского края о том, что в представлениях требование об устранении причин и условий нарушений указывается только в совокупности с требованием об устранении самого нарушения, прямо противоречит положениям ст. 270.2 БК РФ, допускающим направление требования о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения и основан на неверном понимании закона. Неуказание в представлении органа контроля требований об устранении причин и условий допущенных нарушений, выявленных самим органом контроля при его самостоятельном устранением объектом контроля по результатам рассмотрения акта проверки до вынесения представления, нивелирует саму суть реализации контрольного мероприятия, которая выражается в понуждении принятия соответствующих мер объектом контроля для недопущения аналогичных и подобных нарушений под угрозой применения мер административной ответственности вплоть до дисквалификации должностного лица на срок до двух лет, что свидетельствует о высокой угрозе охраняемой законом сфере общественных интересов, регулирующей использование средств бюджетов всех уровней и средств, полученных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Изложенная позиция по указанному вопросу (о направлении Представления в рассматриваемом случае) соответствует рекомендациям Федерального казначейства, изложенным в письме Федерального Казначейства от 12.12.2019 № 07-04-05/21- 27044 (пункт 3.6 Рекомендаций). Таким образом, ссылка на п. 5 ст. 270.2 БК РФ в указанном случае является некорректной. В отношении Представления Минфина Камчатского края от 27.12.2021 № 23 не согласны с доводами административного истца по следующим основаниям. В соответствии с п. 18 Федерального стандарта 1095 формы представления, предписания и уведомления о применении бюджетных мер принуждения устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации. Форма представления установлена приложением № 3 к приказу Минфина России от 30 декабря 2020 г. N 340н "Об утверждении форм документов, оформляемых органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля" в которой установлено, что требования к объекту контроля устанавливаются в соответствиями со ст. 270.2 БК РФ. Указание в представлении требований по конкретным действиям, которые должен предпринять объект контроля, в том числе со своим поставщиком, под угрозой административной ответственности, прямо противоречит положениям указанной нормы права. Кроме того, требуемые действия, указанные в Представлении № 23, противоречат требованию представления о принятии мер по устранению причин и условий нарушений (после слова "Требует" Представления № 23 указано: "Принять следующие меры по устранению причин и условий нарушений, выявленных в ходе проведения контрольного мероприятия"), и относятся к требованию об устранению нарушений (изложены в табличной части Представления № 23, пункты 1, 2 в графе "Требования о совершении действий, направленных на устранение нарушений"), а также находятся вне рамок полномочий Минфина Камчатского края, которые не допускают прямого вмешательства в финансово-хозяйственную деятельность объекта контроля. В Акте проверки УФК по Камчатскому краю и оспариваемом Заключении не зафиксировано требований к табличной форме Представлений, что опровергает доводы административного истца в данной части. Кроме того, после слов "В ходе контрольного мероприятия выявлены следующие нарушения:" в соответствии с формой, утвержденной приложением № 3 к приказу Минфина России от 30 декабря 2020 г. № 340н, указываются слова "В нарушение", далее указывается информация о выявленных нарушениях, по которым принято решение о направлении представления, в том числе информация о суммах средств, использованных с этими нарушениями. В Представлении № 23 после слов "В ходе проверки выявлены следующие нарушения:" отсутствует фраза "В нарушение", сразу перечисляются положения законодательства. Также, в соответствии с формой, утвержденной приложением № 3 к приказу Минфина России от 30 декабря 2020 г. № 340н, перечисление выявленных нарушений производится до слова "Требует" Представления, в Представлении № 23 нарушения перечислены и до (в виде списка), и после (в табличной части) слова "Требует". В отношении Представления Минфина Камчатского края от 03.03.2022 № 3, вынесенного КГОБУ "Камчатская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" возражения аналогичны. Кроме того, Представление № 3 было выдано Минфином Камчатского края на основании Акта камеральной проверки (контрольного мероприятия) от 30.12.2021, имеющего проверяемый период с 01.01.2020 по 31.12.2020, что входит в проверяемый период проведения контрольного мероприятия УФК по Камчатскому краю. Проведение проверок, оформление и реализация результатов контрольного мероприятия являются неотъемлемой частью комплекса действий по осуществлению полномочий по государственному финансовому контролю, перечисленных в ч. 2 ст. 269.2. Бюджетного кодекса РФ. Если контрольное мероприятие проведено органом контроля в проверяемом периоде, то, соответственно, и меры реализации будут описаны в Акте проверки территориального органа Федерального казначейства в указанном периоде. Проведение анализа мер реализации неразрывно связано с осуществлением проверочных действий: изложение информации о принятых мерах в рассматриваемом случае в актах за период, начиная с 2022 года, не будет иметь функциональной нагрузки для своевременного реагирования на осуществляемые действия, так как будет оторвано от основных вопросов проверки в части проведения контрольного мероприятия, осуществленного в 2021 году, за 2020 год. Административный ответчик полагал рассмотрение Представления Минфина Камчатского края от 03.03.2022 №3, вынесенного КГОБУ "Камчатская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в Акте УФК по Камчатскому краю от 29.03.2022, носило запланированный характер для отображения завершенного процесса деятельности Органа контроля по рассматриваемому контрольному мероприятию. Также представитель административного ответчика полагал, что права административного истца не нарушены, поскольку обжалуемое заключение не повлекло каких-либо негативных последствий для административного истца, так как носило рекомендательный характер.
Административный ответчик заместитель Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю ФИО3 о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представителя не направила.
Выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия). При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный же ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
В соответствии с ч.11.2 ст. 99 Федерального закона от05 апреля 2013 №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон №44-ФЗ), федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, проводит проверки осуществления органами государственного (муниципального) финансового контроля, являющимися органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций), контроля за соблюдением настоящего Федерального закона в соответствии с порядком, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности.
Согласно ч. 3 ст. 166.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральное казначейство осуществляет функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере в соответствии с полномочиями, установленными настоящим Кодексом, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Согласно пункту 5.28 Постановления Правительства РФ от 01.12.2004 N 703 "О Федеральном казначействе", Федеральное казначейство осуществляет полномочия по проведению проверок осуществления органами государственного (муниципального) финансового контроля, являющимися органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций), контроля за соблюдением Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В силу п. 1 Указа Президента РФ от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (далее – Указ), в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
Согласно пп. а п. 3 Указа, федеральное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства Российской Федерации министр Российской Федерации (федеральный министр).
На основании подпунктов 3.2, 3.3 Положения о Министерстве финансов Камчатского края, утвержденного Постановлением Правительства Камчатского края от 19 декабря 2008 г. N 436-П "Об утверждении положения о министерстве финансов камчатского края", Министерство финансов Камчатского края является органом государственного финансового контроля; контрольным органом в сфере закупок для обеспечения нужд Камчатского края, а в случаях, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", для обеспечения нужд муниципальных образований в Камчатском крае.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 октября 2021 года №167н утвержден порядок проведения Федеральным казначейством проверок осуществления органами государственного (муниципального) финансового контроля, являющимися органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций), контроля за соблюдением Закона №44-ФЗ (далее – Порядок №167н).
В силу п. 16 Порядка №167н, проверка органа контроля проводится на основании Приказа.
По результатам проверки органа контроля проверочной группой или уполномоченным на проведение проверки органа контроля должностным лицом ТОФК оформляется Акт проверки, который подписывается соответственно руководителем проверочной группы или должностным лицом ТОФК в течение 5 рабочих дней со дня окончания проверки органа контроля (п. 35 Порядка №167н).
Согласно п. 43, 44 Порядка №167н, по результатам рассмотрения Акта проверки и иных материалов проверки органа контроля руководитель (заместитель руководителя) ТОФК принимает одно или несколько следующих решений: о направлении или об отсутствии оснований для направления органу контроля Заключения; о направлении Информационного письма; о наличии или об отсутствии оснований для направления информации в правоохранительные органы о факте совершения действий (бездействия), содержащих признаки состава преступления, и (или) документы и иные материалы, подтверждающие такой факт, и иные государственные (муниципальные) органы (должностным лицам) информации о выявлении обстоятельств и фактов, свидетельствующих о признаках нарушений, рассмотрение которых относится к компетенции таких органов (должностных лиц). Заключение должно содержать: информацию о выявленных нарушениях и недостатках в деятельности органа контроля по контролю в сфере закупок – нарушениях и недостатках, по которым принято решение о направлении Заключения; рекомендации по принятию мер по устранению причин и условий выявленных нарушений и недостатков в деятельности органов контроля по контролю в сфере закупок.
В силу пунктов 46.47 Порядка №167н, орган контроля не позднее 3 месяцев со дня направления Заключения представляет в ТОФК информацию о принятых мерах по устранению причин и условий выявленных нарушений и недостатков в деятельности органов контроля по контролю в сфере закупок (при наличии). Контроль за принятием мер органами контроля по устранению причин и условий выявленных в деятельности органов контроля по контролю в сфере закупок нарушений и недостатков осуществляется должностными лицами ТОФК, ответственными за проведение проверки органа контроля, по результатам которой принято решение о направлении Заключения, на основании информации, поступающей от органа контроля в соответствии с Заключением
В силу ч.2 ст. 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению: требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий, требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2020 года №1095 утвержден Федеральный стандарт внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Реализация результатов проверок, ревизий и обследований" (далее Федеральный стандарт №1095).
Пунктом 11 указанного стандарта установлено, что в представлении помимо требований, предусмотренных пунктом 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, указываются: объект контроля, тема проверки (ревизии), проверенный период; основания проведения проверки (ревизии), реквизиты акта проверки (ревизии); информация о выявленных нарушениях - нарушениях, по которым принято решение о направлении представления, в том числе информация о суммах средств, использованных с этими нарушениями; положение о представлении объектом контроля информации о результатах исполнения представления с приложением копий документов, подтверждающих его исполнение, и сроки направления объектом контроля указанных информации и материалов органу контроля.
Согласно пункту 18 Федерального стандарта №1095, формы представления, предписания и уведомления о применении бюджетных мер принуждения устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2020 года №340н утверждены формы документов, оформляемых органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. В приложении №3 к указанному Приказу содержится форма представления.
Как следует из материалов дела и установлено судом, приказом Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю (далее – УФК по Камчатскому краю) от 08 февраля 2022 года №55 назначена плановая выездная проверка Министерства финансов Камчатского края (далее – Минфин Камчатского края) по теме "Проверка осуществления отдельными органами государственного (муниципального) финансового контроля, являющимися органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций), контроля за соблюдением Федерального закона от 05 апреля 2013 г. №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" за период 2020-2021 гг. Установлен срок проведения плановой выездной проверки 20 рабочих дней с 14 февраля 2022 года.
24 февраля 2022 года плановая выездная проверка приостановлена на основании приказа руководителя УФК по Камчатскому краю №77 в связи с проведением встречной проверки с 01 марта 2022 года на 10 рабочих дней.
Приказом руководителя УФК по Камчатскому краю от 14 марта 2022 года проведение плановой выездной проверки Минфина Камчатского края возобновлено с 16 марта 2022 года.
29 марта 2022 года по результатам плановой выездной проверки Минфина Камчатского края составлен акт, согласно которому в период с 14 февраля 2022 года по 28 февраля 2022 года и с 16 марта 2022 года по 29 марта 2022 года УФК по Камчатскому краю проведена плановая выездная проверка Минфина Камчатского края на вышеуказанную тему, который подписан руководителем проверочной группы – заместителем начальника отдела по контролю в сфере контрактных отношений УФК по Камчатскому краю ФИО4, копия вручена министру финансов Камчатского края ФИО5 29 марта 2022 года.
12 апреля 2022 года УФК по Камчатскому краю вынесено заключение о результатах проверки деятельности Минфина Камчатского края, согласно которому деятельность Минфина Камчатского края в 2020-2021 годах по осуществлению полномочий по контролю, установленных часть 8 статьи 99 Федерального закона №44-ФЗ в основном соответствует положениям Федерального закона №44-ФЗ и требованиям федеральных стандартов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, а также ведомственных правовых актов (стандартов), обеспечивающих осуществление полномочий по внутреннему государственному (муниципальному финансовому контролю), в случаях, предусмотренных федеральными стандартами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Административный истец не согласен с выводами, изложенными в пункте 2 указанного заключения, а именно при выдаче предписаний в случае невозможности устранения, либо устранения в установленный в представлении срок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок при наличии возможности определения суммы причиненного ущерба публично-правовому образованию в результате этого нарушения:
- в нарушение п. 11 Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Реализация результатов проверок, ревизий и обследований", утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.07.2020 № 1095 (далее – Федеральный стандарт № 1095) Представление от 31.03.2021 № 6, направленное Органом контроля по результатам проведения контрольного" мероприятия в Министерстве здравоохранения Камчатского края, не содержит информацию о выявленном нарушении части 5 статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ;
- в нарушение п. 11 Федерального стандарта № 1095 Представление от 30.07.2021 № 14 направленное Органом контроля по результатам проведения контрольного мероприятия в Инспекции ГСН Камчатского края, не содержит информацию обо всех выявленных в ходе контрольного мероприятия нарушениях;
- в нарушение п. 18 Федерального стандарта № 1095, требований Приказа от 30.12.2020 № 340н в Представлении от 27.12.2021 № 23, направленном Органом контроля в адрес KI110БУ "Камчатский индустриальный техникум", не соблюдена форма представления;
- в нарушение пп. 11, 18 Федерального стандарта № 1095, требований Приказа от/Ю. 12.2020 № 340н в Представлении от 03.03.2022 № 3, направленном Органом контроля в адрес КГОБУ "Камчатская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в части указания выявленных нарушений не указана квалификация; не соблюдена форма представления.
Исследованием в судебном заседании материалов проверки установлено, что Минфином Камчатского края 31 марта 2021 года вынесено представление в адрес Министерства здравоохранения Камчатского края, согласно которому в ходе контрольного мероприятия выявлено нарушение Министерством здравоохранения Камчатского края ст. 12 Федерального закона №44-ФЗ, выразившегося в несоблюдении принципа ответственности за результативность обеспечения государственных нужд, эффективность осуществления закупок, однако, в нарушение абзацев 3,4 пункта 11 Федерального стандарта №1095, Минфином Камчатского края в представлении не содержится указания на нормы Федерального закона №44-ФЗ, которые легли в основу вывода о нарушении Министерством здравоохранения ст.12 Федерального закона №44-ФЗ, в соответствии с актом проведения проверки от 27 января 2021 года.
К аналогичному выводу суд приходит, исследовав представление Минфина Камчатского края вынесенного в адрес Инспекции государственного строительного надзора Камчатского края от 30 июля 2021 года №14, поскольку оно содержит указания на выявленные нарушения отличные от акта проведения проверки от 10 июня 2021 года.
Представление Минфина Камчатского края от 27 декабря 2021 года №23, вынесенное в адрес Краевого государственного профессионального учреждения "Камчатский индустриальный техникум" содержит в итоговой части табличную форму изложения выявленных выводов, в то время как Приложение №3 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2020 года №340н не содержит указания на изложение выводы в табличной форме.
Проанализировав представление Минфина Камчатского края от 03 марта 2022 года №3, вынесенного в адрес Краевого государственного образовательного бюджетного учреждения "Камчатская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", суд приходит к выводу о нарушении Минфином Камчатского края положений пунктов 11, 18 Федерального стандарта №1095.
Довод административного истца о нарушении УФК по Камчатскому краю проверяемого периода при проведении проверки представления от 03 марта 2022 года №3, не может быть признан судом обоснованным, поскольку указанное представление выдано Минфином Камчатского края на основании акта камеральной проверки от 30 декабря 2021 года, что входит в проверяемый период контрольных мероприятий, проводимых УФК по Камчатскому краю в отношении Минфина Камчатского края.
Согласно пункту 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 №21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", суд не связан основаниями и доводами заявленных требований (часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 5 статьи 3 АПК РФ), то есть независимо от доводов административного иска (заявления) суд, в том числе по своей инициативе, выясняет обстоятельства, имеющие значение для дела, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца (заявителя) или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее заявление.
Пункт 17 указного Постановления Пленума Верховного суда РФ содержит в себе указания, что решения, действия (бездействие), затрагивающие права, свободы и законные интересы гражданина, организации, являются законными, если они приняты, совершены (допущено) на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, во исполнение установленных законодательством предписаний (законной цели) и с соблюдением установленных нормативными правовыми актами пределов полномочий, в том числе если нормативным правовым актом органу (лицу) предоставлено право или возможность осуществления полномочий тем или иным образом (усмотрение).
На основании изложенного, исследовав материалы дела, учитывая позицию Верховного Суда Российской Федерации, суд приходит к выводу об отсутствии нарушения прав административного истца, поскольку заключение УФК по Камчатскому краю от 12 апреля 2022 года является законным, обоснованным, вынесено им в рамках полномочий, представленных федеральным законодательством, положения которого не являются обязательными для исполнения административным истцом, за нерассмотрение которого не предусмотрена какая-либо ответственность, в связи с чем не установлено оснований для удовлетворения административного иска Минфина Камчатского края.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
отказать в удовлетворении административного иска Министерства финансов Камчатского края о признании незаконными абзацев 3-6 подпункта 2 пункта 1 заключения Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю от 12 апреля 2022 года №38-22-12/12-23 о результатах проверки деятельности Министерства финансов Камчатского края по контролю в сфере закупок в части требований, предъявляемых к форме и содержанию представлений, выданных Министерством финансов Камчатского края.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение составлено 18 августа 2022 года.
Судья