Дело № 2а-4859/27-2017г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ленинский районный суд города Курска в составе:
председательствующего – судьи: Токмаковой Е.В.,
при секретаре: Вагиной Т.Г.,
с участием представителя административного истца – помощника прокурора Рыльского района Курской области Солодилова М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Рыльского района Курской области в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Курской области о признании информации, размещенной на сайте, запрещенной к распространению на территории РФ,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Рыльского района Курской области обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Курской области о признании запрещенной информации, содержащейся в информационно-коммуникационной сети Интернет на сайте <адрес> заголовком «Московская служба временной регистрации», на сайте <адрес> с заголовком «Временная регистрация в Москве и в МО», размещены интернет-страницы, на которых имеется информация, содержащая предложения в сфере миграционного учета иностранных граждан на территории России: оформление прописки и временной регистрации, получение «легальной» временной регистрации для иностранных граждан на возмездной основе, в обоснование заявленных требований указал, что в рамках проведения по заданию прокуратуры <адрес> проверки исполнения требований миграционного и иного законодательства, направленных на предупреждение, выявление и пресечение незаконной миграции (от ДД.ММ.ГГГГ№), поручения Генеральной прокуратуры РФ от 08.06.2017 года № 74/16-2017 осуществлен мониторинг сети «Интернет» на предмет размещения страниц с информацией, содержащей предложения в сфере миграционного учета иностранных граждан на территории РФ: постановка на миграционный учет по месту жительства (пребывания), оформление прописки и временной регистрации, получение «легальной» временной регистрации для иностранных граждан и др.на возмездной основе, в ходе которого выявлены сайты <адрес> на которых размещена информация, содержащая предложения в сфере миграционного учета иностранных граждан на территории РФ: оформление прописки и временной регистрации, получение «легальной» временной регистрации для иностранных граждан на возмездной основе, с подробным описанием оказываемых услуг, а также способов их оплаты и доставки товара; вход на указанные сайты свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанных страниц может любой Интернет-пользователь; на указанных сайтах содержатся сведения о номере телефона лица, оказывающего данные услуги, какие-либо ограничения на передачу и копирование информации отсутствует. Указанные страницы не включены в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Установить собственников (владельца) указанной страницы в ходе проверки не представилось возможным, ввиду того, что указанный на официальном сайте номер телефона предназначен исключительно для общения по вопросам разъяснения порядка предоставления услуги и ее оплаты, а возможность идентифицировать собственника телефонного номера исключена. В разделе «контакты» данных о собственнике (владельце) не имеется. Доступ к сайтам, где размещены вышеуказанные информационные материалы, в соответствии с законодательством РФ должен быть закрыт в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Признание информации, размещенной на электронных страницах сайтов <адрес>, запрещенной к распространению, позволит внести их в единую автоматизированную информационную систему Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено в соответствии со ст. 15.1 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Представитель Управления Роскомнадзора по Курской области в судебное заседание не явился, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Рыльского района Курской области Солодилов М.А. просил удовлетворить административное исковое заявление.
Выслушав помощника прокурора Рыльского района Курской области Солодилова М.А., исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Статьей 39 Кодекса административного судопроизводства РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц пли интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Аналогичные нормы содержаться и в п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17января1992года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
Согласно ч. 4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации. Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 27.07.2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.
Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на:
1) информацию, свободно распространяемую;
2) информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;
3) информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;
4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Статьей 15 указанного Федерального закона предусмотрено, что на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (п. 5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 N149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
В силу ст. 29.1 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» миграционный учет иностранных граждан в Российской Федерации осуществляется в соответствии с федеральным законом о миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - миграционный учет) - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об иностранных гражданах и о лицах без гражданства и о перемещениях иностранных граждан и лиц без гражданства.
В соответствии с положениями п.п. 1, 2 ст. 7 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» при осуществлении миграционного учета иностранные граждане обязаны представлять достоверные сведения и осуществлять другие юридически значимые действия, установленные настоящим законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с указанными нормативными правовыми актами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания.
Частью 1 ст. 14 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» предусмотрено, что постоянно или временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин, обладающий правом пользования жилым помещением, находящимся на территории Российской Федерации, обязан в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с данным законом, зарегистрироваться по адресу указанного помещения.
Порядок миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации определен Правилами осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 года № 9.
Пунктом 3 указанного Порядка определено, что постоянно или временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин, обладающий правом пользования жилым помещением, находящимся на территории Российской Федерации, для осуществления регистрации по месту жительства подает непосредственно в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации в месте нахождения жилого помещения заявление иностранного гражданина или лица без гражданства о регистрации по месту жительства установленной формы.
Таким образом, запрещается использование сетей связи общего пользования для предоставления доступа к материалам, содержащим информацию о предоставлении услуг в сфере миграционных правоотношений, влекущих фиктивность постановки на миграционный учет иностранных граждан.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Рыльского района Курской области в рамках проведения по заданию прокуратуры Курской области проверки исполнения требований миграционного и иного законодательства, направленных на предупреждение, выявление и пресечение незаконной миграции (от ДД.ММ.ГГГГ№), поручения Генеральной прокуратуры РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ осуществлен мониторинг сети «Интернет» на предмет размещения страниц с информацией, содержащей предложения в сфере миграционного учета иностранных граждан на территории РФ: постановка на миграционный учет по месту жительства (пребывания), оформление прописки и временной регистрации, получение «легальной» временной регистрации для иностранных граждан и др.на возмездной основе, в ходе которого выявлены сайты <адрес>peгмос.com на которых размещена информация, содержащая предложения в сфере миграционного учета иностранных граждан на территории РФ: оформление прописки и временной регистрации, получение «легальной» временной регистрации для иностранных граждан на возмездной основе, с подробным описанием оказываемых услуг, а также способов их оплаты и доставки товара; вход на указанные сайты свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанных страниц может любой Интернет-пользователь; на указанных сайтах содержатся сведения о номере телефона лица, оказывающего данные услуги, какие-либо ограничения на передачу и копирование информации отсутствует. Указанные страницы не включены в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Установить собственников (владельца) указанной страницы в ходе проверки не представилось возможным, ввиду того, что указанный на официальном сайте номер телефона предназначен исключительно для общения по вопросам разъяснения порядка предоставления услуги и ее оплаты, а возможность идентифицировать собственника телефонного номера исключена. В разделе «контакты» данных о собственнике (владельце) не имеется. Доступ к сайтам, где размещены вышеуказанные информационные материалы, в соответствии с законодательством РФ должен быть закрыт в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Заведомо недостоверные сведения о регистрации гражданина по месту жительства затрудняют или делают невозможным обеспечение исполнения государством функций по защите прав и законных интересов граждан РФ в различных сферах общественной жизни.
Указанный факт подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому установлено, что при переходе по Интернет – адресу <адрес> который содержит Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, интернет-ресурсы <адрес>, в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, отсутствует.
При исследовании данных Интернет сайтов установлено, что указатели страниц Интернет сайтов, расположенных по адресу <адрес>, в Единый реестр доменных имен, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не включен, что также подтверждается скриншотами с Интернет сайтов <адрес>
Согласно ст. 2 федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно-телекоммуникационная сеть – технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Пунктом 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.06 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлено, что в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, за которую предусмотрена уголовная и административная ответственность.
Так, статьей 322.3 УК РФ за фиктивную постановку на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность.
При этом, под фиктивной постановкой на учет иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в жилых помещениях в Российской Федерации понимается постановка их на учет по месту пребывания (проживания) в жилых помещениях на основании представления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов либо постановка их на учет по месту пребывания в жилых помещениях без намерения пребывать (проживать) в этих помещениях или без намерения принимающей стороны предоставить им эти помещения для пребывания (проживания).
Статьей 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрено, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Доступ к сайтам, где размещены вышеуказанные информационные материалы, в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть закрыт в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Признание информации о предоставлении услуг по временной регистрации иностранных граждан, распространение которой в РФ запрещено, направлено на защиту основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц и необходимо для включения в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В силу п.2 ч.5 ст.15.1 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» основаниями для включения в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет» содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В соответствии с п.п. 2 и 3 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов информационно - телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещен», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101, создание, формирование и ведение указанного единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Поскольку распространение указанной информации противоречит целям задачам действующего законодательства вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации, а доступ к сайтам, где размещены вышеуказанные информационные материалы, в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть закрыт.
Кроме этого, распространение указанной информации нарушает права неопределенного круга лиц, противоречит целям и задачам действующего законодательства и подрывает основы конституционного строя, нарушает права и законные интересы Российской Федерации.
Таким образом, запрещается использование сетей связи общего пользования для предоставления доступа к материалам, содержащим информацию о предоставлении услуг в сфере миграционных правоотношений, влекущих фиктивность постановки на миграционный учет иностранных граждан.
Учитывая вышеприведенные правовые нормы и установленные обстоятельства, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление прокурора Рыльского района Курской области является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 39, 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск прокурора Рыльского района Курской области, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, о признании информации, размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации удовлетворить.
Признать информацию о предоставлении услуг по временной регистрации иностранных граждан, размещенную в сети Интернет на сайтах <адрес> информацией, запрещенной к распространению на территории и Российской Федерации.
Копию вступившего в законную силу судебного решения по настоящему делу направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения электронных страниц сайтов <адрес> в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи жалобы в Курский областной суд через Ленинский районный суд г. Курска в течение месяца со дня его вынесения, с которым стороны могут ознакомиться 17 октября 2017 года.
Судья:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>