№ 2а-485/2020
24RS0012-01-2020-000401-52
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 ноября 2020 года г.Дивногорск
Дивногорский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Поцепневой Н.В.,
с участием прокурора - помощника прокурора г. Дивногорска Стукаловой А.Д.,
при секретаре – Аксеновой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора г. Дивногорска в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Дивногорска о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по постановке на учет инженерных сетей водоснабжения, возложении обязанности устранить нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Дивногорска обратился в суд с административным иском (с учетом уточнения) к администрации г. Дивногорска о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по постановке на учет инженерных сетей водоснабжения, возложении обязанности устранить нарушения, мотивируя следующим. На основании обращения ФИО2А., прокуратурой г. Дивногорска проведена проверка соблюдения требований законодательства по постановке на учет бесхозяйных объектов, расположенных на территории МО г. Дивногорск. По результатам проведенной проверки установлено, что органом местного самоуправления в нарушение требований действующего законодательства, не организованы мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию наружных систем, сетей и сооружений наружного водоснабжения, в том числе, бесхозяйных сетей водоснабжения, а также не приняты меры по постановке на учет бесхозяйных сетей водоснабжения частных домов, расположенных по адресу: <адрес>, вдоль домов <данные изъяты> (далее по тексту – Водопроводная сеть). Установлено, что водопроводная сеть, снабжающая частные дома, в реестре муниципального имущества не значится, в хозяйственное ведение МУП «ДВК» не передавалась, на балансе у собственников домов не состоит, следовательно, является бесхозяйной. Спорные водопроводные сети находятся на территории МО <адрес> и в силу прямого указания закона обязанность по обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о принятии на учет бесхозяйного имущества возлагается на администрацию <адрес>. В связи с выявленными нарушениями прокуратурой города ДД.ММ.ГГГГ главе города Дивногорска внесено представление №ж-2019, которое удовлетворено, по результатам рассмотрения представления в письме от ДД.ММ.ГГГГ№ органом местного самоуправления предоставлены сведения о том, что администрацией города для изготовления технической документации на сети водоснабжения, расположенные по адресу: <адрес> запрошены технические характеристики у ресурсоснабжающей организации. Также указано на то, что органом местного самоуправления после установления необходимых параметров указанных сетей будут проведены мероприятия по постановке на учет в качестве бесхозяйных. Вместе с тем органом местного самоуправления до настоящего времени мероприятий, направленных на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию систем, сетей и сооружений наружного водоснабжения, в том числе бесхозяйных сетей водоснабжения не осуществляется, мер по постановке на учет бесхозяйной сети водоснабжения не принимается. Указанное бездействие органа местного самоуправления может привести к возникновению чрезвычайной ситуации на территории МО г. Дивногорск, причинению вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
В связи с чем, прокурор г. Дивногорска просит признать незаконным бездействие администрации г. Дивногорска и возложить обязанность устранить нарушение путем обращения в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу в Управление Росреестра по Красноярскому краю с заявлениями о постановке на учет вышеуказанных инженерных сетей, за исключением сетей, расположенных на территории земельных участков, находящихся в частной собственности.
Прокурор Стукалова А.Д. в судебном заседании поддержала доводы административного искового заявления, просила его удовлетворить.
Представитель административного ответчика – администрации г. Дивногорска ФИО1 в судебном заседании с требованиями административного иска согласился в части, согласно представленной письменной позиции, пояснив, что необходимо произвести постановку на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества следующие сети водоснабжения:
- сети холодного водоснабжения от ВК-2 до ВК-6 по адресу: <адрес>, диаметром 90 п/э, протяженностью 150 м; колодцы ВК-3, ВК-ПГ-4, ВК-6;
- сети холодного водоснабжения от ВК-2 до ВК-7 по адресу: <адрес>, диаметром 40п/э, протяженностью 115 м; диаметром 35 п/э, протяженностью 35м; колодец ВК-13;
- сети холодного водоснабжения от ВК-15 до ВК-13 по адресу: <адрес>, диаметром 40п/э, протяженностью 73 м; ВК-13.
Представитель заинтересованного лица МУП «Дивногорский водоканал» ФИО3 в судебном заседании поддержал позицию администрации г. Дивногорск, полагал требования административного иска подлежащими удовлетворению в части вышеуказанных инженерных сетей, поскольку остальные водопроводные сети выполнены собственниками жилых домов самостоятельно без получения технических условий и расположены на территории земельных участков, находящихся в частной собственности.
Выслушав стороны, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.
В силу ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Как следует из представленных материалов на основании обращения ФИО2А., прокуратурой г. Дивногорска проведена проверка соблюдения законодательства по постановке на учет бесхозяйных объектов, по результатам которой установлено, что администрацией г. Дивногорска, в нарушение требований действующего законодательства, не организованы мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию наружных систем, сетей и сооружений наружного водоснабжения, в том числе, бесхозяйных сетей водоснабжения, а также не приняты меры по постановке на учет бесхозяйных сетей водоснабжения частных домов, расположенных по адресу: <адрес>, вдоль домов № <данные изъяты>.
Разрешая доводы административного иска, суд исходит из следующего.
В соответствии с ч. 1 и ч. 3 ст. 225 ГК РФ вещь, которая не имеет собственника, является бесхозяйной. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
В силу ч. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах городского округа электро -, тепло -, газо - и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Аналогичные требования установлены ст. 7 Устава муниципального образования город Дивногорск Красноярского края, принятым местным референдумом 17.12.1995 г.
В соответствии ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Таким образом, на органы местного самоуправления возложена обязанность организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию систем, сетей и сооружений водоснабжения, в том числе, бесхозяйных сетей водоснабжения, а также обеспечить постановку на учет бесхозяйных сетей водоснабжения.
Как следует из представленных материалов, по результатам проведенной проверки прокуратурой г. Дивногорска главе города вынесено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства №ж-2019.
Ответом № от ДД.ММ.ГГГГ сообщено, во исполнение мер по устранению указанных нарушений администрацией города, для изготовления технической документации на сети водоснабжения, расположенные по адресу: <адрес>, запрошены технические характеристики у ресурсоснабжающей организации. Также указано на то, что органом местного самоуправления после установления необходимых параметров указанных сетей будут проведены мероприятия по постановке на учет в качестве бесхозяйных.
Вместе с тем до настоящего времени мероприятий, направленных на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию систем, сетей и сооружений наружного водоснабжения, в том числе бесхозяйных сетей водоснабжения не осуществляется, мер по постановке на учет бесхозяйной сети водоснабжения не принимается.
Согласно представленному Уведомлению Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края № сведения о существующих объектах (водопроводной сети) по адресу: <адрес>, вдоль домов <данные изъяты> в Реестре государственной собственности <адрес> не учитываются.
По сведениями Управления Росреестра по Красноярского края сведений о правообладателях спорных объектов в ЕГРН не имеется.
Таким образом, судом установлено бездействие административного ответчика в непринятии мер по постановке на учет спорных инженерных сетей.
В ходе судебного разбирательства администрацией г. Дивногорска, совместно с МУП «Дивногорский Водоканал» проведены мероприятия по выявлению бесхозяйного недвижимого имущества, в результате чего установлено, что постановке не учет подлежат следующие сети водоснабжения:
- сети холодного водоснабжения от ВК-2 до ВК-6 по адресу: <адрес>, диаметром 90 п/э, протяженностью 150 м; колодцы ВК-3, ВК-ПГ-4, ВК-6;
- сети холодного водоснабжения от ВК-2 до ВК-7 по адресу: <адрес>, диаметром 40п/э, протяженностью 115 м; диаметром 35 п/э, протяженностью 35м; колодец ВК-13;
- сети холодного водоснабжения от ВК-15 до ВК-13 по адресу: <адрес>, диаметром 40п/э, протяженностью 73 м; ВК-13.
В указанной части администрация г. Дивногорска признала требования административного иска.
Принимая во внимание, что остальные сети, в виду отсутствия технических условий, позволяющих признать их в качестве бесхозяйных и подлежащих последующей передаче на обслуживание гарантирующей организации либо организации которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в связи с чем суд приходит к выводу, что административное исковое заявление прокурора г. Дивногорска в интересах неопределенного круга лиц, подлежащим частичному удовлетворению, с учетом заявленных требований и на основании ч.1 ст.178 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-178, 273 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление иску прокурора г. Дивногорска в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Дивногорска о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по постановке на учет инженерных сетей водоснабжения, возложении обязанности устранить нарушение, – удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации г. Дивногорска, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет следующих инженерных сетей водоснабжения (водопроводных сетей) по адресу: <...> <данные изъяты>
Возложить на администрацию г. Дивногорска обязанность обратиться в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества следующих инженерных сетей водоснабжения (водопроводных сетей):
- сети холодного водоснабжения от ВК-2 до ВК-6 по адресу: <адрес>, диаметром 90 п/э, протяженностью 150 м; колодцы ВК-3, ВК-ПГ-4, ВК-6;
- сети холодного водоснабжения от ВК-2 до ВК-7 по адресу: <адрес>, диаметром 40п/э, протяженностью 115 м; диаметром 35 п/э, протяженностью 35м; колодец ВК-13;
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Дивногорский городской суд Красноярского края в течение 10 (десяти) дней со дня принятия судом решения.
Судья Н.В. Поцепнева
СОГЛАСОВАНО: Судья ________________ Н.В.Поцепнева