ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-485/20 от 19.02.2020 Кировского районного суда г. Самары (Самарская область)

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Самара 19 февраля 2020 года

Кировский районный суд г. Самара в составе:

председательствующего судьи Гутровой Н.В.,

при секретаре Коршуновой С.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-485/2020 по административному иску прокурора Кировского района г. Самара в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кировского внутригородского района г.о. Самара, межведомственной комиссии для оценки и обследования помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения (кроме жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации) пригодным (непригодным) для проживания граждан, многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории Кировского внутригородского района г.о. Самара о признании бездействия незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кировского района г. Самара в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Кировского внутригородского района г.о. Самара, межведомственной комиссии для оценки и обследования помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения (кроме жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации) пригодным (непригодным) для проживания граждан, многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории Кировского внутригородского района г.о. Самара (далее – Межведомственная комиссия) о признании бездействия незаконным, возложении обязанности на Межведомственную комиссию принять решение о признании домов, расположенных по адресам: <адрес> аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

В обоснование своих требований прокурор указал, что прокуратурой Кировского района г. Самара на основании решения от 26.06.2019 проведена проверка соблюдения администрацией Кировского внутригородского района г.о. Самара требований законодательства в сфере переселения граждан из аварийного жилищного фонда на территории Кировского района г. Самара, в том числе, жилищного законодательства в деятельности Межведомственной комиссии по признанию домов аварийными, непригодными для проживания и подлежащих сносу или реконструкции. Проверкой установлено, что в администрацию поступили заключения государственной жилищной комиссии Самарской области по результатам обследования помещений многоквартирных домов по адресам: <адрес>, в целях рассмотрения вопроса о признании пригодными (непригодными) для проживания помещений указанных многоквартирных домов. Постановлением администрации создана Межведомственная комиссия для оценки и обследования помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения (кроме жилых помещений жилищного фонда субъекта РФ) пригодным (непригодным) для проживания граждан, многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории Кировского внутригородского района г.о. Самара. Проведенной проверкой установлено, что в нарушение требований Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, решение об оценке соответствия помещений указанных многоквартирных домов в течение 30 дней с даты регистрации заключений государственной жилищной инспекции в отношении данных многоквартирных домов не принято. Администрацией 05.04.2016 направлено письмо в департамент управления имуществом г.о. Самара оо необходимости предоставления в Межведомственную комиссию пакетов документов по указанным домам с целью дальнейшего их признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, а также о проведении технического обследования указанных многоквартирных домов за счет средств бюджета г.о. Самара с целью признания их аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. Департаментом принято решение от 25.04.2016 о включении многоквартирных домов по адресам: <адрес>, в прогнозный план по признанию многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в период с 2016-2020 годы. В отношении дома по адресу: <адрес> администрацией по запросу Департамента 23.05.2016 за направлена дополнительная информация для включения указанного дома в прогнозный план. В настоящее время необходимые пакеты документов для признания многоквартирных домов, расположенных по указанным адресам, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в Администрацию района из Департамента не поступили. Прокуратурой района для устранения выявленных нарушений законодательства Главе Администрации внесено представление от 28.06.2019 , которое рассмотрено. Вместе с тем, решение, предусмотренное Положением, Межведомственной комиссией в настоящее время не принято. Принятые Межведомственной комиссией меры по названному вопросу не являются решением, которое в соответствии с п.п. 46, 47 Положения должно быть принято по результатам рассмотрения заключения жилищной инспекции. Тем самым фактически Межведомственная комиссия уклоняется от рассмотрения заключения надзорного органа и выносит формальное решение об истребовании документов. Непредставление (либо невозможность представления, в том числе финансов) собственниками помещений предложенных Межведомственной комиссией документов не является основанием для отказа в рассмотрении вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. Поскольку решение таких вопросов в соответствии с Положением относится к исключительной компетенции Межведомственной комиссии. Действующее жилищное законодательство обязывает Межведомственную комиссию проводить оценку состояния жилых помещений и многоквартирных домов независимо от финансово – экономических возможностей. Кроме того, если в Межведомственную комиссию обращаются не собственники помещений в доме, а орган государственного жилищного надзора, то комиссия не вправе требовать от собственников получения заключения специализированной организации и ставить рассмотрения обращения жилищной инспекции с принятием решения в зависимость от представления собственниками дополнительных документов. Таким образом Межведомственная комиссия обязана рассмотреть заключение жилищной инспекции, провести оценку соответствия многоквартирного дома в порядке, установленном п. 42 положения, и вынести решение в соответствии с пунктами 46 и 47 Положения, и в случае необходимости самостоятельно назначить проведение дополнительных обследований и испытаний в отношении спорного дома.

В ходе судебного разбирательства представитель прокурора Кировского района г. Самара по доверенности Чернова О.С. неоднократно уточняла исковые требования и в итоге просила признать незаконным бездействие администрации Кировского внутригородского района г.о. Самара, Межведомственной комиссии по решению вопроса о признании пригодными (непригодными) для проживания помещений многоквартирных домов по адресам : <адрес> обязать администрацию Кировского внутригородского района г.о. Самара, Межведомственную комиссию принято одно из предусмотренных пунктом 47 Положения решений об оценке соответствия указанных многоквартирных домов требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.

Представитель административных ответчиков – администрации Кировского внутригородского района г.о. Самара, Межведомственной комиссии по доверенностям Миронова Е.Н. в судебном заседании административный иск не признала, пояснила, что для признания жилых домов аварийными, подлежащими сносу или реконструкции, необходимо заключение специализированной организации. Решение в соответствии с п. 47 Положения Межведомственной комиссией не принято, так как не представлены соответствующие заключения. Считает, что администрация Кировского внутригородского района г.о. Самара является ненадлежащим ответчиком, принятие решений по данному вопросу в полномочия администрации не входит.

Представитель заинтересованного лица – департамента управления имуществом г.о. Самара по доверенности Болдырев Н.С. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении административного иска по основаниям, изложенным в возражениях. Пояснил, что многоквартирные дома <адрес> включены в список по признанию домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции на 2020год, департаментом ведется работа по подготовке соответствующей документации. Дома , внесены в прогнозный план на 2016-2020 годы, но в связи с отсутствием финансирования продлен срок рассмотрения вопроса о признании этих домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции до 2023года, основание продления указанного срока представить не может, так как документально не оформлено. Жилой дом <адрес> является муниципальной собственностью г.о. Самара, включен в реестр муниципального имущества 29.05.2000 за номером на основании Постановления Губернатора Самарской области № 166 от 29.05.2000.

Заинтересованное лицо – Государственная жилищная комиссия, в судебное заседание не явилось, о дате и времени судебного разбирательства извещено надлежащим образом, о причинах неявки суд не известило.

Заинтересованное лицо – администрация г.о. Самара, в судебное заседание не явилось, о дате и времени судебного разбирательства извещено надлежащим образом, о причинах неявки суд не известило, представило возражения на административный иск.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 15 ЖК РФ порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению и приспособлению общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.

В силу ст. 5 ЖК РФ федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.

Согласно п.п. 6 и 8 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль; …

В силу п.п. 8 и 9 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; осуществление муниципального жилищного контроля; …

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом (далее – Положение).

Данное Положение устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Согласно п. 7 Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации, а также иных жилых помещений в случаях, установленных настоящим Положением.

Пунктом 42 Положения предусмотрено, что Комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя), либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, либо на основании заключения экспертизы жилого помещения, проведенной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2019 г. N 1082 "Об утверждении Правил проведения экспертизы жилого помещения, которому причинен ущерб, подлежащий возмещению в рамках программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования, методики определения размера ущерба, подлежащего возмещению в рамках программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования за счет страхового возмещения и помощи, предоставляемой за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и о внесении изменений в Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом", проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.

Согласно пункту 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;

о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;

о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;

о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Согласно абз. 2 пункта 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Согласно ст. 5 Закона Самарской области от 06.07.2015 N 74-ГД "О разграничении полномочий между органами местного самоуправления городского округа Самара и внутригородских районов городского округа Самара по решению вопросов местного значения внутригородских районов" органы местного самоуправления городского округа Самара принимают решения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации); …

Органы местного самоуправления внутригородских районов городского округа Самара создают в установленном порядке межведомственную комиссию для оценки и обследования помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения (кроме жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации) пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; …

Пунктом 2 Порядка принятия решения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденного Постановлением Администрации городского округа Самара от 22.08.2016 N 1150, предусмотрено, что основанием принятия решения является заключение созданной органом местного самоуправления внутригородского района городского округа Самара межведомственной комиссии об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47.

Судом установлено, что 26.02.2016 в Межведомственную комиссию поступили заключения Государственной жилищной инспекции Самарской области от 20.02.2016 в отношении жилых домов, расположенных по адресам: <адрес>, по результатам обследования которых Межведомственной комиссии рекомендовано принять решения в соответствии с пунктом 47 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47. (л.д. 11, 12-19).

Согласно Протоколу № 1 от 25.03.2016 Межведомственной комиссией решено в соответствии с п. 45 (1) Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 направить письмо в Департамент управления имуществом г.о. Самара с предложением представить в Межведомственную комиссию документы, указанные в п. 45 настоящего Постановления для решения вопроса о выявлении оснований для признания многоквартирных домов по адресу: <адрес>, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции (л.д. 24об.)

Согласно сообщению Департамента многоквартирный дом <адрес> включен в список многоквартирных домов, планируемых к обследованию в 2016году за счет средств бюджета г.о. Самара с целью признания их аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. Многоквартирные дома по адресам : <адрес> включены в прогнозный план по признанию многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в период с 2016-2020.

По состоянию на 18.07.2019 документы для признания многоквартирных домов <адрес> аварийными и подлежащими сносу или реконструкции из департамента в администрацию района не поступали, что подтверждается сообщением И.О. главы администрации Кировского внутригородского района г.о. Самара от 09.08.2019.

С учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что до настоящего времени заключения Государственной жилищной инспекции о техническом состоянии указанных многоквартирных домов в установленном Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 порядке Межведомственной комиссией не рассмотрены и в соответствии с пунктом 47 Положения, утвержденного названным Постановлением Правительства РФ, решения не приняты, фактически Межведомственная комиссия уклонилась от рассмотрения заключений Государственной жилищной инспекции и вынесла решение об истребовании документов.

Суд также считает, что нарушение процедуры принятия решения, предусмотренного п. 47 Положения, влечет нарушение жилищных прав граждан и безопасности проживания граждан в указанных домах, поскольку принятие решения Межведомственной комиссией решения, предусмотренного п. 47 Положения, является основанием для принятия органом местного самоуправления решения о дальнейшем использовании многоквартирных домов.

Непредставление (либо невозможность представления, в том числе финансовая) собственниками помещений предложенных межведомственной комиссией документов не является основанием для отказа в рассмотрении вопроса о признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, поскольку решение таких вопросов в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 47 относится к исключительной компетенции Межведомственной комиссии.

Действующее законодательство обязывает Межведомственную комиссию проводить оценку состояния жилых помещений и многоквартирных домов независимо от финансово-экономических возможностей.

К тому же, в Межведомственную комиссию обратился орган государственного жилищного надзора, а не собственники помещений в доме, в связи с чем Межведомственная комиссия не вправе ставить рассмотрение заключения жилищной инспекции с принятием решения в зависимость от представления собственниками дополнительных документов.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что административный иск прокурора Кировского района г. Самара следует удовлетворить.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск прокурора Кировского района г. Самара в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кировского внутригородского района г.о. Самара, межведомственной комиссии для оценки и обследования помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения (кроме жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации) пригодным (непригодным) для проживания граждан, многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории Кировского внутригородского района г.о. Самара о признании бездействия незаконным удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Кировского внутригородского района г.о. Самара, межведомственной комиссии для оценки и обследования помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения (кроме жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации) пригодным (непригодным) для проживания граждан, многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории Кировского внутригородского района г.о. Самара по решению вопроса о признании пригодными (непригодными) для проживания помещений, признании аварийными и подлежащими сносу или реконструкции многоквартирных домов, расположенных по адресам: <адрес>.

Обязать администрацию Кировского внутригородского района г.о. Самара принять решение в соответствии с пунктом 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. № 47, в отношении многоквартирных домов расположенных по адресам: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд в течение месяца через Кировский районный суд г. Самара.

Председательствующий Н.В. Гутрова

Мотивированное решение изготовлено 28.02.2020г.