Решение
Именем Российской Федерации
21 ноября 2016 года с. Степное
Степновский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Товкань В.Т.,
с участием:
представителя административного ответчика Б.Е.А.,
при секретаре Поплутиной И.С.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению Я.А.Н. к административному ответчику Главному Управлению Федеральной службы судебных приставов по ...... отделу судебных приставов об оспаривании действий судебного пристава исполнителя,
установил:
Я.А.Н. обратилась в Степновский районный суд с административным исковым заявлением к административному ответчику Главному Управлению Федеральной службы судебных приставов по ...... отделу судебных приставов об оспаривании действий судебного пристава исполнителя
В обоснование заявленных требований указала, что ... года ... городской суд выдал Я.А.Н., исполнительный лист серия ВС ... по делу .... ...... городской суд решил взыскать с Ю.Т.А. в пользу Я.А.Н. в счет возмещения морального вреда .... ... приговор вступил в законную силу.
... судебным приставом-исполнителем ... отдела судебных приставов было вынесено постановление р возбуждении исполнительного производства. После безрезультатных ожиданий ответа о проделанной работе судебного пристава-исполнителя по взысканию суммы морального вреда, ею был направлен запрос о предоставлении информации по исполнительному производству ... от ....
.... начальник ... отдела - старший судебный пристав УФССП России по ...Т.А.В., направил в её адрес ответ о том, что судебный пристав-исполнитель ...., направил запросы во все регистрирующие органы для выяснения имущественного положения должника. При поступлении ответов на запросы установлено, что денежных средств и имущества, на которое возможно обратить взыскание у должника не имеется. Согласно ответов кредитных организаций, о имеющихся счетах сведения отсутствуют. Имеются счета в Сбербанке РФ, на которые вынесено постановление об обращении взыскания на денежные средства.
Денежные средства не поступали. В ходе проведения исполнительных действий выезду по месту регистрации должника Ю.Т.А. составлен акт об отсутствии имущества, на которое можно обратить взыскание. В ходе ведения исполнительного производства установлено, что должник осужден ... судом и в настоящее время находится в местах лишения свободы. Судебным приставом-исполнителем .... направлено постановление для исполнения по месту получения дохода осужденного.
...г. судебным приставом-исполнителем ... отдела судебных приставов УФССП России по ...Х.А.С. было вынесено постановление об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа взыскателю. Было установлено, что у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.
...г. судебным приставом-исполнителем ... отдела судебных приставов УФССП России по ...Х.А.С. было вынесено постановление об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа взыскателю. Было установлено, что исполнительный документ, по которому взыскание не производилось, возвращается взыскателю в связи с тем, что невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в кредитных организациях, за исключением случаев когда предусмотрен розыск.
С указанными действиями она не согласна, поскольку они нарушают её право выраженное в возмещении морального вреда от потери близкого ейчеловека, Я.А.Н.
Бездействие судебного пристава-исполнителя не соответствуют требованиям ст. 65 ФЗ «Об исполнительном производстве», которая гласит о том, что в случае отсутствия сведений о местонахождении должника по исполнительным документам, содержащим требования о возмещении вреда судебный пристав- исполнитель по своей инициативе или по заявлению взыскателя выносит постановление о розыске должника, которое утверждается старшим судебным приставом.
... должник Ю.Т.А. вышел из мест лишения свободы. Зарегистрирован Ю.Т.А., до вступления приговора ... городского суда от ... по делу ... в законную силу, по адресу: .... Приговором ... районного суда, Ю.Т.А. был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст.111 УК РФ и назначено наказание в виде лишения свободы сроком на пять лет с дополнительным наказанием в виде ограничения свободы сроком на 6 месяцев. На основании ст.53 УК РФ были установлены следующие ограничения: не менять место жительства без согласия ФКУ УИИ ГУФСИН России. Срок наказания исчислять с .... Взыскать с Ю.Т.А. в пользу Я.А.Н. в счет возмещения морального вреда ....
В соответствии со ст. 67 ФЗ «Об исполнительном производстве», при неисполнении должником в установленный срок без уважительных причин требований, содержащихся в исполнительном документе, выданном на основании судебного акта судебный пристав-исполнитель вправе по заявлению взыскателя или собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации.
Указанные действия судебного пристава-исполнителя вышестоящему должностному лицу не обжаловались.
В соответствии со ст. 121 ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Просит суд признать действие (бездействие) судебного пристава исполнителя Х.А.С., не подавшей в розыск Ю.Т.А., после ...., постановление ... от .... незаконными.
Признать действие (бездействие) судебного пристава исполнителя Х.А.С., не вынесшей постановление о временном ограничении на выезд должника из РФ, постановление ... от ...., незаконными.
В судебном заседании административный ответчик – начальник отдела УФССП России по СК Степновского отдела судебных приставов – Б.Е.А. заявленные требования не признал и просил суд отказать в их удовлетворении.
Административный истец Я.А.Н., заинтересованное лицо Ю.Т.А., в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о месте, дате и времени судебного заседания, о причинах уважительности своей неявки суд в известность не поставили. Заявлений об отложении дела не поступало. Суд, с учетом мнения административного ответчика, счел возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения административного ответчика, исследовав материала дела, исполнительное производство, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому право на государственную защиту его прав и свобод, в том числе на подачу в суд заявлений о признании недействительными ненормативных актов, решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц - незаконными, как оно сформулировано в статьях 45 (часть 1) и 46 (части 1 и 2), непосредственно не устанавливает какой-либо определенный порядок осуществления судебной проверки ненормативных актов, решений и действий (бездействия) соответствующих органов и должностных лиц. Конституционное право на судебную защиту не предполагает возможность для гражданина по собственному усмотрению выбирать способ и процедуру судебного оспаривания, они определяются исходя из Конституции Российской Федерации федеральными законами.
В соответствии со статьей 1 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации, настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
В соответствии со статьей 2 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела:1) об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части; 2) об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих; 3) об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в том числе саморегулируемых организаций; 4) об оспаривании решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей; 5) об оспаривании решений, действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи и экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи (далее также - экзаменационные комиссии); 6) о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации; 7) о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, или права на исполнение судебного акта суда общей юрисдикции в разумный срок.
Главой 22 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации, могут быть оспорены решения, действия (бездействие): органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии с п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" к должностным лицам, решения, действия (бездействие) которых могут быть оспорены, следует относить лиц, постоянно, временно, в том числе по специальному полномочию, выступающих от имени федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации, принявших оспариваемое решение, совершивших оспариваемое действие (бездействие), имеющие обязательный характер и затрагивающие права и свободы граждан и организаций, не находящихся в служебной зависимости от этих лиц.
К должностным лицам, в частности, относятся: должностные лица службы судебных приставов, исполняющие судебные постановления или постановления иных органов, а также должностные лица службы судебных приставов, обеспечивающие установленный порядок деятельности судов.
В судебном заседании установлено, что согласно материалам исполнительного производства ...-ИП предметом исполнения на общую сумму в размере ... с должника Ю.Т.А., постановлением судебного пристава-исполнителя ... отдела судебных приставов УФССП России по СК от ... в отношении должника Ю.Т.А. возбуждено исполнительное производство ...-ИП о взыскании морального вреда в размере ... на основании исполнительного листа ... от .... по делу ....
Согласно ответа ... от ... сведениями в отношении Ю.Т.А. Федеральная налоговая служба России, не располагает.
Согласно ответа ... от ... сведениями в отношении Ю.Т.А. о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях застрахованного лица Ю.Т.А., Пенсионный фонд РФ не располагает.
Согласно ответа ... от ... сведениями в отношении Ю.Т.А., о наличии в банке лицевой, расчетной, депозитной, ссудной и иных четов, денежных средств и иных ценностей, Сбербанк РФ (Ставрополь), не располагает.
Согласно ответа ... от ... сведениями в отношении Ю.Т.А. о зарегистрированных автотранспортных средствах, Подразделение ГИБДД ТС Министерство внутренних дел России, не располагает.
Согласно постановления судебного пристава-исполнителя ... отдела судебных приставов УФССП России по СК от ..., для осуществления взыскания копия исполнительного документа направлена в ....
Согласно акта о совершении исполнительных действий судебного пристава-исполнителя ... отдела судебных приставов УФССП России по СК от ..., при выезде по месту регистрации должника Ю.Т.А. по адресу: ..., установлено, что должник фактически по данному адресу не проживает. Имущество, на которое возможно обратить взыскание - отсутствует.
Согласно акта судебного пристава-исполнителя ... отдела судебных приставов УФССП России по СК от ..., установлено, что невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в кредитных организациях.
Согласно постановления судебного пристава-исполнителя ... отдела судебных приставов УФССП России по СК от ..., исполнительное производство ...-ИП - окончено, в связи с невозможностью установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в кредитных организациях.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года № 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.
При этом необходимо учитывать, что ст.219 КАС РФ предусмотрены специальные сроки оспаривания отдельных решений, действий или бездействия.
Согласно ст. 122 ФЗ "Об исполнительном производстве" жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействия).
Аналогичные положения содержатся в ч. 3 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которому административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Исходя из положений части 3 статьи 92 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительных причин, а так же невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительными причинам) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Таким образом, пропуск установленного законом срока для обращения в суд за защитой нарушенного права при отсутствии доказательств, свидетельствующих о наличии уважительных причин пропуска срока, является самостоятельным основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании установлено, что заявителем не нарушен срок для обжалования постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа взыскателю от ...
В соответствии с ч.1 ст.12 Федерального закона №118-ФЗ «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Согласно ст.64 Федерального закона от 02.10.2007г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
При этом в ходе исполнительного производства должен быть обеспечен баланс интересов должника и взыскателя.
В соответствии со ст. 65 ФЗ «Об исполнительном производстве», в случае отсутствия сведений о местонахождении должника по исполнительным документам, содержащим требования о возмещении вреда судебный пристав- исполнитель по своей инициативе или по заявлению взыскателя выносит постановление о розыске должника, которое утверждается старшим судебным приставом.
В соответствии со ст. 67 Федерального закона «Об исполнительном производстве» при неисполнении должником-гражданином или должником, являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный для добровольного исполнения срок без уважительных причин требований, содержащихся в исполнительном документе, сумма задолженности по которому превышает десять тысяч рублей, или исполнительном документе неимущественного характера, выданных на основании судебного акта или являющихся судебным актом, судебный пристав-исполнитель вправе по заявлению взыскателя или собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации.
В соответствии со ст. 121 ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
С учетом указанных положений, суд приходит к выводу, действие действия судебного пристава-исполнителя ... отдела Х.А.С. по исполнительному листу серии ВС ..., выданного ...... городским судом ... о взыскании с Ю.Т.А. в пользу Я.А.Н. в счет возмещения морального ущерба ..., нарушает права взыскателя по исполнительному производству на правильность исполнения требования исполнительного документа, в связи с чем не могут быть признаны законными и обоснованными.
Как указано в п.42 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015г. №50 перечень исполнительных действий, приведенный в ч.1 ст.64 Закона об исполнительном производстве, не является исчерпывающим, и судебный пристав-исполнитель вправе совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов, если они соответствуют задачам и принципам исполнительного производства (статьи 2 и 4 Закона об исполнительном производстве), не нарушают защищаемые федеральным законом права должника и иных лиц. К числу таких действий относится вынесение постановления о временном ограничении на выезд должника за пределы Российской Федерации.
Как следует из ст.12 Федерального закона «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Анализ указанных доказательств и их оценка каждого в отдельности и в совокупности дает основания суду считать, что заявленные требования Я.А.Н. об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя ... отдела судебных приставов УФССП по ..., подлежат удовлетворению.
Руководствуясь Федеральным законом от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», ст.ст. 175-180 КАС РФ,-
решил:
Административное исковое заявление Я.А.Н. к административному ответчику Главному Управлению Федеральной службы судебных приставов по ...... судебных приставов об оспаривании действий судебного пристава исполнителя - удовлетворить.
Признать действия судебного пристава-исполнителя ... отдела Х.А.С. по исполнительному листу серии ВС ..., выданного ... Минераловодским городским судом ... о взыскании с Ю.Т.А. в пользу Я.А.Н. в счет возмещения морального ущерба ... - незаконным.
Обязать судебного пристава-исполнителя ... отдела установить место нахождения Ю.Т.А., путем объявления его в розыск, вынести постановление о временном ограничении на выезд должника Ю.Т.А. за пределы Российской Федерации, признать постановление судебного пристава исполнителя от ...... об окончании исполнительного производства и возвращение исполнительного документа взыскателю - незаконным.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Степновский районный суд в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.
Председательствующий судья В.Т. Товкань
Мотивированное решение изготовлено ...