дело № 2а-485/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Вяземский районный суд Смоленской области в составе:
председательствующего, – судьи Вяземского районного суда Смоленской области Красногирь Т.Н.,
при секретаре Зуевой С.А.,
с участием административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика - администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области о признании незаконным отказа в переводе нежилого помещения в жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Изначально ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области о признании незаконным отказа в переводе нежилого помещения в жилое помещение.
Протокольным определением Вяземского районного суда Смоленской области от 23 января 2018 года (л.д.40) в качестве третьего лица привлечен Департамент Смоленской области по культуре и туризму.
Определением Вяземского районного суда Смоленской области от 19 февраля 2018 года (л.д.61-64) прекращено производство по гражданскому делу по иску ФИО1 к администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области о признании незаконным отказа в переводе нежилого помещения в жилое помещение на основании абз. 2 ст. 220 ГПК РФ и п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ, так как оно не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке – в порядке административного судопроизводства. Дело по требованиям ФИО1 к администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области о признании незаконным отказа в переводе нежилого помещения в жилое помещение передано для рассмотрения заявленных требований по существу по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации - в порядке административного судопроизводства.
В обоснование административных исковых требований административный истец ФИО1 указал, что по договору купли-продажи от 15 октября 1996 года, удостоверенного нотариусом Вяземской государственной нотариальной конторы Смоленской области И.Г. по реестру номер ХХХ, приобрел в собственность квартиру № ..., расположенную в доме № ... по ул. .... Названный договор зарегистрирован в БТИ Вяземского района под реестровым номером ХХХ.
Постановлением главы администрации Вяземского района Смоленской области № ХХХ от 11 ноября 1996 года указанная квартира переведена в нежилое помещение под нотариальную контору.
21 марта 2011 года произведена регистрация права собственности на нежилое помещение в УФРС ГР кадастра и картографии по Вяземскому району Смоленской области, получено свидетельство о государственной регистрации права номер ХХХ.
С 20 марта 2009 года по 31 марта 2017 года он занимался предпринимательской деятельностью в области права, с 31 марта 2017 года является собственником нежилого помещения по адресу: ..., но не является предпринимателем, а является физическим лицом.
В настоящее время у него возникла необходимость в переводе нежилого помещения в жилое помещение, то есть в двухкомнатную квартиру, приобретенную по вышеназванному договору купли-продажи.
07 ноября 2017 года обратился с заявлением на имя главы администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области с приложением нотариально удостоверенных документов, в котором просил перевести нежилое помещение в жилое помещение (квартиру).
Уведомлением № ХХХ от 10 ноября 2017 года ему отказано в переводе нежилого помещения в жилое помещение со ссылкой на ч. 2, гл. 3, ст. 23 ЖК РФ. Данный отказ считает необоснованным по следующим основаниям.
Исполнители отказа в переводе из нежилого помещения в жилое помещение руководствовались п. 2 ст. 23 ЖК РФ без учета внесенных изменений в ст. 23 ЖК РФ Федеральным законом № 133-ФЗ от 28 июля 2012 года, которым п. 2 ст. 23 ЖК РФ дополнен п. 2.1, где указано, что заявитель вправе не представлять документы, предусмотренные пунктами 3 и 4 части 2 статьи 23 ЖК РФ, а также в случае, если право на переводимое помещение зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, документы, предусмотренные ч. 2 ст. 23 ЖК РФ. Для рассмотрения заявления о переводе помещения орган, осуществляющий перевод помещений, запрашивает следующие документы по собственной инициативе: правоустанавливающие документы на переводимое помещение, если право на него зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости; план переводимого помещения с его техническим описанием; поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение.
Документы, предусмотренные пунктами 1,2, им предоставлялись вместе с заявлением о переводе.
В уведомлении об отказе в переводе указано, что на техническом плане показано два помещения с отдельными входами. С данным утверждением он не согласен по следующим основаниям.
В целях экономии поставляемой электроэнергии в декабре 2012 года им был проделан дополнительных вход в малую комнату, где занимался юридической деятельностью как частнопрактикующий юрист. Вход между комнатами не реконструировался, а был заставлен шкафом для одежды, что следует из плана квартиры в техническом паспорте. О реконструкции дополнительной двери он обращался в администрацию Вяземского района Смоленской области за разрешением о проведении реконструкции, 10 декабря 2009 года выдана справка № ХХХ, из которой следует, что разрешение на реконструкцию не требуется. Никакой инициативы, предусмотренной ч. 6 ст. 23 ЖК РФ, при обращение о переводе нежилого помещения в жилое помещение (квартиру) он не проявлял и его устраивает дополнительный вход в квартиру при дальнейшем ее использовании.
Ссылаясь на данные обстоятельства, просит: признать незаконным отказ администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области о переводе нежилого помещения в жилое помещение, расположенное по адресу: ...; признать принадлежащее ему нежилое помещение жилым помещением (квартирой).
В судебном заседании административный истец ФИО1 требования поддержал по основаниям и доводам, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика – администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области ФИО2 требования не признала, поскольку решение об отказе заявителю принято органом местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством, в установленные законом сроки. Просит в иске отказать за необоснованностью по основаниям и доводам, изложенным в возражении (л.д.87-92), согласно которому по итогам рассмотрения заявления ФИО1, уведомлением Администрации от 10 ноября 2017 года № ХХХ заявителю отказано в переводе нежилого помещения в жилое помещение, поскольку им не были представлены в числе прочих предусмотренные п. 2 ст. 23 ЖК РФ документы: техническое описание переводимого помещения; поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение; подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения. При этом заявителю сообщено, что на техническом плане, подготовленным Вяземским отделением Смоленского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», показано два помещения с отдельными входами. Также, в соответствии с Правилами землепользования и застройки г. Вязьма, переводимый объект находится на земельном участке, расположенном в зоне ОД1 «Многофункциональные центры обслуживания и общественно-деловой активности общегородского значения», в которой отсутствует испрашиваемый заявителем вид разрешенного использования, следовательно, полагает, что невозможно осуществить перевод нежилого помещения в жилое помещение.
Представитель третьего лица – Департамента Смоленской области по культуре и туризму не явился, просит рассмотреть дело в свое отсутствие (л.д.72). В представленном объяснении на иск (л.д.72), указал, что здание, расположенное по адресу: ..., в соответствии с решением Смоленской областной Думы от 28 февраля 1995 года № ХХХ состоит на государственной охране как объект культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения «Дом жилой», нач. ХХ в., включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, зарегистрирован в указанном реестре под номером ХХХ. Вопросы имущественного характера в компетенцию Департамента не входят (постановление Администрации Смоленской области от 29 июня 2012 года № ХХХ).
Выслушав участников процесса, исследовав материалы настоящего дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п. 1 ст. 288 Гражданского Кодекса Российской Федерации собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований ЖК РФ и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно частей 6,9 статьи 1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации градостроительное зонирование – зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов – видов разрешенного использования земельных участков (в пределах границ соответствующей территориальной зоны), равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков).
В соответствии с пунктом 2 статьи 37 Градостроительного Кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В силу ч. 1 ст. 55.24 Градостроительного Кодекса Российской Федерации эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с их разрешенным использованием (назначением).
Из части 1 статьи 55.24 Градостроительного Кодекса Российской Федерации следует, что осуществление эксплуатации зданий, сооружений предусмотрено в соответствии с их разрешенным использованием (назначением).
Частью 4 статьи 22 ЖК РФ установлено, что перевод нежилого помещения в жилое помещение не допускается, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц.
Требования, предъявляемые к жилым помещениям, указаны в статье 15 ЖК РФ и в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47.
Согласно ч. 2 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
В соответствии с пунктом 9 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, жилые помещения должны располагаться преимущественно в домах, расположенных в жилой зоне в соответствии с функциональным зонированием территории.
В силу ч. 1 ст. 23 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления.
В соответствии с ч. 2 ст. 23 ЖК РФ для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:
1) заявление о переводе помещения;
2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);
4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение;
5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).
В силу ч. 2.1 ст. 23 ЖК РФ заявитель вправе не представлять документы, предусмотренные пунктами 3 и 4 части 2 настоящей статьи, а также в случае, если право на переводимое помещение зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, документы, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи. Для рассмотрения заявления о переводе помещения орган, осуществляющий перевод помещений, запрашивает следующие документы (их копии или содержащиеся в них сведения), если они не были представлены заявителем по собственной инициативе:
1) правоустанавливающие документы на переводимое помещение, если право на него зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости;
2) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);
3) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение.
Орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать от заявителя представление других документов кроме документов, истребование которых у заявителя допускается в соответствии с частью 2 настоящей статьи (ч. 3 ст. 23 ЖК РФ).
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение содержится в части 1 статьи 24 Жилищного Кодекса РФ, согласно которой в переводе может быть отказано в числе прочего в случае непредставления определенных ч. 2 ст. 23 ЖК РФ документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя (пункт 1).
Судом установлено и следует из материалов дела, на основании договора купли-продажи квартиры от 15 октября 1996 года, удостоверенного нотариусом Вяземского нотариального округа И.Г., ФИО1 является собственником квартиры № ..., расположенной в доме № ... по ул. ... (л.д. 5).
Постановлением главы администрации Вяземского района Смоленской области № ХХХ от 11 ноября 1996 года частному нотариусу Вяземского нотариального округа ФИО1 разрешено переоборудовать жилое помещение, находящееся по адресу: ..., жилой площадью 28,82 кв.м., под размещение частной нотариальной конторы (л.д. 7).
21 марта 2011 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области ФИО1 выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности на нежилое помещение, общей площадью 36,4 кв.м., расположенное по адресу: ... (л.д. 8).
Приказом № ХХХ от 07 октября 2015 года Министерства культуры Российской Федерации зарегистрирован объект культурного наследия регионального значения «Дом жилой», нач. ХХ в., расположенный по адресу: ..., в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации, с присвоением регистрационного номера ХХХ (л.д.72).
С 20 марта 2009 года по 31 марта 2017 года ФИО1 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (л.д. 17, 18).
07 ноября 2017 года ФИО1 обратился с заявлением на имя главы администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области о переводе принадлежащего ему на праве собственности нежилого помещения в жилое помещение, расположенное по адресу: ... (л.д. 19), приложив к заявлению следующие ксерокопии документов: свидетельство о государственной регистрации права от 21 марта 2011 года; договор купли-продажи квартиры от 15 октября 1996 года; акт № ХХХ от 26 октября 1996 года (дубликат); лист записи в ОГРИП от 31 марта 2017 года; уведомление о снятии с учета физического лица в налоговом органе от 31 марта 2017 года; архивную справку № ХХХ от 23 декабря 2000 года; извлечение их технического паспорта от 20 ноября 2009 года; кадастровый паспорт от 01 февраля 2011 года; справку о перепланировке помещения от 10 декабря 2009 года.
Уведомлением администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области № ХХХ от 10 ноября 2017 года (л.д.20) заявителю ФИО1 отказано в переводе нежилого помещения общей площадью 36,4 кв.м., находящегося по адресу: ..., в жилое помещение в соответствии с пунктом 2 статьи 23 главы 3 Жилищного кодекса РФ, поскольку заявителем не представлены: поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение, подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения. Также сообщено, что на техническом плане, подготовленном Вяземским отделением Смоленского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», показано два помещения с отдельными входами.
Суд не может согласиться с оспариваемым уведомлением в части непредставления ФИО1 на рассмотрение администрации поэтажного плана дома, в котором находится переводимое помещение, поскольку согласно ч. 2.1 ст. 23 ЖК РФ заявитель вправе не представлять данный документ. При этом для рассмотрения заявления о переводе помещения орган, осуществляющий перевод помещений, в рассматриваемом случае – администрация муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области, в случае непредставления заявителем поэтажного плана дома, в котором находится переводимое помещение, в соответствии с названной нормой права, должна была запросить данный документ по собственной инициативе.
Частью 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации определено, что проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Обязанность представления подготовленного и оформленного в установленном порядке проекта переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения согласно пункту 5 части 2 статьи 23 ЖК РФ возложена на заявителя.
Поскольку заявителем ФИО1 в администрацию муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области не был представлен указанный проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения, оспариваемое уведомление администрации № ХХХ от 10 ноября 2017 года соответствует требованиям действующего законодательства, в том числе п. 1 ч. 1 ст. 24 ЖК РФ, не нарушает прав административного истца, направлено на соблюдения процедуры перевода нежилого помещения в жилое помещение.
При вышеуказанных установленных по делу обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения требований административного истца в заявленном размере. При этом ФИО1 не препятствует, устранив допущенное нарушение, повторно обратиться в администрацию муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области с заявлением о переводе нежилого помещения в жилое помещение.
В соответствии с п. 2 ч. 9 ст. 226 КАС РФ судом проверен срок обращения административного истца с настоящим иском в суд.
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если КАС РФ не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Оспариваемое уведомление № ХХХ принято 10 ноября 2017 года (л.д.20), административное исковое заявление подано в суд посредством почтовой связи 28 ноября 2017 года (л.д.21), то есть в установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ срок.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227, 228 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области о признании незаконным отказа в переводе нежилого помещения в жилое помещение отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Смоленский областной суд через Вяземский районный суд Смоленской области.
Судья Т.Н. Красногирь