ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-485/2021 от 22.07.2021 Прионежского районного суда (Республика Карелия)

Дело № 2а-485/2021

10RS0013-01-2021-000799-44

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:

Председательствующего судьи: Т.В.Барановой,

при секретаре: А.Б.Галашовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кокачевой О.М. к администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия,

у с т а н о в и л:

Кокачева О.М. (далее также по тексту административный истец) обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия (далее также по тексту административный ответчик, Администрация), согласно которому просила признать незаконным бездействие Администрации, выразившееся в непринятии мер по организации дополнительного обследования основных конструкций многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ..., обязать Администрацию в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать проведение специализированной организацией дополнительное обследование основных конструкций многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ..., с целью обеспечения рассмотрения межведомственной комиссией вопроса о наличии оснований для признания дома аварийным и подлежащим сносу или капитальному ремонту.

Административный иск мотивирован тем, что Кокачева О.М. является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: ... с 1991 года. В 1995 года административный истец вместе со своей дочерью была вынуждена покинуть квартиру, расположенную в вышеуказанном многоквартирном доме, поскольку многоквартирные дома поселка были отключены от электроснабжения и теплоснабжения. В соответствии с положениями Закона Республики Карелия «О передаче военных городков в муниципальную собственность» от 10.08.1995 освобожденное имущество военных городков, в т.ч. №70-а передано в муниципальную собственность Прионежского района. Во исполнение решения Прионежского районного суда Республики Карелия от 26.02.2020, апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Карелия от 04.06.2020 было зарегистрировано право собственности Администрации на многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Республика Карелия, Прионежский район, п. Новое Лососинное д. 3. После чего постановлением Администрации от 11.11.2020 №1055 жилое помещение, расположенное по адресу: ..., нанимателем которого является административный истец, признано непригодным для проживания. Однако до настоящего времени вопрос о признании жилого дома в целом непригодным (пригодным) для проживания граждан, признания его аварийным или восстановления жизнеобеспечения поселка Администрацией не разрешен. 16.03.2021 административный истец обратилась в межведомственную комиссию с заявлением о признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу, однако Кокачевой О.М. разъяснили, что решение о признании дома аварийным и подлежащим сносу может основывать только на результатах обследования дома специализированной организации, заключение которой в настоящее время отсутствует. Ссылаясь на то, что Администрация не предприняла надлежащих мер по содержанию жилого дома, что привело к его разрушению, полагая, что административный ответчик как орган публичной власти уклонился от исполнения обязанности по организации проведения специализированной организацией дополнительного обследование многоквартирного дома, решение указанного вопроса возложила на нанимателя, который не имеет возможности проживать в непригодном жилом помещении, административный истец обратилась в суд с настоящими исковыми требованиями.

В судебном заседании административный истец и представитель административного истца, действующая на основании доверенности и представившая диплом о высшем юридическом образовании, поддержали исковые требования в полном объеме.

Представитель административного ответчика, действующая на основании доверенности и представившая диплом о высшем юридическом образовании, возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснила, что обязанность организовать обследование многоквартирного дома специализированной организаций возложено действующим законодательством на заявителя, то есть в данном случае на Кокачеву О.М. Поскольку жилое помещение, расположенное по адресу: Республика Карелия, Прионежский район, п. Новое Лососинное д. 3, кв.14 признано непригодным для проживания, то Администрация прав административного истца не нарушала.

Заслушав участников судебного разбирательства, исследовав письменные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 9 ст. 227 КАС РФ суд, в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

Из смысла приведённых правовых норм следует, что обязательным условием для удовлетворения судом требований об оспаривании решений и действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего является установление незаконности этих решений и действий и нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца.

При этом обязанность доказывания такого нарушения возлагается на лицо, обратившееся в суд (ч. 9 и 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Обязанность доказывания наличия оснований для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, согласно части 11 статьи 226 КАС РФ возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Судом установлено и из материалов административного дела следует, что постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 №227 «О передаче военных городков в государственную собственность Республики Карелия» военный городок №70-а передан государственную собственность Республики Карелия.

Постановлением Председателя Правительства Республики Карелия от 24.07.1995 №602 военный городок №70-а передан в муниципальную собственность Прионежского района.

Законом Республики Карелия от 14.08.1995 №71-ЗРК в муниципальную собственность Прионежского муниципального района Республики Карелия передано освобожденное имущество военного городка №70 А в п. Лососинное.

Постановлением Законодательного собрания Республики Карелия «Об образовании населенного пункта Прионежского района от 27.12.1995 №106 ПГ в связи с передачей военного городка №70 А в муниципальную собственность Прионежского района образован новый населенный пункт Прионежского района, которому присвоено наименование - поселок Новое Лососинное.

Учитывая положения вышеуказанных нормативных правовых актов в совокупности, суд приходит к выводу о том, что расположенный в п. Новое Лососинное многоквартирный жилой дом является муниципальной собственностью Прионежского муниципального района Республики Карелия.

Нанимателем жилого помещения расположенного в вышеуказанном многоквартирном жилом доме п. Новое Лососинное, является Кокачева О.М.

Указанному жилому помещению присвоен кадастровый номер , при этом согласно выписке из ЕГРН 29.04.2020 на указанное жилое помещение зарегистрировано право собственности Прионежского муниципального района Республики Карелия.

Согласно акту от 21.09.2020 №44, составленного Межведомственной комиссии, назначенной Постановлением Администрации Прионежского муниципального района №995 от 23.10.2020, проведено обследование жилого помещения, расположенного по адресу: ... на основании заявления Кокачевой О.М. В ходе обследования состояния жилого дома, здания установлено, что снаружи фундамент имеет трещины, увлажнение, кирпичная кладка имеет повреждения, следы сырости и намокания. Сколы, повреждения покрытия кровли, чердачных помещений. Следы сырости плит перекрытий. Внутри помещения: следы увлажнения на стенах и потолках, разрушение штукатурного слоя. Вздутие обоев, обрывы. Полы - изношенность, стертость. Захламленность помещения. Отсутствие радиаторов, сантехнических приборов. Водоснабжение, водоотведение, отопление, электроприборы, оборудование к электромонтажном щитке отсутствуют. Межведомственной комиссией выявлены основания для признания указанного жилого помещения непригодным для проживания. При этом к обследованию не были привлечены представители специализированной организации, эксперты.

Постановлением администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия от 11.11.2020 №1055 жилое помещение, расположенное по адресу: ... признано непригодным для проживания.

04.03.2021 Кокачева О.М. обратилась в Администрацию с заявлением о проведении обследования многоквартирного жилого дома в п. Новое Лососиное Прионежского района на предмет признания многоквартирного дома аварийным, подлежащим сносу или реконструкции.

Письмом Администрации от 27.04.2021 №3350/1-13 принято решение о возврате заявления Кокачевой О.М. о признании многоквартирного жилого дома №3 в п. Новое Лососиное Прионежского района аварийным и подлежащим сносу без рассмотрения по причине отсутствия заключения специализированной организации.

Обращаясь в суд с настоящим административным исковым заявлением, Кокачева О.М. ссылается на то, что Администрация как собственник многоквартирного жилого дома и как публичной орган власти неправомерно уклоняется от выполнения обязанности по организации проведения специализированной организацией дополнительного обследования многоквартирного жилого дома, возлагая эту обязанность на нанимателя.

В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

Согласно ч. 1 ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Согласно ч. 2 ст. 5 ЖК РФ жилищное законодательство состоит из ЖК РФ, принятых в соответствии с ЖК РФ других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента РФ, Постановлений Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Частью 4 статьи 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным подлежащим сносу или реконструкции» (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).

В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) вопросам, отнесенным к их компетенции.

По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:

- о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

- о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико- экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;

-о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;

- о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

- о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47 Положения).

Перечень указанных решений является исчерпывающим.

В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.

Согласно пункту 43 Положения при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

Пунктом 42 вышеуказанного Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, установлено, что межведомственная комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Вышеназванным Положением к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 49).

При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных заключении специализированной организации, проводящей обследование.

Таким образом, заключение межведомственной комиссии о признании всех жилых помещений в доме непригодными для проживания, является по своей природе юридическим фактом, влекущим прекращение жилищных
правоотношений по пользованию жилыми помещениями и, как следствие,
у органа местного самоуправления возникает обязанность по принятию решения о дальнейшей судьбе жилого помещения.

Следует отметить, что действие Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации. Комиссия, оценивает жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда (пункты 2 и 7 Положения).

Как установлено, по поступившему заявлению Кокачевой О.М. о многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, Администрацией не организовано проведение межведомственной комиссией оценки и обследования жилого помещения и принятия решения в соответствии с Положением.

Согласно пункту 45 Положения для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы:

а) заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

б) копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

в) в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением - проект реконструкции нежилого помещения;

г) заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

д) заключение специализированной организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если в соответствии с абзацем третьим пункта 44 настоящего Положения предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;

е) заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания - по усмотрению заявителя.

В соответствии с пунктом 45(1) Положения, в случае если заявителем выступает орган государственного надзора (контроля), указанный орган представляет в комиссию свое заключение, после рассмотрения которого комиссия предлагает собственнику помещения представить документы, указанные в пункте 45 настоящего Положения.

В силу пункта 46 Положения комиссия рассматривает поступившее заявление, или заключение органа государственного надзора (контроля), или заключение экспертизы жилого помещения, предусмотренное пунктом 42 настоящего Положения, в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.

В ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии.

Из приведенных норм Положения следует, что межведомственная комиссия должна по заявлению гражданина, независимо от того, является ли он собственником квартиры или нанимателем, провести обследование жилого помещения и многоквартирного дома в целом на предмет его аварийности и непригодности (пригодности) для проживания, поскольку никакой другой орган не наделен такими полномочиями.

Отсутствие решения межведомственной комиссии, принятого в соответствии с п. 47 Положения нарушает права нанимателя, поскольку он в отсутствие соответствующего решения не имеет возможности выбора способа защиты своих жилищных прав: не может заявить требования о сносе дома как аварийного, о предоставлении другого благоустроенного жилого помещении, равнозначного по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, соответствующего установленным требованиям, многоквартирный жилой дом в таком случае не может быть включен региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда,

При этом доводы административного ответчика о несоблюдении административным истцом требований п. 45 Положения - в части непредставления с заявлениям заключения специализированной организации основаны, по мнению суда, на субъективном толковании закона.

Действительно, подп. «д» п. 45 Положения предусматривает, что для рассмотрения вопроса о признании многоквартирного дома аварийным заявителям необходимо представить в комиссию вместе с заявлением, в том числе, и заключение специализированной организации, проводящей обследование этого дома. В то же время, указанное положение не содержит норм, исключающих обязанность межведомственной комиссии провести обследование при отсутствии такого заключения. Напротив, из п. 46 Положения следует, что заключение, представленное собственником (нанимателем), не является для комиссии обязательным, поскольку межведомственная комиссия в любом случае вправе назначить дополнительные обследования и испытания. Указанное Положение также не содержит норм об оставлении заявлений нанимателей без рассмотрения, в случае отсутствия заключение специализированной организации

Суд также отмечает, что формальное требование Администрации к административному истцу о предварительном представлении заключения специализированной организации, по своей сути противоречит основному положению жилищного законодательства о необходимости обеспечения органами местного самоуправления безопасности жилища (ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Изложенное указывает на невыполнение органом местного самоуправления требований жилищного законодательства, обязывающих органы местного самоуправления обеспечить условия реализации гражданами права безопасность жилища.

Кроме того, установлено, что квартира, нанимателем которой является истец,
находится в муниципальной собственности, что обусловливает обязанность органа местного самоуправления совершать все необходимые и предусмотренные законом меры к обеспечению реализации гражданами, занимающими жилые помещения в доме на условиях социального найма, права на жилое помещение, отвечающее требованиям жилищного законодательства.

Однако органом местного самоуправления, как собственником жилья, при наличии объективных обстоятельств, указывающих на то, что дом и жилые помещения в нем не отвечают требованиям безопасности и иным критериям, предъявляемым законом к жилым помещениям, не приняты меры по решению вопроса о признании жилого дома в целом аварийным и подлежащим сносу, что создает необоснованные препятствия к реализации гражданами жилищных прав, предусмотренных ст. 57 и 89 ЖК РФ.

Непринятие своевременных мер по обследованию жилого дома может повлечь за собой необратимые последствия в виде обрушения несущих конструкций жилого дома или его части, создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Разрешая настоящее дело, суд исходит из того, что при наличии достаточных оснований полагать, что жилой дом находится в неудовлетворительном состоянии, проживание в нем является опасным, бездействие ответчика, как органа местного самоуправления, на котором лежит обязанность по контролю за сохранностью муниципального жилищного фонда, своевременному принятию решения о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является незаконным.

Свои публичные полномочия ответчик надлежащим образом не осуществляет, несмотря на соответствующие обращения административного истца. Оценка соответствия жилого дома установленным требованиям до настоящего времени не проведена, с соответствующим заявлением в межведомственную комиссию ответчик не обратился. Каких-либо препятствий у ответчика для обращения в межведомственную комиссию не имелось.

При таких обстоятельствах, установив бездействие ответчика, у суда имеются все основания для удовлетворения заявленных административном истцом требований.

Требуемые административным истцом сроки исполнения решения суд считает разумными и обоснованными.

Частью 1 статьи 111 КАС РФ предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

Таким образом, с Администрации в пользу административного истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление Кокачевой О.М. к администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Прионежского муниципального района, выразившееся в непринятии мер по организации обследования основных конструкций многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ....

Возложить на администрацию Прионежского муниципального района обязанность в течение двух месяцев с даты вступления настоящего решения суда в законную силу организовать проведение специализированной организацией обследования многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ..., с целью обеспечения рассмотрения межведомственной комиссией вопроса о наличии оснований для признания многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или капитальному ремонту.

Обязать администрацию Прионежского муниципального района Республики Карелия течение 90 дней со дня вступления настоящего решения суда в законную силу сообщить в суд об исполнении настоящего решения.

Взыскать с администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия расходы по оплате государственной пошлины в пользу Кокачевой О.М. в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Прионежский районный суд Республики Карелия путем подачи апелляционной жалобы.

Судья Т.В.Баранова

Мотивированное решение составлено 28.07.2021.

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...