61RS0047-01-2022-001519-61
Дело №2а-485/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 августа 2023 года п. Каменоломни
Октябрьский районный суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Мамоновой Е.А., при секретаре Демченко И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кузнецовой В.В. к Администрации Каменоломненского городского поселения Октябрьского района Ростовской области, Межведомственной комиссии при Администрации Каменоломненского городского поселения Октябрьского района Ростовской области, о признании незаконным и подлежащем отмене акта обследования строения Межведомственной комиссии, о признании незаконным и отмене протокола Межведомственной комиссии, о признании незаконным и отмене заключения Межведомственной комиссии, о признании незаконным и отмене постановления Главы Администрации Каменоломненского городского поселения Октябрьского района Ростовской области, о взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Первоначально истец Кузнецова В.В. обратилась в суд с административным иском к Администрации Каменоломненского городского поселения Октябрьского района Ростовской области об оспаривании решения органа местного самоуправления.
В обосновании заявленных требований указала, что 08.12.2021 главой Администрации Каменоломненского городского поселения Семисенко М.С. вынесено постановление №104 «О признании многоквартирного жилого дома №, расположенного по <адрес> аварийным и подлежащим сносу». В соответствии с указанным постановлением многоквартирный жилой дом №, расположенный по <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу; заведующему сектором ЖКХ, архитектуры, строительства, благоустройства, транспортного обслуживания населения и реализации инициативных проектов ФИО4 предписано в срок до 25.01.2022: довести до жильцов многоквартирного жилого дома, информацию о техническом состоянии дома; направить собственникам жилых квартир в <адрес> по пер. Шоссейный в р.<адрес> требования об отселении из жилых помещений из многоквартирного жилого дома в течение 2-х месяцев с даты подписания настоящего постановления и о сносе дома, в срок до 01.06.2022 года; направить настоящее постановление в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области и Октябрьский филиал ГБУ РО «Центр Содействия развитию имущественно-земельных отношений Ростовской области» для сведения, в Администрацию Октябрьского района настоящее постановление, правоустанавливающие документы на жилые помещения в многоквартирном жилом доме и земельный участок, для включения многоквартирного жилого дома, указанного в пункте 1 настоящего постановления, в список аварийного жилищного фонда в системе АИС «Реформа ЖКХ». С данным постановлением жители дома не согласны. Жильцами дома в качестве способа управления многоквартирным домом избрано в соответствии с п.1 ч. 2 ст. 161 ЖК РФ непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать, что установлено. В соответствии с Протоколом №1 общего собрания собственников в многоквартирном доме от 03.05.2022 старшим по дому большинством голосов (13 представителей (65%) присутствовавших на собрании от 20 представителей (100%) собственников) избрана Кузнецова В.В.. В совет дома включены бухгалтер и казначей - Погорелец И.В., секретарь Панфилова Г.Ю.. В соответствии с Протоколом №2 общего собрания собственников в многоквартирном доме от 06.06.2022 жильцы дома большинством голосов (18 представителей (90%) присутствовавших на собрании от 20 представителей (100%) собственников) выразили несогласие с признанием дома аварийным. Несогласие с принятым Администрацией Каменоломненского городского поселения основывается на следующих доводах, так основанием для принятия решения о признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу явилось: протокол (без номера) общего собрания собственников помещений в многоквартирном ломе, находящемся по адресу: Ростовская область. Октябрьский район (адрес не указан) - данное собрание не проводилось, жильцы дома в собрании не участвовали; заявление о признании дома аварийным и подлежащим сносу (на двух листах) - данное заявление жильцами не подписывалось, лист с подписями, датированный 22 мая изготовлен для другого заявления и к сведениям на первом листе не имеет отношение; заключение межведомственной комиссии Каменоломненского городского поселения №1 от 19.11.2021 года - подготовлено на основании подложного заявления без проведения схода граждан и установления фактического положения дел. Заключение межведомственной комиссии основывается на Экспертном заключении №011312/263/21 от 06.07.2021, выполненном ООО БКиГ «Донгеосервис». Экспертное заключение, изготовленное 06.07.2021 содержит ссылку на справку ГБУ РО Центр содействия развитию имущественно-земельных отношений Ростовской области» №661 от 13.09.2021, то есть заключение основывается на еще не изданном документе. Кроме того, Экспертное заключение в п.2.4 «Описание объекта обследования» в разделе «Конструктивная схема здания» указано: перегородки-кирпичные, деревянные, фактически - кирпичные, гипсовые; перекрытие чердачное - деревянное, утепленное, фактически - железобетонное; внутренние двери-филенчатые, фактически - двери металлические, за исключением 4 квартир - деревянные из нового материала; полы дощатые, фактически - бетонные. В данном разделе пункта 2.4 указано, что лестницы сборные железобетонные конструкции лестничных маршей и площадок, а в Приложении к заключению на стр.14 в таблице: Лестницы необоснованно указано, что они деревянные. Далее на стр.9 при описании состояния фундамента указано, что цокольная часть фундамента имеет дефекты в виде сколов, трещин, отслоений по всему периметру здания. Цокольная часть фундамента имеет высыпавшиеся пустые швы на глубину до 22-25 мм, что не соответствует действительности. При тщательном осмотре фундамента с привлечением специалистов-строителей, повреждений фундамента, описанных в заключении, не наблюдается. При осмотре стен здания жилого дома установлено, что только часть дома второго этажа имеет участки стены с выветренными швами кирпичной кладки на глубину до 7-10 мм., а не по периметру всего здания, как указано в заключении. Считает, что оспариваемое постановление от 08.09.2021 №104 Главы администрации Каменоломненского городского поселения Семисенко М.С. вынесено на основании недостоверного заключения экспертизы, что существенным образом нарушает права как ее, так и права граждан, проживающих в <адрес>. Из заключения о техническом состоянии несущих конструкций здания по адресу: <адрес>, р.<адрес>» от 08.08.2022 №19-СТ/22 следует, что категория технического состояния несущих конструкций здания по адресу: <адрес>: ограниченно- работоспособное состояние, имеются дефекты и повреждения, приведшие к снижению несущей способности, но отсутствует опасность внезапного разрушения, потери устойчивости или опрокидывания, и функционирование конструкций и эксплуатация здания возможны при контроле состояния несущих конструкций и проведении необходимых мероприятий по усилению конструкций. Категория технического состояния фундаментов - ограниченно-работоспособное состояние; категория технического состояния стен - ограниченно-работоспособное состояние; категория технического состояния перекрытий - ограниченно-работоспособное состояние; категория технического состояния лестниц (лестничные марши, площадки) - ограниченно- работоспособное состояние; категория технического состояния крыши - ограниченно-работоспособное состояние. Техническое состояние жилого здания по адресу: <адрес> ограниченно-работоспособное. В соответствии п.5.1.6 СП 454.1325800.2019 Свод правил «Здания жилые многоквартирные Правила оценки аварийного и ограниченно-работоспособного технического состояния», жилое здание не относится к аварийной категории технического состояния: при обследовании не выявлено достаточного количества аварийных несущих строительных конструкций для признания жилого здания аварийным в целом, но имеется единичный существенный дефект отдельной несущей строительной конструкции, который может повлечь за собой угрозу обрушения жилого здания. При условии интенсивного во времени развития вертикальных и наклонных сквозных трещин в наружных и внутренних стенах здания, вероятны разрушение стены и обрушение перекрытия второго этажа в левой секции здания, категория технического состояния стен и здания в целом будет аварийной. С учётом выявленных повреждений несущих конструкций здания, нормальная эксплуатация здания по адресу: <адрес> не возможна. Для устранения повреждений несущих конструкций здания необходим капитальный ремонт здания, в том числе усиление несущих конструкций, на основании проекта, выполненного членом саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования. В соответствии п.4.5 СП 13-102-2003 Свод правил «Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений» (статус - справочные материалы), а также п.5.1.5 ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», а также п. 6.6 СП 454.1325800.2019 Свод правил «Здания жилые многоквартирные Правила оценки аварийного и ограниченно-работоспособного технического состояния», при ограниченно работоспособном состоянии конструкций необходимы контроль за их состоянием (необходимо наблюдение за развитием трещин), выполнение защитных мероприятий, осуществление контроля за параметрами процесса эксплуатации (ограничение нагрузок, усиление конструкций). Если ограниченно работоспособные конструкции остаются не усиленными, то требуются обязательные повторные обследования, сроки которых устанавливаются на основании проведенного обследования. На основании проведенного обследования, срок повторного обследования несущих конструкций здания по адресу: <адрес> - 15 октября 2022г., далее, срок обследования несущих конструкций здания - 15 апреля 2023г.
Судом, при подготовке дела к судебному разбирательству в качестве соответчика привлечена Межведомственная комиссия, назначенная постановлением №60 Администрации Каменоломненского сельского поселения от 08.11.2021, на основании которого вынесено Заключение от 19.11.2021 о признании многоквартирного дома №15 по пер.Шоссейный п.Каменоломни, Октябрьского района Ростовской области аварийным и подлежащим сносу.
Судом в процессе рассмотрения дела по существу, было установлено, что Межведомственная комиссия при Администрации Каменоломненского городского поселения не является юридическим лицом, не является структурным подразделением Администрации Каменоломненского городского поселения – представляет собой совокупность должностных лиц Администрации Каменоломненского городского поселения, Администрации Октябрьского района, Собрания депутатов Каменоломненского городского поселения, поэтому члены Межведомственной комиссии: Коваленко М.О., ФИО3, ФИО6., ФИО4., ФИО7. которые входили в состав Межведомственной комиссии по вопросу признания <адрес>, были привлечены судом для участия в деле, в качестве заинтересованных лиц.
В процессе рассмотрения дела по существу, истец неоднократно изменяла заявленные требования и в окончательной редакции просила суд: 1) Признать незаконным и подлежащем отмене акта обследования строения от 18.11.2021 №1 Межведомственной комиссии, назначенной постановлением №60 Администрации Каменоломненского сельского поселения от 08.11.2021, на основании которого вынесено Заключение от 19.11.2021 о признании многоквартирного <адрес> аварийным и подлежащим сносу; 2) Признать незаконным и подлежащем отмене Протокола от 18.11.2021 №1 Межведомственной комиссии, назначенной постановлением №60 Администрации Каменоломненского сельского поселения от 08.11.2021, в соответствии с которым Межведомственная комиссия ходатайствует перед главой Администрации Каменоломненского городского поселения М.С. Семисенко о признании дома аварийным, подлежащим сносу, запрете жильцам проживать в данном домовладении, произвести снос вышеуказанного дома за счет собственников; 3) Признать незаконным и подлежащем отмене Заключения от 19.11.2021 №1 Межведомственной комиссии, назначенной постановлением №60 Администрации Каменоломненского сельского поселения от 08.11.2021 об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; 4) Признать незаконным и подлежащем отмене вынесенное главой Администрации Каменоломненского городского поселения Постановления от 08.12.2021 №104 «О признании многоквартирного жилого дома № расположенного по пер. <адрес> аварийным и подлежащим сносу»; 5) Взыскать с администрации Каменоломненского городского поселения в ее пользу судебные расходы в размере 130771,96 рублей.
Административный истец Кузнецова В.В. и ее представитель Воронов Р.П., действующий на основании доверенности и ордера в судебном заседании поддержали измененные исковые требования, по основаниям, изложенным в иске, просили суд их удовлетворить.
Представитель административных ответчиков Администрации Каменоломненского поселения Ростовской области и Межведомственной Комиссии Здоровцев А.А., действующий на основании доверенности в судебном заседании административный иск не признал, на основании письменных отзывов просил в иске Кузнецовой В.В. отказать в полном объеме. Так же указал, что в настоящее время принимаются меры по реализации жилищных прав и интересов жильцов многоквартирного дома №<адрес>. Для указанных целей произведен расчет финансовой потребности на реализацию мероприятий по расселению граждан, запланированных на 2025 год. На очередном заседании Собрания депутатов Каменоломненского городского поселения запланировано рассмотрение вопроса о внесении изменений в бюджет Каменоломненского городского поселения – доведение денежных средств местного бюджета на мероприятия по переселению граждан из многоквартирного аварийного жилищного фонда в размере 3 249,5 тыс.руб.. Так же в министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области 21.06.2023 направлен расчет - предложение о выделении средств областного бюджета на реализацию мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в размере 40 077,5 тыс.руб. Исходя из предварительно представленных волеизъявлений части жителей многоквартирного дома, три семьи запланировано на предоставление жилого помещения взамен изымаемого у них жилого помещения; Остальные (в том числе семьи, не выразившие никакого решения) – предоставление денежного возмещения за изымаемое у них жилые помещения. Решения о способе реализации жилищных прав не окончательные, поскольку предусмотренные ст.32 ЖК РФ соглашения об изъятии жилого помещения для муниципальных помещений еще не заключались. Из экспертного заключения ООО «Экспертно-правовой центр» от 03.07.2023 №СЭ-320-06/2023 следует, что четыре из шестнадцати квартир являются непригодными для проживания № 3, 4, 7, 8. т.е. и квартира истицы тоже. Таким образом, отсутствует одно из предусмотренных п.1 ст. 227 КАС РФ обязательное условие признания решения органа местного самоуправления недействительным – нарушение прав административного истца. Эксперт в своем заключении указывает: «помещения многоквартирного жилого <адрес> пригодны для проживания после проведения восстановительных работ. При дальнейшем развитии величины просадки грунта основания, без выполнения компенсационных мероприятий по усилению и восстановлению эксплуатационной надежности, несущие конструкции квартир №3,4,7,8 представляют угрозу жизни и здоровью граждан, дальнейшая безопасная эксплуатация возможна при условии выполнения восстановительных работ. Такими работами эксперт указывает: ремонт водонесущих коммуникаций жилого дома; мероприятия по недопущению замачивания грунтов основания (планировка прилегающей территории, ремонт отмостки); усиление конструкций (включение каменной кладки в обойму). Следовательно, эксперт пришел к выводу о том, что многоквартирный <адрес> является аварийным и подлежащим реконструкции. На предмет экономической целесообразности ремонтных работ экспертное исследование не проводилось. Истцом не представлено никаких доказательств того, что соответствующие ремонтные работы будут проводиться. Указанные работы, возможно провести только за счет собственных средств жильцов дома – в данном случае финансирование из какого-либо бюджета не предусмотрено. Таким образом, в случае удовлетворения исковых требований – дом № будет считаться пригодным для проживания без ограничений, собственники аварийных квартир №3,4,7,8 лишатся права на гарантии, установленные жилищным законодательством. Согласно ч.3 ст.17 Конституции РФ, Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. А именно к этому и приведет удовлетворение иска – защита прав большинства жильцов, проживающих в исправной части дома, приведет к нарушению прав меньшей части жильцов, чьи квартиры непригодны для проживания.
Заинтересованные лица, присутствующие в судебном заседании: Терентьев Д.В., Комаревцев Г.В., Календжян М.Г., Никулина Л.Ф, Гаценко Н.М., возражали против удовлетворения заявленных требований Кузнецовой В.В., просили в иске отказать в полном объеме.
Заинтересованные лица, присутствующие в судебном заседании Степанов Б.К., Степанова Р.А., Панфилова (Морозова) Г.В., Панфилова Г.Ю,, Соколова М.С., Горкина В.Н., Горкин В.М., поддержали требования Кузнецовой В.В., полагали, что домовладение, в котором они проживают, возможно отремонтировать, и необходимо только произвести капитальный ремонт здания.
Заинтересованные лица: Дьяченко К.Н., Виторович Т.С., Гузенко А.В., а так же члены Межведомственной комиссии Кирпичков И.С., Никитенко Ю.А., Бирюкова Е.М., Коваленко М.С., Омаров Е.А., в судебное заседание не явились о времени и месте рассмотрения дела извещены, направили в суд письменные пояснения, в которых указали, что возражают против удовлетворения заявленных требований Кузнецовой В.В., и просили в иске отказать, в полном объеме.
Заинтересованные лица: Миронова М.Л., Погорелец И.В., Сидоренко А.В., Иваницкая О.В., Евдокимов Р.Л., НКО «Фонд капитального ремонта» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.
Заслушав пояснения сторон и их представителей, мнения заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.
Представителем административного ответчика Здоровцевым А.А., было заявлено ходатайство о том, что административным истцом пропущен срок обращения в суд за защитой своих прав.
Обсудив заявленное ходатайство, суд пришел к следующему выводу:
По смыслу ч.1 ст. 218 и ч.2 ст. 227 КАС РФ в их взаимосвязи, гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решения органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности. Для признания незаконным такого ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий, а именно: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов административного истца.
В силу ст. 229 КАС РФ если не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Если настоящим Кодексом или другим федеральным законом не установлено иное, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.
Судом установлено, что согласно п.2.1 постановления Администрации Каменоломненского городского поселения №104 от 08.12.2021: заведующему сектором ЖКХ, архитектуры, строительства, благоустройства, транспортного обслуживания населения и реализации инициативных проектов надлежало в срок до 25.01.2022 довести до жильцов дома информацию о техническом состоянии дома; направить собственникам квартир в доме <адрес> уведомления с рекомендациями об отселении из жилых помещений многоквартирного дома.
Копия постановления Администрации Каменоломненского городского поселения №104 от 08.12.2021 выдана уполномоченному представителю жильцов дома <адрес> – ФИО5
25.01.2022 на собрании с жильцами дома <адрес> указанная информация была доведена до сведения жильцов, были вручены уведомления о необходимости отселения из помещений многоквартирного дома.
11.02.2022 в адрес главы Администрации Каменоломненского городского поселения поступило коллективное обращение жителей квартир № 5, 8, 9, 10, 13, 14 (т.е. и от административного истца) о предоставлении копий документов, подтверждающих аварийность многоквартирного дома. Копии документов были выданы уполномоченному в заявлении представителю заявителей.
С административным иском истец обратилась в Октябрьский районный суд - 04.10.2022.
В судебном заседании административный истец пояснила, что о наличии оснований для оспаривания принятого администрацией решения она узнала, 08.08.2022 – т.е. после получения подготовленного на основании её заказа ФИО2 экспертного заключения №19-СТ/22, не смотря на то, что с коллективными обращениями по факту проверки законности принятого решения о признании многоквартирного <адрес>, аварийным и подлежащим сносу жильцы дома обращались в прокуратуру Октябрьского района 15.03.2022, председателю Собрания депутатов – главе Октябрьского района 30.05.2022.
Задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункты 2 и 4 статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Одними из принципов административного судопроизводства являются законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, но и получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (пункт 3 статьи 6, статья 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Исходя из положений пункта 7 статьи 219 КАС РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено названным Кодексом.
На основе установленных и исследованных фактических обстоятельств дела в пределах предоставленной законом свободы усмотрения, в связи с характером заявленных правоотношений, неоднократного обращения собственником Кузнецовой В.В. в администрацию района и прокуратуру района с заявлениями о принятии мер по оспариваемым решениям, суд считает правомерным, восстановить истцу пропущенный срок подачи искового заявления за защитой нарушенных прав.
В связи с чем, рассматривая по существу, измененные исковые требования Кузнецовой В.В., суд пришел к следующим выводам:
Статья 40 Конституции Российской Федерации, закреплено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 года N47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее также - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).
Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Согласно пункту 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также в случае необходимости - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.
В соответствии с пунктом 33 Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.
Основанием для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является аварийное техническое состояние его несущих строительных конструкций (конструкции) или многоквартирного дома в целом, характеризующееся их повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома, и (или) кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости многоквартирного дома.
В случае если многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, жилые помещения, расположенные в таком многоквартирном доме, являются непригодными для проживания (пункт 34 Положения в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемых актов)
Пунктом 42 Положения предусмотрено, что комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.
В соответствии с пунктом 43 Положения при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.
Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; определение состава привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения; работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование; принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии; передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией) (пункт 44 Положения).
В силу пункта 45 Положения для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещений для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию, в том числе заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатациихарактеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47 Положения).
В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
Из выписок из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости следует, что собственниками жилого дома по <адрес> являются: квартира № принадлежит Терентьеву Д.В., квартира № - Комаревцеву Г.В., Календжян М.Г. по ? доли каждому, квартира № - Никулиной Л.Ф., квартира № - Гаценко Н.М., квартира № - Степановой Р.А., Степанову Б.К. по ? доли каждому, квартира № - Дьяченко К.Н., квартира № - Виторович Т.С., квартира № - Кузнецовой В.В., квартира № - Мироновой М.Л., квартира № - Морозовой Г.Ю., Морозовой Г.В. по ? доли каждому, квартира № - Сидоренко А.В., квартира №- Соколовой М.С., квартира № - Иваницкой О.В., квартира № - Горкиной В.Н., Горкину В.М. по ? доли каждому, квартира № - Гузенко А.В., квартира № - Евдокимову Р.Л..
Согласно протоколу общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, находящемся по адресу: <адрес> п.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ председателем собрания избрана Гаценко (<адрес>), секретарь собрания Клочкова (<адрес>).
Собственники Терентьев Д.В., Календжан Н.А., Никулина Л.Ф., Гаценко Н.М., Степанов Б.К., Дьяченко К.Н., Виторович Т.С., Кузнецова В.В., Сидоренко А.В., Овчаров Б.В., Горкина В.Н., Гузенко А.В., Горкин В.М., Соколова М.С. обратились с письменными заявлениями 29.10.2021 к главе администрации Каменоломненского поселения Октябрьского района Ростовской области о признании аварийным и подлежащим сносу многоквартирного дома <адрес>.
Из справки ГБУ Ростовской области «Центр развития имущественно-земельных отношений Ростовской области» № 661 от 13.09.2021 следует, что по решению Межведомственной комиссии по признанию жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания от 20.05.2021 сообщает, что фактический износ дома, расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на 20.05.2021 составляет 72%.
Из экспертного заключения №011312/263/21 от 28.09.2021 составленного ООО «БКиГ «Донгеосервис» следует, что в результате выполненного обследования здания многоквартирного дома, расположенного по адресу; <адрес> в соответствии с требованиями СП 454.1325800.2019 «Здания жилые многоквартирные. Правила оценки аварийного и ограниченно-работоспособного технического состояния», утвержденные приказом Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России) от 19 декабря 2019г. N823/пр., установлено: более двух типов аварийных несущих конструкций с числом аварийных несущих строительных конструкций более 3% общего количества конструкций в каждом, но не менее трёх суммарно; жилое здание отнесено к аварийной категории.
Согласно СП 13-102-2003 «Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений» аварийное состояние - категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, характеризующаяся повреждениями, и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения (необходимо проведение срочные противоаварийных мероприятий).
Из протокола заседания межведомственной комиссии при администрации Каменоломненского городского поселения №1 от 18.11.2021 следует, что межведомственная комиссия решила в связи с несоответствием помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению (износ дома составляет 72%), в соответствии с Постановлением Правительства РФ №47 от 28.01.2006 ходатайствовать перед главой Администрации Каменоломненского городского поселения о признании данного дома аварийным, подлежащим сносу; запретить жильцам проживать в данном домовладении, произвести снос вышеуказанного дома за счет собственников.
Постановлением Главы администрации Каменоломненского городского поселения Октябрьского района Ростовской области №104 от 08.12.2021 «О признании многоквартирного жилого дома <адрес> аварийный и подлежащим сносу» многоквартирный жилой дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу; заведующему сектором ЖКХ, архитектуры, строительства, благоустройства, транспортного обслуживания населения и реализации инициативных проектов ФИО4 предписано в срок до 25.01.2022: довести до жильцов многоквартирного жилого дома, информацию о техническом состоянии дома; направить собственникам жилых квартир в доме <адрес> требования об отселении из жилых помещений из многоквартирного жилого дома в течение 2-х месяцев с даты подписания настоящего постановления и о сносе дома, в срок до 01.06.2022 года; направить настоящее постановление в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области и Октябрьский филиал ГБУ РО «Центр Содействия развитию имущественно-земельных отношений Ростовской области» для сведения, в Администрацию Октябрьского района настоящее постановление, правоустанавливающие документы на жилые помещения в многоквартирном жилом доме и земельный участок, для включения многоквартирного жилого дома, указанного в пункте 1 настоящего постановления, в список аварийного жилищного фонда в системе АИС «Реформа ЖКХ».
Из пояснений членов Межведомственной комиссии: Коваленко М.О., Кирпичикова И.С., Бирюковой Е.М., Никитенко Ю.А., Здоровцева А.А. следует, что членами межведомственной комиссии 20.05.2021 в целях установления технического состояния многоквартирного жилого дома общей площадью 627,3м2, кадастровый №, адрес: <адрес>, был проведён визуальный осмотр указанного многоквартирном доме. И обнаружены следующие дефекты, которые могут свидетельствовать об аварийной категории строительной конструкции: физическое отсутствие конструкции или потеря целостности (1шт.), трещины в несущих строительных конструкциях (1 шт.), выпучение стен (1шт.), прогиб (1 шт), разрушение материала (1шт), отслоение защитного слоя (1шт.). Так же наблюдались иные дефекты: множество трещин в фундаменте, наружных стенах, раздвижка плит перекрытия и др.). Комиссией составлен акт результатов осмотра строительных конструкций. Гаценко Н.М. 22.05.2021 на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме <адрес> доложила участникам собрания о результатах комиссионного осмотра строительных конструкций дома. Присутствовало 87,5% собственников помещений в многоквартирном доме (согласно приложению – листу регистрации собственников помещений в многоквартирном доме, принявших участие в собрании). Все 87,5% собственников помещений в многоквартирном доме проголосовали «За» по второму вопросу повестки дня: «О сборе документов для признания дома аварийным». Лист регистрации участников собрания имеет пофамильный список участников (с указанием реквизитов документов удостоверяющих личности, документов, подтверждающих право собственности в отношении их квартир, адрес многоквартирного дома и дату). Указанное свидетельствует о том, что доводы административного истца о существенном нарушении при оформлении протокола и (главное) о том, что это собрание якобы не проводилось – необоснованны (лист регистрации участников собрания имеет подписи лиц, принявших участие в собрании). После получения заключения эксперта, но до подачи в Администрацию Каменоломненского городского поселения заявления о признании дома аварийным, на собрании собственников жилья – собственникам были разъяснены порядок и последствия признания дома аварийным, порядок реализации жилищных прав. После чего было составлено заявление, которое было подписано собственниками. 18.11.2021 проведено обследование дома межведомственной комиссией, составлен акт обследования строения, в соответствии с которым подтверждены повреждения и дефекты, указанные в экспертном заключении №011312/263/21. В январе 2022 г. было проведено очередное собрание собственников жилья дома, на котором объявлялось о принятом администрацией Каменоломненского городского поселения решении по их заявлению, о последующих действиях как со стороны жильцов, так и со стороны Администрации Каменоломненского городского поселения. Указание в Постановлении Администрации Каменоломненского городского поселения от 08.12.2021 №104 - жильцам покинуть свои жилые помещения в срок до 01.07.2022 является формальным требованием закона. После истечения установленного срока появляется законная возможность принять решение об изъятии жилого помещения и земельного участка под ним, а под это решение запрашивать соответствующее финансирование из областного бюджета. Переселение граждан фактически будет производиться после заключения соответствующего соглашения с каждым собственником жилья и обеспечения выбранного им способа реализации своих жилищных прав (предоставление другого жилья или выплаты денежного возмещения). Указанный дом запланирован на расселение в 2025 году, для чего запланировано финансирование из областного и местного бюджетов. Проведение капитального ремонта спорного дома не целесообразно, и экономически не выгодно.
В обосновании заявленных требований административным истцом представлено заключение специалиста ФИО1 о техническом состоянии несущих конструкций здания по адресу: <адрес> из которого следует, что категория технического состояния несущих конструкций здания по адресу: <адрес> - ограниченно-работоспособное состояние, имеются дефекты и повреждения, приведшие к снижению несущей способности, но отсутствует опасность внезапного разрушения, потери устойчивости или опрокидывания, и функционирование конструкций и эксплуатация здания возможны при контроле состояния несущих конструкций и проведении необходимых мероприятий по усилению конструкций. Категория технического состояния фундаментов - ограниченно-работоспособное состояние; категория технического состояния стен - ограниченно-работоспособное состояние; категория технического состояния перекрытий - ограниченно-работоспособное состояние; категория технического состояния лестниц (лестничные марши, площадки) - ограниченно- работоспособное состояние; категория технического состояния крыши - ограниченно-работоспособное состояние. Техническое состояние жилого здания по адресу: <адрес> ограниченно-работоспособное. С учётом выявленных повреждений несущих конструкций здания, нормальная эксплуатация здания по адресу: <адрес> не возможна. Для устранения повреждений несущих конструкций здания необходим капитальный ремонт здания, в том числе усиление несущих конструкций, на основании проекта, выполненного членом саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования.
Принимая во внимание, расхождения выводов, содержащихся в представленных в материалы дела экспертных заключениях ООО БКиГ «Донгеосервис» и специалиста ФИО1, а так же учитывая, что проверка изложенных фактов в исковом заявлении, возможна лишь путем разрешения вопросов требующих специальные познания, поэтому с целью разрешения вопроса о техническом состоянии многоквартирного жилого дома <адрес>, его аварийности, наличия опасности обрушения его конструкций, целесообразности проведения капитального ремонта такого дома, суд назначил по делу судебную строительно-техническую экспертизу в ООО «Экспертно-правовой центр».
Согласно выводов экспертного заключения СЭ-320-07/2023 от 03.07.2023 ООО «Экспертно-правовой центр» следует, что на момент натурного осмотра жилые помещения квартир №, №, №, № являются непригодными для проживания. Помещения многоквартирного жилого дома <адрес>, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года №47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» пригодны для проживания после проведения восстановительных работ. При дальнейшем развитии величины просадки грунта основания, без выполнения компенсирующих мероприятий по усилению и восстановлению эксплуатационной надежности, несущие конструкции квартир №, №, №, № многоквартирного жилого дома <адрес>, представляют угрозу жизни и здоровью граждан, дальнейшая безопасная эксплуатация возможна только при условии выполнения восстановительных работ.
Положения ч.1 ст. 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
Решение об удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца может быть принято только в том случае, если таковые имели место со стороны административного ответчика и суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца (п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ).
В силу пункта 5 статьи 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают контроль за исполнением законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и домам, иным требованиям законодательства.
Согласно частям 3 и 4 статьи 15 ЖК РФ порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, а также основания и порядок признания жилого помещения непригодным для проживания устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Следовательно, согласно пунктам 7, 43 и 44 вышеуказанного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия.
Пунктом 42 Положения установлено, что комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Из материалов дела следует, что процедура признания многоквартирного дома непригодным для проживания инициирована на основании заявлений собственников многоквартирного дома, что соответствует п. 42 Положения.
Решение межведомственной комиссии принято строго в соответствии с требованиями пункта 47 Положения, устанавливающего полномочия по принятию решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в Положении требованиям.
Оспариваемое заключение межведомственной комиссии принято в результате рассмотрения совокупности представленных в комиссию документов, предусмотренных п. 45 Положения.
С учетом фактических обстоятельств дела, принимая во внимание техническое состояние указанного выше многоквартирного жилого дома на дату его обследования судебным экспертом, которым установлено, что несущие конструкции квартир №, №, №, № многоквартирного жилого дома №, расположенного по <адрес>, представляют угрозу жизни и здоровью граждан, суд приходит к выводу о том, что на дату проведения экспертного осмотра сохраняются основания для признания спорного многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
Следовательно, оспариваемые истцом заключения и решения приняты с соблюдением порядка их принятия, выводы межведомственной комиссии соответствуют положениям нормативных правовых актов, устанавливающих требования к оценке пригодности помещений для проживания граждан, заключение основано на выводах технического заключения специализированной организации - выполненного ООО БКиГ «Донгеосервис», проводившей обследование многоквартирного дома, и подтверждаются выводами проведенной по делу судебной экспертизы, нарушений процедуры принятия указанных актов, как и нарушения прав административного истца не установлено.
Оспариваемое истцом заключение ООО БКиГ «Донгеосервис», принято компетентным органом, в установленном законом порядке, основания для признания его незаконным отсутствуют.
Кроме того, стороной истца не представлено допустимых доказательств того, что имеется экономическая целесообразность в проведении капитального ремонта спорного здания, и что соответствующие ремонтные работы будут проводиться в ближайшее время, т.к. восстановительные работы возможны только за счет собственных средств всех жильцов дома – в данном случае финансирование из какого-либо бюджета не предусмотрено.
В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действий (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В рассматриваемом случае совокупности обязательных, вышеприведенных условий по административному делу не установлено.
В связи с установленными обстоятельствами, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления в полном объеме, поскольку спорный многоквартирный дом является аварийным и непригодным для проживания, оспариваемые истцом решения административных ответчиков не влекут нарушения её прав и законных интересов.
В связи с отказом в удовлетворении заявленных требований, в соответствии со ст.111 КАС РФ суд считает необходимыми взыскать с истца Кузнецовой В.В. в пользу ООО «Экспертно – Правовой Центр» понесенные расходы за проведенную по делу судебную экспертизу в размере 100 000 рублей, которые подтверждаются актом №39 от 14.06.2023г. и счетом на оплату №39 от 14.06.2023г..
Руководствуясь ст.ст. 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Кузнецовой В.В. к Администрации Каменоломненского городского поселения Октябрьского района Ростовской области, Межведомственной комиссии при Администрации Каменоломненского городского поселения Октябрьского района Ростовской области, о признании незаконным и подлежащем отмене акта обследования строения от 18.11.2021 №1 Межведомственной комиссии, назначенной постановлением №60 Администрации Каменоломненского сельского поселения от 08.11.2021, на основании которого вынесено Заключение от 19.11.2021 о признании многоквартирного дома <адрес> аварийным и подлежащим сносу; О признании незаконным и подлежащем отмене Протокола от 18.11.2021 №1 Межведомственной комиссии, назначенной постановлением №60 Администрации Каменоломненского сельского поселения от 08.11.2021, в соответствии с которым Межведомственная комиссия ходатайствует перед главой Администрации Каменоломненского городского поселения М.С. Семисенко о признании дома аварийным, подлежащим сносу, запрете жильцам проживать в данном домовладении, произвести снос вышеуказанного дома за счет собственников; О признании незаконным и подлежащем отмене Заключения от 19.11.2021 №1 Межведомственной комиссии, назначенной постановлением №60 Администрации Каменоломненского сельского поселения от 08.11.2021 об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; О признании незаконным и подлежащем отмене вынесенное главой Администрации Каменоломненского городского поселения Постановления от 08.12.2021 №104 «О признании многоквартирного жилого дома <данные изъяты> аварийным и подлежащим сносу», о взыскании судебных расходов - отказать.
Взыскать с Кузнецовой В.В. в пользу ООО «Экспертно – Правовой Центр» расходы за проведенную по делу судебной экспертизы в размере 100 000 рублей.
Резолютивная часть решения изготовлена в совещательной комнате 01.08.2023г..
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Октябрьский районный суд в течение 1 месяца со дня принятия его в окончательной форме с 07.08.2023г..
Судья подпись Е.А. Мамонова