ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-485/2023 от 03.08.2023 Сосновского районного суда (Тамбовская область)

Дело № 2а-485/2023

68RS0024-01-2023-000513-65

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 августа 2023 года р.п. Сосновка Тамбовской области

Сосновский районный суд Тамбовской области в составе:

председательствующего судьи Охотниковой Е.А.,

при секретаре судебного заседания Дробышевой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Сосновского района Тамбовской области, в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации Троицковихляйского сельсовета Сосновского района Тамбовской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности в установленном порядке разместить в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте администрации Сосновского района Тамбовской области на страничке Троицковихляйского сельсовета Сосновского района Тамбовской области акты о результатах контроля за соблюдением ООО «Сосновские коммунальные сети» условий концессионного соглашения,

установил:

Прокурор Сосновского района Тамбовской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился с административным иском, с учетом уточнений к административным требованиям, просил признать незаконным бездействие администрации Троицковихляйского сельсовета Сосновского района Тамбовской области по размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» актов о результатах контроля за соблюдением ООО «Сосновские коммунальные сети» условий концессионного соглашения за 2020 - 2022 годы по выполнению работ по реконструкции водопроводной сети по ул.Полевой в с.Троийкая Вихляйка, протяженностью 200 метров, в том числе, обязательств по осуществлению деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, обязательств по исполнению (эксплуатации) объекта концессионного соглашения в соответствии с целями, установленными концессионным соглашением.

В обоснование иска указано, что в соответствии с заданием прокуратуры Тамбовской области прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о концессионных соглашениях. Проверкой установлено, что 15.06.2020 по результатам открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения было заключено концессионное соглашение в отношении объектов водоснабжения и водоотведения между администрацией Троицковихляйского сельсовета и ООО «Сосновские коммунальные сети». По данному концессионному соглашению администрация Троицковихляйского сельсовета предоставила ООО «Сосновские коммунальные сети» объекты водоснабжения на территории с. Атманов Угол и с. Троицкая Вихляйка, а ООО «Сосновские коммунальные сети» взяло на себя обязательство за свой счет осуществлять обслуживание и реконструкцию объектов водоснабжения. Также установлено, что со стороны администрации Троицковихляйского сельсовета отсутствует контроль за исполнением ООО «Сосновские коммунальные сети» взятых на себя концессионным соглашением обязательств в отношении объектов водоснабжения.

В частности, согласно п. 25 Концессионного соглашения ООО «Сосновские коммунальные сети», как концессионер, обязан за свой счет реконструировать объекты в составе Объекта Концессионного соглашения в соответствии с заданием и основными мероприятиями, указанными в Приложении №4 к Концессионному соглашению. Приложением №4 к Концессионному соглашению предусмотрены работы по реконструкции водопроводной сети по ул. Полевая в с. Троицкая Вихляйка, протяженностью 200 м, в том числе 8 колодцев с заменой запорной арматуры, срок реализации 2020, 2021, 2022 г.г.

Как установлено проверкой, контроль за исполнением концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения со стороны администрации сельсовета должным образом не осуществлялся. Акты о результатах контроля за 2020 и 2022 годы администрацией сельсовета не размещены на официальном сайте администрации Сосновского района Тамбовской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В целях устранения указанных нарушений прокуратурой района 29.03.2023 на имя главы Троицковихляйского сельсовета внесено представление, которое администрацией сельсовета в установленный срок не рассмотрено, в прокуратуру района письменный ответ не предоставлен.

В результате проведенного мониторинга сети Интернет официального сайта администрации Сосновского района Тамбовской области странички Троицковихляйского сельсовета Сосновского района Тамбовской области от 27 июня 2023 года установлено, что администрацией Троицковихляйского сельсовета акты о результатах контроля исполнением концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения за 2020 и 2022 годы не размещены.

Просит суд обязать администрацию Троицковихляйского сельсовета Сосновского района Тамбовской области в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу в установленном порядке разместить в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте администрации Сосновского района Тамбовской области на страничке Троицковихляйского сельсовета Сосновского района Тамбовской области акты о результатах контроля за соблюдением ООО «Сосновские коммунальные сети» условий концессионного соглашения за 2020 - 2022 годы по выполнению работ по реконструкции водопроводной сети по ул.Полевой в с.Троийкая Вихляйка, протяженностью 200 метров, в том числе, обязательств по осуществлению деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, обязательств по исполнению (эксплуатации) объекта концессионного соглашения в соответствии с целями, установленными концессионным соглашением.

В судебном заседании представитель административного истца – старший помощник прокурора Сосновского района Тамбовской области Утробкин В.В. исковые требования поддержал по обстоятельствам, изложенным в административном исковом заявлении, с учетом уточнения, просил удовлетворить их в полном объеме

Представитель административного ответчика – администрации Троицковихляйского сельсовета Сосновского района Тамбовской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, административные исковые требования признал в полном объёме.

Представитель заинтересованного лица – ООО «Сосновские коммунальные сети» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, отложить дело не просил.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть материалы административного дела в отсутствие указанного лица, извещенного о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, не просившего об отложении рассмотрения административного дела.

Выслушав объяснения административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст.12 Закона Тамбовской области от 25 февраля 2017 года №86-З «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Тамбовской области» за сельскими поселениями Тамбовской области, наряду с вопросами местного значения установленными ч.3 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», закреплена организация в границах поселения водоснабжения населения.

Водоснабжение жителей населенных пунктов Троицковихляйского сельсовета осуществляется посредством централизованного водопровода из артезианских скважин. Водопроводная сеть находится в муниципальной собственности Троицковихляйского сельсовета.

Согласно п.4 ч.1 ст. 6 Устава Троицковихляйского сельсовета к вопросам местного значения относятся организация в границах поссовета водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу ст.41.1 Федерального закона от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.

Как установлено в судебном заседании, 15 июня 2020 по результатам открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения было заключено концессионное соглашение № 48 в отношении объектов водоснабжения и водоотведения на территории Троицковихляйского сельсовета Сосновского района Тамбовской области между администрацией Троицковихляйского сельсовета и ООО «Сосновские коммунальные сети».

По данному концессионному соглашению администрация Сосновского поссовета предоставила ООО «Сосновские коммунальные сети» объекты водоснабжения на территории Троицковихляйского сельсовета, а ООО «Сосновские коммунальные сети» взяло на себя обязательство за свой счет осуществлять обслуживание и реконструкцию объектов водоснабжения. Также установлено, что со стороны администрации Троицковихляйского сельсовета отсутствует контроль за исполнением ООО «Сосновские коммунальные сети» взятых на себя концессионным соглашением обязательств в отношении объектов водоснабжения.

Согласно п. 25 Концессионного соглашения ООО «Сосновские коммунальные сети», как концессионер, обязано за свой счет реконструировать объекты в составе Объекта Концессионного соглашения в соответствии с заданием и основными мероприятиями, указанными в Приложении №4 к Концессионному соглашению. В частности, Приложением №4 к Концессионному соглашению предусмотрены работы по реконструкции водопроводной сети по ул. Полевая в с. Троицкая Вихляйка, протяженностью 200 м, в том числе 8 колодцев с заменой запорной арматуры, срок реализации 2020, 2021, 2022 г.г., в 2023 году – ввод в эксплуатацию.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 июля 2005г. N115-ФЗ«О концессионных соглашениях», при исполнении концессионного соглашения концессионер, в данном случае ООО «Сосновские коммунальные сети», обязано осуществить в установленные концессионным соглашением сроки создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, использовать (эксплуатировать) объект концессионного соглашения в целях и в порядке, которые установлены концессионным соглашением, осуществлять деятельность, предусмотренную концессионным соглашением, и не прекращать (не приостанавливать) эту деятельность без согласия концедента, обеспечивать при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, возможность получения потребителями соответствующих товаров, работ, услуг, поддерживать объект концессионного соглашения в исправном состоянии, проводить за свой счет текущий ремонт и капитальный ремонт, нести расходы на содержание этого объекта, если иное не установлено концессионным соглашением.

При исполнении концессионного соглашения концедент, в данном случае администрация сельсовета, вправе осуществлять контроль за соблюдением концессионером условий концессионного соглашения в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона «О концессионных соглашениях» концедент осуществляет контроль за соблюдением концессионером условий концессионного соглашения, в том числе за исполнением обязательств по соблюдению сроков создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, осуществлению инвестиций в его создание и (или) реконструкцию, обеспечению соответствия технико-экономических показателей объекта концессионного соглашения установленным концессионным соглашением техникоэкономическим показателям, осуществлению деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, использованию (эксплуатации) объекта концессионного соглашения в соответствии с целями, установленными концессионным соглашением.

Концедент осуществляет контроль за соблюдением концессионером условий концессионного соглашения, в том числе за исполнением обязательств по соблюдению сроков создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, осуществлению инвестиций в его создание и (или) реконструкцию, обеспечению соответствия технико-экономических показателей объекта концессионного соглашения установленным концессионным соглашением технико-экономическим показателям, осуществлению деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, использованию (эксплуатации) объекта концессионного соглашения в соответствии с целями, установленными концессионным соглашением, а также результатов соблюдения условий концессионного соглашения по окончании сроков исполнения каждого этапа, установленного в соответствии с пунктом 6.6 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона.

Результаты осуществления контроля за соблюдением концессионером условий концессионного соглашения оформляются актом о результатах контроля. Акт о результатах контроля подлежит размещению концедентом в течение пяти рабочих дней с даты составления данного акта на официальном сайте концедента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или в случае отсутствия у муниципального образования официального сайта в инФормационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого расположено такое муниципальное образование, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Доступ к указанному акту обеспечивается в течение срока действия концессионного соглашения и после дня окончания его срока действия в течение трех лет.

Пунктом 101 Концессионного соглашения установлено, что Концедент осуществляет контроль за соблюдением Концессионером условий концессионного соглашения, в том числе обязательств по осуществлению деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, обязательств по исполнению (эксплуатации) объекта Концессионного соглашения в соответствии с целями, установленными Концессионным соглашением, а также сроков исполнения обязательств, указанных в Концессионном соглашении.

В силу пункта 103 Концессионного соглашения Концедент имеет право запрашивать у Концессионера информацию об исполнении обязательств, предусмотренных концессионным соглашением.

Согласно пункту 106 Концессионного соглашения результаты осуществления контроля за соблюдением концессионером условий концессионного соглашения оформляются двусторонним актом о результатах контроля. Акт о результатах контроля подлежит размещению Концедентом в течение пяти рабочих дней с даты составления данного акта на официальном сайте концедента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или в случае отсутствия у муниципального образования официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого расположено такое муниципальное образование, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Доступ к указанному акту обеспечивается в течение срока действия концессионного соглашения и после дня окончания его срока действия в течение трех лет.

В ходе проверки прокуратурой района установлено, что контроль за исполнением концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения со стороны администрации сельсовета должным образом не осуществлялся. Акты о результатах контроля за 2021 и 2022 годы по ул. Полевая с. Троицкая Вихляйка администрацией сельсовета не размещены на официальном сайте администрации Сосновского района Тамбовской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В целях устранения указанных нарушений прокуратурой района 29 марта 2023 года на имя главы Троицковихляйского сельсовета внесено представление, которое администрацией сельсовета в установленный срок не рассмотрено, в прокуратуру района письменный ответ не предоставлен.

Согласно справке от 27 июня 2023 года, в результате проведенного мониторинга сети Интернет официального сайта Администрации Сосновского района Тамбовской области странички Троицковихляйский сельсовет Сосновского района Тамбовской области установлено, что администрацией Троицковихляйского сельсовета акт о результатах контроля исполнением концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения за 2021 и 2022 годы по ул. Полевая с. Троицкая Вихляйка не размещен.

Сведения об объекте концессионного соглашения не составляют государственную тайну и не имеют стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства (ч.7 ст.9 ФЗ «О концессионных соглашениях»).

Исходя из того, что бездействием административного ответчика нарушены права неопределенного круга лиц на получение информации в сфере водоснабжения, суд приходит к выводу о том, что исковые требования, в том числе уточненные в ходе судебного разбирательства, прокурора Сосновского района Тамбовской области законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.

В соответствии ч.2 ст. 178 КАС РФ суд считает возможным установить ответчику срок для исполнения данного решения суда - в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения, который, по мнению суда, является разумным и достаточным для исполнения данного решения.

Согласно ч.1 ст.219 КАС РФ административным истцом не пропущен трёхмесячный срок на обращение в суд с указанными требованиями.

Согласност. 103КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. В соответствии сч. 1 ст. 111КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

В соответствии сп.п. 19 п. 1 ст. 333.36Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 226-227 КАС РФ,

решил:

Административное исковое заявление прокурора Сосновского района Тамбовской области, в защиту интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Троицковихляйского сельсовета Сосновского района Тамбовской области, выразившееся в не размещении в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» актов о результатах контроля за соблюдением ООО «Сосновские коммунальные сети» условий концессионного соглашения за 2020 - 2022 годы по выполнению работ по реконструкции водопроводной сети по ул.Полевой в с.Троийкая Вихляйка, протяженностью 200 метров, в том числе, обязательств по осуществлению деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, обязательств по исполнению (эксплуатации) объекта концессионного соглашения в соответствии с целями, установленными концессионным соглашением.

Обязать администрацию Троицковихляйского сельсовета Сосновского района Тамбовской области в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу в установленном порядке разместить в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте администрации Сосновского района Тамбовской области на страничке Троицковихляйского сельсовета Сосновского района Тамбовской области акт о результатах контроля за соблюдением ООО «Сосновские коммунальные сети» условий концессионного соглашения за 2020 - 2022 годы по выполнению работ по реконструкции водопроводной сети по ул.Полевой в с.Троийкая Вихляйка, протяженностью 200 метров, в том числе, обязательств по осуществлению деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, обязательств по исполнению (эксплуатации) объекта концессионного соглашения в соответствии с целями, установленными концессионным соглашением.

Обязать администрацию Троицковихляйского сельсовета Сосновского района Тамбовской области сообщить об исполнении решения по данному административному делу в Сосновский районный суд Тамбовской области и прокурору Сосновского района Тамбовской области в течение 10 дней со дня исполнения судебного решения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тамбовского областного суда в апелляционном порядке через Сосновский районный суд Тамбовской области в течение месяца со дня принятия судом мотивированного решения.

Мотивированное решение принято 03 августа 2023 года.

Председательствующий

Судья Е.А. Охотникова