ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4861/2021 от 25.11.2021 Кировского районного суда г. Астрахани (Астраханская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 ноября 2021 года г. Астрахань

Кировский районный суд города Астрахани в составе:

председательствующего судьи Гончаровой Ю.С.

при ведении протокола помощником Вилковой Л.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Кировского районного суда г. Астрахани, расположенном по адресу: г. Астрахань, ул. Набережная 1 Мая, 43, административное дело № 2а-4861/2021 г. по административному иску исполняющего обязанности прокурора города Астрахани к администрации МО «Город Астрахань», с привлечением в качестве заинтересованных лиц Управления по строительству, архитектуре и градостроительству администрации МО «Город Астрахань», Управления муниципального имущества администрации МО «Город Астрахань», Искенеевой Гаухары Искандеровны о признании постановления администрации МО «Город Астрахань» недействующим

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с вышеуказанным иском, обосновав свои требования тем, что постановлением администрации МО «Город Астрахань» от 06.07.2020 года № 190 в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Астрахань», утвержденную постановлением администрации города Астрахани от 10.04.2015 года № 2090, включено размещение летних кафе при стационарном предприятии общественного питания по адресу: ул. <адрес> в связи с чем 06.04.2021 г. между администрацией МО «Город Астрахань» в лице управления торговли и поддержки предпринимательства и ИП Искенеевой Г.И. заключены договоры № 5 и № 6 на размещение нестационарных торговых объектов – для оказания услуг общественного питания – летнего кафе при стационарном предприятии питания по адресу: ул. Ульяновых, д. 10 г. Астрахани и ул. <адрес>. Вышеуказанное постановление опубликовано 09.07.2020 г. в «Астраханском вестнике» № 30. В качестве основания для обращения с административным исковым заявлением указано, что оспариваемое постановление противоречит нормам ч. 4 ст. 6, ст. 21 ФЗ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», п. 4.4.7.3 Правил благоустройства территории МО «Город Астрахань», утвержденных решением Городской Думы муниципального образования «Город Астрахань» от 24.12.2018 года № 188, п. 2.4 Правил размещения, обустройства и эксплуатации сезонных (летних) кафе при стационарных предприятиях общественного питания, утвержденных постановлением администрации г. Астрахани от 29.04.2015 года № 2550, в связи с чем просит признать постановление администрации МО «Город Астрахань» от 06.07.2020 года № 190 «О внесении изменений в постановление администрации города Астрахани от 10.04.2015 года № 2090» в части внесения адресов размещения летних кафе по ул. <адрес> недействующим.

Представитель административного истца Полежаева Е.В. требования административного искового заявления поддержала в полном объеме. Дополнительно суду пояснила, что размещение летних (сезонных) кафе противоречит действующему законодательству, в том числе, Правилам дорожного движения в части запретов, установленных в п. 1.5 Правил, Правилам благоустройства территории МО «Город Астрахань» и Гостам Р 50597-2017. Летние кафе размещены на тротуаре, предназначенном для движения пешеходов, и создают пешеходам препятствия.

Представитель административного ответчика – администрации МО «Город Астрахань» Алейникова А.А., в удовлетворении административного иска просила отказать, предоставила отзыв, пояснив, что решение о внесении адресных ориентиров в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «город Астрахань», принято в соответствии с законодательством, а также в соответствии с Постановлением администрации муниципального образования «город Астрахань» от 29.04.2015 года № 2550 «Об утверждении правил размещения, обустройства и эксплуатации сезонных (летних) кафе при стационарных предприятиях общественного питания», с изменениями.

От заинтересованного лица – Управление муниципального имущества администрации МО «Город Астрахань», представитель не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица – Индивидуального предпринимателя Искенеевой Г.И. Старкова С.А., в удовлетворении административного иска просила отказать, предоставила возражение, пояснив, что в соответствии с Постановлением администрации города Астрахани от 10 апреля 2015г. N2090 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "Город Астрахань", с изменениями и дополнениями нестационарные торговые объекты – летние кафе, расположенные по ул. <адрес>, включены в схему размещения нестационарных торговых объектов, что подтверждается информацией, размещенной на официальном сайте администрации МО «город Астрахани». В объектах нестационарной торговли ИП Искенеевой Г.И. осуществлялась деятельность на основании заключенных с индивидуальным предпринимателем договоров. Эскизные проекты на объекты нестационарной торговли были согласованы Управлением по строительству, архитектуре и градостроительству администрации МО «Город Астрахань». Проект организации летнего кафе выполнен в соответствии с требованиями Правил Благоустройства территории МО «Город Астрахань», требованиями ГОСТ и, в соответствии с Правилами, устанавливающими безопасность третьих лиц, в том числе в части безопасности дорожного движения. Соответствие фактического размещения требованиям договора о размещении нестационарного торгового объекта и проектной документации подтверждено актами соответствия, приобщенными к материалам дела.

Представитель управления по строительству, архитектуре и градостроительству, а также представитель управления муниципального имущества администрации МО «Город Астрахань» в судебное заседание не явились.

В силу ст. 150 КАС РФ суд решил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав явившиеся лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с требованиями ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу ч. 3 ст. 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативно правового акта, в том числе принятого референдумом субъекта Российской Федерации или местным референдумом, не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции.

Согласно ст. 39.33 Земельного Кодекса Российской Федерации, использование земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в том числе размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Частью 1 статьи 39.36 ЗК РФ предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения НТО в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №381-ФЗ), в силу части 3 статьи 3 которого органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.

Данным Законом предусмотрена возможность размещения нестационарных торговых объектов без оформления правоустанавливающих документов на земельный участок в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов (часть 1 статьи 10 Закона об основах государственного регулирования торговой деятельности).

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговой деятельности), регламентирующей порядок размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, предусмотрено, что такое размещение осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. В силу пункта 3 статьи 10 Закона о торговой деятельности схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что согласно протокола № 5 заседания комиссии по включению нестационарных торговых объектов в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Астрахань» от 03.07.2020 года принято решение о включении нестационарных торговых объектов в схему нестационарных торговых объектов сезонных (летних) кафе при стационарных предприятиях общественного питания по адресам: ул. <адрес>

Размещение указанных нестационарных торговых объектов по заявлению ИП Искенеевой Г.И. было согласовано письмами № 30-04-01-2278, 30-04-01-2279 от 29.06.2020 г., в соответствии с предоставленными эскизными проектами «Размещение и обустройство сезонных (летних) кафе при стационарных предприятиях общественного питания», которые были согласованы при условии сохранения пешеходной зоны.

В соответствии с п. 2.4 Правил размещения, обустройства и эксплуатации сезонных (летних) кафе при стационарных предприятиях общественного питания, утвержденных постановлением администрации города Астрахани 29.04.2015 года № 2550, не допускается размещение сезонных кафе на тротуарах и площадках, если свободная ширина прохода от крайних элементов конструкций сезонного кафе до края проезжей части, а также границ опор конструкций, стволов деревьев, парковочной разметки автотранспорта или других отдельно стоящих выступающих элементов, включая здания, строения, сооружения, не позволяет обеспечить беспрепятственное пешеходное движение в соответствии с установленными требованиями.

Пунктом 4.4.7.3 Правил благоустройства территории МО «Город Астрахань», утвержденных решением Городской Думы муниципального образования «Город Астрахань» от 24.12.2018 года № 188 некапитальные строения, сооружения размещаются на территории муниципального образования «Город Астрахань» таким образом, чтобы не мешать пешеходному движению, не ухудшать визуальное восприятие среды населенного пункта и благоустройство территории и застройки.

Эскизные проекты размещения и обустройства сезонных (летних) кафе по спорным адресам, представленные индивидуальным предпринимателем на утверждение в администрацию МО «Город Астрахань», предусматривали пешеходную зону, что позволило администрации МО «Город Астрахань» в силу вышеуказанных норм согласовать данные проекты.

Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста директор ООО «Архивэл», Галкин И.А., пояснил, что им подготавливался эскизный проект «размещение и обустройство сезонного (летнего) кафе при стационарных предприятиях общественного питания ресторана «Белуга» по адресу: г. <адрес> Эскизные проекты на объекты нестационарной торговли были согласованы Управлением по строительству, архитектуре и градостроительству администрации МО «Город Астрахань» и были разработаны в соответствии с действующими строительными, градостроительными нормами, обеспечивающими безопасность посетителей и третьих лиц, а также сохранение пешеходной зоны.

В письме от 29.06.2020 г. администрация МО «Город Астрахань» также указала, что не будет иметь возражений при условии сохранения пешеходной зоны.

После принятия оспариваемого постановления и заключения соответствующих договоров на размещение сезонного (летнего) кафе при стационарном предприятии общественного питания, администрация, начиная с 2020 года (с момента принятия постановления) проверяла соответствие нестационарного торгового объекта требованиям, указанным в договоре, что подтверждается актами приемочной комиссии.

Административный истец не оспаривал наличие на спорных объектах пешеходной зоны, однако по его утверждениям, предусмотренная пешеходная зона является недостаточной для обеспечения безопасности пешеходов. При этом, какой-либо ссылки на нормативный правовой акт, содержащий требования в данной части со стороны административного истца не последовало.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля инспектор ГИБДД Маликов Н.Р., пояснил, что им 16.08.2021 года был составлен акт выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда о том, что на участке г. Астрахань, ул. Фиолетова, 3 (ресторан «Белуга») на тротуаре расположены посторонние предметы в виде столов и диванов. <адрес> (ресторан Миндаль» на тротуаре расположены посторонние предметы, а именно: столы, стулья, металлические профильные трубы, чем созданы помехи в движении пешеходов, тем самым нарушен п. 1.5 ПДД РФ (ГОСТ Р 50597-2017), замеры пешеходной зоны не были зафиксированы, документы от хозяйствующего субъекта о законности размещения летнего кафе не истребовались.

Доводы административного иска о нарушениях административным ответчиком п. 1.5 Правил дорожного движения, запрещающего создавать помехи для движения, судом отклоняются, поскольку каких-либо доказательств, что административный ответчик (администрация МО «Город Астрахань» ) допустила указанное нарушение суду не представлено.

Нормы ч. 4 ст. 6, ст. 21 ФЗ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»,на которые ссылается административный истец, предусматривают, что в соответствии с действующим законодательством орган местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно решает вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

В рассматриваемо случае возможность размещения нестационарных торговых объектов предусмотрена на региональном уровне и утверждена соответствующими нормативными правовыми актами.

В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Суд, проверив все указанные обстоятельства, не находит оснований для удовлетворения иска.

Таким образом, оспариваемое постановление администрации МО «Город Астрахань» от 06.07.2020 года № 190, вынесенное в целях упорядочения размещения нестационарных торговых объектов, создания условий для улучшения организации и качества торгового социального бытового обслуживания населения муниципального образования «Город Астрахань», а также включение в схему размещения нестационарных торговых объектов - летних кафе по ул. Ульяновых, д. 10 и ул. Свердлова/Ульяновых/Красная Набережная/ул. Фиолетова, 5/2-4/6-4/1-3 – законны и не нарушают права третьих лиц, в том числе, в сфере обеспечения безопасности движения, не противоречит действующему законодательству и вынесено в соответствии с действующим на территории МО «Город Астрахань» порядком размещения нестационарных торговых объектов, а также в рамках своей компетенции.

Анализ представленной по делу совокупности доказательств позволяет суду сделать вывод о том, что административный иск не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.175-180, КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление исполняющего обязанности прокурора города Астрахани к администрации МО «Город Астрахань», с привлечением в качестве заинтересованных лиц Управления по строительству, архитектуре и градостроительству администрации МО «Город Астрахань», Управления муниципального имущества администрации МО «Город Астрахань», Искенеевой Гаухары Искандеровны о признании постановления администрации МО «Город Астрахань» недействующим оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение одного месяца.

Судья: