ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4862/2021 от 02.03.2022 Октябрьского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

УИД: 38RS0035-01-2021-007284-63

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 марта 2022 года г. Иркутск

Октябрьский районный суд г. Иркутска в составе:

председательствующего судьи Хижаева А.Ю.,

при секретаре Лоза А.Е.,

с участием представителя административного истца ФИО2

представителя административного ответчика ФИО3, действующей на основании доверенности от Дата,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-766/2022 по административному иску Восточно-Сибирского транспортного прокурора к Иркутской таможне о признании незаконным бездействия по непринятию мер к исполнению апелляционного определения суда,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование административных исковых требований указано, что Восточно-Сибирским транспортным прокурором в Кировский районный суд г. Иркутска в интересах Российской Федерации в лице Иркутской таможни предъявлено исковое заявление о взыскании с ФИО6 вреда государству в виде неуплаченных таможенных платежей в сумме ........ руб.

Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 22.11.2019 требования прокурора удовлетворены частично - в пользу Российской Федерации, в лице Иркутской таможни с ФИО6 взыскан вред, причиненный государству в результате преступления, в виде неуплаченных таможенных платежей, в размере ........ рублей.

Апелляционным определением Иркутского областного суда от 08.06.2020 решение суда первой инстанции отменено, принято новое решение об удовлетворении требований в полном объеме и взыскании с ФИО6 в пользу Российской Федерации в возмещение вреда, причиненного в результате преступления, ........ руб. и судебных расходов в доход г. Иркутска в размере 60 000 руб.

Кировским районным судом Иркутской области на основании вступившего в силу решения суда выдан исполнительный лист от 08.06.2020 ФС и направлен для принудительного исполнения в Правобережный отдел судебных приставов г. Иркутска УФССП России по Иркутской области. Судебным приставом-исполнителем Правобережного отдела судебных приставов г. Иркутска УФССП России по Иркутской области 28.09.2020 возбуждено исполнительное производство -ИП в отношении ФИО6

15.02.2021 Кировским районным судом г. Иркутска в связи с неверным указанием взыскателя исполнительный лист был отозван, в связи с чем, 18.02.2021 судебным приставом-исполнителем Правобережного отдела судебных приставов г. Иркутска УФССП России по Иркутской области вынесено постановление об окончании исполнительного производства.

В выданном Кировским районным судом г. Иркутска исполнительном листе ФС в качестве взыскателя указана Иркутская таможня.

20.09.2021 в Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Иркутской области поступил исполнительный лист от 08.06.2020 ФС , выданный Кировским районным судом г. Иркутска, о взыскании с ФИО6 в пользу Российской Федерации в возмещение вреда, причиненного в результате преступления, ........ руб.

В рамках возбужденного исполнительного производства с должника взыскано 9 396 руб. Указанные денежные средства зачислены на депозитный счет службы судебных приставов и не могут быть перечислены в бюджет Российской Федерации в связи с ненадлежащим исполнением Иркутской таможней полномочий взыскателя и не представлением соответствующих реквизитов для зачисления денежных средств.

Иркутская таможня как материальный истец по делу исполнительный лист в Кировском районном суде г. Иркутска не получала, к исполнению в подразделение службы судебных приставов не предъявляла.

В целях надлежащего исполнения решения суда и перечисления, взысканных в рамках исполнительного производства, денежных средств Восточно-Сибирской транспортной прокуратурой 27.09.2021 исх. направлен запрос в Иркутскую таможню о предоставлении реквизитов для перечисления денежных средств, взыскиваемых с ФИО6 в счет уплаченных таможенных платежей.

В письме Иркутской таможни от 30.09.2021 указано об отсутствии правовых снований для администрирования таможенными органами денежных средств, взысканных по исполнительному листу в отношении ФИО6

При этом административный ответчик указал, что в соответствии с п. 4 Правил осуществления федеральными органами государственной власти государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетной системы Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 , администрирование доходов бюджетной системы Российской Федерации при принятии судом решения о взыскании денежных средств по результатам рассмотрения гражданского иска, предъявленного в рамках уголовного дела, осуществляется государственным органом, в производстве которого находилось уголовное дело, направленное для рассмотрения в суд.

Полагает, что денежные средства по исполнительному листу не подлежат перечислению на счет Иркутской таможни или иного таможенного органа, поскольку взыскателем по делу является прокуратура, как лицо, предъявившее иск.

По запросу судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Иркутской области Иркутской таможней вышеуказанные реквизиты в рамках исполнительного производства на момент предъявления административного искового заявления также не предоставлены.

Таким образом, фактически Иркутская таможня отказалась от исполнения судебного акта по делу.

Поскольку требования, заявленные к ФИО6, касались неуплаты последним таможенных платежей, администратором доходов в рассматриваемом деле является Иркутская таможня.

Административный истец просил суд признать незаконным бездействие Иркутской таможни по непринятию мер к исполнению апелляционного определения Иркутского областного суда от 08.06.2020 по гражданскому делу по иску Восточно-Сибирского транспортного прокурора к ФИО6 о взыскании вреда, причиненного государству в виде неуплаченных таможенных платежей, в размере ........ руб.; обязать Иркутскую таможню принять меры к исполнению апелляционного определения Иркутского областного суда от 08.06.2020 о взыскании с ФИО6 вреда, причиненного государству в виде неуплаченных таможенных платежей, в размере ........ руб.

Представитель административного истца ФИО2 исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, дала по ним пояснения.

Представитель административного ответчика ФИО3 исковые требования не признала, дала свои пояснения.

Заинтересованные лица ФИО6, судебный пристав-исполнитель Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Иркутской области ФИО4 в судебное заседание не явились, судом извещены надлежащим образом.

Суд, руководствуясь положениями ст. 150 КАС РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав представителей сторон, изучив материалы административного дела, имеющиеся в нем доказательства, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.

В силу ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом установлено, что решением Кировского районного суда г. Иркутска от 22.11.2019 по гражданскому делу № 2-905/2019 исковые требования Восточно-Сибирского транспортного прокурора в защиту интересов Российской Федерации в лице Иркутской таможни к ФИО6 о взыскании вреда, причиненного государству в результате преступления, в виде неуплаченных таможенных платежей, судебных расходов, судебных издержек удовлетворены частично.

С ФИО6 в пользу Российской Федерации взыскан вред, причиненный государству в результате преступления, в виде неуплаченных таможенных платежей в размере ........ руб.

С ФИО6 в доход бюджета г. Иркутска взыскана государственная пошлина в размере 7 496,14 руб.

В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 08.06.2020 решение Кировского районного суда г. Иркутска от 22.11.2019 отменено. Иск удовлетворен в полном объёме.

С ФИО6 в пользу Российской Федерации взыскано в возмещение вреда, причиненного в результате преступления, ........ руб. и судебные расходы в доход Адрес в размере 60 000 руб.

22.09.2021 на основании исполнительного листа ФС , выданного Кировским районным судом г. Иркутска по гражданскому делу № 2-905/2019 судебным приставом-исполнителем Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Иркутской области ФИО4 возбуждено исполнительное производство -ИП в отношении ФИО6 в пользу взыскателя Иркутской таможни.

Восточно-Сибирской транспортной прокуратурой направлен запрос от 27.09.2021 за исх. в адрес Иркутской таможни о предоставлении реквизитов для перечисления денежных средств, взыскиваемых с ФИО6 в счет уплаченных таможенных платежей.

Из ответа Иркутской таможни от 30.09.2021 следует, что согласно разъяснениям ФТС России, в соответствии с п. 4 Правил осуществления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 , администрирование доходов бюджетной системы Российской Федерации при принятии судом решения о взыскании денежных средств по результатам рассмотрения гражданского иска, предъявленного в рамках уголовного дела, осуществляется государственным органом, в производстве которого находилось уголовное дело, направленное для рассмотрения в суд.

Таким образом, денежные средства, взысканные по исполнительному листу в отношении ФИО6, не подлежат перечислению на счет Иркутской таможни или иного таможенного органа. Правовые основания для их администрирования таможенными органами отсутствуют.

В соответствии со ст. 49 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "Об исполнительном производстве" взыскателем и должником могут быть гражданин или организация, а также объединение граждан, не являющееся юридическим лицом. К указанному объединению применяются нормы настоящего Федерального закона, определяющие участие организаций в исполнительном производстве, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, взыскателем и должником могут быть Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.

Взыскателем является гражданин или организация, в пользу или в интересах которых выдан исполнительный документ.

Согласно ст. ст. 55, 68, 69 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза на таможенные органы возлагается обязанность по взысканию таможенных пошлин в случае неисполнение или ненадлежащего исполнения данной обязанности лицом.

В соответствии с пп. «а» п. 10 ч. 1 ст. 259 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» таможенные органы для выполнения возложенных на них функций предъявляют в суды или арбитражные суды иски и заявления о пускании таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, таможенных сборов, процентов и пеней и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы.

Согласно пункту 1 Положения о Федеральной таможенной службе, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.04.2021 N 636 (ред. от 19.06.2021), Федеральная таможенная служба (ФТС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела (таможенный контроль).

Федеральная таможенная служба осуществляет свою деятельность непосредственно, через территориальные органы Федеральной таможенной службы. (п. 4 Положения).

Согласно п. 5.46 Положения Федеральная таможенная служба представляет в судах законные интересы Российской Федерации по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности.

В соответствии с ч. 6 ст. 253 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022), региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты, в том числе специализированные таможенные органы, действуют на основании общих или индивидуальных положений, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела. Таможенные посты могут не обладать статусом юридического лица.

Приказом ФТС России от 20.09.2021 N 798 утверждено Общее положение о таможне.

В соответствии с пп. 79, 82 п. 11 Общего положения о таможне, таможня, таможня фактического контроля также осуществляет следующие полномочия в соответствии с установленной компетенцией:

осуществление полномочий (отдельных полномочий) администратора доходов федерального бюджета, главного администратора и администратора доходов бюджетов муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя и администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета;

обеспечение поступления в федеральный бюджет средств от возмещения расходов, понесенных в связи с эксплуатацией федерального имущества, от реализации высвобождаемого движимого имущества и от возмещения ущерба, в том числе при возникновении страховых случаев по обязательному страхованию гражданской ответственности, когда выгодоприобретателями выступают таможенные органы.

В соответствии с п. 21 Общего положения о таможне, таможня является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Исходя из положений указанных норм права, таможня осуществляет полномочия администратора доходов федерального бюджета, обеспечивает поступление в федеральный бюджет средств от возмещения ущерба, имеет свои счета.

В пункте 2 Определения Конституционного Суда РФ от 24.10.2019 N 2943-О указано, что прокурор, направляющий исполнительный лист, выданный судом на основании вынесенного по заявлению прокурора судебного решения, судебному приставу-исполнителю, который обязан возбудить по нему исполнительное производство (часть 5 статьи 30 этого же Федерального закона), не является стороной исполнительного производства.

Согласно абзацу 1 пункта 4 Правил осуществления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также государственными корпорациями, публично-правовыми компаниями и Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, администрирование доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от денежных взысканий (штрафов) осуществляется федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации, от имени которых соответствующие должностные лица (в том числе государственные инспектора в случаях, установленных законодательством Российской Федерации) выносят постановления о наложении денежных взысканий (штрафов) по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях, предписания (решения) об уплате денежных взысканий (штрафов) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно абзацу 6 пункта 4 вышеуказанных Правил, в случае принятия федеральным судом судебного акта о взыскании денежных средств по результатам рассмотрения гражданского дела, гражданского иска, предъявленного в рамках уголовного дела, административного дела либо перечисления денежных средств ответчиком до вынесения федеральным судом судебного акта администрирование доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за исключением доходов, указанных в абзацах девятом, шестнадцатом, восемнадцатом и девятнадцатом настоящего пункта, осуществляется органом или учреждением, указанными в абзаце первом настоящего пункта, а также государственной корпорацией, публично-правовой компанией, от имени которых соответствующее должностное лицо (в том числе государственный инспектор в случаях, установленных законодательством Российской Федерации) направило дело на рассмотрение в федеральный суд, обратилось в федеральный суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав.

Из приведенных норм следует, что Иркутская таможня как территориальный орган Федеральной таможенной службы (федерального органа исполнительной власти) осуществляет администрирование доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в случае принятия федеральным судом судебного акта о взыскании денежных средств по результатам рассмотрения гражданского дела.

При таких обстоятельствах, Иркутская таможня, как администратор доходов федерального бюджета, должна обеспечивать поступление в федеральный бюджет средств от возмещения ущерба, возникшего в связи с неуплатой таможенных платежей.

Анализируя приведенные нормы права и установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что административным ответчиком не принимаются меры по исполнению судебного акта - апелляционного определения Иркутского областного суда от 08.06.2020 по гражданскому делу по иску Восточно-Сибирского транспортного прокурора к ФИО6 о взыскании вреда, причиненного государству в виде неуплаченных таможенных платежей, в размере ........ руб.

Поэтому, суд находит административные исковые требования Восточно-Сибирского транспортного прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Восточно-Сибирского транспортного прокурора к Иркутской таможне о признании незаконным бездействия по непринятию мер к исполнению апелляционного определения - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Иркутской таможни по непринятию мер к исполнению апелляционного определения Иркутского областного суда от 08.06.2020 по гражданскому делу по иску Восточно-Сибирского транспортного прокурора к ФИО6 о взыскании вреда, причиненного государству в виде неуплаченных таможенных платежей, в размере ........ руб.

Обязать Иркутскую таможню принять меры к исполнению апелляционного определения Иркутского областного суда от 08.06.2020 о взыскании с ФИО6 вреда, причиненного государству в виде неуплаченных таможенных платежей, в размере ........ руб.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Октябрьский районный суд г. Иркутска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 10 марта 2022 г.

Судья: А.Ю. Хижаев

Мотивированный текст решения суда изготовлен 14.03.2022г.