УИД: 07RS0005-01-2021-001340-84, 07RS0005-01-2021-001325-32,
Дело № 2а-486/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
9 декабря 2021 года г. Майский, КБР
Майский районный суд КБР в составе:
председательствующей судьи Гриненко А.В.,
при секретаре Занченко В.А.,
с участием: представителя административного истца – помощника прокурора Майского района КБР – Кибе Д.А.,
представителя соответчика – местной администрации Майского муниципального района КБР - Шаковой Д.А., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя административного соответчика – местной администрации г.п. Майский Майского муниципального района КБР – Бирсова А.Р., действующего на основании доверенности № 02 от 18.01.2021
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Майского района КБР в интересах неопределенного круга лиц к местной администрации Майского муниципального района КБР, местной администрации г.п. Майский Майского муниципального района КБР об обязании произвести определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
11.10.2021 в суд поступило административное исковое заявление прокурора Майского района КБР в интересах неопределенного круга лиц граждан Российской Федерации, г.п. Майский Майского муниципального района КБР к местной администрации Майского муниципального района КБР об обязании местной администрации Майского муниципального района КБР направить в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, заявление о постановке на учет объекта электросетевого хозяйства – трансформаторная подстанция: КТП-10/579 ул. Комарова на территории возле МПО ЖКХ, как бесхозяйного объекта.
11.10.2021 в суд поступило административное исковое заявление прокурора Майского района КБР в интересах неопределенного круга лиц граждан Российской Федерации, г.п. Майский Майского муниципального района КБР к местной администрации Майского муниципального района КБР об обязании местной администрации Майского муниципального района КБР направить в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, заявление о постановке на учет объекта электросетевого хозяйства – трансформаторная подстанция: КТП-23/572, ул. Медведева возле дома № 5, как бесхозяйного объекта;
11.10.2021 в суд поступило административное исковое заявление прокурора Майского района КБР в интересах неопределенного круга лиц граждан Российской Федерации, г.п. Майский Майского муниципального района КБР к местной администрации Майского муниципального района КБР об обязании местной администрации Майского муниципального района КБР направить в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, заявление о постановке на учет объекта электросетевого хозяйства – трансформаторная подстанция: КТП-11/572, пересечение улиц Калинина и Некрасова, как бесхозяйного объекта;
11.10.2021 в суд поступило административное исковое заявление прокурора Майского района КБР в интересах неопределенного круга лиц граждан Российской Федерации, г.п. Майский Майского муниципального района КБР к местной администрации Майского муниципального района КБР об обязании местной администрации Майского муниципального района КБР направить в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, заявление о постановке на учет объекта электросетевого хозяйства – трансформаторная подстанция: КТП-12/571, ул. Энергетиков возле дома № 44, как бесхозяйного объекта;
11.10.2021 в суд поступило административное исковое заявление прокурора Майского района КБР в интересах неопределенного круга лиц граждан Российской Федерации, г.п. Майский Майского муниципального района КБР к местной администрации Майского муниципального района КБР об обязании местной администрации Майского муниципального района КБР направить в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, заявление о постановке на учет объекта электросетевого хозяйства – трансформаторная подстанция: КТП-4/572, на пересечении улиц Розы Люксембург и Энгельса, как бесхозяйного объекта;
11.10.2021 в суд поступило административное исковое заявление прокурора Майского района КБР в интересах неопределенного круга лиц граждан Российской Федерации, г.п. Майский Майского муниципального района КБР к местной администрации Майского муниципального района КБР об обязании местной администрации Майского муниципального района КБР направить в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, заявление о постановке на учет объекта электросетевого хозяйства – трансформаторная подстанция: КТП-5/572, на пересечении улиц Эскадронной и 9 Мая, как бесхозяйного объекта;
11.10.2021 в суд поступило административное исковое заявление прокурора Майского района КБР в интересах неопределенного круга лиц граждан Российской Федерации, г.п. Майский Майского муниципального района КБР к местной администрации Майского муниципального района КБР об обязании местной администрации Майского муниципального района КБР направить в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, заявление о постановке на учет объекта электросетевого хозяйства – трансформаторная подстанция: КТП-8/579, ул. 9 Мая, 5 на территории «Кристалл», как бесхозяйного объекта;
11.10.2021 в суд поступило административное исковое заявление прокурора Майского района КБР в интересах неопределенного круга лиц граждан Российской Федерации, г.п. Майский Майского муниципального района КБР к местной администрации Майского муниципального района КБР об обязании местной администрации Майского муниципального района КБР направить в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, заявление о постановке на учет объекта электросетевого хозяйства – трансформаторная подстанция: КТП-16/572, ул. Широкого и Толстого, как бесхозяйного объекта;
11.10.2021 в суд поступило административное исковое заявление прокурора Майского района КБР в интересах неопределенного круга лиц граждан Российской Федерации, г.п. Майский Майского муниципального района КБР к местной администрации Майского муниципального района КБР об обязании местной администрации Майского муниципального района КБР направить в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, заявление о постановке на учет объекта электросетевого хозяйства – трансформаторная подстанция: КТП-14/571, на территории головного водозабора, как бесхозяйного объекта;
11.10.2021 в суд поступило административное исковое заявление прокурора Майского района КБР в интересах неопределенного круга лиц граждан Российской Федерации, г.п. Майский Майского муниципального района КБР к местной администрации Майского муниципального района КБР об обязании местной администрации Майского муниципального района КБР направить в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, заявление о постановке на учет объекта электросетевого хозяйства – трансформаторная подстанция: КТП-3/572, на пересечении улиц Медведева и Советская, как бесхозяйного объекта;
11.10.2021 в суд поступило административное исковое заявление прокурора Майского района КБР в интересах неопределенного круга лиц граждан Российской Федерации, г.п. Майский Майского муниципального района КБР к местной администрации Майского муниципального района КБР об обязании местной администрации Майского муниципального района КБР направить в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, заявление о постановке на учет объекта электросетевого хозяйства – трансформаторная подстанция: КТП-21/572, ул. Железнодорожная на территории нефтебазы, как бесхозяйного объекта;
11.10.2021 года в суд поступило административное исковое заявление прокурора Майского района КБР в интересах неопределенного круга лиц граждан Российской Федерации, г.п. Майский Майского муниципального района КБР к местной администрации Майского муниципального района КБР об обязании местной администрации Майского муниципального района КБР направить в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, заявление о постановке на учет объекта электросетевого хозяйства – трансформаторная подстанция: ЗТП-6/570, ул. Энгельса, д. 51 на территории рынка, как бесхозяйного объекта.
В обоснование заявленных требований указано, что администрацией Майского муниципального района КБР данные объекты на баланс не поставлены, и в перечень муниципального имущества не включены.
Определениями Майского районного суда от 14.10.2021 вышеуказанные административные исковые заявления были приняты к производству суда.
Определением Майского районного суда от 10 ноября 2021 года административные дела за номерами 2а-486/2021, 2а-487/2021, 2а-488/2021, 2а-489/2021, 2а-490/2021, 2а-491/2021, 2а-492/2021, 2а-493/2021, 2а-494/2021, 2а-495/2021, 2а-496/2021 и 2а-497/2021, объединены в одно производство и административному делу по административному исковому заявлению прокурора Майского района КБР, действующего в интересах неопределенного круга лиц граждан Российской Федерации к местной администрации Майского муниципального района КБР об обязании местной администрации Майского муниципального района КБР направить в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, заявления о постановке на учет объектов электросетевого хозяйства, присвоен номер 2а-486/2021.
В процессе рассмотрения дела по существу истцом в суд представлено заявление об уточнении административных исковых требований в порядке ст. 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее- КАС РФ), в котором истец просит определить надлежащего ответчика по данному административному исковому заявлению из числа местной администрации г.п. Майский и местной администрации Майского муниципального района, признать бездействие ответчика, выразившееся в не направлении заявления о постановке на учет недвижимого имущества незаконным и обязать ответчика направить в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, заявление о постановке на учет объекта электросетевого хозяйства - – трансформаторная подстанция: КТП-14/571, на территории головного водозабора, как бесхозяйного объекта.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой района во исполнение приказа прокурора Кабардино-Балкарской Республики от 08.06.2020 № 117 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства, регламентирующего вопросы управления и распоряжения государственной и муниципальной собственности», а также решения межведомственной рабочей группы по обеспечению законности в сфере жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса от 14.08.2020 проведена проверка соблюдения законодательства, регламентирующего вопросы управления и распоряжения государственной и муниципальной собственности в деятельности местной администрации Майского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики. Проверкой установлено, что объект электросетевого хозяйства КТП-14/571, расположенный на территории головного водозабора, как на балансе местной администраций Майского муниципального района КБР, так и на балансе местной администрации г.п. Майский Майского муниципального района КБР, а также в Едином государственном реестре объектов недвижимого имущества не состоит, то есть фактически данный объект является бесхозным.
Учитывая, что данный объект на баланс каким-либо из соответчиков не поставлен, и в перечень муниципального или городского имущества не включен, то бездействие соответчиков по непринятию мер по постановке на учет недвижимого имущества, по которым правообладатель установлен не был, в качестве бесхозяйного, свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления, возложенных на них обязанностей.
В судебном разбирательстве представитель административного истца заявленные требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представитель административного соответчика – местной администрации Майского муниципального района КБР Шакова Д.А., суду пояснила, что объект электросетевого хозяйства КТП-14/571, расположенный на территории головного водозабора, расположен на территории г.п. Майский, и предназначен для обеспечения жителей г. Майского водой, в связи с чем считают, что надлежащим ответчиком будет являться местная администрация городского поселения.
Представитель местной администрации г.п. Майский Майского муниципального района КБР – Бирсов А.Р., суду пояснил, что учитывая, что спорный объект электросетевого хозяйства КТП-14/571, находится на территории городского поселения, а именно на территории головного водозабора, и предназначен для обеспечения жителей городского поселения водой, что в соответствии с Федеральным законом N 131-ФЗ, такой объект должен находится в собственности городского поселения, поскольку объект электросетевого хозяйства, является неотъемлемой частью самого водозабора. При этом действительно подтвердил, что спорный объект на балансе местной администрации г.п. Майский Майского муниципального района КБР, а также в Едином государственном реестре объектов недвижимого имущества не состоит, то есть фактически данный объект является бесхозным. В связи с чем, считает, что именно местная администрация города будет являться надлежащим ответчиком по настоящему спору.
Заслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренным федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В рамках проведенной прокурорской проверки соблюдения законодательства, регламентирующего вопросы управления и распоряжения государственной и муниципальной собственности в деятельности местной администрации г.п. Майский Майского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики, установлено, что указанный в иске объект элекстросетевого хозяйства КТП-14/571, на балансе местной администрации муниципального района, а также в Едином государственном реестре объектов недвижимого имущества не состоит.
Эти обстоятельства подтверждаются информационным письмом от 29.10.2020 № 51-1-24/4648, согласно которому между местной администрацией Майского муниципального района и иной организацией заключен муниципальный контракт на проведение кадастровых работ с целью дальнейшего установления права собственности на вышеуказанный объект трансформаторной подстанции, а также письмом администрации от 16.09.2021 № 51-1-24/4454, рапортом помощника прокурора Майского района от 16.09.2021, а также пояснениями соответчиков данных в процессе рассмотрения дела.
В соответствии со ст. 225 ГК РФ вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался, является бесхозяйной. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – ФЗ №131) к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, организация в границах поселения электроснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 1 и 4 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным закономвопросов местного значения, т.е. в том числе предназначенное для электроснабжения населения.
Исходя из положений ст. 51 Закона № 131-ФЗ, органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Порядок постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества регулируется нормами Приказа Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 N 931 "Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей", согласно п. 5 указанного нормативного документа, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее - заявление) (приложение N 1 к настоящему Порядку) органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Положения Гражданского кодекса Российской Федерации о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей применяются во взаимосвязи с другими положениями законодательства, в том числе с установленным разграничением компетенции между органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Полномочия в сфере электро-, тепло-, газо- и водоснабжения на территории городского поселений относятся к компетенции органов местного самоуправления муниципального района, если законом субъекта Российской Федерации данные полномочия не переданы на уровень городских поселений. Следовательно, и полномочия в сфере ресурсоснабжения, связанные с обращением с бесхозяйными объектами, также относятся к компетенции органов местного самоуправления муниципального района.
В соответствии с пп. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, относится к вопросам местного значения городского поселения.
Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования.
Согласно части 4 статьи 9 Устава городского поселения Майский Майского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики (принятого решением Совета местного самоуправления городского поселения Майский КБР от 25.12.2019 N 141), в ведении местного значения городского поселения Майский находятся вопросы местного значения, а также организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Соответственно, функции по постановке на учет бесхозяйных объектов электро, тепло-, газо- и водоснабжения, расположенных на территории городского поселения, относятся к компетенции органов местного самоуправления г.п.Майский Майского муниципального района КБР, учитывая, что объекты электросетевого хозяйства: КТП-14/571, расположенного на территории головного водозабора, который находится на территории г.п. Майский, находятся во владении и пользовании городского поселения Майский Майского муниципального района КБР, то суд считает, что и надлежащим ответчиком, по настоящему делу, будет являться местная администрация г.п. Майский Майского муниципального района КБР.
При указанных обстоятельствах, в части несвоевременной постановки недвижимого имущества на учет в регистрирующий орган, как бесхозяйные недвижимые вещи, судом установлено бездействие местной администрации г.п. Майский Майского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики, что не соответствует требованиям федерального законодательства и нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, вследствие чего суд приходит к выводу, что заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению, в связи с чем, на местную администрацию г.п. Майский Майского муниципального района КБР необходимо возложить обязанность о направлении в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, заявление о постановке на учет объекта электросетевого хозяйства: трансформаторную подстанцию: КТП-14/571, расположенную на территории головного водозабора, как бесхозяйного объекта.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
административные исковые требования прокурора Майского района КБР в интересах неопределенного круга лиц к местной администрации г.п. Майский Майского муниципального района КБР о признании бездействия незаконным и обязании произвести определенные действия, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие местной администрации г.п. Майский Майского муниципального района КБР выразившееся в не направлении в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, заявления о постановке на учет объекта электросетевого хозяйства: трансформаторную подстанцию: КТП-14/571, расположенную на территории головного водозабора.
Обязать местную администрацию г.п. Майский Майского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики направить в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, заявление о постановке на учет объекта электросетевого хозяйства: трансформаторную подстанцию: КТП-14/571, расположенного на территории головного водозабора, как бесхозяйного объекта.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного суда КБР, через Майский районный суд КБР, в течение одного месяца с момента вынесения мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 16 декабря 2021 года.
Судья Майского районного суда КБР А.В.Гриненко