ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4873/2021 от 01.09.2021 Советского районного суда г. Махачкалы (Республика Дагестан)

Дело №2а-4873/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 сентября 2021 года <адрес>

Советский районный суд <адрес> РД в составе: председательствующего судьи Атаева Э.М., при секретаре судебного заседания ФИО2, с участием представителя административного истца ФИО6 по доверенности и ордеру в деле ФИО3, представителя административного ответчика МКУ «Управления архитектуры и градостроительства» Администрации ГОсВД «<адрес>» ФИО4 по доверенности в деле, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО6ФИО7 к МКУ «Управление архитектуры и градостроительства» Администрации ГОсВД «<адрес>» о признании незаконным отказа МКУ «Управление архитектуры и градостроительства» Администрации городского округа с внутригородским делением «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ. в предоставлении ФИО6 Исе ФИО1 муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство» в отношении 16-ти этажного двух подъездного жилого дома с торговыми площадями на первом этаже и подземным паркингом на земельном участке с кадастровым номером , площадью кв.м., расположенном по адресу: <адрес> и обязании МКУ «Управление архитектуры и градостроительства» Администрации городского округа с внутригородским делением «<адрес>» выдать ФИО6 Исе ФИО1 разрешение на строительство в отношении в отношении 16-ти этажного двух подъездного жилого дома с торговыми площадями на первом этаже и подземным паркингом на земельном участке с кадастровым номером , площадью кв. м., расположенном по адресу: <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

ФИО6 обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, ссылаясь на то, что земельный участок, на котором планируется возвести планируемого строительство, находится в собственности застройщика задолго до установления седьмой подзоны, которая в свою очередь в РД была определена Приказом Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) от ДД.ММ.ГГГГг.

Управлением архитектуры и градостроительства администрации <адрес> не указано, что разрешение на строительство каким-либо образом нарушает права или законные интересы органа местного самоуправления, либо публичные интересы.

Отмечает, что он является правообладателем земельного участка с кадастровым номером , площадью кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, на котором планируется строительство 16-этажного 2-х подъездного жилого дома с торговыми площадями на первом этаже и подземным паркингом с ДД.ММ.ГГГГ., то есть задолго до установления седьмой подзоны, которая в свою очередь была определена Приказом Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) 415-п от ДД.ММ.ГГГГг.

В отказе, выданным ответчиком не приведены иные основания отказа в выдаче разрешения на строительство, предусмотренные п.2.12 Административного регламента, не указано, каким образом разрешение на строительство нарушает права или законные интересы органа местного самоуправления, либо публичные интересы, в связи с чем отказ в выдаче разрешения на строительство считает незаконным, поскольку фактически привел к невозможности реализации заявителем права на осуществление строительства.

На основании изложенного в иске просит суд признать незаконным отказ МКУ «Управление архитектуры и градостроительства» Администрации городского округа с внутригородским делением «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ. в предоставлении ФИО10 муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство» в отношении 16-ти этажного двух подъездного жилого дома с торговыми площадями на первом этаже и подземным паркингом на земельном участке с кадастровым номером , площадью кв.м., расположенном по адресу: <адрес>; обязать МКУ «Управление архитектуры и градостроительства» Администрации городского округа с внутригородским делением «<адрес>» выдать ФИО8 разрешение на строительство в отношении в отношении 16-ти этажного двух подъездного жилого дома с торговыми площадями на первом этаже и подземным паркингом на земельном участке с кадастровым номером , площадью кв. м., расположенном по адресу: <адрес>.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ осуществлен переход к рассмотрению дела в порядке административного судопроизводства.

В судебное заседание административный истец Назирбеков И.М., будучи извещен о времени и месте рассмотрения дела, не явился, воспользовался правом на ведение дела через представителя. Сведений об уважительности своей неявки не сообщил, в связи с чем определено рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель административного истца – адвокат Агамова Р.М., действующая на основании ордера и доверенности в деле, в судебном заседании просила заявленные исковые требования удовлетворить в полном объеме по изложенным в иске основаниям.

Представитель административного ответчика Ахмедов М.М., действующий на основании доверенности, по доводам, изложенным в возражениях на иск, проси в удовлетворении заявленных требований отказать.

Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав по правилам ст.84 КАС РФ материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ст. 13 Гражданского кодекса РФ, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.

Таким образом, в силу статьи 13 Гражданского кодекса РФ признание незаконными действий (бездействия) должностных лиц органов государственной власти возможно только в том случае, если установлено в совокупности наличие двух критериев: несоответствие действий (бездействия) закону или нормативному правовому акту, нарушение оспариваемым действием (бездействием) прав и законных интересов лица, обратившегося с соответствующим заявлением.

Согласно частям 8-9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 ст. 226 КАС РФ, в полном объеме.

Если иное не предусмотрено КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с п. 1 ст. 263 Гражданского кодекса РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).

Пунктом 2 ч. 1 статьи 40 Земельного кодекса РФ закреплено право собственника земельного участка возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Данное право собственника земельного участка ограничено необходимостью соблюдения требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Из материалов дела следует, что ЖСК «Красиво-жить», на праве собственности принадлежит земельный участок, общей площадью кв.м., с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГг.

ДД.ММ.ГГГГг. между ЖСК «Красиво жить» и ФИО6 заключен договор аренды земельного участка, общей площадью кв.м., с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>.

На земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес> выдан градостроительный план земельного участка РФ-3225 и подготовлена проектная документация.

Судом установлено, что ФИО6 обратился к административному ответчику с заявлением о выдаче разрешения на строительство 16-ти этажного двух подъездного жилого дома с торговыми площадями на первом этаже и подземным паркингом на земельном участке с кадастровым номером , площадью кв.м., расположенном по адресу: <адрес>.

Решением МКУ «Управление архитектуры и градостроительства» Администрации ГосВД «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГФИО6 отказано в выдаче разрешения на строительство, ссылаясь на то, что земельный участок с кадастровым номером расположен в зоне с особыми условиями использования территории – в седьмой подзоне Приаэродромной территории аэропорта Махачкала (Уйташ), установленной согласно Приказа Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) 415-п от ДД.ММ.ГГГГг. В границах седьмой подзоны не допускается использование земельных участков в целях строительства, в том числе жилой застройки.

Согласно ч.1,2 ст.51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно ч. 11 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" в течение семи рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, выдает разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

Согласно ст. 62 КАС РФ обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле.

В силу пункта 3 части 11 статьи 51 ГрК РФ орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

Согласно части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

В данном случае административным ответчиком указанные выше требования законодательства не выполнены, соответственно, в нарушение пунктов 3, 4 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации законность принятого решения не доказана.

Судом установлено, что для получения разрешения на строительство Назирбековым И.М. был предоставлен полный пакет документов.

Согласно ч.1 ст.51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" в течение семи рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного частью 11.1 настоящей статьи: проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводят проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 6 Федерального закона № 210-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГг. «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

Постановлением администрации городского округа с внутригородским делением «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ N1399 утвержден административный регламент "Выдача разрешения на строительство" (далее - Регламент).

Из раздела указанного административного регламента следует следующее.

2.1. Наименование муниципальной услуги - "Выдача разрешения на строительство".

2.2. Предоставление муниципальной услуги осуществляет Администрация городского округа с внутригородским делением "<адрес>" (далее - Администрация) в лице муниципального казенного учреждения "Управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа с внутригородским делением "<адрес>" (далее - Управление).

2.3. Результатом предоставления муниципальной услуги является: выдача разрешения на строительство Заявителям, осуществляющим строительство или реконструкцию объектов капитального строительства, согласно форме, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. N117/пр; мотивированный отказ в выдаче разрешения на строительство.

2.12.Основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги являются:

1) отсутствие документов, указанных в пунктах 2.8, 2.9 Регламента;

2) несоответствие представленных документов требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка;

3) несоответствие представленных документов разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации;

4) обращение заявителя за предоставлением муниципальной услуги в отношении объектов капитального строительства многоквартирных домов в границах земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, предоставленного в аренду для комплексного освоения территории, до образования земельных участков из такого земельного участка в соответствии с утвержденными проектом планировки территории и проектом межевания территории;

5) несоответствие представленных документов требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;

6) в случае если заявление о выдаче разрешения на строительство подано не всеми лицами, в чьей долевой собственности находится объект недвижимого имущества.

Перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги является исчерпывающим.

В соответствии с п.2.8 административного регламента «Выдача разрешения на строительство» для выдачи разрешения на строительство необходимы следующие документы:

1) заявление о выдаче разрешения на строительство;

2) документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия, в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта;

3) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта, за исключением указанных в подпункте 4 случаев реконструкции многоквартирного дома;

4) решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в соответствии с жилищным законодательством, в случае реконструкции многоквартирного дома или, если в результате такой реконструкции произойдет уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно ч.7 ст.51 ГрК РФ в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом", Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос". Заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр в соответствии с соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок,

2) градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство,

3) результаты инженерных изысканий и следующие материалы, содержащиеся в утвержденной в соответствии с частью 15 статьи 48 настоящего Кодекса проектной документации (согласно ч.15 ст.48 ГрК РФ проектная документация, утверждаются застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором. В случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, застройщик или технический заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на экспертизу. Проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации, за исключением случаев, предусмотренных частями 15.2 и 15.3 настоящей статьи):

а) пояснительная записка; б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка; в) разделы, содержащие архитектурные и конструктивные решения, а также решения и мероприятия, направленные на обеспечение доступа инвалидов к объекту капитального строительства (в случае подготовки проектной документации применительно к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда); г) проект организации строительства объекта капитального строительства (включая проект организации работ по сносу объектов капитального строительства, их частей в случае необходимости сноса объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства),

4) положительное заключение экспертизы проектной документации, в соответствии с которой осуществляются строительство, реконструкция объекта капитального строительства,

5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса),

6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта, за исключением указанных в пункте 6.2 настоящей части случаев реконструкции многоквартирного дома,

7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации,

8) документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия, в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта,

9) копия решения об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории в случае строительства объекта капитального строительства, в связи с размещением которого в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории, или в случае реконструкции объекта капитального строительства, в результате которой в отношении реконструированного объекта подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории или ранее установленная зона с особыми условиями использования территории подлежит изменению,

Документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пунктах 1 - 5, 7 и 9 части 7 настоящей статьи, запрашиваются органами, указанными в абзаце первом части 7 настоящей статьи, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, в срок не позднее трех рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно (п.7.1. ст.51 ГрК РФ).

По межведомственным запросам органов, указанных в абзаце первом части 7 настоящей статьи, документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) предоставляются государственными органами, органами местного самоуправления и подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями, в распоряжении которых находятся указанные документы, в срок не позднее трех рабочих дней со дня получения соответствующего межведомственного запроса (абз.2 п.7.1. ст.51 ГрК РФ).

Документы, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 7 настоящей статьи, направляются заявителем самостоятельно, если указанные документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости или едином государственном реестре заключений (п.7.2. ст.51 ГрК РФ).

Не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в части 7 настоящей статьи документов. Документы, предусмотренные частью 7 настоящей статьи, могут быть направлены в электронной форме. Правительством Российской Федерации или высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (применительно к случаям выдачи разрешения на строительство органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления) могут быть установлены случаи, в которых направление указанных в части 7 настоящей статьи документов и выдача разрешений на строительство осуществляются исключительно в электронной форме. Порядок направления документов, указанных в части 7 настоящей статьи, в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации в электронной форме устанавливается Правительством Российской Федерации (п.10 ст.51 ГрК РФ).

Перечень документов, предусмотренный ч.7 ст.51 ГрК РФ истцом, представленным в уполномочены орган вместе с заявлением о выдаче разрешения на строительство.

Согласно ч.13 ст.51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

Судом установлено нарушение ответчиком ст. 209 Гражданского кодекса РФ право свободного пользования, владения и распоряжения собственностью.

В рассматриваемом случае, как усматривается из материалов дела, в отношении земельного участка, на котором планируется строительство жилого дома, категория и вид разрешенного использования указан – земли населенных пунктов, под многоэтажную жилую застройку, ля многоэтажной застройки, что усматривается из выписки ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ

Пунктом 3 части 1 статьи 30 ГрК РФ предусмотрено, что Правила землепользования и застройки разрабатываются, в том числе, в целях обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.

При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования (пункт 4 части 1 статьи 34 ГрК РФ).

Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны (пункт 1 части 2 статьи 36 ГрК РФ).

Между тем, при подготовке Правил землепользования и застройки городского округа «<адрес>» орган местного самоуправления не учел вышеприведенные нормы, вследствие чего территориальная зона с особыми условиями использования территории Приаэродромной территория аэродрома Махачкала «Уйташ») в данном случае установлена без учета сложившейся планировки территории.

Согласно п.13 ст.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны" – в случае, предусмотренном частью 8 настоящей статьи, ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности, установленные в седьмой подзоне приаэродромной территории, не применяются в отношении земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости, права на которые возникли у граждан или юридических лиц до дня установления седьмой подзоны приаэродромной территории, а также в отношении объектов недвижимости, разрешение на строительство которых получено до установления этой подзоны, или в случаях, если для строительства, реконструкции указанных объектов недвижимости не требуется выдача разрешения на строительство в отношении объектов недвижимости, строительство которых начато до установления этой подзоны. В случаях, предусмотренных настоящей частью, возмещение убытков указанным лицам в связи с установлением седьмой подзоны приаэродромной территории не осуществляется.

Согласно ч. 8 ст. 36 ГрК РФ, земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

Доказательств того, что в результате использования административным истцом земельного участка и заявленного объекта капитального строительства может возникнуть опасность для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия, стороной ответчика суду не представлено и судом не установлено.

Следовательно, к моменту разрешения спора в суде, стороной ответчика не представлено ни одного доказательства, подтверждающего введение ограничения прав собственника по отношению к спорному земельному участку.

Таким образом, все вышеизложенное свидетельствует об отсутствии оснований по приведенному в оспариваемом решении доводу о невозможности выдачи разрешения на строительство в отношении 16-ти этажного двух подъездного жилого дома с торговыми площадями на первом этаже и подземным паркингом на земельном участке с кадастровым номером 05:40:000062:12635, площадью 4363 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>.

Отказ в выдаче разрешения на строительство свидетельствует об ограничении права собственника без предусмотренных на то законных оснований.

Таким образом, вывод МКУ «Управление архитектуры и градостроительства» Администрации ГОсВД «<адрес>», изложенный в отказе от ДД.ММ.ГГГГ. не соответствует фактическим обстоятельствам, установленным в судебном заседании.

В силу положений части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае удовлетворения административного иска об оспаривании действия (бездействия) и необходимости совершения административным ответчиком каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.

Согласно п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

При этом следует иметь в виду, что превышение указанных полномочий либо использование их вопреки законной цели и правам, законным интересам граждан, организаций, государства и общества является основанием для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными (пункт 4 части 9 статьи 226 КАС РФ, часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).

При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемый ответ - отказ Управления архитектуры и градостроительства Администрации ГОсВД «<адрес>» выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ.07/6538/21 в выдаче ФИО6 разрешения на строительство, безусловно, нарушает права истца, является незаконным и необоснованным, поскольку, фактически привел к невозможности реализации заявителем права на осуществление строительства.

В целях восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца в рамках настоящего административного дела, суд полагает возможным и необходимым обязать МКУ «Управление архитектуры и градостроительства» Администрации городского округа с внутригородским делением «<адрес>» выдать ФИО6 Исе ФИО1 разрешение на строительство в отношении 16-ти этажного двух подъездного жилого дома с торговыми площадями на первом этаже и подземным паркингом на земельном участке с кадастровым номером 05:40:000062:12635, площадью 4363 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>.

На основании выше изложенного, ст.ст.175-180 КАС Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление административному исковому заявлению ФИО11 к МКУ «Управление архитектуры и градостроительства» Администрации ГОсВД «<адрес>» о признании незаконным отказа МКУ «Управление архитектуры и градостроительства» Администрации городского округа с внутригородским делением «<адрес>» от 29.07.2021г. .07/6538/21 в предоставлении ФИО12 муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство» в отношении 16-ти этажного двух подъездного жилого дома с торговыми площадями на первом этаже и подземным паркингом на земельном участке с кадастровым номером , площадью кв.м., расположенном по адресу: <адрес> и обязании МКУ «Управление архитектуры и градостроительства» Администрации городского округа с внутригородским делением «<адрес>» выдать ФИО6 Исе ФИО1 разрешение на строительство в отношении в отношении 16-ти этажного двух подъездного жилого дома с торговыми площадями на первом этаже и подземным паркингом на земельном участке с кадастровым номером , площадью кв. м., расположенном по адресу: <адрес> удовлетворить.

Признать незаконным отказ МКУ «Управление архитектуры и градостроительства» Администрации городского округа с внутригородским делением «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ. в предоставлении ФИО13 муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство» в отношении 16-ти этажного двух подъездного жилого дома с торговыми площадями на первом этаже и подземным паркингом на земельном участке с кадастровым номером , площадью кв.м., расположенном по адресу: <адрес>.

Обязать МКУ «Управление архитектуры и градостроительства» Администрации городского округа с внутригородским делением «<адрес>» выдать ФИО14 разрешение на строительство в отношении 16-ти этажного двух подъездного жилого дома с торговыми площадями на первом этаже и подземным паркингом на земельном участке с кадастровым номером , площадью кв.м., расположенном по адресу: <адрес>.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда РД в течение одного месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Э.М. Атаев