РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Осташковский межрайонный суд Тверской области
в составе:
председательствующего судьи Кокаревой Н.А.,
при секретаре Антоновой О.Н.,
с участием помощника прокурора Комарова Д.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Осташкове
административное дело по административному исковому заявлению заместителя Осташковского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределённого круга лиц, Российской Федерации к Администрации Осташковского городского округа о признании бездействия незаконным и возложении обязанности обустроить место (площадку) накопления твёрдых коммунальных отходов,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель Осташковского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределённого круга лиц, Российской Федерации, обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации Осташковского городского округа, в котором просит: признать незаконным бездействие Администрации Осташковского городского округа, выразившееся в неисполнении требований федерального законодательства по обустройству мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов; обязать Администрацию Осташковского городского округа обустроить место (площадку) накопления твёрдых коммунальных отходов, расположенное в деревне Пачково Осташковского городского округа, на земельном участке с кадастровым кварталом № (координаты X57.222909, Y33.108065), в соответствии с требованиями законодательства об отходах производства и потребления, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а именно: специальной площадкой с бетонным или асфальтовым покрытием, огражденной бордюром, зелёными насаждениями и ограждением по периметру, имеющий подъездной путь для автотранспорта и уклон для отвода талых и дождевых сточных вод.
Требования мотивирует тем, что Осташковской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе проверки доводов, изложенных в публикации в сети «Интернет» «Берега Селигера за пару теплых уик-эндов превратились в помойку», о несанкционированной свалке бытовых отходов в окрестности базы отдыха «Пачково», расположенной в районе оз.Селигер, проведен осмотр места (площадки) накопления ТКО, расположенной в дер.Пачково Осташковского городского округа Тверской области. Прокуратурой установлено, что постановлением главы Администрации Осташковского городского округа Тверской области от 23.07.2019 года №1235 утвержден реестр размещения мест (площадок) накопления ТКО и схема мест (площадок) накопления ТКО на территории Осташковского городского округа. В соответствии с названным реестром и схемой в дер.Пачково Осташковского городского округа в кадастровом квартале № (координаты X57.222909, Y33.108065) имеется место (площадка) накопления ТКО, оборудованное 1 контейнером объемом 0,8 куб.м.
В ходе проведенного прокуратурой осмотра установлено, что указанная площадка не обустроена в соответствии с требованиями федерального законодательства, а именно: отсутствует бетонное или асфальтовое покрытие, ограниченное бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру, отсутствует водонепроницаемое покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
В целях устранения нарушений норм федерального законодательства прокуратурой в адрес главы администрации Осташковского городского округа Тверской области внесено представление, на которое из администрации Осташковского городского округа Тверской области 05.08.2020 года поступила информация о рассмотрении представления однако, реальных мер, направленных на устранение нарушений, администрацией не принято. Повторная проверка, проведенная 24.09.2020 года, показала, что место (площадка) накопления ТКО до настоящего времени не обустроена в соответствии с требованиями федерального законодательства об отходах производства и потребления.
Указывает, что игнорирование органом местного самоуправления администрацией Осташковского городского округа требований законодательства об охране окружающей среды, законодательства об отходах производства и потребления, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, законодательства об общих принципах организации местного самоуправления нарушает гарантированные ст.42 Конституции РФ, ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» права жителей Осташковского городского округа, а также других граждан, посещающих указанный район, на благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании помощник Осташковского межрайонного природоохранного прокурора Комаров Д.О. обстоятельства и требования, изложенные в административном исковом заявлении, поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика Администрации Осташковского городского округа по доверенности Панкратова А.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена в установленном законом порядке, административные исковые требования не признала о чем представила письменные возражения на иск, в которых указала, что требования, заявленные прокурором, некорректны, поскольку в административном иске прокурором не указано какие именно площадки для накопления ТКО не оборудованы Администрацией. Также, не представлено доказательств того, что администрацией не выполняются требования законодательства по оборудованию иных мест (площадок) накопления ТКО. Между тем, Администрацией в рамках полномочий проводятся мероприятия по вступлению в программу ППМИ по оборудованию площадки для накопления ТКО в дер.Пачково. В настоящее время проводятся подготовительные мероприятия (проведение сходов граждан, формирование пакетов документов для вступления в программу ППМИ), направлена информация в Министерство финансов Тверской области, реализация программы запланирована на 2021 г., о чем прокурору сообщалось при рассмотрении представления. В 2020-м году оборудовать площадку для накопления ТКО в дер. Пачково не представляется возможным в связи с необходимостью проведения предусмотренных законом процедур по вступлению в программу поддержки местных инициатив. Изложенное свидетельствует о том, что администрацией принимаются все зависящие от неё меры по оборудованию контейнерной площадки, однако выполнить данную обязанность в 2020 г. не представляется возможным в силу объективных причин, поэтому в иске прокурора в части признании незаконным бездействия администрации Осташковского городского округа просит отказать. Также указывает, что полномочия администрации по оборудованию места накопления ТКО являются расходными обязательствами, вступление в программу ППМИ требует проведения определённых организационных и административно-хозяйственных мероприятий, связи с чем просит об установлении срока для выполнения указанных в иске требований до 1 сентября 2021 года.
Заслушав прокурора, исследовав и оценив представленные доказательства и документы, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из анализа приведенных норм закона следует, что административное исковое заявление, поданное в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, может быть признано обоснованным только в том случае, если обжалуемое решение, действие (бездействие) которыми нарушены права и свободы, либо созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, должно и могло быть выполнено соответствующим государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным служащим, но не выполнено им.
В соответствии с Конституцией РФ, а также статьей 8 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплено право гражданина на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно п.1 ст.22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и ч.1 ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу п.24, п. 25 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов; утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа относится к вопросам местного значения муниципального, городского округа.
В соответствии с п. 4 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Положениями ст.13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (п.4).
Материалами дела установлено, что п.п.38 п.2 ст.36 Устава Администрации Осташковского городского округа, утвержденного решением Осташковской городской Думы от 15.12.2017 года №54 в пределах своих полномочий Администрация Осташковского городского округа участвует в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Решением Осташковской городской Думы от 27.09.2018 года №162 утверждены Правила благоустройства территории Осташковского городского округа (далее -Правила).
В силу пункта 4.2 Правил благоустройство территорий общего пользования (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) осуществляется лицами, ответственными за содержание территории, с учетом особенностей, предусмотренных настоящими Правилами.
В соответствии с п.п.6.26, 6.30-6.34 Правил порядок организации площадки для размещения контейнеров, бункеров-накопителей включает в себя в том числе оборудование места под обустройство площадки в порядке, предусмотренном настоящими Правилами.
Обязательный перечень элементов благоустройства территории на площадке для установки мусоросборников включает: твердые виды покрытия; элементы сопряжения поверхности площадки с прилегающими территориями; контейнеры для сбора ТКО, в том числе для сбора стекла, макулатуры, пластика.
Покрытие площадки следует устанавливать аналогичным покрытию транспортных проездов. Уклон покрытия площадки рекомендуется устанавливать составляющим 5-10% в сторону проезжей части, чтобы не допускать застаивания воды и скатывания контейнера.
Функционирование осветительного оборудования устанавливают в режиме освещения прилегающей территории с высотой опор не менее 3 м.
Озеленение площадки производится деревьями с высокой степенью фитонцидности, густой и плотной кроной. Высоту свободного пространства над уровнем покрытия площадки до кроны предусматривают не менее 3,0 м. Допускается для визуальной изоляции площадок применение декоративных стенок, трельяжей или периметральной живой изгороди в виде высоких кустарников без плодов и ягод.
Контейнерная площадка должна иметь с трех сторон ограждение высотой не менее 1,5 метров, асфальтовое или бетонное покрытие с уклоном в сторону проезжей части, подъездной путь с твердым покрытием. Допускается изготовление контейнерных площадок закрытого типа по индивидуальным проектам (эскизам), разработанным и согласованным в установленном порядке.
Постановлением главы Администрации Осташковского городского округа Тверской области от 23.07.2019 года №1235 утвержден реестр размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и схема мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Осташковского городского округа.
Согласно приложению №1 указанного Постановления в деревне Пачково Осташковского городского округа в кадастровом квартале 69:24:0134201 (координаты X57.222909, Y33.108065) имеется место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, оборудованное 1 контейнером объемом 0,8 м3.
В соответствии с п.2.1 СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территории муниципальных образований» на территориях муниципальных образований в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки - места накопления ТКО, которые независимо от видов мусоросборников должны иметь подъездной путь, водонепроницаемое покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
В соответствии с п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.
Из отзыва представителя административного ответчика Администрации Осташковского городского округа следует, что место для накопления твердых коммунальных отходов на территории дер.Пачково Осташковского городского округа до настоящего времени не оборудовано по причине отсутствия денежных средств, однако Администрацией принимаются все зависящие от нее меры по оборудованию контейнерной площадки, а именно в рамках полномочий проводятся мероприятия по вступлению в программу ППМИ по оборудованию площадки для накопления ТКО в д. Пачково, проводятся подготовительные мероприятия (проведение сходов граждан, формирование пакетов документов для вступления в программу ППМИ), направлена информация в Министерство финансов Тверской области.
Таким образом, с момента утверждения реестра размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и схемы мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Осташковского городского округа(июль2019 года) Администрацией Осташковского городского округа не принимались меры по оборудованию места (площадки)накопления твердых коммунальных отходов в дер.Пачково Осташковского городского округа в соответствии с требованиями СанПиН, что свидетельствует о бездействии органа местного самоуправления и нарушении прав неопределенного круга лиц на санитарно-эпидемиологическую безопасность, что является основанием для признания исковых требований прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно с ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с подпунктом 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, принимая во внимание, что для исполнения обязанностей возложенных судом, т.е. для принятия мер по обустройству места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в деревне Пачково Осташковского городского округа в соответствии с требованиями СанПиН требуется значительный период времени, суд, исходя из необходимости соблюдения баланса интересов взыскателя и должника, требований разумности и справедливости, считает необходимым установить срок исполнения судебного акта до 10 июля 2021года.
Руководствуясь ст.227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования заместителя Осташковского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Осташковского городского округа, выраженное в неисполнении требований федерального законодательства по оборудованию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Обязать Администрацию Осташковского городского округа в срок до 10 июля 2021 года обустроить место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов, расположенное в деревне Пачково Осташковского городского округа на земельном участке с кадастровым кварталом № (координаты X57.222909, Y33.108065), в соответствии с требованиями законодательства об отходах производства и потребления, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а именно: специальной площадкой с бетонным или асфальтовым (водонепроницаемым) покрытием, огражденную бордюром, зелёными насаждениями и ограждением по периметру, обеспечивающим предупреждение распространение отходов за пределы контейнерной площадки, имеющей подъездной путь и уклон для отвода талых и дождевых сточных вод; о принятых мерах в срок до 10 июля 2021 года сообщить прокурору и суду.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тверской областной суд через Осташковский межрайонный суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме – 01 декабря 2020 года.
Судья. Н. А. Кокарева
1версия для печатиДело № 2а-487/2020 ~ М-456/2020 (Решения)