ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-487/2016 от 20.12.2016 Калязинского районного суда (Тверская область)

Дело № 2а-487/2016

Решение

Именем Российской Федерации

20 декабря 2016 года г. Калязин

Калязинский районный суд Тверской области в составе

председательствующего судьи Трепалиной Н.Н.,

при секретаре судебного заседания Денисовой С.Ю.,

с участием административного истца ФИО1,

представителя административного ответчика – администрации Калязинского района – ФИО2, действующей на основании доверенности № ___ от "__"__ __ г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Калязинского района Тверской области о признании незаконными действия ответчика, выраженные в незаконном требовании документов в их оформлении, признании незаконным бездействие ответчика, выраженное к непринятии решения о выдаче разрешения на строительство и возложении обязанности выдать разрешение на строительство жилого дома,

установил:

ФИО1 обратился в Калязинский районный суд Тверской области с административным исковым заявлением к администрации Калязинского района Тверской области о признании незаконными действия ответчика, выраженные в незаконном требовании документов в их оформлении, признании незаконным бездействие ответчика, выраженное к непринятии решения о выдаче разрешения на строительство и возложении обязанности выдать разрешение на строительство жилого дома. Свои требования мотивирует тем, что "__"__ __ г. он обратился в администрацию Калязинского района области с заявлением (заявление от "__"__ __ г.), в котором просил выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома на принадлежащем ему земельном участке с кадастровым № ___ площадью ....... кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства. К заявлению им были приложены следующие документы: копия свидетельства о государственной регистрации права на земельный участок; кадастровая выписка на земельный участок; градостроительный план земельного участка; постановление об утверждении градостроительного плана; схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения индивидуального жилого дома. Письмом за № ___ от "__"__ __ г. от отдела архитектуры и градостроительства администрации Калязинского района для выдачи разрешения на строительство индивидуального жилого дома ему было предложено устранить замечания в оформлении Схемы планировочной организации земельного участка (далее СПОЗУ). "__"__ __ г. он повторно обратился с заявлением (заявление от "__"__ __ г.) в администрацию Калязинского района Тверской области с заявлением, в котором просил выдать разрешение на строительство. СПОЗУ была доработана с учётом замечаний. В ответном письме за № ___ от "__"__ __ г. от отдела архитектуры и градостроительства администрации Калязинского района для получения разрешения на строительство индивидуального жилого дома ему было предложено предоставить СПОЗУ с учётом замечаний, а именно: в соответствии с Постановлением Правительства РФ от "__"__ __ г.№ ___ «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» (с изменениями и дополнениями от "__"__ __ г.) не показан ситуационный план размещения объекта капитального строительства в границах земельного участка, предоставленного для размещения этого объекта, с указанием границ населённых пунктов, непосредственно примыкающих к границам указанного земельного участка, границ зон с особыми условиями их использования, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации; не соблюдены противопожарные разрывы между проектируемым и соседним жилым домом в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-Ф3; на схеме не отображены инженерные коммуникации; нет согласования с инженерными службами; схема планировочной организации земельного участка не соответствует Градостроительному плану земельного участка (далее ГПЗУ) согласно п.11 (2) ст.51 Градостроительного кодекса РФ; нет информации о строениях на соседнем участке; нет пояснительной записки (текстовой части); нет обоснования решений по инженерной подготовке территории, нет информации о выданных технических условиях (электроснабжения). Для получения разрешения на строительство необходимо предоставить схему планировочной организации земельного участка с учётом вышеуказанных замечаний и согласованную с зав. отделом по делам архитектуры и градостроительства. Указанные требования считает необоснованными и незаконными на основании следующего: Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. № 87 устанавливает состав разделов проектной документации и требования к содержанию этих разделов. В силу положений ч. 3 ст. 48 Градостроительного Кодекса РФ осуществление подготовки проектной документации при строительстве объекта индивидуального жилищного строительства (далее ИЖС) не требуется. Из чего следует, что постановление Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. № 87 не распространяет свое действие на строительство объектов ИЖС. Согласно п. 3 ч. 9 ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ СПОЗУ при строительстве объекта ИЖС должна отвечать только одному требованию: на ней должно быть обозначено место размещения объекта ИЖС. Так же согласно п. 2 ч. 11 ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ СПОЗУ при строительстве объекта ИЖС должна соответствовать ГПЗУ. Представленная им СПОЗУ выполнена строго в соответствии с ГПЗУ, разработанным администрацией Калязинского района и утверждённым постановлением № 206 от 25.04.2016 года Главы Калязинского района, в том числе в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Индивидуальный жилой дом, обозначенный на схеме, находится строго в «пятне застройки». Отражение инженерных коммуникаций на СПОЗУ и согласование с инженерными службами законодательством не предусматривается. Отражение информации о строениях на соседних участках, оформление пояснительной записки (текстовой части), обоснование решений по инженерной подготовке территории, отображение информации о выданных технических условиях на СПОЗУ и согласование СПОЗУ с заведующей отделом по делам архитектуры и градостроительства законодательством также не предусматривается. Согласно п. 2 ч. 11 ст.51 Градостроительного кодекса Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство обязан выдать разрешение на строительство или отказ в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа. Приостановка или требование дополнительных документов законодательством не предусмотрено. В направленном ему письме администрация Калязинского района в лице отдела архитектуры и градостроительства указывает на необходимость устранения замечаний в оформлении СПОЗУ и согласования её с зав. отделом по делам архитектуры и градостроительства. В настоящий момент разрешение на строительство или отказ с указанием причины отказа он не получил. Решить добровольно вопрос с ответчиком не удалось. Поэтому просит признать незаконным действия администрации Калязинского района, выраженные в незаконном требовании документов и их оформлении, не предусмотренных законодательством Российской Федерации для выдачи разрешения на строительство индивидуального жилого дома; признать незаконным бездействие администрации Калязинского района, выраженное в непринятии решения по его заявлению о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома в десятидневный срок, установленный ч. 11 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской федерации. Обязать администрацию Калязинского района в установленные законом сроки выдать ему разрешение на строительство индивидуального жилого дома на принадлежащем ему земельном участке с кадастровым № ___ площадью ....... кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства.

В судебном заседании административный истец ФИО1 административные исковые требования поддержал в полном объёме и просил их удовлетворить, в обоснование иска указал обстоятельства и доводы, подробно изложенные в административном иске.

Представитель административного ответчика – администрации Калязинского района – ФИО2 в судебном заседании административные исковые требования не признала и пояснила, что на заявление административного истца поданного от "__"__ __ г. о выдаче разрешения на строительство жилого дома, ему был направлен ответ "__"__ __ г.. Считает, что ответ был дан достаточно подробный и данный ответ по сути является отказом на разрешение строительства с указанием конкретных причин. При проверке документации отделом архитектуры было установлено, что схема планировочной организации земельного участка не соответствует градостроительному плану, не соблюдены противопожарные разрывы. Кроме того, не соблюдены требования Постановления Правительства РФ от 16 февраля 2008 года № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» (с изменениями и дополнениями от 23 января 2016 года), в частности не отображены инженерные коммуникации, в том числе не составлена схема планировочной организации градостроительного плана, что является обязательным. Также нет пояснительной записки. Таким образом, полагает, что заявителю был дан ответ на его заявление и отказано в выдаче градостроительного плана с указанием причин, которые необходимо исправить для получения другого решения.

Выслушав стороны, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчинённости орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчинённости лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Как следует из материалов дела, ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым № ___ площадью ....... кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, относящийся к категории земель - земли населённых пунктов с разрешённым использованием - для ведения личного подсобного хозяйства, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от "__"__ __ г........№ ___, кадастровой выпиской о земельном участке от "__"__ __ г.№ ___.

"__"__ __ г. администрацией Калязинского района выдан ФИО1 градостроительный план земельного участка, что подтверждается его копией.

Постановлением главы Калязинского района № ___ от "__"__ __ г. утверждён градостроительный план земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащий на праве собственности ФИО1 (.......№ ___ от "__"__ __ г.).

ФИО1 разработана схема планировочной организации земельного участка, что подтверждается её копией.

"__"__ __ г. ФИО1 обратился с заявлением к главе администрации Калязинского района Тверской области с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на принадлежащем ему земельном участке, что подтверждается документально.

Однако, в письменном ответе отдела по делам архитектуры и градостроительства администрации Калязинского района Тверской области от "__"__ __ г.№ ___ ФИО1 указано, что в предоставленной документации (схема планировочной организации земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>) имеются замечания: не соблюдены противопожарные разрывы между проектируемым и соседним жилым домом в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-Ф3; в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» (с изменениями и дополнениями от 23 января 2016 года) не показан ситуационный план размещения объекта капитального строительства в границах земельного участка, предоставленного для размещения этого объекта, с указанием границ населённых пунктов, непосредственно примыкающих к границам указанного земельного участка, границ зон с особыми условиями их использования, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации; не обозначена красная линия; на схеме не отображены инженерные коммуникации; нет экспликации зданий, сооружений, вместо экспликации показаны условные обозначения; нет согласования с инженерными службами; схема планировочной организации земельного участка не соответствует Градостроительному плану земельного участка (далее ГПЗУ) согласно п. 11 (2) ст. 51 Градостроительного кодекса РФ; нет информации о строениях на соседнем участке; нет пояснительной записки (текстовой части); нет обоснования решений по инженерной подготовке территории; нет информации о выданных технических условиях (электроснабжения). При применении топографической съёмки земельного участка и прилегающей территории, согласование и нанесение инженерных коммуникаций берёт на себя топограф. При этом сообщено, что для получения разрешения на строительство необходимо предоставить схему планировочной организации земельного участка с учётом вышеуказанных замечаний.

"__"__ __ г. ФИО1 вновь обратился к главе администрации Калязинского района с заявлением о выдаче разрешения на строительство жилого дома с учётом указанных замечаний по оформлению схемы планировочной организации земельного участка, что подтверждается документально.

Однако, в письменном ответе отдела по делам архитектуры и градостроительства администрации Калязинского района Тверской области от "__"__ __ г.№ ___ ФИО1 вновь указано, что в предоставленной документации (схема планировочной организации земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> имеются замечания: не соблюдены противопожарные разрывы между проектируемым и соседним жилым домом в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-Ф3; в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» (с изменениями и дополнениями от 23 января 2016 года) не показан ситуационный план размещения объекта капитального строительства в границах земельного участка, предоставленного для размещения этого объекта, с указанием границ населенных пунктов, непосредственно примыкающих к границам указанного земельного участка, границ зон с особыми условиями их использования, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации; на схеме не отображены инженерные коммуникации; нет согласования с инженерными службами; схема планировочной организации земельного участка не соответствует Градостроительному плану земельного участка (далее ГПЗУ) согласно п. 11 (2) ст. 51 Градостроительного кодекса РФ; нет информации о строениях на соседнем участке; нет пояснительной записки (текстовой части); нет обоснования решений по инженерной подготовке территории; нет информации о выданных технических условиях (электроснабжения). При применении топографической съёмки земельного участка и прилегающей территории, согласование и нанесение инженерных коммуникаций берёт на себя топограф. И вновь сообщено, что для получения разрешения на строительство необходимо предоставить схему планировочной организации земельного участка с учётом вышеуказанных замечаний и согласованную с зав. Отделом по делам архитектуры и градостроительства.

Из положений подп. 2 п. 1 ст. 40 ЗК РФ следует, что собственник земельного участка вправе возводить на нём жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешённым использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Согласно ч. ч. 1, 2, 4 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Разрешение на строительство выдаётся органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.

В соответствии с ч. 9 ст. 51 ГрК РФ в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

В пункте 10 ст. 51 ГрК РФ указано, что не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов.

Как следует из пункта 11 ст. 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства, реконструкции; выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

Однако, как установлено в судебном заседании, ни разрешение на строительство жилого дома ФИО1, ни отказ в выдаче ФИО1 разрешения на строительство жилого дома, администрацией не выданы.

Сам ответ зав. Отделом по делам архитектуры и градостроительства от "__"__ __ г. не свидетельствует о вынесении решения об отказе в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, а только лишь содержит перечень замечаний к схеме планировочной организации земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>

В соответствии с ч. ч. 1-3 ст. 48 ГрК РФ архитектурно-строительное проектирование осуществляется путём подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика земельного участка, а также отдельных разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии с частью 12.2 настоящей статьи. Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта. Осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи). Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объектам индивидуального жилищного строительства.

Из материалов дела усматривается, что градостроительный план земельного участка составлен в установленном законом порядке администрацией Калязинского района, "__"__ __ г. согласован с зав. Отделом по делам архитектуры и градостроительства администрации Калязинского района, утверждён постановлением главы Калязинского района № 206 от 25 апреля 2016 года.

Таким образом, из материалов градостроительного плана, составленного и утверждённого в соответствии с действующим законодательством, усматривается, что заявитель – застройщик намерен выстроить объект индивидуального жилищного строительства, предназначенного для проживания, поэтому в силу ч. 3 ст. 48 ГрК РФ осуществление подготовки проектной документации в данном случае не требуется, застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объекту жилищного строительства.

Заявитель ФИО1 самостоятельно подготовил схему планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства, на которой в границах плана земельного участка в «пятне застройки» обозначено место размещения объекта индивидуальной жилищной застройки – жилого дома двухэтажного, из деревянного бруса, общей площадью ....... кв.м., площадь застройки ....... кв.м.

Данная схема была приложена ФИО1 к заявлению о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома.

Поскольку вопрос о возможности осуществления строительства или реконструкции объекта капитального строительства на участке заявителя решается при выдаче разрешения на реконструкцию (строительство) на основе, в том числе сопоставления испрашиваемой реконструкции (строительства) с дозволенными согласно градостроительному плану видами разрешённого использования земельного участка, то суд приходит к выводу, что выдача разрешения на строительство жилого дома является муниципальной услугой и непосредственной функциональной (публичной) обязанностью администрации Калязинского района.

При таких обстоятельствах администрацией Калязинского района необоснованно и незаконно не выдано разрешение ФИО1 на строительство индивидуального жилого дома.

Оспариваемые ФИО1 действия органа местного самоуправления нарушают право административного истца на получение разрешения на строительство жилого дома, являющегося необходимым документом для строительства объекта недвижимости, что противоречит требованиям федерального законодательства, в связи с чем являются незаконными.

На этом основании требования административного истца, оспаривающего в иске законность действий администрации Калязинского района, с возложением обязанности на ответчика выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома, подлежат удовлетворению.

Срок обращения истца с административным исковым заявлением в суд в соответствии со ст. 219 КАС РФ не пропущен.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление ФИО1 к администрации Калязинского района Тверской области о признании незаконными действия ответчика, выраженные в незаконном требовании документов в их оформлении, признании незаконным бездействие ответчика, выраженное к непринятии решения о выдаче разрешения на строительство и возложении обязанности выдать разрешение на строительство жилого дома удовлетворить.

Признать незаконным действия администрации Калязинского района, выраженные в незаконном требовании документов и их оформление, не предусмотренных законодательством Российской Федерации для выдачи разрешения на строительство индивидуального жилого дома.

Признать незаконным бездействие Администрации Калязинского района, выраженное в непринятии решения по заявлению ФИО1 о выдаче разрешения на строительства индивидуального жилого дома в десятидневный срок, установленный ч. 11 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской федерации.

Обязать администрацию Калязинского района в установленные законом сроки выдать ФИО1 разрешение на строительство индивидуального жилого дома на принадлежащем ФИО3 земельном участке с кадастровым № ___ площадью ....... кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства.

Обязать администрацию Калязинского района сообщить об исполнении решения суда заявителю ФИО1 и в Калязинский районный суд Тверской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Калязинский районный суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Н.Н.Трепалина