ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-487/2022 от 16.06.2022 Новоалександровского районного суда (Ставропольский край)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 июня 2022 года

Новоалександровский районный судв составе председательствующего судьи Карпенко Д.Н.,

при секретаре Хачатрян Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело а-487/2022 по административному исковому заявлению Маковейчука Анатолия Николаевича к Межрайонной ИФНС России пооб оспаривании ненормативного акта налогового органа,

УСТАНОВИЛ:

Маковейчук А.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к Межрайонной ИФНС России пооб оспаривании ненормативного акта налогового органа. Требования мотивированы тем, что Межрайонная инспекция ФНС пов отношении истца провела камеральную налоговую проверку на основании поданной им декларации 3-НДФЛ по имущественному налоговому вычету. Результаты проверки отражены в решении от ДД.ММ.ГГГГ, которым ему отказано в предоставлении налогового вычета. Данное решение считает незаконным, просит его отменить и обязать административного ответчика предоставить имущественный налоговый вычет в заявленном объёме.

Представителем административного ответчика Межрайонной ИФНС России пов суд представлен письменный отзыв на административное исковое заявление Маковейчука А.Н.

В судебном заседании административный истец Маковейчук А.Н. просил удовлетворить заявленные им требования, поддержав доводы административного иска..

В судебном заседании представитель административного ответчика Межрайонной ИФНС России попо доверенности Нозадзе И.А. поддержала доводы отзыва, просила отказать в удовлетворении административного иска Маковейчука А.Н.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов.

В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ст. 138 Налогового кодекса Российской Федерации акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

В силу п. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В соответствии с п. 1 ст. 207 Налогового кодекса Российской Федерации Маковейчук А.И. (супруга административного истца) является плательщиком налога на доходы физических лиц, следовательно, в соответствии с налоговым законодательством при приобретении жилья она имеет право на получение соответствующего налогового вычета.

Согласно пп. 3 п. 1 ст. 220 Налогового кодекса Российской Федерации при определении размера налоговой базы по налогу на доходы физических лиц налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в размере фактически произведенных налогоплательщиком расходов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилых домов, квартир, комнат или доли (долей) в них, приобретение земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них.

При этом согласно пп. 1 п. 3 ст. 220 Налогового кодекса Российской Федерации указанный имущественный налоговый вычет предоставляется в размере фактически произведенных налогоплательщиком расходов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации одного или нескольких объектов имущества, указанного в пп. 3 п. 1 данной статьи, не превышающем 2000000 рублей.

Согласно п. 1 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.

В силу п. 1 ст. 256 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, если договором между ними не установлен иной режим этого имущества.

Пунктом 1 ст. 33 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законным режимом имущества супругов является режим их совместной собственности, если брачным договором не установлено иное.

Согласно ст. 34 Семейного кодекса Российской Федерации к общему имуществу супругов относятся, в частности, приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи и другое имущество независимо от того, на имя кого из супругов они приобретены либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства.

Таким образом, в отношении имущества, находящегося в общей совместной собственности, или являющегося общим имуществом супругов, имущественный налоговый вычет, предусмотренный пп. 3 п. 1 ст. 220 Налогового кодекса Российской Федерации, вправе получить каждый из супругов, исходя из величины расходов каждого супруга, подтвержденных платежными документами, или на основании заявления супругов о распределении их расходов на приобретение объекта недвижимости, но не более 2000000 рублей каждым из супругов.

Согласно п. 9 ст. 220 Налогового кодекса Российской Федерации, если в налоговом периоде имущественный налоговый вычет, предусмотренный пп. 3 п. 1 ст. 220 Налогового кодекса Российской Федерации, не может быть использован полностью, его остаток может быть перенесен на последующие налоговые периоды до полного его использования, если иное не предусмотрено указанной статьей.

По смыслу приведенных выше норм действующего законодательства заявление о распределении вычета представляется в налоговый орган один раз при первоначальном обращении за получением вычета одного из супругов. Решение о предоставлении вычета согласно представленному заявлению выносится налоговым органом по месту жительства также один раз и последующему пересмотру или корректировке не подлежит.

Непредставление такого заявления в случае, когда объект имущества, указанный в пп. 3 п. 1 ст. 220 Налогового кодекса Российской Федерации, оформлен в собственность только одного из супругов, означает распределение имущественного налогового вычета исключительно в пользу этого супруга.

В случае получения имущественного налогового вычета одним из супругов изменение порядка его использования, в том числе путем перераспределения остатка имущественного налогового вычета между супругами, статьей 220 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрено.

Указанный имущественный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику на основании письменного заявления налогоплательщика, а также платежных документов, оформленных в установленном порядке и подтверждающих факт уплаты денежных средств налогоплательщиком по произведенным расходам (квитанции к приходным ордерам, банковские выписки о перечислении денежных средств со счета покупателя на счет продавца, товарные и кассовые чеки, акты о закупке материалов у физических лиц с указанием в них адресных и паспортных данных продавца и другие документы).

Повторное предоставление налогоплательщику указанного имущественного налогового вычета не допускается.

В судебном заседании установлено, что административный истец и Маковейчук А.И. с 2015 года состоят в браке.

ДД.ММ.ГГГГ Маковейчук А.И. приобретены жилое помещение и земельный участок по адресу:. Приобретателем имущества в налоговый орган представлена декларации по форме 3-НДФЛ за 2018 и 2019 годы, в которых заявлено о предоставлении имущественного налогового вычета в ее пользу в связи приобретением указанного имущества. Размер затрат на приобретение имущества для расчета налогового вычета заявлен в размере 100%. Сведений о наличии иных собственников приобретенного имущества не представлено, как не представлено и сведений о том, что она состоит в браке и имеется необходимость распределения налогового вычета с кем-либо, участвовавшим в приобретении указанного имущества.

Административным ответчиком произведен расчет имущественного налогового вычета. Сумма налога к возврату по декларации за 2018 год составила 35280 рублей, за 2019 год - 22084 рубля. Денежные средства в вышеуказанных размерах перечислены на расчетный счет Маковейчук А.И.

ДД.ММ.ГГГГ административным истцом в налоговый орган представлена декларация по форме 3-НДФЛ за 2020 год, в которой он заявляет о предоставлении имущественного налогового вычета в его пользу в связи с перераспределением расходов на приобретение указанного имущества между супругами.

Административным ответчиком была проведена камеральная налоговая проверка указанной налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц, по итогам которой составлен акт налоговой проверки от ДД.ММ.ГГГГ, на который Маковейчук А.Н. ДД.ММ.ГГГГ представил возражения, при рассмотрении которых административным ответчиком принято решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ и Маковейчуку А.Н. предложено уменьшить сумму налога, излишне заявленного к возмещению, в размере 95980 рублей.

При установленных обстоятельствах, суд находит, что право на получение налогового вычета при приобретении Маковейчук А.И. и Маковейчуком А,Н. в собственность супругов, как на это ссылается административный истец, недвижимого имущества реализовано в соответствии с представленными в первоначальных налоговых декларациях данными о принадлежности имущества и расходов на его приобретение, О распределении таких расходов между супругами не заявлено, как не заявлено и о распределении размера налогового вычета.

Поскольку после фактического расчета и предоставления налоговым органом имущественного налогового вычета изменение порядка его распределения Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено, административный ответчик при вынесении оспариваемого решения нормы действующего законодательства применил правильно.

Такие данные являются основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления Маковейчука А.Н. к Межрайонной ИФНС России по.

При принятии такого решения, обсуждая доводы административного истца об обязательности предоставления ряда документов в целях получения имущественного налогового вычета в связи с изменениями в ст. 220 Налогового кодекса Российской Федерации, в редакции статьи, действующей с 2022 года, суд находит их не имеющими значения для разрешения дела, поскольку обсуждаемое в настоящем решении и применяемое, как административным ответчиком при вынесении оспариваемого ненормативного акта, так и судом при разрешении настоящего дела, налоговое законодательство изменений не претерпевало.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Маковейчука Анатолия Николаевича к Межрайонной ИФНС России пооб оспаривании ненормативного акта налогового органа отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным деламвого суда через Новоалександровский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения, которое составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Д.Н. Карпенко