ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4882/2021 от 29.03.2022 Ленинскогого районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

Дело № 2а-57/2022

26RS0002-01-2021-007151-86

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 марта 2022 года город Ставрополь

Ленинский районный суд города Ставрополя Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Суржа Н.В.,

при секретаре Даниловой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по административному исковому заявлению ЗО.ева О. В. к Управлению Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия о признании недействительным паспорта объекта культурного наследия,

установил:

ЗО.ев О.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия, в котором просит признать недействительным паспорт объекта культурного наследия, регистрационный номер объекта культурного наследия в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации <номер обезличен>, изготовленного <дата обезличена> Управлением Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия.

В обосновании административного иска указано, что об оформлении паспорта объекта культурного наследия на жилой дом расположенного по адресу: <адрес обезличен>, ЗО.еву О.В. стало известно, в рамках гражданского дела <номер обезличен>, при рассмотрении Судебной коллегией по гражданским делам Ставропольского краевого суда апелляционной жалобы администрации города-курорта Кисловодска на решение Кисловодского городского суда Ставропольского края от <дата обезличена> о признании реконструкции квартиры незаконной, приведении квартиры в прежнее положение, администрацией города-курорта Кисловодска, в материалы дела в апелляционной инстанции был представлен паспорт объекта культурного наследия расположенного по адресу: <адрес обезличен>.

<дата обезличена> Судебной коллегией по гражданским делам <адрес обезличен>вого суда отказано в удовлетворении апелляционной жалобы администрации города-курорта Кисловодска.

<дата обезличена> Пятый кассационный суд общей юрисдикции оставил решение Кисловодского городского суда <адрес обезличен> и апелляционное определение Судебной коллегией по гражданским делам Ставропольского краевого без изменения.

Решением Ставропольского краевого совета народных депутатов Ставропольского края № 702 от 01.10.1981 «Об утверждении списка памятников истории и культуры Ставропольского края» утвержден список памятников истории и культуры края, подлежащих государственной охране, как памятников местного и республиканского значения, пунктом 41 был включен жилой дом <адрес обезличен> в <адрес обезличен>. В настоящее время многоквартирный жилой дом имеет адрес: <адрес обезличен>.

На основании Закона Российской Федерации от 23.12 1992 №4199-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями, внесенными Законом РФ, и на основании договоров о передаче жилья в собственность, в 1995 году администрацией г. Кисловодска, были переданы квартиры в вышеуказанном доме в собственность граждан.

Министерством культуры Российской Федерации издан приказ от 26.04.2017 № 88764-р «О регистрации объекта культурного наследия регионального значения «Жилой дом», дата создания (возникновения) не определена (Ставропольский край) в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации».

На основании Приказа Министерства культуры Российской Федерации от 26.04.2017 № 88764-р «О регистрации объекта культурного наследия регионального значения «Жилой дом», Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю в единый государственный реестр недвижимости внесены сведения, о том, что многоквартирный дом, является объектом культурного наследия <номер обезличен> Памятник Жилой дом, неизвестный.

При этом, в установленном законом порядке, государственная историко-культурная экспертиза никогда не проводилась, ценность объекта не установлена, предмет охраны не утвержден.

Дата оформления паспорта объекта культурного наследия управлением Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия <дата обезличена>.

Согласно Приказу Минкультуры РФ от 02.07.2015 № 1906 «Об утверждении формы паспорта объекта культурного наследия» паспорт объекта культурного наследия должен содержать наименование объекта культурного наследия по данным проведенных историко-культурных исследований; основная библиография и (или) архивные источники об объекте культурного наследия; описание предмета охраны объекта культурного наследия (особенностей объекта культурного наследия, послуживших основанием для включения его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и подлежащих обязательному сохранению).

Письменные уведомления о том, что жилой дом является выявленным объектом культурного наследия или памятником культурного наследия и иные другие сведения о ценности объекта собственникам многоквартирного жилого дома кадастровый <номер обезличен> и земельного участка кадастровый <номер обезличен>, расположенных по адресу: <адрес обезличен>. не направлялись.

Паспорт объекта культурного наследия на здание расположенное по адресу: <адрес обезличен> собственникам многоквартирного жилого дома кадастровый <номер обезличен> и земельного участка кадастровый <номер обезличен>, расположенных по адресу: <адрес обезличен> не выдавался.

Органами государственной охраны объектов культурного наследования полномочия, историко-культурная экспертиза объекта не проведена, охранное обязательство с собственником не заключено.

Передав на основании Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» и на основании договоров о передаче жилья в собственность государственные органы, в лице администрации города Кисловодска, отказались от признания объекта памятником культурного значения.

Собственникам квартир не под силу нести бремя ремонта и содержания строения, являющегося памятником истории, на содержание которого государство не выделяет средств. И поскольку дом является памятником, на него не распространяется программа федерального финансирования ремонта жилья. Все расходы, связанные с ремонтом и реставрацией, заявители должны нести самостоятельно.

При этом собственниками помещений многоквартирного дома производится оплата на капитальный ремонт многоквартирного дома. Получатель взносов на капитальный ремонт, НО СК «Фонд капитального ремонта». Производится капитальный ремонт многоквартирного жилого дома.

Дом, в котором расположены квартиры, переданные на основании Закона о приватизации, не имеет никакой ценности, обычное старое строение, а дата его создания 1914 год выложена из кирпича при строительстве дома. Должностные лица, соответствующим, достоверным образом не проявляли компетентных действий по установлению года и ценности для народа Российской Федерации. Табличка на доме, о том, что здание является выявленным и (или) памятником никогда не имела места быть. Капитальный ремонт многоквартирного дома производится за счет средств собственников помещений.

Многоквартирный дом, не соответствует статусу памятника культуры, и подтверждение тому отсутствие историко-культурной экспертизы.

ТСЖ «Коллонада», с целью доказательства не соответствия статусу памятника культуры имеющего ценность культурного наследия обращалось в Управление Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия с просьбой об исключении из единого государственного реестра объектов культурного наследия многоквартирного дома расположенного по адресу: <адрес обезличен>. Предлагали проведение государственной историко-культурной экспертизы, гарантировали оплату.

Но ответа на вышеуказанное обращение по настоящее время не получили.

Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, сведений о причинах неявки суду не представили.

В представленных возражениях представитель административного ответчика Управления Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия указал, что памятник включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в силу закона.

Факт наличия или отсутствия паспорта объекта культурного наследия не является основанием возникновения каких-либо прав и обязанностей собственников или иных законных владельцев объекта культурного наследия.

Более того административным истцом пропущен срок для обращения в суд с административным исковым заявлением.

Просил в удовлетворении административного иска отказать.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствии не явившихся лиц.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Часть 11 ст. 226 КАС РФ распределяет бремя доказывания между сторонами административного производства.

Административный истец обязан доказать, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд.

Административный ответчик обязан доказать, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Судом установлено и из материалов дела усматривается следующее.

В <адрес обезличен> по адресу: <адрес обезличен> расположен объект культурного наследия регионального значения «Жилой дом», зарегистрированный в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации под номером <номер обезличен>.

Объект культурного наследия взят под государственную охрану Решением Исполнительного комитета Ставропольского краевого Совета народных депутатов Ставропольского края от 01.10.1981 № 702.

В соответствии с ч. 3 ст. 64 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», памятники истории и культуры местного значения, принятые на государственную охрану в соответствии с законодательными и иными правовыми актами СССР и РСФСР, подлежат отнесению к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в реестр, с последующей регистрацией данных объектов в реестре в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

Такая последующая регистрация была осуществлена на основании приказа Министерства культуры Российской Федерации от <дата обезличена><номер обезличен>-р.

Таким образом, памятник включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в силу закона.

В соответствии с пунктом 2 Порядка оформления и выдачи паспорта объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства культуры Российской Федерации от <дата обезличена><номер обезличен>, паспорт объекта культурного наследия является основным учетным документом на объект культурного наследия, в который вносятся сведения об объекте культурного наследия.

Факт наличия или отсутствия паспорта объекта культурного наследия не является основанием возникновения каких-либо прав и обязанностей собственников или иных законных владельцев объекта культурного наследия

В соответствии с разделом 3 Порядка оформления паспорта ОКН в паспорт объекта культурного наследия вносятся: сведения о наименовании объекта культурного наследия; сведения о времени возникновения или дате создания объекта культурного наследия, датах основных изменений (перестроек) данного объекта и (или) датах связанных с ним исторических событий; сведения о категории историко-культурного значения объекта культурного наследия (проставляется знак «+»); сведения о виде объекта культурного наследия (проставляется знак «+»); номер и дата принятия органом государственной власти решения о включении объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; сведения о местонахождении объекта культурного наследия (адрес объекта или при его отсутствии описание местоположения объекта); сведения о границах территории объекта культурного наследия. В случае отсутствия утвержденных границ территории объекта культурного наследия указывается: «На дату оформления паспорта границы территории объекта культурного наследия не утверждены»; описание предмета охраны объекта культурного наследия. В случае отсутствия утвержденного предмета охраны объекта культурного наследия указывается: «На дату оформления паспорта предмет охраны объекта культурного наследия не утвержден»; сведения о наличии зон охраны данного объекта культурного наследия. В случае отсутствия утвержденных границ зон охраны объекта культурного наследия указывается: «На дату оформления паспорта границы зон охраны объекта культурного наследия, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах территорий данных зон не утверждены».

Аналогичные требования к паспорту объекта культурного наследия содержатся в п. 1.1 ст. 21 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Паспорт объекта культурного наследия выдается соответствующим органом охраны объектов культурного наследия на основании запроса собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия (п. 9 Порядка оформления паспорта ОКН).

В соответствии с п. 1 Положения об Управлении Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 20.03.2015 № 102-п, управление является органом исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющим в пределах своей компетенции государственное управление и нормативно-правовое регулирование в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Ставропольского края, а также отдельные государственные полномочия Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия Российской Федерации (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации), переданные для осуществления органам государственной власти Ставропольского края.

Утверждение административного истца о том, что паспорт объекта культурного наследия должен содержать согласно Приказу Министерства культуры Российской Федерации от 02.07.2015 № 1906 основную библиографию и (или) архивные источники об объекте культурного наследия является необоснованным.

Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 02.07.2015 № 1906 утверждена форма паспорта объекта культурного наследия.

Никаких требований по указанию библиографии и (или) архивных источников об объекте культурного наследия указанный приказ не содержит.

Таким образом, паспорт объекта культурного наследия (памятника «Жилой дом») выдан надлежащим органом государственной власти и соответствует всем вышеперечисленным требованиям.

Утверждение административного истца о том, что администрация г. Кисловодска, передав жилой дом (памятник) на основании Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в собственность частным лицам отказалась от признания указанного жилого дома объектом культурного наследия, является необоснованным и противоречащим действующему законодательству по следующим основаниям.

Согласно п. 1 ст. 48 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.

Передача объекта недвижимого имущества, являющегося объектом культурного наследия, в частную собственность, не влечет за собой прекращения режима охраны указанного объекта, а также не влечет за собой в качестве последствий исключение его из реестра объектов культурного наследия.

На момент заключения договора о передаче жилья в собственность от 07.06.1995 действовал Закон РСФСР от 15.12.1978 «Об охране и использовании памятников истории и культуры».

В силу ст. 4 Закона РСФСР от 15.12.1978 памятники истории и культуры могут находиться в личной собственности граждан.

Согласно ст. 18 Закона РСФСР от 15.12.1978 исключение памятников истории и культуры из числа памятников республиканского и местного значения допускается только по решению Совета М. Р. (ныне Правительство Российской Федерации).

Аналогичная норма содержится и в Федеральном законе от 25.06.2002 № 73-ФЗ. Так, в соответствии со ст. 23 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ исключение из реестра объекта культурного наследия осуществляется на основании акта Правительства Российской Федерации в отношении объекта культурного наследия регионального значения - по представлению федерального органа охраны объектов культурного наследия (Министерства культуры Российской Федерации).

Соответственно, органы местного самоуправления не вправе принимать решений, направленных на исключение объектов культурного наследия из реестра.

Таким образом, факт передачи жилья (объекта культурного наследия) в частную собственность не может свидетельствовать об отказе в признании такого объекта памятником истории и культуры.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 4 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 06.07.2018 № 29-П, КАС РФ исходит, по общему правилу, из того, что судебная защита гарантируется лицу только при наличии оснований полагать, что права и свободы, о защите которых оно просит, ему принадлежат и были нарушены (существует реальная угроза их нарушения).

При этом административным истцом не предоставлено доказательств нарушения его прав и свобод либо существования угрозы их нарушения наличием спорного паспорта объекта.

Более того, административный истец указывает, что об оформлении паспорта объекта культурного наследия на жилой дом расположенного по адресу: <адрес обезличен>, ему стало известно, в рамках гражданского дела <номер обезличен>, при рассмотрении Судебной коллегией по гражданским делам Ставропольского краевого суда апелляционной жалобы администрации города-курорта Кисловодска на решение Кисловодского городского суда Ставропольского края от <дата обезличена> о признании реконструкции квартиры незаконной, приведении квартиры в прежнее положение, администрацией города-курорта Кисловодска, в материалы дела в апелляционной инстанции был представлен паспорт объекта культурного наследия расположенного по адресу: <адрес обезличен>.

Согласно информации размещенной на официальном сайте <адрес обезличен>вого суда, апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого от <дата обезличена> по делу <номер обезличен>, решение Кисловодского городского суда Ставропольского края от <дата обезличена> по делу <номер обезличен> оставлено без изменения, а апелляционная жалоба без удовлетворения.

Таким образом, административный истец узнал о паспорте объекта культурного наследия не позднее <дата обезличена>.

Указанное обстоятельство не оспаривается и самим административным истцом.

Административное исковое заявление о признании паспорта объекта культурного наследия недействительным было подано в Ленинский районный суд г. Ставрополя <дата обезличена>, то есть по истечении более чем шести месяцев с даты, когда административный истец узнал о нарушении своего права.

В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если КАС РФ не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В силу ч. 8 ст. 219 КАС РФ, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Более того, в материалах дела имеется письмо управления от <дата обезличена><номер обезличен> о направлении административному истцу паспорта объекта культурного наследия.

Таким образом, пропуск административным истцом без уважительной причины срока для обращения в суд с административным исковым заявлением является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных административных исковых требований.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе административному истцу в удовлетворении требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления ЗО.ева О. В. к Управлению Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия о признании недействительным паспорт объекта культурного наследия, регистрационный номер объекта культурного наследия в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации <номер обезличен>, изготовленного <дата обезличена> Управлением Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия - отказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Ленинский районный суд города Ставрополя в течение месяца со дня его вынесения.

Судья Н.В. Суржа