ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4887/18 от 25.06.2018 Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край)

Дело № 2а-4887/18

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Петропавловск-Камчатский 25 июня 2018 года

Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе: председательствующего судьи Степановой Ю.Н., при секретаре ФИО3,

с участием административного истца ФИО1,

представителя административного истца ФИО4,

представителя административных ответчиков ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО1 к Управлению коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа и администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о признании незаконным отказа в приватизации служебного жилого помещения, оформленного письмом от ДД.ММ.ГГГГ,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (до ДД.ММ.ГГГГ - Комитет по управлению жилищным фондом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа) и администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о признании незаконным отказа в приватизации служебного жилого помещения, указав в обоснование иска, что на основании постановления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ ей на состав семьи – супруга ФИО8, сына ФИО9 предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>, заключен договор найма служебного помещения. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Комитет по управлению жилищным фондом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа с заявлением о разрешении приватизации указанного служебного жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ истец получила сообщение о том, что подготовлен проект постановления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа «О разрешении на приватизацию служебного жилого помещения ФИО1», который в настоящее время проходит процедуру согласования. Решением административного ответчика, оформленным письмом от ДД.ММ.ГГГГ, ей отказано в приватизации служебного жилого помещения, расположенного по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>, поскольку служебное помещение, занимаемое истцом, предоставлено ей в нарушение норм жилищного законодательства РФ, так как на дату обращения за договором найма служебного помещения – ДД.ММ.ГГГГ истец не утратила право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: г.Петропавловск-Камчатский, <адрес>. Полагая данное решение незаконным, истец указала, что в соответствии с Решением Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 02 сентября 2014 года №247-нд «О порядке принятия решений о приватизации служебных жилых помещений муниципального жилищного фонда» она подпадает под категорию лиц, имеющих право на приватизацию служебного помещения, поскольку занимает его не менее 5 лет, является сотрудником муниципалитета - администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, никто из членов ее семьи не имеет другого жилого помещения в пользовании или в собственности. На основании изложенного, просила признать незаконным отказ в приватизации служебного жилого помещения, оформленный письмом от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании административный истец ФИО1 иск поддержала по указанным в нем основаниям.

Представитель административного истца ФИО6 в судебном заседании поддержала иск, дополнительно пояснила, что с ДД.ММ.ГГГГ истец по действующему договору социального найма проживает не менее 5 лет в жилом помещении, расположенном по адресу: г.Петропавловск-Камчатский, <адрес>. Указанный договор социального найма не расторгнут, не признан недействительным. В соответствии с Решением Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 02 сентября 2014 года № 247-нд «О порядке принятия решений о приватизации служебных жилых помещений муниципального жилищного фонда», истец, проживая в занимаемом жилом помещении не менее 5 лет, являясь сотрудником муниципалитета более 12 лет, не имея в собственности жилого помещения, имеет право на приватизацию служебного жилого помещения.

Представитель административных ответчиков Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа и администрации Петропавловск-Камчатского городского округа ФИО5 исковые требования не признала по доводам, изложенным в отзыве на иск. Суду пояснила, что согласно ордеру от ДД.ММ.ГГГГФИО7 на состав семьи 4 человека, включая ФИО1, предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>. ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась с заявлением в администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа о предоставлении ей по договору найма служебного жилого помещения. Учитывая, что она снята с регистрационного учета по жилому помещению, расположенному по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>, только ДД.ММ.ГГГГ, на момент подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ, она право пользования указанной квартирой не утратила. С учетом того, что служебное жилое помещение, расположенное по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>, истцу было предоставлено в нарушение норм жилищного законодательства, отказ в приватизации служебного жилого помещения, оформленный письмом от ДД.ММ.ГГГГ, является законным.

Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы настоящего дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Оспариваемое решение принято ДД.ММ.ГГГГ, административный истец направил в суд административное исковое заявление ДД.ММ.ГГГГ, соответственно, предусмотренный частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срок обращения с административным исковым заявлением в суд административным истцом не пропущен.

Согласно статье 99 Жилищного кодекса Российской Федерации, специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.

В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

В судебном заседании установлено, что постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение, расположенное по адресу: г.Петропавловск-Камчатский, <адрес>, включено в состав специализированного жилищного фонда-«служебное помещение». Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ указанное жилое помещение по договору найма служебного жилого помещения на период трудовых отношений с Департаментом социального развития Петропавловск-Камчатского городского округа, предоставлено ФИО1 на состав семьи: ФИО8, ФИО9ДД.ММ.ГГГГ между МАУ «Управлением жилищно-коммунального хозяйства города Петропавловска-Камчатского» и ФИО1 заключен договор найма служебного помещения .

ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась в Комитет по управлению жилищным фондом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа с заявлением о разрешении приватизации указанного служебного жилого помещения.

Уведомлением Комитета по управлению жилищным фондом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от ДД.ММ.ГГГГФИО1 сообщено об отказе в разрешении приватизации служебного жилого помещения.

Согласно части 1 статьи 2 Решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 02 сентября 2014 года № 247-нд «О порядке принятия решений о приватизации служебных жилых помещений муниципального жилищного фонда» (далее - Решение №247-нд), право на приватизацию занимаемого служебного жилого помещения имеют следующие граждане профессий, входящих в перечень востребованных профессий в городском округе, установленный в приложении к настоящему Решению, а также муниципальные служащие:

1) наниматель служебного жилого помещения (далее - наниматель) и члены его семьи, ранее не реализовавшие право на однократную бесплатную приватизацию жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда;

2) наниматель и члены его семьи, у которых отсутствуют другие жилые помещения на праве собственности или ином праве;

3) наниматель и члены его семьи, которые в период проживания в служебном жилом помещении не совершали гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями, совершение которых привело к их отчуждению;

4) наниматель, не реализовавший свое право на получение субсидий для приобретения или строительства жилых помещений или не участвовавший в государственных либо муниципальных программах по улучшению жилищных условий.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Решения №247-нд, условиями реализации права на приватизацию являются:

1) наличие решения (приказа) Управления о признании нанимателя и членов его семьи малоимущими в соответствии с Законом Камчатского края от 04.05.2008 N 53 «О порядке признания граждан малоимущими в целях предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда в Камчатском крае по договорам социального найма»;

2) наличие у нанимателя непрерывного трудового стажа в муниципальных учреждениях, предприятиях городского округа одной отрасли деятельности (и/или государственных учреждениях, предприятиях здравоохранения, расположенных на территории городского округа) не менее 13 лет;

3) наличие у нанимателя не менее 8 лет непрерывного трудового стажа в муниципальном учреждении или предприятии (государственном учреждении, предприятии здравоохранения), работником которого является наниматель на дату подачи заявления;

4) наличие у гражданина статуса члена семьи умершего нанимателя служебного жилого помещения, имевшего на момент смерти непрерывный стаж работы в муниципальных учреждениях, предприятиях одной отрасли деятельности (и/или государственных учреждениях, предприятиях здравоохранения) на территории городского округа не менее 13 лет и непрерывный стаж работы в одном муниципальном учреждении, предприятии (и/или государственном учреждении, предприятии здравоохранения) не менее 8 лет;

5) проживание гражданина, претендующего на приватизацию служебного жилого помещения, в занимаемом жилом помещении не менее 5 лет;

6) наличие у нанимателя непрерывного стажа муниципальной службы в городском округе не менее 8 лет.

При этом в силу части 3 статьи 2 Решения №247-нд, для реализации права на приватизацию занимаемого служебного жилого помещения достаточно наличия 3 из 6 в совокупности условий, указанных в части 2 настоящей статьи.

Из представленных в материалы дела доказательств следует, что ФИО1 и члены ее семьи не реализовали право на бесплатную приватизацию жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда, на праве собственности или ином праве жилые помещения им не принадлежат, гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями не совершали, свое право на получение субсидий для приобретения или жилых помещений не реализовывали, в программах по улучшению жилищных условий не участвовали.

Следовательно, ФИО1 и члены ее семьи и относятся к категории граждан, имеющих право на приватизацию служебного жилого помещения (часть 1 статьи 2 Решения №247-нд).

Кроме того, ФИО1 соответствует требованиям, предусмотренным частями 2 и 3 статьи 2 Решения -нд, выполнение которых необходимо для реализации права на приватизацию занимаемого служебного жилого помещения, поскольку она имеет не менее 8 лет непрерывного трудового стажа в муниципальном учреждении, работником которого она являлась на дату подачи заявления; имеет непрерывный стаж муниципальной службы в городском округе не менее 8 лет; согласно договору найма служебного жилого помещения проживает в занимаемом жилом помещении не менее 5 лет.

Отказ в разрешении приватизации обоснован тем, что занимаемое семье ФИО1 служебное жилое помещение было предоставлено ей в нарушение норм жилищного законодательства, поскольку на момент подачи заявления о предоставлении служебного жилого помещения - ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 не утратила право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: г.Петропавловск-Камчатский, <адрес>, которое было предоставлено ФИО7 на состав семьи 4 человека, включая ФИО1

Оценивая законность принято решения, суд исходит из следующего.

Из материалов дела следует, что ФИО1ДД.ММ.ГГГГ снята с регистрационного учета из жилого помещения, расположенного по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>. Договор найма служебного помещения заключен между МАУ «Управлением жилищно-коммунального хозяйства города Петропавловска-Камчатского» и ФИО1ДД.ММ.ГГГГ.

Как установлено в судебном заседании договор найма служебного жилого помещения не расторгнут, не признан недействительным. В период проживания в служебном жилом помещении ФИО1 и члены ее семьи не совершали гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями, совершение которых привело к их отчуждению.

При таких данных оснований для вывода о том, что ФИО1 не приобрела право на приватизацию служебного жилого помещения, либо вследствие каких-либо действий утратила его, не имеется.

Более того, положенное в основу отказа в разрешении приватизации основание - необоснованное предоставление служебного жилого помещения в пользование, не предусмотрено в качестве такового Решением -нд.

Исчерпывающий перечень оснований для отказа в приватизации служебного жилого помещения муниципального жилищного фонда установлен в части 5 статьи 3 Решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 02 сентября 2014 года № 247-нд «О порядке принятия решений о приватизации служебных жилых помещений муниципального жилищного фонда».

К таким основаниям отнесены:

1) непредставление документов, указанных в части 2 настоящей статьи;

2) установление факта недостоверности сведений, содержащихся в представленных нанимателем документах;

3) несоответствие нанимателя требованиям, предусмотренным статьей 2 настоящего Решения;

4) служебное жилое помещение признано непригодным для проживания или многоквартирный дом, в котором находится служебное жилое помещение, признан аварийным и подлежащим сносу.

При рассмотрении дела из материалов дела, пояснений сторон обстоятельств, которые могли бы свидетельствовать о наличии перечисленных оснований для принятия решения об отказе ФИО1 в приватизации служебного жилого помещения муниципального жилищного фонда, расположенного по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>, не установлено.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что требование ФИО1 о признании незаконным отказа Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ в приватизации служебного жилого помещения подлежит удовлетворению.

Исходя из положений части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Суд, на основании пункта 1 части 3, части 9 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает необходимым возложить на Управление коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа обязанность рассмотреть повторно заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о разрешении приватизации служебного жилого помещения в соответствии с Решением Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ-нд «О порядке принятия решений о приватизации служебных жилых помещений муниципального жилищного фонда».

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск ФИО1 к Управлению коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа и администрации Петропавловск-Камчатского городского округа удовлетворить.

Признать незаконным отказ Комитета по управлению жилищным фондом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ в приватизации служебного жилого помещения.

Обязать Управление коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа повторно рассмотреть заявление ФИО1

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий Ю.Н. Степанова

Мотивированное решение составлено судом ДД.ММ.ГГГГ.