ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-488/2018Г от 28.02.2018 Мичуринского городского суда (Тамбовская область)

Дело №2а-488/2018 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Мичуринский городской суд Тамбовской области в составе:

председательствующего судьи Михкельсона О.Н.,

при секретаре Манаенковой Л.И.,

с участием представителя административного истца ФИО1 - ФИО6, представителя административного ответчика администрации г.ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 об оспаривании решения администрации г.Мичуринска Тамбовской области

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в Мичуринский городской суд Тамбовской области с административным исковым заявлением об оспаривании решения администрации г.Мичуринска Тамбовской области, в обоснование которого указал следующее.

Постановлением администрации г.Мичуринска от ДД.ММ.ГГГГ ему на праве аренды сроком до ДД.ММ.ГГГГ, для возведения и размещения гаражей предоставлен земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>. В настоящее время он является собственником гаражей, расположенных на данном земельном участке.

ДД.ММ.ГГГГ он обратился в администрацию г.Мичуринска с заявлением о выкупе вышеуказанного земельного участка. Право выкупа и основания отказа в выкупе земельного участка определены в ст.39.16 и 39.20 ЗК РФ.

Однако ДД.ММ.ГГГГ от административного ответчика получен письменный ответ исх. , из которого следует, что в выкупе спорного земельного участка ему отказано. При этом основания, по которым ему отказано в выкупе земельного участка, не предусмотрены ст.39.16 ЗК РФ.

Просит признать незаконным решение администрации г.Мичуринска Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ исх. об отказе в выкупе земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

В судебное заседание административный истец ФИО1 не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1, действующий на основании доверенности ФИО6, заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Также пояснил, что ФИО1 обратился с заявлением о выкупе спорного земельного участка именно с целью получения муниципальной услуги по предоставлению ему земельного участка без проведения торгов. Земельное законодательство не содержат такого основания для отказа в выкупе земельного участка, указанного в письменном ответе, как наличие в производстве суда гражданского дела о взыскании задолженности по арендной плате. Поэтому считает оспариваемое решение незаконным и просит его отменить.

Представитель административного ответчика администрации г.Мичуринска Тамбовской области, действующий на основании доверенности ФИО4 в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых требований ФИО1

Пояснила, что постановлением администрации города Мичуринска Тамбовской области от 18 ноября 2015 г. N2466 утвержден административный регламент по предоставлению на территории муниципального образования «город Мичуринск Тамбовской области - городской округ» муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности городского округа - город Мичуринск или государственная собственность на которые не разграничена и на которых расположены здания, сооружения». Форма заявления по обращению за данной муниципальной услугой установлена в приложении №1 к указанному административному регламенту.

ФИО1 при подаче заявления не была соблюдена установленная форма для получения муниципальной услуги - «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности городского округа - город Мичуринск или государственная собственность на которые не разграничена и на которых расположены здания, сооружения». В связи с чем оснований рассматривать заявление ФИО1 о выкупе земельного участка как заявление о предоставлении муниципальной услуги в соответствии с вышеприведенным Административным регламентом не имелось и оно было рассмотрено в порядке, установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», в соответствии с которым заявителю был дан письменный ответ с информацией об отсутствии возможности в настоящее время рассмотреть вопрос о выкупе спорного земельного участка.

При таких обстоятельствах, по мнению представителя административного ответчика, доводы административного истца и его представителя являются необоснованными, в связи с чем административные исковые требования не подлежат удовлетворению. Кроме того, полагает, что за получением муниципальной услуги необходимо обращаться только через «МФЦ», а ФИО1 обратился с заявлением о выкупе земельного участка непосредственно в администрацию г.Мичуринска.

Выслушав представителей административного истца и административного ответчика, исследовав представленные материалы, суд находит административные исковые требования ФИО1 подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

На основании пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился в администрацию г.Мичуринска с заявлением о выкупе земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>., находящегося у него в аренде и на котором расположены принадлежащие ему на праве собственности гаражи.

ДД.ММ.ГГГГ от административного ответчика ФИО1 получил письменный ответ исх. , в котором ему сообщается о том, что рассмотрение вопроса о выкупе спорного земельного участка возможно только после разрешения гражданского дела , находящегося в производстве Мичуринского городского суда.

Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (Закон N 210-ФЗ) муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований.

В силу статьи 6 Закона N 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

В соответствии со ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:

1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;

2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;

3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;

4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Статьей 39.2 ЗК РФ установлено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

Согласно п.п.6 п.2 ст. 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.

В соответствии с п.5 ст.39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:

1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;

2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;

3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

Администрацией города Мичуринска Тамбовской области принято постановление от 18 ноября 2015 г. N2466, которым утвержден административный регламент по предоставлению на территории муниципального образования «город Мичуринск Тамбовской области - городской округ» муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности городского округа - город Мичуринск или государственная собственность на которые не разграничена и на которых расположены здания, сооружения».

В соответствии с пунктом 2.4 данного регламента предоставление муниципальной услуги осуществляется, в том числе, на основании Земельного кодекса Российской Федерации.

Пунктом 2.6.1 регламента предусмотрен перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, которые заявитель предоставляет самостоятельно.

Согласно п.3.3 регламента процедура предоставления муниципальной услуги включает в себя следующие действия:

прием заявления с пакетом документов, их проверка, комплектование и направление в уполномоченный орган;

формирование и направление межведомственного запроса;

подготовка проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком, подписание и направление его заявителю;

принятие постановления администрации города Мичуринска о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование, либо об отказе в предоставлении земельного участка и направление его заявителю.

Пунктом 3.3.1 регламентирован следующий порядок приема документов для предоставления муниципальной услуги и формирование пакета документов.

В день обращения заявителя либо его уполномоченного представителя в уполномоченную организацию специалист уполномоченного органа принимает у заявителя либо его уполномоченного представителя заявление с пакетом документов, указанных в пунктах 2.6 и 2.7 настоящего Административного регламента.

Специалист уполномоченного органа проверяет представленные документы, на соответствие требованиям, установленным пунктом 2.9 настоящего Административного регламента.

Специалист уполномоченного органа обязан разъяснить причины, в связи с которыми возникли препятствия в приеме документов, и обозначить меры по устранению названных причин.

При наличии оснований, указанных в пункте 2.9 настоящего Административного регламента, специалист уполномоченного органа уведомляет заявителя о наличии препятствий в приеме документов для предоставления муниципальной услуги, объясняет содержание выявленных недостатков, предлагает меры по их устранению и возвращает представленные документы заявителю.

В случае отказа или невозможности устранить выявленные недостатки заявителю выдается письменный отказ по форме согласно приложению № 3 к настоящему Административному регламенту.

При отсутствии причин для отказа в приеме документов специалист уполномоченного органа осуществляет регистрацию заявления и представленных документов в журнале регистрации заявлений о предоставлении муниципальных услуг, а также в автоматизированной системе с указанием следующих сведений: порядковый номер записи; дата приема заявления и документов; данные о заявителе; тема обращения.

При приеме документов специалист уполномоченного органа выдает заявителю либо его уполномоченному представителю расписку в получении документов на предоставление муниципальной услуги по форме согласно приложению № 2 к настоящему Административному регламенту.

Максимальный срок выполнения действия -15 минут, включая документы, поступившие в электронном виде.

По смыслу вышеизложенных норм предоставление, находящихся в муниципальной собственности земельных участков гражданам в собственность за плату в городе Мичуринске, относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления и осуществляется исключительно в рамках предоставления муниципальных услуг.

При таких обстоятельствах суд находит несостоятельными доводы представителя административного ответчика о том, что заявление ФИО1 нельзя расценивать как обращение за получением муниципальной услуги.

Административный истец обратился в уполномоченный орган местного самоуправления для получения муниципальной услуги по предоставлению земельного участка в собственность за плату, где сотрудник данного органа принял поданное заявление, уведомлений о наличии препятствий в приеме документов для предоставления муниципальной услуги, ему не направлялось.

В письменном ответе администрации города Мичуринска Тамбовской области, адресованном ФИО1, фактически содержится отказ в предоставлении ему земельного участка по основаниям не предусмотренным законом, кроме того, отказ выдан в нарушение установленной процедуры и в неустановленной форме, что дает основания считать такой отказ не соответствующим требованиям Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и указанного выше Административного регламента.

Руководствуясь ст.ст.175-180, ст. 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконным решение администрации города Мичуринска Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ исх. об отказе ФИО1 в выкупе земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

Обязать администрацию города Мичуринска Тамбовской области рассмотреть заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о выкупе вышеуказанного земельного участка в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации и Административного регламента по предоставлению на территории муниципального образования «город Мичуринск Тамбовской области - городской округ» муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности городского округа - город Мичуринск или государственная собственность на которые не разграничена и на которых расположены здания, сооружения», утвержденного постановлением администрации г.Мичуринска Тамбовской области от 18 ноября 2015 г. N2466.

Обязать администрацию города Мичуринска Тамбовской области сообщить в суд и административному истцу об исполнении данного решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд через Мичуринский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено 2 марта 2018 г.

Судья- О.Н. Михкельсон