ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-488/2021 от 16.09.2021 Хангаласского районного суда (Республика Саха (Якутия))

Дело №2а-488/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Покровск 16 сентября 2021 года

Хангаласский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Сыроватской О.И.,

с участием представителя административного истца адвоката Кузьминой К.П. удостоверение №835, ордер № 303,

представителя административного ответчика администрации ГП «Город Покровск» по доверенности Гудимовой Р.Ч.,

при секретаре судебного заседания Трофимовой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Марковой Евгении Олеговны к администрации Городского поселения «Город Покровск» о признании решения незаконным и возложении обязанности предоставить вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, находящееся в границах города,

установил:

Маркова Е.О. обратилась в Хангаласский районный суд РС(Я) с административным иском к администрации Городского поселения «Город Покровск» о признании решения незаконным и возложении обязанности предоставить вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, находящееся в границах города.

В обоснование своих исковых требований истец указала на то, что она является нанимателем жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности, состоящей из двух комнат, общей площадью 41,5 кв.м. по адресу: <адрес>, на основании договора социального найма жилого помещения от 11.02.2015г. Совместно с ней в жилое помещение вселены <данные изъяты>ФИО1 и <данные изъяты>ФИО2 В настоящее время проживание в указанном жилом помещении не представляется возможным в связи с тем, что он не пригоден для проживания. Из заключения ООО «Туйгун-проект» от 12.11.2014г. следует, что жилой дом оценивается как аварийный и подлежащий сносу. Межведомственная комиссия, назначенная распоряжением главы МО «город Покровск» от 29.09.2015г., вынесла заключение о выявлении оснований для признаний индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу. До настоящего времени никаких действий со стороны администрации МО «Город Покровск» по расселению семьи Марковой Е.О. не предпринимается. На заявление о предоставлении жилого помещения взамен аварийного, администрация МО «Город Покровск» письмом от 12.07.2021г. ответчика отказом ввиду отсутствия свободного муниципального жилья. С данным решением она не согласна. В собственности у Марковой Е.О. и ФИО1 другой недвижимости не имеется. Сейчас Маркова Е.О. с семьей временно проживают в <адрес>, по приезду в г.Покровск проживают у родителей, т.к. в доме по <адрес>, нет возможности для проживания. Просит признать отказ администрации ГП «Город Покровск» в предоставлении жилого помещения взамен аварийного и подлежащего сносу незаконным, обязать ответчика предоставить ей по договору социального найма другое благоустроенное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, применительно к условиям населенного пункта г.Покровск Хангаласского района РС(Я), равнозначное по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению не менее 41,5 кв.м. и находящееся в черте населенного пункта г.Покровск Хангаласского района РС(Я), включив в договор социального найма в качестве членов семьи <данные изъяты>ФИО1 и ФИО2

В судебное заседание, будучи должным образом, извещенной о времени и месте рассмотрения дела не явилась административный истец Маркова Е.О., о причинах своей неявки суду не сообщила.

Информация о дате, времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела размещена в установленном п.2 ч.1 ст.14, ст.15 Федерального закона от 22.12.2008г. №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судом в РФ» порядке на сайте Хангаласского районного суда РС(Я).

Суд на основании ч.6 ст.226 КАС РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца Марковой Е.О., поскольку должным образом о времени и месте рассмотрения административного дела извещена, о причинах своей неявки суду не сообщила.

В судебном заседании представитель административного истца адвокат Кузьмина К.П. заявленные административные исковые требования поддержала, и ссылаясь на те же доводы просит административный иск удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика – администрации МО «Город Покровск» Гудимова Р.Ч. заявленные административные исковые требования не признала и просит в административном иске отказать, указывая на то, что отказ –письмо не является нормативным актом.

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В силу ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с пунктом 1 ч.2 ст.227 вышеуказанного Кодекса по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

При этом обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основании своих возражений (ч.2 ст.62 КАС РФ).

Порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма определен в ст.57 ЖК РФ, согласно ч.1 которой жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 настоящей статьи случаев.

В силу п.1 ч.2 данной статьи вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Согласно ч.1 ст.85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.

В силу ст.86-87 ЖК РФ граждане, занимающие по договору социального найма жилое помещение в непригодном для проживания жилом доме, могут быть выселены только с предоставлением им иного жилого помещения.

Как следует из материалов дела, Маркова Е.О. на основании договора социального найма от 11.02.2015г. , является нанимателем жилого помещения, состоящего из двух комнат, общей площадью 48,1 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Совместно с нанимателем Марковой Е.О. в указанном жилом помещении проживают <данные изъяты>ФИО1, <данные изъяты>ФИО2, включенные в договор социального найма в качестве членов семьи нанимателя.

Межведомственная комиссия администрации МО «Город Покровск», пришла к заключению о признании дома индивидуальной застройки по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу согласно п.п.33-34 Постановления Правительства РФ №47 от 28.01.2006 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения не пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (заключение от 28.10.2015г. №12-2015).

Распоряжением администрации МО «Город Покровск» от 24.02.2016г. №46/08, дом по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.

Таким образом, судом установлено, что состояние конструкций жилого дома в настоящее время не обеспечивает безопасное пребывание людей в жилом помещении и создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан, в связи с чем проживание в нем невозможно. Тем самым, Маркова Е.О. с членом семьи проживает в жилом помещении, непригодном для постоянного проживания по причине его аварийности, является нуждающейся в жилом помещении.

До настоящего времени административным ответчиком администрацией ГП «Город Покровск» другое жилое помещение взамен непригодного для проживания по договору социального найма Марковой Е.О. не предоставлено. В настоящее время семья Марковой проживает у родственников, в собственности жилого помещения она не имеет.

Из ответа (письма) администрации ГП «Город Покровск» от 12.07.2021г. №445/08 на обращение административного истца Марковой Е.О. следует, что администрация не имеет свободного муниципального жилья и не может переселить семью Марковой из аварийного дома. В настоящее время действует республиканская адресная программа расселения аварийных домов, но в нее входит только многоквартирные здания.

О равнозначности вновь предоставляемого жилого помещения ранее занимаемому указано также в ст.89 Жилищного кодекса РФ с учетом разъяснений, содержащихся в п.37 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ".

Так, в соответствии с ч.1 ст.89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст.86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

В силу ч.5 ст.57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Таким образом, предоставление гражданам в связи со сносом занимаемого ими жилого помещения другого жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними условиями, и предоставляемое жилое помещение должно быть равнозначным, отвечающим установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

При этом не имеет правового значения дата признания истцов малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях. Истцы сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, до момента получения такого жилья, отвечающего требованиям ч.5 ст.57 Жилищного кодекса РФ, т.е. по норме предоставления.

С учетом установленных обстоятельств и названных норм закона, принимая во внимание тот факт, что жилое помещение, предоставленное административному истцу Марковой Е.О. по договору социального найма, в установленном законом порядке признано аварийным и подлежащим сносу, проживание в указанном доме является небезопасным, имеется реальная угроза для жизни и здоровья проживающих в нем лиц, в силу которого проживание в жилом помещении невозможно, в связи с чем административный истец относится к категории лиц, подлежащих обеспечению жильем по договору социального найма во внеочередном порядке, и при этом, собственного жилья не имеет, однако, до настоящего времени, отдельным жилым помещением не обеспечена, суд приходит к выводу о том, что административному истцу во внеочередном порядке в связи со сносом дома должно быть предоставлено благоустроенное жилое помещение, равнозначное ранее занимаемому, отвечающее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 48,1 кв. м, состоящее не менее чем из двух отдельных комнат и находящееся в черте г.Покровск Хангаласского района РС(Я).

Отказом в предоставлении другого жилого помещения Марковой Е.О. взамен аварийного и подлежащего сносу, административным ответчиком существенно нарушаются её жилищные права, гарантированные Конституцией РФ и федеральным законом, создается реальная угроза для жизни и здоровья проживающих в нем лиц. При указанных обстоятельствах, ответ администрации Городского поселения «Город Покровск» об отказе в предоставлении Марковой Евгении Олеговне жилого помещения взамен аварийного и подлежащего сносу от 12.07.2021г. №445/08, нельзя признать законным и обоснованным.

В законодательстве отсутствуют указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, следовательно, жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников). Иное толкование положений ст.57 Жилищного кодекса РФ противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего порядка очередности предоставления жилых помещений для лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.

Исходя из буквального толкования требований ст.57 ЖК РФ, предусматривающих предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, разрешение требований о предоставлении лицам, чье жилье признано не пригодным для проживания, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, а также от каких-либо иных условий, в том числе отсутствия свободного жилья, отсутствия средств на приобретение жилых помещений, отсутствия строительства нового жилищного фонда.

Таким образом, заявленные административные исковые требования являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227-228 КАС РФ, суд

решил:

Административные исковые требования Марковой Евгении Олеговны к администрации Городского поселения «Город Покровск» о признании решения незаконным и возложении обязанности предоставить вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, находящееся в границах города – удовлетворить.

Признать решение администрации Городского поселения «Город Покровск» об отказе в предоставлении Марковой Евгении Олеговне жилого помещения взамен аварийного и подлежащего сносу от 12.07.2021г. №445/08 –незаконным.

Обязать администрацию Городского поселения «Город Покровск» предоставить Марковой Евгении Олеговне в связи со сносом дома, расположенного по адресу: <адрес>, проживающей указанном доме, по договору социального найма, благоустроенное жилое помещение, взамен занимаемого, отвечающее санитарно-гигиеническим и техническим нормам, общей площадью не менее 48,1 кв. м, состоящее не менее чем из двух отдельных комнат, в пределах города Покровск Хангаласского района Республики Саха (Якутия), включив в договор социального найма в качестве члена семьи <данные изъяты>ФИО1 и <данные изъяты>ФИО2.

Настоящее решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) через Хангаласский районный суд Республики Саха (Якутия) в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: Сыроватская О.И.

Решение изготовлено 16.09.2021г.