УИД 16RS0039-01-2023-000400-36
дело №2а-488/2023
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
12 июля 2023 года город Заинск
Заинский городской суд Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Исаичевой В.П.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Стрелковой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Заинского городского прокурора к Исполнительному комитету города Заинска Заинского муниципального района Республики Татарстан о признании бездействия незаконным, возложении соответствующей обязанности,
установил:
Заинский городской прокурор обратился в суд с административным иском к Исполнительному комитету города Заинска Заинского муниципального района Республики Татарстан о признании бездействия незаконным, возложении соответствующей обязанности.
В обоснование административного иска указано, что Заинской городской прокуратурой в рамках обращения П.Ф.В. проведена проверка в деятельности Исполнительного комитета города Заинска Заинского муниципального района Республики Татарстан, в ходе которой выявлены нарушения действующего законодательства, а именно мемориальное сооружение, расположенное на Бульваре Победы в города Заинска, содержащий Огонь памяти, до настоящего времени на кадастровый учет не поставлен, право собственности на указанный объект не зарегистрировано. Отсутствие у владельца недвижимого имущества, зарегистрированного права собственности на объект недвижимости свидетельствует о незаконности распоряжения таким имуществом, в том числе влечет признание сделки недействительной. Кроме этого владелец незарегистрированного имущества ограничен во включении данного имущества в реализации программ федерального, регионального уровней, направленных на развитие муниципального образования. По данному факту прокуратурой города в адрес руководителя Исполнительного комитета города Заинска Заинского муниципального района Республики Татарстан внесено представление об устранении нарушений, однако до настоящего времени выявленные нарушения закона не устранены.
Просит признать бездействие Исполнительного комитета города Заинска Заинского муниципального района Республики Татарстан, выразившееся в непринятии мер по постановке на кадастровый учет и регистрации права муниципальной собственности на недвижимое имущество- мемориальное сооружение, расположенное на Бульваре Победы города Заинска, содержащий Огонь памяти. Обязать Исполнительный комитет города Заинска Заинского муниципального района Республики Татарстан принять меры по постановке на кадастровый учет и регистрации права муниципальной собственности на недвижимое имущество -мемориальное сооружение, расположенное на Бульваре Победы города Заинска, содержащий Огонь памяти в срок до 01.09.2023.
Административный истец помощник Заинского городского прокурора Латыпова Р.Р.-административные исковые требования поддержала по тем же основаниям, отказалась от иска к административному ответчику ООО «Газпром Трансгаз Казань», просила в этой части дело производством прекратить. ( В этой части определением Заинского городского суда Республики Татарстан от 12.01.2023 года административное дело к административному ответчику ООО «Газпром Трансгаз Казань» по данному делу прекращено ввиду отказа административного истца от иска). Исковые требования, предъявленные к Исполнительному комитету города Заинска Заинского муниципального района Республики Татарстан, поддержала по тем же основаниям и в том же объеме, указав, что имеется заключение кадастрового инженера, согласно которого мемориальное сооружение, расположенное на Бульваре Победы города Заинска, содержащий Огонь памяти следует рассматривать как объект недвижимости. Поскольку данное сооружение относится к объекту недвижимости, оно подлежит постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности на него. Просит исковые требования удовлетворить.
В судебном заседании представитель административного ответчика - Исполнительного комитета города Заинска Заинского муниципального района Республики Татарстан С.Ю.А., действующая на основании доверенности требования административного иска не признала, просила суд отказать в его удовлетворении в полном объеме, пояснив, что мемориальное сооружение, расположенное на Бульваре Победы города Заинска, содержащее Огонь памяти –находится на балансе города Заинска и включен в реестр муниципальной собственности и также состоит на централизованном учете в Министерстве обороны. Поскольку данное сооружение является памятником, не соответствует признакам объекта недвижимости, то не подлежит государственной регистрации. Данный
Привлеченный, протокольным определением 17.05.2023 в качестве административного ответчика Палаты имущественных и земельных и отношений Заинского муниципального района Республики Татарстан, надлежащим образом извещенный о дате и времени судебного разбирательства, в судебное заседании не явился, представил письменный отзыв, в котором просил рассмотреть дело без участия их представителя, указал, что в соответствии с Положением о Палате имущественных и земельных и отношений Заинского муниципального района Республики Татарстан, утвержденным Решением Совета от 01.03.2006 №1 Палата имущественных и земельных и отношений Заинского муниципального района Республики Татарстан осуществляет полномочия и иные функции касательно имущества Муниципального образования «Заинского муниципального района». Вышеуказанное мемориальное сооружение в реестре муниципальной собственности Заинского муниципального района не значится.
Привлеченный по ходатайству административного истца, протокольным определением 08.06.2023 в качестве административного ответчика представитель ООО «Газпром Трансгаз Казань» надлежащим образом извещенный о дате и времени судебного разбирательства, в судебное заседании не явился, направил в суд письменные возражения, в котором указал, что ООО «Газпром Трансгаз Казань» является ненадлежащим ответчиком, поскольку поставка сетевого газа для Огня Вечной Славы (РТ, <...>) производится на основании договора поставки газа №, заключенного между Исполнительным комитетом г. Заинска Заинского муниципального района Республики Татарстан и АО «Газпром межрегионгаз Казань». Техническое обслуживание газового оборудования Огня Вечной Славы производится ООО «Газпром трансгаз Казань» на основании договора № от 24.12.2010г. на техническое обслуживание газового хозяйства, заключенного с Исполнительным комитетом г. Заинска Заинского муниципального района Республики Татарстан. Просит в удовлетворении административного иска в ООО «Газпром Трансгаз Казань отказать полностью.
Привлеченный протокольным определением 08.06.2023 в качестве заинтересованного лица представитель Заинской РГЭС- Г.Р.Р. надлежащим образом извещенный о дате и времени судебного разбирательства, в судебное заседании не явился, ранее в судебном заседании 05.07.2023 суду пояснил, что их организация проводит техническое обслуживание мемориального сооружения, расположенного на Бульваре Победы города Заинска. Для обслуживания данного сооружения на фасаде <адрес>, есть оборудование. Техническое обслуживание данного объекта производится на основании договора. Если будет заявка на перенос памятника, но их организация также сможет перенести оборудование для дальнейшего обслуживания в другом месте. Отпуск газа на обслуживание данного памятника производится с межрегионгаз на безвозмездной основе, их организация занимается только обслуживанием.
Исследовав материалы административного дела, выслушав доводы административного истца и административных ответчиков и проверив все юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, статья 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляет гражданину, организации, иным лицам обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Вопросы государственного учета и содержания воинских захоронений с находящимися на них надгробиями, памятниками, стелами, обелисками, элементами ограждения и другими мемориальными сооружениями и объектами, включая братские и индивидуальные могилы на общих кладбищах и вне кладбищ, регулируются специальным нормативным правовым актом - Законом Российской Федерации от 14 января 1993 года N 4292-1 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества.
В соответствии со статьей 2 Закона РФ от 14.01.1993 N 4292-1 (ред. от 13.06.2023) "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества" по решению органов государственной власти и органов местного самоуправления, общественно-государственных объединений, общественных объединений могут осуществляться и другие мероприятия по увековечению памяти погибших при защите Отечества.
Элемент воинского захоронения или мемориального сооружения, находящегося вне воинского захоронения, который обеспечивает возможность постоянного горения огня, является Вечным огнем. Элемент воинского захоронения или мемориального сооружения, находящегося вне воинского захоронения, который обеспечивает возможность периодического горения огня, является Огнем памяти. Порядок периодичности горения Огня памяти устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по увековечению памяти погибших при защите Отечества. Газоснабжение в целях обеспечения постоянного горения Вечного огня и периодического горения Огня памяти на воинских захоронениях и мемориальных сооружениях, находящихся вне воинских захоронений, указанных в реестре, который ведется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по увековечению памяти погибших при защите Отечества, осуществляется с учетом принципов формирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке, установленных Правительством Российской Федерации.
В силу статьи 10 вышеуказанного Закона N 4292-1 руководство работой по увековечению памяти погибших при защите Отечества и ее координация возлагаются на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.
Согласно статьи 11 Закона РФ от 14.01.1993 N 4292-1 (ред. от 13.06.2023) "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества" уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по увековечению памяти погибших при защите Отечества: в установленном им порядке организует централизованный учет и ведет реестр мемориальных сооружений, находящихся вне воинских захоронений и содержащих Вечный огонь или Огонь памяти; устанавливает порядок периодичности горения Огня памяти; Органы местного самоуправления: осуществляют мероприятия по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территориях, а также работы по реализации межправительственных соглашений по уходу за захоронениями иностранных военнослужащих на территории Российской Федерации; осуществляют взаимодействие с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по увековечению памяти погибших при защите Отечества в целях организации централизованного учета мемориальных сооружений, находящихся вне воинских захоронений и содержащих Вечный огонь или Огонь памяти.
В соответствии со статьями 2 и 11 Закона N 4292-1 от 14 января 1993 года, Приказом Министра обороны Российской Федерации от 06 февраля 2019 N 56 установлен "Порядок организации централизованного учета мемориальных сооружений, находящихся вне воинских захоронений и содержащих Вечный огонь или Огонь памяти, и Порядок периодичности горения Огня памяти", который устанавливает правила централизованного учета мемориальных сооружений, находящихся вне воинских захоронений и содержащих Вечный огонь или Огонь памяти (далее - мемориальные сооружения) (п. 1).
Согласно п. 2 организация централизованного учета мемориальных сооружений осуществляется Управлением Министерства обороны Российской Федерации по увековечению памяти погибших при защите Отечества (далее - Управление).
В целях централизованного учета мемориальных сооружений информация и материалы, полученные от органов местного самоуправления, военно-мемориальных служб военных округов (флотов), Управлением анализируются и обобщаются (п. 5).
На основании информации и материалов, представленных органами местного самоуправления и военно-мемориальными службами военных округов (флотов), ведется реестр централизованного учета мемориальных сооружений, находящихся вне воинских захоронений и содержащих Вечный огонь или Огонь памяти (далее - реестр), (п. 6).
Из представленных материалов следует, что 15.05.2021 оформлен паспорт мемориального объекта по увековечиванию Победы советского народа в Великой Отечественной войне, наименование объекта-памятник «Воину освободителю, адрес объекта: <адрес>, Бульвар Победы (л.д.12).
На основании постановления Исполнительного комитета города Заинска Заинского муниципального района Республики Татарстан от 25.06.2021 № в реестр муниципальной собственности города Заинска Заинского муниципального района Республики Татарстан в раздел 2 «имущество муниципальной казны города Заинск» включен скульптурный памятник Воину-освободителю (отливка в бронзе), адрес: <адрес>, год ввода 2021, стоимостью 5 450 000 рублей (л.д.29-33).
01.12.2022 № своим письмом врио руководителя Исполнительного комитета города Заинска Заинского муниципального района Республики Татарстан, направленного в адрес Министерства обороны Российской Фелерации просит внести изменения в реестр централизованного учета мемориальных сооружений, находящихся вне воинских захоронений и содержащих Вечный огонь и огонь памяти, касаемо мемориального сооружения-памятник «Воину освободителю», расположенного на Бульваре Победы <адрес>, а именно изменить статус объекта с мемориальное сооружение, содержащее «Вечный огонь» на «мемориальное сооружение, содержащее «Огонь памяти». Согласно письма Министерства Обороны Российской Федерации от 26.05.2022 памятник воину освободителю, расположенный по адресу; <адрес>, Бульвар Победы по состоянию на 01.08.2022 внесен в реестр централизованного учета мемориальных сооружений, находящихся вне воинских захоронений и содержащий «Вечный огонь или Огонь памяти, как «мемориальное сооружение, содержащее «Вечный огонь». Статус мемориального сооружения был изменен 19.12.2022 в соответствии с обращением врио руководителя Исполнительного комитета города Заинска Заинского муниципального района Республики Татарстан (л.д.58-63).
В силу статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 13.06.2023) "О государственной регистрации недвижимости" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2023) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости (часть 4 данного ФЗ N 218-ФЗ).
В соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
С учетом изложенных обстоятельств, суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований административного истца, поскольку административным истцом не представлено доказательств, что мемориальное сооружение, расположенное на Бульваре Победы города Заинска, содержащий Огонь памяти обладает признаками объекта недвижимости, что его перемещение без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, что объект прочно связан с земельным участком. Заключение кадастрового инженера, представленное административным истцом, не может быть признано доказательством, объективно свидетельствующим, что мемориальное сооружение, расположенное на Бульваре Победы города Заинска, содержащий Огонь памяти обладает всеми признаками объекта недвижимости.
Вопреки доводам административного истца, административным ответчиком в соответствии с требованиями Закона РФ от 14.01.1993 N 4292-1 (ред. от 13.06.2023) "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества" предприняты все меры, для постановки на централизованный учет указанного мемориального сооружения, расположенного на Бульваре Победы города Заинска, а именно: указанное мемориальное сооружение, внесен в реестр централизованного учета мемориальных сооружений, находящихся вне воинских захоронений и содержащий «Вечный огонь или Огонь памяти, как «мемориальное сооружение, содержащее «Вечный огонь».
Кроме того данное мемориальное сооружение включено в реестр муниципальной собственности города Заинск Заинского муниципального района Республики Татарстан.
Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет административное исковое заявление гражданина об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями при одновременном наличии двух условий: оспариваемое решение или действие (бездействие) принято либо совершено в нарушение требований закона, а также нарушает права и охраняемые законом интересы административного истца.
В силу части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязанность доказывания обстоятельств в части нарушения прав, свободы и законных интересов, а также соблюдения сроков на обращение в суд, возлагается на административного истца, что последним сделано не было.
При таких обстоятельствах, заявленные требования административного истца удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Заинского городского прокурора к Исполнительному комитету города Заинска Заинского муниципального района Республики Татарстан о признании бездействия незаконным, возложении соответствующей обязанности - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путём подачи жалобы через Заинский городской суд Республики Татарстан.
Судья Исаичева В.П.
Мотивированное решение составлено 26 июля 2023.