РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙССКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 ноября 2021 года <адрес>,
<адрес>
Ногинский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Грибковой Т. В.,
при секретаре Озерцовой Л. В.,
с участием представителя административного истца, заинтересованного лица по доверенностям ФИО1, представителя
административного ответчика по доверенности ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело
по административному иску ФИО3, кадастрового инженера ФИО4 к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> об оспаривании решений, возложении обязанности,
установил:
ФИО3, кадастровый инженер ФИО4 обратились
в суд с указанным административным иском, в котором просили признать незаконными уведомления Управления Федеральной службы регистрации кадастра и картографии по <адрес> (далее – управление Росреестра по <адрес>) о приостановлении государственного кадастрового учета от ДД.ММ.ГГГГ № №/1, от ДД.ММ.ГГГГ № № здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, городское поселение Обухово, <адрес>, рядом с домом №, в части изменения площади с 1 439,1 кв.м. на 1 857 9 кв.м; обязать административного ответчика в течение 30 дней с момента вступления в силу решения суда осуществить государственный кадастровый учет изменений характеристики здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, городское поселение Обухово, <адрес>, рядом с домом № – в части изменения площади с 1 439 кв.м на 1 857,9 кв.м.
В обоснование предъявленных требований административные истцы ссылались на то, что кадастровый инженер ФИО4 подготовил технический план для внесения изменений в площадь здания в связи с проведенной перепланировкой и переустройством (возведения антресоли на отметке + 4.55 м), в результате чего общая площадь здания изменилась до 1 857,9 кв.м. ФИО3 является собственником здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, городское поселение Обухово, <адрес>, рядом с домом №, площадью 1439 кв.м. Он возвел антресоль внутри здания и обратился к кадастровому инженеру ФИО4 с целью узаконить проведенные внутри здания изменения. Кадастровым инженером ФИО4 был подготовлен технический план для внесения изменений в площадь вышеуказанного здания, где в заключении кадастрового инженера подробно описано, что собственником была произведена перепланировка и переустройство помещений в виде установки антресоли согласно проектной документации, разработанной ООО "Эрмитаж" в 2020 году. Выполнены следующие работы: возведение антресоли площадью 408.9 кв.м. Площадь антресоли не превышает 40 процентов от площади здания. Согласно проектной документации ООО "Эрмитаж" изменения не являются реконструкцией объекта (см. Приложение), несущие конструкции не демонтировались, контур здания
не изменялся, этажность не изменилась, высота в коньке осталась прежней.
В настоящее время согласно действующему законодательству, понятие "перепланировка" и "переустройство" не применяется к нежилым отдельно стоящим зданиям, дополнительных согласований и подготовки актов не требуется, экспертиза проектной документации не производится. Проектная документация вложена для отражения фактического расположения помещений на этаже. Иные характеристики здания не изменяются. План здания подготовлен на основании проектной документации, которая была приложена к техническому плану. В данном случае, как указывают административные истцы, изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности, что подтверждается проектной документацией, не превышают предельных размеров разрешенного строительства, в связи с чем собственником была проведена не реконструкция, а перепланировка находящегося в его собственности внутренних помещений нежилого здания. В рамках оформления документов был сделан запрос в Министерство жилищной политики <адрес> и Администрацию Богородского го о необходимости согласования переустройства и перепланировки объекта и получены ответы (включены в Приложение). Согласно ответам: Минжилполитики не производит согласование проектов перепланировки (переустройства) нежилых зданий, Администрация Богородского окрцга указанными полномочиями также не наделена, указанные ответы были приложены в технический план. Согласно проектной документации ООО "Эрмитаж" изменения объекта капитального строительства не затрагивают конструктивные и другие его характеристики надежности и безопасности, произведенная перепланировка по устройству антресоли, не затрагивает конструктивных и других характеристик его надежности и безопасности, а также целостности здания, и не несет увеличение весовой нагрузки на несущие элементы конструкций. Также в технический план включено заключение ООО "ПТЦ" – проектной организации, имеющей соответствующее членство в СРО проектирования, о завершении переустройства и перепланировки, согласно которому перепланировка не повлияет на несущую способность здания, безопасность жизни и здоровья граждан. Следовательно, как полагают истцы, произведенная перепланировка не является реконструкцией здания, для которой необходимо получение разрешения на ввод в эксплуатацию. Согласно Приложению N 2 к приказу Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 90 требований к определению площади здания, сооружения: площадь нежилого здания, сооружения определяется как сумма площадей всех надземных и подземных этажей (включая технический, мансардный, цокольный и иные), а также эксплуатируемой кровли. В площадь нежилого здания, сооружения включается площадь антресолей, галерей и балконов зрительных и других залов, веранд, наружных застекленных лоджий, галерей, переходов в другие здания, тоннелей, всех ярусов внутренних этажерок, рамп, открытых неотапливаемых планировочных элементов нежилого здания, сооружения (включая площадь эксплуатируемой кровли, открытых наружных галерей, открытых лоджий). Таким образом, хотя реконструкция и не производилась, но в связи с возведением антресоли, площадь здания изменилась, при этом иные характеристики здания остались неизменными и право собственности на весь объем здания - длину, ширину и высоту ранее было в установленном законом порядке зарегистрировано, в связи с чем объем здания остался неизменным. Координаты здания были определены первоначально, при постановке здания, площадью 1439 кв.м на кадастровый учет, а так как контур здания не изменился, то дополнительного координирования в соответствии с требованиями действующего законодательства не требуется, в связи с этим раздел "Схема геодезических измерений" не составлялся. Уведомлением о приостановлении государственного кадастрового учета от ДД.ММ.ГГГГ за № КУВД-001/2021-18778505/1 приостановлен кадастровый учет изменений нежилого здания в виду того, что истцом не представлено разрешение на ввод (реконструкцию) объекта недвижимости. В Уведомлении о приостановлении указано, что основанием к приостановлению государственного кадастрового учета явился тот факт, что в нарушение ч. 10 ст. 40 Закона 221-ФЗ‚ во взаимосвзи с п. п. 20 Требований к подготовки технического плана не представлено разрешение на ввод (реконструкцию) объекта недвижимости. Истцы полагают, что доводы Управления Россреестра по <адрес> указанные в уведомлениях о приостановлении кадастрового учета и об отказе в совершении регистрационных действий здания указаны несоответствующие действительности, поскольку установкой антресоли, изменилась только площадь здания, при этом иные характеристики здания остались неизменными, а весь объем здания - длина, ширина, высота остались неизменными и ранее уже зарегистрированными в органах госрегистрации. Было направлено обращение на апелляционную комиссию по обжалованию решений о приостановлении государственного кадастрового учета. Решением указанной апелляционной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ принято решение об отклонении заявления, от ДД.ММ.ГГГГ№ об обжаловании вышеуказанного решения о приостановлении кадастрового учета здания в связи с п. 14 ст. 1 ГРкРФ от ДД.ММ.ГГГГ N 190-ФЗ согласно которого, реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов. <адрес> здания изменилась с 1 439,1 кв.м. на 1 857,9 кв.м.,
то необходимо в техническом плане представить разрешение на ввод объекта
в эксплуатацию.
Административные истцы в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, кадастровый инженер ФИО4 – обеспечили явку в суд представителя, ФИО3 сведений о причинах неявки
не представил.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности – ФИО1, она же представитель по доверенности заинтересованного лица – общества с ограниченной ответственностью «Научно-производственное предприятие «РУМБ» (далее – ООО «НПП «РУМБ») предъявленные требования поддержала в полном объеме, приведя суду доводы, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении.
Административный ответчик обеспечил явку в суд представителя по доверенности – ФИО2, которая в судебном заседании просила отказать в удовлетворении административного иска по доводам письменных возражений.
Суд, с учетом мнения явившихся лиц, счел возможным рассмотреть административное дело при данной явке.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 4 Кодекса административного судопроизводства РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с п. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с частями 3, 4 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Согласно положениям статьи 14 этого же Закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав установлены частью 2 статьи 14 Закона.
Как следует из частей 1, 2, 9 статьи 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в случае установления причин, перечисленных в части 1 статьи 26 названного Федерального закона, государственный регистратор принимает решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета по общему правилу на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено названной статьей, которое может быть обжаловано в порядке, установленном статьей 26.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Закон N 221-ФЗ).
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> поступило заявление МFС-№ от ДД.ММ.ГГГГ на государственный кадастровый учет в связи с изменением площади здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, рядом с <адрес>. Решением от ДД.ММ.ГГГГ № №/ 1 в соответствии п. 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон о регистрации) регистрационные действия были приостановлены.
Решением от ДД.ММ.ГГГГг. № КУВД-001№/2 на основании ст. 27 Закона о регистрации в государственном кадастровом учете изменения площади здания было отказано.
Основанием отказа послужило неустранение приведенных в уведомлении о приостановлении причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации: не было представлено разрешение на ввод (реконструкцию) объекта недвижимости.
В соответствии с ч. 1 ст. 25 ЖК РФ переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.
Под перепланировкой помещения в многоквартирном доме понимается изменение его конфигурации, которое требует внесения изменения в технический паспорт жилого помещения (ч. 2 ст. 25 ЖК РФ).
Согласование перепланировки проводится органами местного самоуправления, а в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органами госвласти этих субъектов (п. 7 ч. 1, ч. 2 ст. 14 ЖК РФ).
В <адрес> Требования к проведению перепланировки помещений в многоквартирных домах и порядок ее согласования приведены в Распоряжение Мособлархитектуры МО от ДД.ММ.ГГГГ М 27РВ-278 "Об утверждении Порядка согласования переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирном доме органами местного самоуправления городских округов <адрес>, Положения о приемочных комиссиях но приемке выполненных работ при переустройстве и (или) перепланировке помещений в многоквартирном доме, административного регламента по предоставлению органами местного самоуправления городских округов <адрес> государственной услуги "Согласование переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирном доме". В нем установлен перечень работ, которые могут проводиться при перепланировке помещений в многоквартирном доме.
Также понятие переоборудования и перепланировки дано в Постановлении Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ М 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" (п. 1.7): переоборудование жилых помещений может включать в себя: установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов, перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов, устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, "джакузи", стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения.
Перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров.
Таким образом, принимая во внимание указанные нормы, перепланировка и переустройство может проводиться в отношении помещений (как жилых, так и нежилых), которые находятся в многоквартирных домах.
Понятие реконструкции установлено в Градостроительном кодексе РФ применительно к объектам капитального строительства (зданиям, сооружениям). Помещение к ним не относится - оно является частью здания или сооружения (п. 14 ч. 2 ст. 2 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений).
Реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов (п. 14 ст. 1 ГрК РФ).
При реконструкции проводятся работы, в результате которых изменяются характеристики уже существующего здания, меняются (восстанавливаются) несущие конструкции здания.
Таким образом основным отличием перепланировки от реконструкции является объект, в отношении которого они могут проводиться. Так, перепланировка выполняется в помещениях (как в жилых, так и нежилых), расположенных в многоквартирном доме, и включает в себя установленные работы.
Если же работы проводятся в отношении здания (сооружения) или нежилого помещения, которое в нем находится, и в результате меняются параметры такого объекта (или помещения) либо замена, восстановление несущих конструкций, то это является реконструкцией.
Согласно представленного технического плана от ДД.ММ.ГГГГ площадь здания с кадастровым номером 50:№ увеличилась до 1 857,9 кв.м, то есть увеличилась на 418,8 кв.м.
Приказ Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ М П/0393 "Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения, помещения, машино-места, говорит о том, что площадь жилого или нежилого здания, сооружения определяется как сумма площадей всех надземных и подземных этажей (включая технический, мансардный, цокольный и иные), а также эксплуатируемой кровли.
В площадь нежилого здания, сооружения включаются площади антресолей, галерей и балконов зрительных и других залов, галерей, переходов в другие здания, тоннелей, всех ярусов внутренних этажерок, рамп, открытых неотапливаемых планировочных элементов нежилого здания, сооружения (включая площадь эксплуатируемой кровли, наружных галерей, наружных тамбуров и других подобных элементов). Таким образом при возведении антресоли увеличивается и площадь здания, т.е. его основная характеристика. Следовательно, возведение антресоли является реконструкцией.
Согласно ст. 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство. По окончанию которой необходимо получить разрешение на ввод реконструированного объекта.
В ходе рассмотрения дела было установлено что разрешение на ввод реконструированного объекта в эксплуатации отсутствует. Указанное обстоятельство также подтверждается и самими истцом.
Таким образом, с учетом изложенного, суд приходит к выводу, что в нарушение части 10 статьи 40 Закона во взаимосвязи с пунктом 20 Требований к подготовке технического плана и состава содержащихся в нем сведений не представлено разрешение на ввод (реконструкцию) объекта недвижимости.
Согласно СНиП 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные" антресоль - это площадка в объеме двусветного помещения площадью не более 40% площади пола двусветного помещения или внутренняя площадка квартиры, расположенной в пределах этажа с повышенной высотой, имеющая размер площади не более 40% площади помещения, в котором она сооружается.
В соответствии со СНиП II-М.2-72 при определении этажности здания не учитываются галереи, площадки и антресоли, а также этажерки площадью яруса на любой отметке не более 40% площади этажа.
В соответствии с п. 8.1 требований к определению площади здания, сооружения, помещения, машино-места (Приложение № к Приказу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ N П/0393 "Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения, помещения, машино-места": в площадь нежилого здания, сооружения включаются площади антресолей, галерей и балконов зрительных и других залов, галерей, переходов в другие здания, тоннелей, всех ярусов внутренних этажерок, рамп, открытых неотапливаемых планировочных элементов нежилого здания, сооружения (включая площадь эксплуатируемой кровли, наружных галерей, наружных тамбуров и других подобных элементов).
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о законности принятого административным ответчиком решения об отказе в кадастровом учете изменений характеристик объекта капитального строительства.
На основании изложенного, руководствуясь указанными выше законоположениями, актами их разъяснения, исследовав се представленные в материалы дела доказательства, как в отдельности так и в их совокупности, суд приходит к выводу об отказе в иске в полном объеме.
Руководствуясь статьями 175-180, 227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
отказать в удовлетворении административного иска ФИО3, кадастрового инженера ФИО4 к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> об оспаривании решений, возложении обязанности.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке
в Московский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Ногинский городской суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Т. В. Грибкова