дело № 2а-4898/2021
УИД- 26RS0029-01-2021-010022-33
Решение
Именем Российской Федерации
20 декабря 2021 года г. Пятигорск
Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Пакова Н.Н.,
при секретаре судебного заседания Гапоновой Т.В.,
с участием:
представителя истца Русинова В.А.,
представителя ответчика Головченко А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Пятигорского городского суда гражданское дело по исковому заявлению Сардарян В.В. к администрации г. Пятигорска о признании незаконными решения об отказе в выдаче разрешения на строительство,
установил:
В обоснование заявленных исковых требований истец Сардарян В.В. указал, что Постановлением администрации г. Пятигорска № от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок №, расположенный по адресу: <адрес> был включён в реестр муниципального имущества, а муниципальному учреждению «Управление имущественных отношений администрации г. Пятигорска» указанным постановлением было предписано обеспечить государственную регистрацию права собственности муниципального образования города-курорта Пятигорска на объект недвижимого имущества. ДД.ММ.ГГГГ между администрацией г. Пятигорска Ставропольского края (арендодатель) и Сардарян В.В. (арендатор) был заключён договор аренды земельного участка №, предметом которого явилась передача в аренду сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного по адресу: <адрес> вид разрешённого использования: для садоводства. Договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ в установленном законом порядке был зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю № о чём была произведена регистрационная запись №.
Постановлением администрации г. Пятигорска № от ДД.ММ.ГГГГ был утверждён градостроительный план земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв. м, участок №, адрес: <адрес> управлению архитектуры и градостроительства администрации г. Пятигорска было поручено обеспечить внесение градостроительного плана земельного участка в информационную систему обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования города-курорта Пятигорска.
Постановлением администрации г. Пятигорска № от ДД.ММ.ГГГГ на основании ранее поданного Сардарян В.В. заявления был утверждён вид разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв. м, участок №, адрес: <адрес> муниципальному учреждению «Управление имущественных отношений администрации г. Пятигорска» указанным постановлением было предписано представить в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ставропольскому краю копию названного постановления для внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости. ДД.ММ.ГГГГ в договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ. на основании постановления администрации г. Пятигорска № от ДД.ММ.ГГГГ посредством дополнительного соглашения были внесены изменения и дополнения в части вида разрешённого использования земельного участка, а именно с вида разрешённого использования «для садоводства» на вид разрешённого использования «магазины». Дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ также в установленном законом порядке ДД.ММ.ГГГГ было зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю ДД.ММ.ГГГГ, о чем была произведена регистрационная запись №. ДД.ММ.ГГГГ. (вх. №) Сардарян В.В. обратился в управление архитектуры и градостроительства администрации г. Пятигорска Ставропольского края с заявлением о выдаче разрешения на строительство магазина на земельном участке с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв. м, участок <данные изъяты>. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ (исх. №) в адрес истца был направлен ответ за подписью первого заместителя главы администрации г. Пятигорска ФИО4, которым истцу было отказано в выдаче разрешения на строительство магазина на земельном участке с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв. м, участок №. В обоснование отказа в удовлетворении его заявления указано, что земельный участок, на котором планируется строительство магазина, и в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования города-курорта Пятигорска, утвержденными решением Думы города Пятигорска от 12.11.2014 г. № 35-47 РД, отнесён к зоне «СХ-2» - Ведение садоводства, видами разрешённого использования которой не предусмотрено строительство магазина; кроме того, в соответствии с Разделом 2 проектной документации «Схема планировочной организации земельного участка», а также градостроительным планом земельного участка, земельный участок с кадастровым номером №, а также проектируемое здание магазина частично входит в охранную зону газопровода, учетный номер части 1, площадь территории земельного участка покрываемой охранной зоной газопровода составляет <данные изъяты> кв.м.
Со ссылкой на положения ч.13 ст.51 ГрК РФ, административный ответчик указал на несоответствие представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством РФ, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Согласно ч.14 ст.51 ГрК РФ, отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке.
В соответствии со ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров. Считает отказ уполномоченного органа на выдачу разрешения на строительство магазина на земельном участке с кадастровым номером № общей площадью <данные изъяты> кв. м, участок №, незаконным по следующим основаниям. Как следует из диспозиции п.5 ч.1 ст.8 ГрК РФ, к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений. Порядок выдачи разрешения на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов регламентирован в ст.51 ГрК РФ. В данном случае органом, уполномоченным на выдачу разрешения на строительство, является администрация г. Пятигорска Ставропольского края (в лице управления архитектуры и градостроительства администрации г. Пятигорска Ставропольского края).
Согласно ч.1 ст.51 ГрК РФ, разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного ч.1.1 ст.51 ГрК РФ), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с ГрК РФ подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством РФ. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ.
Из содержания ч.2 ст.51 ГрК РФ следует, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных ст.51 ГрК РФ. В соответствии с ч. 11 ст.51 ГрК РФ уполномоченный на выдачу разрешения на строительство орган в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводит проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка; выдаёт разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа. В силу норм ч.13 ст.51 ГрК РФ, уполномоченный на выдачу разрешения на строительство орган отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных ч.7 ст.51 ГрК РФ, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством РФ и действующим на дату выдачи разрешения на строительство, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство, предусмотренный ч. 13 ст.51 ГрК РФ, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Таким образом, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган вправе отказать в выдаче такого разрешения только в прямо указанных в ч. 13 ст.51 ГрК РФ случаях отсутствия одного из документов, подлежащих представлению, или несоответствия проектной документации градостроительному плану земельного участка.
Как указывалось выше, договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ) содержит указание на вид разрешённого использования объекта аренды «магазины» (п.1.4 договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ), а также предусматривает вид функционального использования земельного участка «магазины», о чём указано в п.1.5 договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ В силу п.6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суд Российской Федерации от 01.07.1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя. Таким образом, для признания судом ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя. Исходя из требований ст.124 КАС РФ, административное исковое заявление может содержать требования: о признании незаконным полностью или в части решения, принятого административным ответчиком, либо совершенного им действия (бездействия); об обязанности административного ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.
В данном случае, отказывая истцу в выдаче разрешения на строительство магазина, административный ответчик в направленном в адрес истца письме от ДД.ММ.ГГГГ. (исх. № ОПЗ-199) ссылается на данные информационной системы обеспечения градостроительной деятельности города-курорта Пятигорска (дата подготовки сведений - ДД.ММ.ГГГГ, актуальность сведений - 180 дней), согласно которым земельный участок, на котором планируется строительство магазина, и в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования города-курорта Пятигорска, утвержденными решением Думы города Пятигорска от 12.11.2014 г. № 35-47 РД, отнесён к зоне «СХ-2» - Ведение садоводства, видами разрешённого использования которой не предусмотрено строительство магазина. Между тем, постановлением администрации <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ был утверждён градостроительный план земельного участка с кадастровым номером № общей площадью <данные изъяты> кв. м, участок №, адрес: <адрес>, садоводческое товарищество «Отдых» (массив №); при этом управлению архитектуры и градостроительства администрации <адрес> было поручено обеспечить внесение градостроительного плана земельного участка в информационную систему обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования города-курорта Пятигорска. Постановлением администрации г. Пятигорска № от ДД.ММ.ГГГГ был утверждён вид разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером № общей площадью <данные изъяты> кв. м, участок №, адрес: <адрес> а муниципальному учреждению «Управление имущественных отношений администрации г. Пятигорска» указанным постановлением (п.2) было предписано представить в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ставропольскому краю копию названного постановления для внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости. При таких обстоятельствах ссылка административного ответчика на данные градостроительного плана предоставленного в аренду земельного участка и несоответствие представленных административным истцом документов (проектной документации) требованиям градостроительного плана земельного участка, не основана на положениях действующего градостроительного законодательства и является основанием для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением, поскольку отказ в выдаче разрешения на строительство магазина является препятствием для административного истца в реализации его права арендатора земельного участка.
На основании ст.219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Письмо, содержащее отказ в выдаче запрашиваемого разрешения на строительство магазина было направлено административным ответчиком в адрес истца от ДД.ММ.ГГГГ (исх. №), что свидетельствует о соблюдении срока, предусмотренного ст.219 КАС РФ.
На основании изложенного истец просит признать незаконным решение администрации города Пятигорска Ставропольского края об отказе в выдаче разрешения на строительство магазина на земельном участке с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м, участок №, расположенном по адресу: <адрес> изложенное в письме (исх. №) от ДД.ММ.ГГГГ; обязать административного ответчика устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца посредством выдачи Сардарян В.В. , в установленном законом порядке разрешения на строительство магазина на земельном участке с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв. м, участок №, расположенном по адресу: <адрес>
Административный истец Сардарян В.В. , полномочный представитель заинтересованного лица – садоводческого товарищества «Отдых», надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, не известив об уважительности своей неявки. На основании ст. 150 КАС РФ, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Полномочный представитель административного истца Сардарян В.В. – Русинов В.А. в судебном заседании заявленные административным истцом Сардарян В.В. административные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в поданном суду исковом заявлении. Просил удовлетворить заявленные Сардарян В.В. административные исковые требования в полном объеме, признать незаконным решение администрации города Пятигорска Ставропольского края об отказе в выдаче разрешения на строительство магазина на земельном участке с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м, участок №, расположенном по адресу: <адрес> изложенное в письме (исх. № от ДД.ММ.ГГГГ; обязать административного ответчика устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца посредством выдачи Сардарян В.В. , в установленном законом порядке разрешения на строительство магазина на земельном участке с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв. м, участок №, расположенном по адресу: <адрес>.
Полномочный представитель административного ответчика – администрации г. Пятигорска Ставропольского края – Головченко А.Ю, в судебном заседании заявленные Сардарян В.В. административные исковые требования к администрации г. Пятигорска не признала, указав в обоснование своих возражений, что администрацией г. Пятигорска ДД.ММ.ГГГГ было рассмотрено обращение Сардарян В.В. о выдаче разрешения на строительство магазина на земельном участке с кадастровым номером № в <адрес> подготовлен ответ, в соответствии с которым: пункт 2 ч. 11 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ предусматривает, что уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы местного самоуправления проводят проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату выдачи разрешения на строительство, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции, в случае выдачи лицу такого разрешения. Согласно п. 5 ч. 3 ст. 57.3 ГрК РФ в составе градостроительного плана земельного участка указывается информация о видах разрешенного использования земельного участка. В силу частей 1,3 статьи 36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
В соответствии с градостроительным планом земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ№, земельный участок, на котором планируется строительство магазина, и в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования города-курорта Пятигорска, утвержденными решением Думы города Пятигорска от 12 ноября 2014 года №35-47 РД, отнесен к зоне «СХ-2» - ведение садоводства, видами разрешенного использования которой не предусмотрено строительство магазинов. Кроме того, в соответствии с Разделом 2 проектной документации «Схема планировочной организации земельного участка», а также градостроительным планом земельного участка, земельный участок с кадастровым номером 26:33:200102:355, а также проектируемое здание магазина частично входит в охранную зону газопровода, учетный номер части 1, площадь территории земельного участка покрываемой охранной зоной газопровода составляет 157 кв.м. В соответствии с пунктом 14 Постановления Российской Федерации от 20.11.2000 года № 878 «Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей», на земельные участки, входящие в охранные зоны газораспределительных сетей, в целях предупреждения их повреждения или нарушения условий их нормальной эксплуатации налагаются ограничения (обременения), которыми запрещается лицам, указанным в пункте 2 настоящих Правил (для юридических и физических лиц, являющихся собственниками, владельцами или пользователями земельных участков, расположенных в пределах охранных зон газораспределительных сетей, либо проектирующих объекты жилищно-гражданского и производственного назначения, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, либо осуществляющих в границах указанных земельных участков любую хозяйственную деятельность) в том числе строить объекты жилищно-гражданского и производственного назначения. В соответствии с ч. 13 ст. 51 ГрК РФ основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство является несоответствие представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Учитывая несоответствие представленных документов (проектной документации) требованиям градостроительного плана земельного участка от 15.06.2021 г. № в соответствии с ч. 13 ст. 51 ГрК РФ, рассмотреть положительно обращение Сардарян В.В. не представилось возможным.
В соответствии с градостроительным планом земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ№, максимальный процент застройки в границах земельного участка должен быть не более <данные изъяты>% и площадь застройки объекта должна составлять не более <данные изъяты> кв.м. Однако, в представленной Сардарян В.В. проектной документации, площадь застройки проектируемого магазина составляет <данные изъяты> кв.м, что составляет <данные изъяты>% застройки земельного участка и соответственно превышает предельные параметры разрешенного строительства. В соответствии с разделом 2.3. градостроительного плана земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ№ минимальные отступы от границ земельного участка должны составлять 3 м, проектной документацией предусмотрено размещение проектируемого магазина на расстоянии менее 3 м от границ земельного участка, что также является нарушением предельных параметров разрешенного строительства. Кроме того, проектной документацией предусмотрено размещение ступеней перед входами в проектируемый магазин за границами земельного участка.
В соответствии с п. 3 ч. 1 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 г. № 87, проектная документация состоит из текстовой и графической частей. Текстовая часть содержит сведения в отношении объекта капитального строительства, описание принятых технических и иных решений, пояснения, ссылки на нормативные и (или) технические документы, используемые при подготовке проектной документации и результаты расчетов, обосновывающие принятые решения. Графическая часть отображает принятые технические и иные решения и выполняется в виде чертежей, схем, планов и других документов в графической форме. Представленные Сардарян В.В. разделы проектной документации, «Раздел 5. Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений», «Раздел 8. Перечень мероприятий по охране окружающей среды.», «Раздел 9. Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности.», «Раздел 10. Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов.» и «Раздел Д 1а. Перечень мероприятий по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и оснащенности объекта приборами учета ресурсов», не содержат графической части. Таким образом, по мнению специалистов Управления архитектуры и градостроительства администрации города Пятигорска проектная документация не соответствует требованиям п. 3 ч. 1 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 г. № 87.
Поскольку в ходе проверки представленных Сардарян В.В. документов для получения разрешения на строительство магазина на земельном участке с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв. м, участок №, расположенном по адресу: <адрес> уполномоченным органом были установлены нарушения требований п. 3 ч. 1 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, не позволяющие выдать требуемое административным истцом разрешение на строительство, и до настоящего времени административным ответчиком не представлено доказательств устранения указанных нарушений проектной документации, считает отказ администрации г. Пятигорска в выдаче Сардарян В.В. разрешения на строительство магазина на земельном участке с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв. м, участок №, расположенном по адресу: <адрес>) обоснованным и законным, а административные исковые требования Сардарян В.В. не подлежащими удовлетворению.
Просила в удовлетворении административных исковых требований Сардарян В.В. к администрации г. Пятигорска отказать в полном объеме.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, иные представленные сторонами доказательства, в их совокупности и каждое в отдельности, о дополнении которых ходатайств заявлено не было, суд приходит к следующему.
Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, а также право обжалования в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (части 1 и 2 статьи 46).
В силу пункта 2 части 2 статьи 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном данным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц.
В соответствии с пунктами 3 и 4 части 9 статьи 226 КАС РФ, по общему правилу, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет соблюдение требований нормативных правовых актов, устанавливающих, в частности, основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Как усматривается из представленных суду сторонами доказательств, - Постановлением администрации г. Пятигорска № от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок №, расположенный по адресу: <адрес> был включён в реестр муниципального имущества, а муниципальному учреждению «Управление имущественных отношений администрации г. Пятигорска» указанным постановлением было предписано обеспечить государственную регистрацию права собственности муниципального образования города-курорта Пятигорска на объект недвижимого имущества.
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией г. Пятигорска Ставропольского края (арендодатель) и Сардарян В.В. (арендатор) заключён договор аренды земельного участка №С, предметом которого явилась передача в аренду сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, садоводческое товарищество «Отдых», вид разрешённого использования: для садоводства. Договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ в установленном законом порядке был зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю № о чём была произведена регистрационная запись №
Постановлением администрации г. Пятигорска № от ДД.ММ.ГГГГ был утверждён градостроительный план земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв. м, участок №, адрес: <адрес> управлению архитектуры и градостроительства администрации <адрес> было поручено обеспечить внесение градостроительного плана земельного участка в информационную систему обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования города-курорта Пятигорска.
Постановлением администрации г. Пятигорска № от ДД.ММ.ГГГГ на основании ранее поданного Сардарян В.В. заявления утверждён вид разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв. м, участок №, адрес: <адрес>); муниципальному учреждению «Управление имущественных отношений администрации г. Пятигорска» указанным постановлением было предписано представить в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ставропольскому краю копию названного постановления для внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости.
ДД.ММ.ГГГГ в договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ. на основании постановления администрации г. Пятигорска № от ДД.ММ.ГГГГ посредством дополнительного соглашения были внесены изменения и дополнения в части вида разрешённого использования земельного участка, а именно с вида разрешённого использования «для садоводства» на вид разрешённого использования «магазины».
Дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ также в установленном законом порядке ДД.ММ.ГГГГ было зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю ДД.ММ.ГГГГ, о чем была произведена регистрационная запись №.
ДД.ММ.ГГГГ (вх. №) Сардарян В.В. обратился в управление архитектуры и градостроительства администрации <адрес> края с заявлением о выдаче разрешения на строительство магазина на земельном участке с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв. м, участок <данные изъяты>.
Как усматривается из представленного суду ответа администрации г. Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ (исх. №), - Сардарян В.В. отказано в выдаче разрешения на строительство магазина на земельном участке с кадастровым номером №, общей площадью № кв. м, участок №.
Основанием для отказа в выдаче вышеуказанного разрешения послужили следующие обстоятельства:
- в соответствии с градостроительным планом земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ№, земельный участок, на котором планируется строительство магазина, и в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования города-курорта Пятигорска, утвержденными решением Думы города Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ№, отнесен к зоне «СХ-2» - ведение садоводства, видами разрешенного использования которой не предусмотрено строительство магазинов;
- в соответствии с Разделом 2 проектной документации «Схема планировочной организации земельного участка», а также градостроительным планом земельного участка, земельный участок с кадастровым номером №, а также проектируемое здание магазина частично входит в охранную зону газопровода, учетный номер части 1, площадь территории земельного участка покрываемой охранной зоной газопровода составляет <данные изъяты> кв.м;
- в соответствии с градостроительным планом земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ№, максимальный процент застройки в границах земельного участка должен быть не более 50% и площадь застройки объекта должна составлять не более <данные изъяты> кв.м. Однако, в представленной Сардарян В.В. проектной документации, площадь застройки проектируемого магазина составляет <данные изъяты> кв.м, что составляет <данные изъяты>% застройки земельного участка и соответственно превышает предельные параметры разрешенного строительства;
- в соответствии с разделом 2.3. градостроительного плана земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ№ минимальные отступы от границ земельного участка должны составлять 3 м, проектной документацией предусмотрено размещение проектируемого магазина на расстоянии менее 3 м от границ земельного участка, что также является нарушением предельных параметров разрешенного строительства;
- проектной документацией предусмотрено размещение ступеней перед входами в проектируемый магазин за границами земельного участка. При этом согласия собственника земельного участка, на части которого будут располагаться ступени магазина, не представлено;
- представленные Сардарян В.В. разделы проектной документации, «Раздел 5. Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений», «Раздел 8. Перечень мероприятий по охране окружающей среды.», «Раздел 9. Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности», «Раздел 10. Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов.» и «Раздел Д 1а. Перечень мероприятий по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и оснащенности объекта приборами учета ресурсов», не содержат графической части. Таким образом, проектная документация не соответствует требованиям п. 3 ч. 1 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 г. № 87.
В соответствии со ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В обоснование заявленных административных исковых требований административный истец Сардарян В.В. указывает, что административный ответчик неправомерно отказал административному истцу в выдаче разрешения на строительство, сославшись на отсутствие вида разрешенного использования – строительство магазина.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 51 ГрК РФ, разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Ч. 4 ст. 51 ГрК РФ предусмотрено, что разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.
К заявлению о выдаче разрешения на строительство заявителем прилагаются документы указанные в ч. 7 ст. 51 ГрК РФ, в том числе:
-градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство;
-схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка;
-проект организации строительства объекта капитального строительства (включая проект организации работ по сносу объектов капитального строительства, их частей в случае необходимости сноса объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства);
- положительное заключение экспертизы проектной документации (в части соответствия проектной документации требованиям, указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 настоящего Кодекса), в соответствии с которой осуществляются строительство, реконструкция объекта капитального строительства;
- разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);
- копия решения об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории в случае строительства объекта капитального строительства, в связи с размещением которого в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории, или в случае реконструкции объекта капитального строительства, в результате которой в отношении реконструированного объекта подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории или ранее установленная зона с особыми условиями использования территории подлежит изменению.
Как усматривается из имеющихся в материалах дела доказательств, представленных истцом в качестве доказательств в обоснование заявленных административных исковых требований, - административным истцом в уполномоченный орган не представлено сведений об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного по адресу: <адрес> а также документов, подтверждающих регистрацию в ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ставропольскому краю изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о виде разрешенного использования земельным участком – «магазин», в связи с чем суд приходит к выводу о том, что на момент рассмотрения обращения Сардарян В.В. в администрацию г. Пятигорска о предоставлении разрешения на строительство, у уполномоченного органа отсутствовали сведения о регистрации дополнительного (измененного) вида разрешенного использования земельного участка ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ставропольскому краю копию названного постановления для внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости, и, следовательно, основания для выдаче разрешения на строительство магазина на земельном участке, представленном заявителю для садоводства, поскольку, в соответствии с градостроительным планом земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ№, земельный участок, на котором планируется строительство магазина, и в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования города-курорта Пятигорска, утвержденными решением Думы города Пятигорска от 12 ноября 2014 года №35-47 РД, отнесен к зоне «СХ-2» - ведение садоводства, видами разрешенного использования которой не предусмотрено строительство магазинов.
В соответствии с пунктом 14 Постановления Российской Федерации от 20.11.2000 года № 878 «Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей», на земельные участки, входящие в охранные зоны газораспределительных сетей, в целях предупреждения их повреждения или нарушения условий их нормальной эксплуатации налагаются ограничения (обременения), которыми запрещается лицам, указанным в пункте 2 настоящих Правил (для юридических и физических лиц, являющихся собственниками, владельцами или пользователями земельных участков, расположенных в пределах охранных зон газораспределительных сетей, либо проектирующих объекты жилищно-гражданского и производственного назначения, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, либо осуществляющих в границах указанных земельных участков любую хозяйственную деятельность) в том числе строить объекты жилищно-гражданского и производственного назначения.
Из представленных в материалы дела документов следует, что в соответствии с Разделом 2 проектной документации «Схема планировочной организации земельного участка», а также градостроительным планом земельного участка, земельный участок с кадастровым номером №, а также проектируемое здание магазина частично входит в охранную зону газопровода, учетный номер части 1, площадь территории земельного участка покрываемой охранной зоной газопровода составляет <данные изъяты> кв.м, что исключает строительство на спорном земельном участке объектов жилищно-гражданского и производственного назначения.
Согласно градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного по адресу: <адрес> - в соответствии с градостроительным планом земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ№, максимальный процент застройки в границах земельного участка должен быть не более 50% и площадь застройки объекта должна составлять не более <данные изъяты> кв.м.
Однако, в представленной Сардарян В.В. проектной документации, площадь застройки проектируемого магазина составляет <данные изъяты> кв.м, что составляет <данные изъяты>% застройки земельного участка и соответственно превышает предельные параметры разрешенного строительства. При этом, ни в муниципальный орган ни суду не представлено доказательств получения Сардарян В.В. разрешений на превышение максимальный процент застройки в границах земельного участка.
В соответствии с разделом 2.3. градостроительного плана земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ№ минимальные отступы от границ земельного участка должны составлять 3 м, проектной документацией предусмотрено размещение проектируемого магазина на расстоянии менее 3 м от границ земельного участка, что также является нарушением предельных параметров разрешенного строительства.
Из представленной в уполномоченный муниципальный орган проектной документации следует, что размещение ступеней перед входами в проектируемый магазин выходит за границы земельного участка с кадастровым номером № общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного по адресу: <адрес> При этом суду не представлено доказательств получения административным истцом Сардарян В.В. согласия собственников либо пользователей соседнего земельного участка, на который заступают ступени планируемого к строительству магазина.
В соответствии с п. 3 ч. 1 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 г. № 87, проектная документация состоит из текстовой и графической частей. Текстовая часть содержит сведения в отношении объекта капитального строительства, описание принятых технических и иных решений, пояснения, ссылки на нормативные и (или) технические документы, используемые при подготовке проектной документации и результаты расчетов, обосновывающие принятые решения. Графическая часть отображает принятые технические и иные решения и выполняется в виде чертежей, схем, планов и других документов в графической форме.
Как усматривается из представленных Сардарян В.В. доказательств, - разделы проектной документации, «Раздел 5. Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений», «Раздел 8. Перечень мероприятий по охране окружающей среды.», «Раздел 9. Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности.», «Раздел 10. Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов.» и «Раздел Д 1а. Перечень мероприятий по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и оснащенности объекта приборами учета ресурсов», не содержат графической части. Следовательно, проектная документация не соответствует требованиям п. 3 ч. 1 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 г. № 87.
В соответствии с ч. 13 ст. 51 ГрК РФ основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство является несоответствие представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Поскольку в ходе судебного разбирательства было достоверно установлено, не оспаривалось административным истцом и его полномочным представителем, что, хотя и спорный земельный участок имеет вид разрешенного использования – магазины, однако данный вид разрешенного использования земельного участка пользователем земельного участка не был в установленном законом порядке зарегистрирован; представленная Сардарян В.В. в орган местного самоуправления проектная документация не соответствует требованиям п. 3 ч. 1 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 г. № 87; земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного по адресу: <адрес> входит в охранную зону газопровода, учетный номер части 1, площадь территории земельного участка покрываемой охранной зоной газопровода составляет <данные изъяты> кв.м, что исключает строительство на спорном земельном участке объектов жилищно-гражданского и производственного назначения; площадь застройки проектируемого магазина составляет <данные изъяты> кв.м, что составляет 87,4% застройки земельного участка и соответственно превышает предельные параметры разрешенного строительства; проектной документацией предусмотрено размещение проектируемого магазина на расстоянии менее 3 м от границ земельного участка, что также является нарушением предельных параметров разрешенного строительства; что размещение ступеней перед входами в проектируемый магазин выходит за границы земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, садоводческое товарищество «Отдых», при отсутствии согласия собственников либо пользователей соседнего земельного участка, на который заступают ступени планируемого к строительству магазина, т.е. представленные в уполномоченный орган местного самоуправления административным истцом Сардарян В.В. документы к заявлению о выдаче разрешения на строительство, не соответствуют требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции, суд приходит к выводу о законности отказа администрации г. Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ (исх. №) в выдаче разрешения на строительство магазина на территории земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного по адресу: <адрес> и, соответственно, необоснованности административных исковых требований Сардарян В.В. о признании незаконным решения администрации <адрес> края об отказе в выдаче разрешения на строительство магазина на земельном участке с кадастровым номером № общей площадью <данные изъяты> кв.м, участок №, расположенном по адресу: <адрес>, садоводческое товарищество «Отдых» (массив №), изложенное в письме (исх. № от ДД.ММ.ГГГГ; возложении обязанности на административного ответчика устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца посредством выдачи Сардарян В.В. , в установленном законом порядке разрешения на строительство магазина на земельном участке с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв. м, участок №, расположенном по адресу: <адрес>).
Руководствуясь ст. ст. 175-186 КАС РФ,
решил:
В удовлетворении административных исковых требований Сардарян В.В. к администрации г. Пятигорска о признании незаконным решения администрации города Пятигорска Ставропольского края об отказе в выдаче разрешения на строительство магазина на земельном участке с кадастровым номером № общей площадью <данные изъяты> кв.м, участок №, расположенном по адресу: <адрес> изложенное в письме (исх. №) от ДД.ММ.ГГГГ; возложении обязанности на административного ответчика устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца посредством выдачи Сардарян В.В. , в установленном законом порядке разрешения на строительство магазина на земельном участке с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв. м, участок №, расположенном по адресу: <адрес> отказать.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Пятигорский городской суд.
Судья Н.Н. Паков