ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-489/20 от 24.12.2020 Андроповского районного суда (Ставропольский край)

Мотивированное решение составлено дело № 2а-489/2020

и подписано 29 декабря 2020 года УИД 26RS0007-01-2020-000626-77

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

село Курсавка 24 декабря 2020 года

Андроповский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Кудашкиной М.А.,

при секретаре судебного заседания Каргиновой С.А.,

с участием помощника прокурора Андроповского района Ставропольского края Шапранова М.С.,

рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению и.о.прокурора Андроповского района Ставропольского края к Министерству жилищно – коммунального хозяйства Ставропольского края, администрации муниципального образования Водораздельного сельсовета Андроповского района Ставропольского края о признании незаконным бездействия и возложении обязанности совершить определенные действия по устранению допущенных нарушений,

установил:

и.о.прокурора Андроповского района Ставропольского края Криштопа А.Л. обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству жилищно – коммунального хозяйства Ставропольского края, администрации муниципального образования Водораздельного сельсовета Андроповского района Ставропольского края, в котором просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Водораздельного сельсовета Андроповского района Ставропольского края, выразившееся в непринятии мер по организации водоснабжения и водоотведения на территории поселка Киан до 20.12.2018; признать незаконным бездействие Министерства жилищно – коммунального хозяйства Ставропольского края, выразившееся в непринятии мер по организации водоснабжения и водоотведения на территории Киан с 20.12.2018 по настоящее время; возложить обязанность на Министерство жилищно – коммунального хозяйства Ставропольского края в течении шести месяцев после вступления решения суда в законную силу обеспечить нецентрализованное холодное водоснабжение на территории поселка Киан с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения или подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правилами Российской Федерации от 29.07.2013 до обеспечения на территории поселка Киан централизованного водоснабжения.

В ходе судебного разбирательства уточнил свои требования, указав в обоснование иска, что проведенной проверкой исполнения требований федерального законодательства Российской Федерации в деятельности администрации муниципального образования Водораздельного сельского совета Андроповского района Ставропольского края выявлены нарушения. Постановлением региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 12.12.2019 установлены тарифы ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» на подвоз воды в 2020 году, а также муниципальные образования, в которые осуществляется соответствующий подвоз воды. Изучением данного постановления и приложения к нему установлено отсутствие в нем муниципального образования Водораздельного сельсовета Андроповского муниципального района в целом и поселка Киан в частности. Установлено, что на территории поселка Киан муниципального образования Водораздельного сельсовета Андроповского муниципального района отсутствует централизованное водоснабжение. Согласно сведений органа местного самоуправления в поселке Киан фактически проживает 56 человек. Водоснабжение поселка Киан осуществляется частично путем поставки сторонней организацией ОАО «РЖД» на коммерческой основе, частично самостоятельно жителями. Водопроводная система отсутствует.

Согласно ст. 3 Закона Ставропольского края от 20.12.2018 № 113-кз «О перераспределении полномочий по решению отдельных вопросов местного значения между органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края и органами государственной власти Ставропольского края», органы государственной власти Ставропольского края осуществляют следующие полномочия органов местного самоуправления поселений и городских округов Ставропольского края по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях в том числе организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Согласно ст. 4 Закона Ставропольского края от 20.12.2018 № 113-кз «О перераспределении полномочий по решению отдельных вопросов местного значения между органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края и органами государственной власти Ставропольского края» полномочия, указанные в статьях 2 и 3 настоящего Закона, осуществляются Правительством Ставропольского края непосредственно либо через уполномоченные им органы исполнительной власти Ставропольского края.

Согласно п.п. 10.6, 15.1 Постановления Правительства Ставропольского края от 25.12.2014 № 545-п «Об утверждении Положения о министерстве жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края» Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края осуществляет организацию водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

С 01.01.2019 полномочия по организации водоснабжения населения, а также иные полномочия, установленные Законом № 416-ФЗ, осуществляет Правительство Ставропольского края в лице уполномоченного им органа — Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края. До настоящего времени Министерством ЖКХ края меры по обеспечению водоснабжения и водоотведения поселка Киан (как централизованного, так и нецентрализованного) не принимались. Бездействие Министерство ЖКХ края, выразившееся в необеспечении питьевой водой и холодного водоснабжения поселка Киан влечет за собой ущемление прав и законных интересов жителей данного населенного пункта на охрану здоровья населения и улучшение качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения. Отсутствие необходимых денежных средств на эти цели не могут быть приняты во внимание, поскольку бюджетная политика и расчет необходимых денежных средств напрямую зависят от

деятельности Правительства Ставропольского края непосредственно либо через уполномоченные им органы исполнительной власти Ставропольского края.

Просил признать незаконным бездействие Министерства жилищно - коммунального хозяйства Ставропольского края, выразившееся в непринятии мер по организации водоснабжения и водоотведения на территории поселка Киан с 01.01.2019 по настоящее время; возложить обязанность на Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края обеспечить нецентрализованным холодным водоснабжением на территории <адрес> использованием нецентрализованной системой холодного водоснабжения или подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 путем заключения договора на подвоз питьевой воды с жителями поселка Киан (абонентами) в объеме 0,22 м3 на человека в неделю на взрослого человека и детей от 14 лет и в объеме 0,23 м3 на человека в неделю на кормящих женщин и детей от 1 года до 14 лет до обеспечения на территории поселка Киан централизованного водоснабжения.

С учетом предпринимаемых мер по обеспечению водоснабжения на территории поселка Киан, объемом проделанной работы, административный истец отказался от административного иска в части требований к администрации муниципального образования Водораздельного сельсовета Андроповского района Ставропольского края. Судом отказ от иска в части требований к администрации муниципального образования принят, о чем вынесено определение.

Не согласившись с исковыми требованиями ответчиком Министерством жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края поданы возражения, дополнения к возражениям, в которых указывает, что доводы административного истца о бездействии Министерства ЖКХ по организации водоснабжения и водоотведения на территории поселка Киан с 01.01. 2019 необоснованные, поскольку в период времени с 01.01.2019 по настоящее время подвоз воды жителям (абонентам) <адрес> осуществляется железнодорожным транспортом филиала ОАО «РЖД» в предназначенную для этих целей емкость (сливной бассейн). Услуги по водоснабжению, являются возмездными на основании заключенных договоров энергоснабжения (поставки питьевой воды) между гражданами - жителями <адрес> (абонентами) и ОАО «РЖД» (водоснабжающей организацией).

Кроме этого, министерством на постоянной основе осуществляется мониторинг в сфере водоснабжения на территории Ставропольского края, что подтверждается направлением министерством в адрес глав администраций муниципальных районов и городских округов Ставропольского края запросов (исх. от ДД.ММ.ГГГГ) о предоставлении информации касательно населенных пунктов, входящих в состав муниципальных образований, нуждающихся в установлении тарифа на подвоз воды.

Согласно полученному ответу администрации Андроповского муниципального района Ставропольского края от 20.04.2020 на данный запрос, потребность в подвозе воды жителям Андроповского района Ставропольского края, отсутствовала (копия ответа находится в материалах Дела). Таким образом, потребность в организации иного нецентрализованного водоснабжения на территории <адрес>, отсутствовала до настоящего времени.

Министерством своевременно, во исполнение требования законодательства, было направлено письмо исх. от 23.09.2020 в адрес Председателя региональной тарифной комиссии Ставропольского края, в целях установления тарифа для ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» на подвоз воды на 2020-2021 годы для населенных пунктов, в том числе <адрес> (копия письма находится в материалах дела).

Согласно Выписки из протокола заседания правления региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 04.12.2020, внесены изменения в приложение к постановлению РТК СК от 12.12.2019 «Об установлении ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» тарифов на подвоз воды на 2020 год», утвержден тариф на подвоз воды для жителей (абонентов) <адрес>.

Помимо этого, министерством в целях обеспечения жителей поселка Киан централизованной системой качественного и бесперебойного водоснабжения совместно с ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» прорабатывается вопрос строительства подводящего водовода общей протяженностью 8,0 км от очистных сооружений водоснабжения, находящихся в <адрес>, строительство разводящих сооружений общей протяженностью 3,0 км, разгрузочного резервуара, резервуара чистой воды.

Полагает, что требования истца в части возложения обязанности на Министерство по заключению с жителями поселка Киан (абонентами) договоров на подвоз воды удовлетворению не подлежат, поскольку истцом не приняты во внимание положения п. 4 ч.1 ст.31 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», согласно которому подвоз воды отнесен к регулируемым видам деятельности. В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 31 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ, тариф на подвоз воды отнесен к тарифам, подлежащим регулированию. Согласно постановлению РТК СК от 12.12.2019 «Об установлении ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» тарифов на подвоз воды на 2020 год», тариф на подвоз воды для жителей (абонентов) поселка <адрес>, установлен в отношении ГУП СК «Ставрополькрайводоканал».

В соответствии с Положением о министерстве жилищно- коммунального хозяйства, утвержденным постановлением Правительства Ставропольского края от 25.12.2017 -п, министерство является органом исполнительной власти Ставропольского края и не вправе осуществлять коммерческую деятельность.

Кроме этого, требование прокурора о понуждении министерства заключить договоры с жителями (абонентами) <адрес> на подвоз воды, без определения конкретного круга лиц, а равно, как и без учета волеизъявления этих лиц, также является не законным и нарушающим конституционные права и свободы граждан Российской Федерации. Просил отказать в удовлетворении заявленных требований.

По ходатайству административного ответчика к участию в деле в качестве заинтересованного лица была привлечена Региональная тарифная комиссия Ставропольского края.

Поступили письменные пояснения от представителя Региональной тарифной комиссии Ставропольского края Тихомировой А.И. о том, что в соответствии с обращением министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края (вх. от 23.09.2020) о необходимости установления на 2020 год тарифов на подвоз воды, в том числе для жителей поселка Киан Андроповского муниципального района, а также на основании представленного ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» (вх. от 23.10.2020) проекта расчетов затрат и тарифов на 2020 год, оснований, обоснований к ним и данных бухгалтерской и статистической отчетности, региональной тарифной комиссией Ставропольского края были установлены тарифы на подвоз воды на 2020 год для потребителей поселка Киан Андроповского муниципального района постановлением региональной тарифной комиссией Ставропольского края от 04.12.2020 «О внесении изменений в приложение к постановлению региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 12.12.2019 «Об установлении ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» тарифов на подвоз воды на 2020 год» в размере 319,49 рублей за 1 куб. метр без НДС (383,38 рублей за 1 куб. метр с НДС).

В судебном заседании помощник прокурора Андроповского района Ставропольского края Шапранов М.С. административный иск поддержал по доводам, изложенным в нем, просил его удовлетворить.

Заинтересованное лицо Региональная тарифная комиссия Ставропольского края извещено надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд не направило, ходатайств не поступило.

Административный ответчик Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, своего представителя в суд не направил. Поступило ходатайство об отложении судебного заседании в связи с участием представителя министерства в судебном заседании в Изобильненском районном суде Ставропольского края.

Разрешая ходатайство об отложении судебного заседания, суд учитывает установленные КАС РФ сроки рассмотрения дел указанной категории, сроки поступления искового заявления в суд. Кроме того, суд принимает во внимание неоднократность поступления от министерства ходатайств об отложении судебного заседания (от 11.11.2020 , от 03.12.2020 , от 14.12.2020 , 23.12.2020 ), а также то, что к ходатайству об отложении судебного заседания, назначенного на 24.12.2020 не приложен документ, подтверждающий уважительность причин неявки представителя в суд, а также то, что Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, являясь органом исполнительной власти Ставропольского края, располагает штатом сотрудников. На основании изложенного, суд признает неявку представителя Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края неуважительной.

На основании ст. 150 КАС РФ административное исковое заявление подлежит рассмотрению в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.

Частью 1 ст. 39 КАС РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; обеспечения доступности водоснабжения.

Общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению; обеспечение равных условий доступа абонентов к водоснабжению и водоотведению.

В силу п.1 ч.1 ст.6 Федеральный закон от 07.12.2011 «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится, в том числе, организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Согласно п. 9 ст. 7 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления поселения, городского округа организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Вышеуказанные положения закона содержатся в Правилах холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 .

Так, из содержания п. п. 71, 74 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 следует, что в случае отсутствия на территории (части территории) поселения централизованной системы холодного водоснабжения, органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды населению соответствующей территории по минимальным нормам согласно приложению .

Приложением определены следующие нормы: 0,22 м3 в неделю на взрослого человека и детей от 14 лет и в объеме 0,23 м3 в неделю на кормящих женщин и детей от 1 года до 14 лет.

При отсутствии возможности либо при подтвержденной нецелесообразности организовать водоснабжение с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения, органы местного самоуправления организуют подвоз воды населению соответствующей территории по минимальным нормам предусмотренным приложением к указанным Правилам, согласно которым норма водообеспечения в сутки для взрослого населения составляет 31 дм3 (что составляет 0,031 м3 в сутки или 0,22 м3 в неделю), для детей от 1 года до 14 лет и кормящих женщин - 33 дм3 (что составляет 0,033 м3 или 0,23 м3 в неделю).

Статьей 31 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к регулируемым видам деятельности в сфере холодного водоснабжения относится, в том числе, подвоз воды. Регулирование тарифов на подвоз воды осуществляется на основании заявления органа местного самоуправления в орган регулирования тарифов, а также в случаях, предусмотренных правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Постановлением региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 12.12.2019 установлены тарифы ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» на подвоз воды в 2020 году, а также муниципальные образования, в которые осуществляется соответствующий подвоз воды.

В соответствии с ч.3 ст.6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» установлено, что в случае, если законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения полномочия, указанные в части 1 настоящей статьи, не отнесены к перечню вопросов местного значения, полномочия, установленные настоящей статьей, осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения.

Согласно ст. 3 Закона Ставропольского края от 20.12.2018 -кз «О перераспределении полномочий по решению отдельных вопросов местного значения между органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края и органами государственной власти Ставропольского края» в соответствие с которыми органы государственной власти Ставропольского края осуществляют полномочия органов местного самоуправления поселений и городских округов Ставропольского края по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях в том числе по организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Полномочия, указанные в статьях 2 и 3 указанного Закона, осуществляются Правительством Ставропольского края непосредственно либо через уполномоченные им органы исполнительной власти Ставропольского края (ст.4 Закона СК №113-кз).

Согласно п.п.15.1 п.10.6 Постановления Правительства Ставропольского края от 25.12.2014 № 545-п «Об утверждении Положения о министерстве жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края» Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края осуществляет организацию водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Данные изменения в п. 10 Постановления Правительства Ставропольского края от 25.12.2014 № 545-п утверждены постановлением Правительства Ставропольского края от 26.02.2019 № 79-п.

Таким образом, полномочия по организации водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств согласно закона Ставропольского края переданы Министерству жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края.

Из материалов дела следует, что прокуратурой Андроповского района Ставропольского края в ходе проведенной проверки исполнения требований федерального законодательства Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения на территории поселка Киан муниципального образования Водораздельного сельсовета Андроповского района Ставропольского края выявлены нарушения.

Установлено, что на территории поселка Киан отсутствует централизованное водоснабжение.

Согласно сведениям органа местного самоуправления в поселке Киан фактически проживает 56 человек.

Постановлением региональной тарифной комиссии Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ установлены тарифы ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» на подвоз воды в 2020 году, а также муниципальные образования, в которые осуществляется соответствующий подвоз воды. Изучением данного постановления и приложения к нему установлено отсутствие в нем муниципального образования Водораздельного сельсовета Андроповского муниципального района в целом и поселка Киан в частности.

Водоснабжение поселка Киан осуществляется частично путем поставки ОАО «РЖД» на коммерческой основе, частично самостоятельно жителями.

Указанные обстоятельства подтверждаются представленными документами, в том числе обращениями граждан, объяснениями, данными ими в ходе проводимой проверки, ответом администрации Андроповского муниципального района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому подвоз воды в <адрес> осуществляется частично железнодорожным транспортом ОАО «РЖД», частично жителями самостоятельно.

Администрация муниципального образования Водораздельного сельсовета Андроповского района неоднократно обращалась к министру ЖКХ СК с целью обратить внимание на отсутствие централизованного водоснабжения и с просьбой оказать содействие в разрешение вопроса по водоснабжению <адрес>, проектирования и строительства нового водопровода к поселку, который включает в себя подводящую и разводящую сети, в том числе обращение от 19.09.2019, от 17.02.2020.

Из переписки администрации МО Водораздельного сельсовета Андроповского района и министерства ЖКХ СК также следует, что за счет спонсорских средств главы КФХ Рашипова была изготовлена проектно – сметная документация «Схема подводящего водопровода к <адрес>», которая передана в министерство. (л.д.93 – 143)

Кроме того, согласно обращению и.о.заместителя начальника дороги (по территориальному управлению) филиала ОАО «РЖД» Северо – Кавказская железная дорога на имя главы МО водораздельного сельсовета Андроповского района в соответствии с Положением о порядке распоряжения недвижимым имуществом ОАО «РЖД», утвержденного приказом ОАО «РЖД» от 07.11.2008 Советом директоров ОАО «РЖД» в 2019 год принято решение об отчуждении источника водоснабжения, в связи с чем с 01.03.2020 источник водоснабжения переходит в собственность Ставропольского края и Северо – Кавказской дирекцией по тепловодоснабжению будет прекращена поставка привозного водоснабжения для нужд населения муниципальных образований. (л.д.17)

О данных обстоятельствах главой МО было сообщено министру ЖКХ СК.

Судом установлено, что министерство ЖКХ СК направило письмо в адрес председателя региональной тарифной комиссии Ставропольского края в целях установления тарифа для ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» на подвоз воды на 2020-2021 годы для населенных пунктов, в том числе поселка Киан, только 23 сентября 2020 года .

Согласно Выписки из протокола заседания правления региональной тарифной комиссии Ставропольского края только 04.12.2020 внесены изменения в приложение к постановлению РТК СК от 12.12.2019 «Об установлении ГУП СК «<адрес>водоканал» тарифов на подвоз воды на 2020 год», утвержден тариф на подвоз воды для жителей (абонентов) <адрес>.

Таким образом, фактические обстоятельства дела свидетельствуют о том, что подвоз воды осуществляется с перебоями, частично жителями самостоятельно, тариф для ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» на подвоз воды на 2020 год для поселка Киан установлен только 04.12.2020, то есть меры по обеспечению водоснабжения и водоотведения поселка Киан (как централизованного, так и нецентрализованного) не принимались, в связи с чем, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора и признании незаконным бездействие Министерства жилищно - коммунального хозяйства Ставропольского края, выразившееся в непринятии мер по организации водоснабжения и водоотведения на территории поселка Киан с 01.01.2019 по настоящее время.

Доводы Министерства ЖКХ СК о том, что в период времени с 01.01.2019 по настоящее время подвоз воды жителям (абонентам) <адрес> осуществляется железнодорожным транспортом филиала ОАО «РЖД» в предназначенную для этих целей емкость (сливной бассейн), суд оценивает критически и не может положить в основу отказа в удовлетворении требований истца, поскольку судом установлен факт перебоев в подвозе воды, а также обеспечения жителей водой ими самостоятельно.

В своих возражениях административный ответчик ссылается, что министерством на постоянной основе осуществляется мониторинг в сфере водоснабжения на территории Ставропольского края путем направления в адрес глав администраций муниципальных районов и городских округов Ставропольского края запросов о предоставлении информации касательно населенных пунктов, входящих в состав муниципальных образований, нуждающихся в установлении тарифа на подвоз воды, а также на наличие ответа администрации Андроповского муниципального района Ставропольского края от 20.04.2020 , согласно которому потребность в подвозе воды жителям Андроповского района Ставропольского края, отсутствовала, а следовательно потребность в организации иного нецентрализованного водоснабжения на территории <адрес> отсутствовала до настоящего времени.

Вместе с тем, указанные доводы суд находит несостоятельными, поскольку на протяжении 2019 – 2020 года администрация муниципального образования Водораздельного сельсовета Андроповского района Ставропольского края вела постоянную переписку с министерством ЖКХ с целью разрешить вопрос водоснабжения на территории <адрес>, в связи с чем, министерство не могло не знать о существующей проблеме.

Доводы Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края о том, что оно не наделено полномочиями в части организации подвоза воды, суд полагает несостоятельными, поскольку организация водоснабжения населения и (или) водоотведения осуществляется различными способами, в том числе и в виде подвоза воды населению.

С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора в части возложения обязанности на Министерство ЖКХ СК обеспечить нецентрализованное холодное водоснабжение на территории <адрес> с использованием нецентрализованной системой холодного водоснабжения или подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации от 29.07.2013 до обеспечения на территории поселка Киан централизованного водоснабжения подлежат удовлетворению.

Вместе с тем, суд отмечает обоснованность доводов возражений на административное исковое заявления о том, что поскольку министерство является органом исполнительной власти Ставропольского края, то оно не вправе осуществлять коммерческую деятельность.

Кроме того, согласно абз.1 п.1 ст. 412 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством (абз.2 п.1 ст. 412 ГК РФ).

Общий случай заключения договора в обязательном порядке установлен ст. 445 ГК РФ, по смыслу которой заключение договора обязательно исключительно для той стороны, в отношении которой Гражданским кодексом Российской Федерации или иным законом установлена обязанность по его заключению.

Таким образом, требования прокурора в части возложения обязанности на Министерство ЖКХ СК обеспечить подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации от 29.07.2013 № 644, путем заключения договора на подвоз питьевой воды с жителями поселка Киан (абонентами), удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление и.о.прокурора Андроповского района Ставропольского края к Министерству жилищно – коммунального хозяйства Ставропольского края о признании незаконным бездействия и возложении обязанности совершить определенные действия по устранению допущенных нарушений удовлетворить в части.

Признать незаконным бездействие Министерства жилищно - коммунального хозяйства Ставропольского края, выразившееся в непринятии мер по организации водоснабжения и водоотведения на территории поселка Киан с 01.01.2019 по настоящее время.

Возложить обязанность на Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края обеспечить нецентрализованное холодное водоснабжение на территории <адрес> с использованием нецентрализованной системой холодного водоснабжения или подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации от 29.07.2013 , в объеме 0,22 м3 в неделю на взрослого человека и детей от 14 лет и в объеме 0,23 м3 в неделю на кормящих женщин и детей от 1 года до 14 лет, до обеспечения на территории поселка Киан централизованного водоснабжения.

В удовлетворении требования возложить обязанность на Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края обеспечить подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации от 29.07.2013 , путем заключения договора на подвоз питьевой воды с жителями поселка Киан (абонентами) - отказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Андроповский районный суд.

Судья М.А.Кудашкина