ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-489/2018 от 28.02.2018 Ессентукского городского суда (Ставропольский край)

Дело № 2а-489/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Ессентуки «28» февраля 2018 года

Ессентукский городской суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Казанчева В.Т.,

при секретаре Попове К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению администрации г. Ессентуки к судебному приставу - исполнителю Ессентукского городского отдела УФССП по СК Осипьян Г.А. и УФССП по Ставропольскому краю о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава - исполнителя Ессентукского городского отдела УФССП по СК Осипьян Г.А. от 07 февраля 2018 года о взыскании исполнительского сбора и освобождении от уплаты исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Администрация г. Ессентуки обратилась в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу - исполнителю Ессентукского городского отдела УФССП по СК Осипьян Г.А. и УФССП по Ставропольскому краю о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава - исполнителя Ессентукского городского отдела УФССП по СК Осипьян Г.А. от *** о взыскании исполнительского сбора и освобождении от уплаты исполнительского сбора.

В обосновании заявленных требований указано следующее.

В Ессентукском городском отделе судебных приставов УФССП по Ставропольскому краю возбуждено исполнительное производство от******-ИП, на основании исполнительного листа, выданного Ессентукским городским судом по делу ***, от *** об обязании администрации города Ессентуки предоставить многодетной семье Е., ФИО3, Е.Е.О., Е.А.О., земельный участок для индивидуального жилищного строительства в аренду на срок 10 лет в месячный срок с момента освобождения земельного участка в г. Ессентуки.

Постановлением судебного пристава-исполнителя Ессентукском городском отделе судебных приставов УФССП по Ставропольскому краю Осипьян Г.А. от *** с администрации города Ессентуки взыскан исполнительский сбор в размере *** рублей.

Согласно ст.360 КАС РФ, постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) РФ, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде.

Согласно п. 75 Пленума 50 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» лицо может быть освобождено от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.

В абз. 2 п. 1 ст. 401 ГК РФ указываются признаки, в соответствии с которыми лицо, нарушившее обязательство, признается невиновным. Данные признаки сочетают в себе как субъективные, так и объективные критерии. К числу первых относится проявление должной степени заботливости и осмотрительности в принятии всех находящихся в распоряжении должника мер для надлежащего исполнения обязательства, к числу вторых - соответствие степени заботливости и осмотрительности характеру обязательства и условиям договора.

После возбуждения исполнительного производства, администрация города Ессентуки в своих письмах в адрес Ессентукского городского отдела судебных приставов УФССП по Ставропольскому краю сообщала, что согласно действующему законодательству, предоставление земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, допускается только после обеспечения указанных земельных участков объектами инфраструктуры в соответствии с параметрами планируемого строительства систем инженерно-технического обеспечения, предусмотренными проектами планировки территории в границах указанных земельных участков (п. 7.1.4. ст. 13 Федеральный закон от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства»).

В настоящее время свободных от прав третьих лиц земельных участков, отвечающих требованиям действующего законодательства, пригодных для предоставления под индивидуальное жилищное строительство гражданам, имеющим трех и более детей на территории муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки не имеется.

Вместе с тем, с целью реализации полномочий по обеспечению земельными участками граждан, имеющих основания для льготного их получения Администрацией города Ессентуки и Комитетом проводится комплекс мероприятий по выявлению и вовлечению в хозяйственный оборот земельных участков, отвечающих требованиям действующего законодательства, а именно:

- проводится инвентаризация земельных участков города Ессентуки, выявление неиспользуемых земельных участков в соответствии с разрешенным использованием с целью вовлечения в хозяйственный оборот и дальнейшего предоставления гражданам, состоящим на учете;

- инициируются судебные процессы по изъятию неиспользуемых земельных участков у землепользователей с целью их дальнейшего предоставления льготным категориям граждан, состоящим на учете;

- инициируется рассмотрение вопроса о возможности изменения границ муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки с целью увеличения площади городских земель за счет земель Предгорного района;

- проводится работа с крупными землепользователями, землевладельцами города, направленная на вовлечение в оборот дополнительных земельных ресурсов, с целью дальнейшего распоряжения ими в соответствии с полномочиями органа местного самоуправления по обеспечению земельными участками многодетных семей (копии писем прилагаются).

При этом, в соответствии с пп.1. и.4 ст.17 закона Ставропольского края от 9 апреля 2015 года № 36-кз «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений» - далее Закон, в случае когда федеральными законами, статьей 14 настоящего Закона предусмотрено право гражданина на предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в населенном пункте (сельском населенном пункте) по месту постоянного проживания данного гражданина, но на территории такого населенного пункта (сельского населенного пункта) отсутствуют свободные земельные участки, предназначенные для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, на основании заявления данного гражданина земельный участок предоставляется ему в другом населенном пункте (сельском населенном пункте), находящемся на территории того же поселения (городского округа) Ставропольского края. В случае если свободные земельные участки, предназначенные для индивидуального жилищного строительства или личного подсобного хозяйства, отсутствуют на территории всего поселения (городского округа) Ставропольского края по месту постоянного проживания данного гражданина, на основании его заявления земельный участок предоставляется гражданину, местом жительства которого является населенный пункт (сельский населенный пункт) в пределах городского округа Ставропольского края, - в границах населенных пунктов (сельских населенных пунктов) поселений Ставропольского края, которые граничат с данным городским округом, при условии наличия земельных участков, предоставляемых в соответствии с настоящим Законом для индивидуального жилищного строительства, и отсутствия заявлений граждан, имеющих право на их получение и проживающих на территории указанных поселений.

Учитывая норму указанного законодательства, Комитетом по муниципальной собственности города Ессентуки направлены запросы в Предгорный муниципальный район, а также в город Пятигорск, с целью предоставления информации о наличии свободных земельных участков, расположенных в границах указанных муниципальных образований, для рассмотрения возможности их предложения льготным категориям граждан, имеющим право на их первоочередное предоставление и состоящим на учете в муниципальном образовании городском округе город-курорт Ессентуки.

Также, с целью реализации полномочий по обеспечению земельными участками граждан, имеющих основания для льготного их получения, Главой города Ессентуки были направлены обращения в адрес общества с ограниченной ответственностью «Терос» о передаче в распоряжение муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки земель для последующего их предоставления льготным категориям граждан имеющих право на первоочередное предоставление земельных участков.

По результатам рассмотрения вышеуказанного обращения, общество с ограниченной ответственностью «Терос» обратилось в адрес администрации города Ессентуки с заявлением о передаче муниципальному образованию городскому округу город-курорт Ессентуки земельного участка с кадастровым номером: *** площадью ***,0 кв.м., расположенного по адресу: Российская Федерация, Ставропольский край, в северной части города, «Северный - 3» и расторжением договора аренды земельного участка.

В ходе рассмотрения данного обращения, в соответствии с положениями ст.46 Земельного кодекса Российской Федерации, вышеуказанный договор аренды земельного участка расторгнут.

По результатам проведения комплекса кадастровых работ, в Государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о 94 земельных участках, планируемых к предоставлению льготным категориям граждан, имеющим право на первоочередное их предоставление.

После проведения работ по обеспечению данных земельных участков объектами инфраструктуры в соответствии с параметрами планируемого строительства систем инженерно-технического обеспечения, предусмотренными проектами планировки территории в границах указанных земельных участков, они будут предоставлены льготным категориям граждан, имеющим право на первоочередное их предоставление, в соответствии с действующим законодательством, в порядке очередности.

Также, Комитетом в адрес министерства имущественных отношений ежеквартально направляются запросы о наличии на территории муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, находящихся в собственности Ставропольского края.

Более того, исполнительным документом - исполнительным листом, выданного Ессентукским городским судом по делу ***, от *** об обязании администрации города Ессентуки предоставить многодетной семье Е., ФИО3, Е.Е.О., Е.А.О., земельный участок для индивидуального жилищного строительства в аренду на срок 10 лет в месячный срок с момента освобождения земельного участка в г. Ессентуки, не установлен внеочередной порядок предоставления вышеуказанной многодетной семье земельного участка.

В силу п. 8 ст. 19 закона Ставропольского края от 09 апреля 2015 года № 36-кз «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений» земельные участки предоставляются в аренду гражданам, имеющим трех и более детей, в порядке очередности с учетом даты и времени поступления их заявлений.

На основании данной нормы права и буквального трактования требований исполнительного документа, предоставление многодетной семье Е., ФИО3, Е.Е.О., Е.А.О. земельного участка для индивидуального жилищного строительства будет осуществляться в порядке, предусмотренным законом Ставропольского края от 9 апреля 2015 года № 36- кз «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений».

Исходя из правовой позиции, указанной в постановлении Конституционного Суда РФ от 30 июля 2001 года № 13-П «По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в связи с запросами Арбитражного суда Воронежской области, Арбитражного суда Саратовской области и жалобой открытого акционерного общества «Разрез «Изыхский», взыскание с должника исполнительского сбора производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен им без уважительных причин.

Из этого следует, что при наличии уважительных причин должник не может быть подвергнут взысканию.

Формальная неопределенность, расплывчатость данной нормы создает возможность ее произвольного толкования и применения, что ведет к нарушению общеправовых принципов юридической ответственности и равенства, произвольному ограничению конституционного права собственности и нарушению гарантий государственной, в том числе судебной, защиты прав и свобод, и в этой связи противоречит Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 35 (часть 3), 45 (часть 1), 46 (части 1 и 2), 55 (часть 3).

Между тем, с учетом особенностей публично-правовой ответственности: за нарушение условий и порядка исполнительного производства, - направленного, в конечном счете, на принудительное исполнение исполнительного документа, в котором содержатся требования судебных актов и актов других органов о взыскании соответствующих денежных средств, - правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний пункта 1 статьи 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Соответствующая правовая позиция о вине и порядке ее доказывания выражена Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлениях от *** по делу о проверке конституционности положения пункта 2 статьи 1070 ГК Российской Федерации и от *** по делу о проверке ряда положений Таможенного кодекса Российской Федерации.

Как следует из п. 2 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу- исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.

Обжалуемое постановление нарушает имущественные права администрации, налагая административную ответственность в виде взыскания исполнительского сбора.

Администрация города Ессентуки является бюджетным учреждением и все денежные средства, находящиеся в распоряжении администрации, имеют целевой характер и используются в соответствии с решением Думы городского округа города-курорта Ессентуки Ставропольского края от 17 мая 2017 года № 40 «О внесении изменений в решение Думы города Ессентуки от 23 ноября 2016 г. № 89 «О бюджете муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов».

Администрация города Ессентуки не наделена полномочиями по формированию (утверждению, изменению) местного бюджета.

Согласно ст.30 Устава муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки к исключительной компетенции Городской Думы в соответствии с законодательством относятся утверждение (отклонение) местного бюджета, носящим нормативный характер.

Администрация города Ессентуки является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки (ст. 1 Устава) и правом внесения каких-либо изменений в бюджет не обладает.

Уставом муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки и Федеральным законом № 131-03 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на администрацию города Ессентуки возложено исполнение более 40 вопросов местного значения, в числе организация в границах городского округа в том числе: электро-, тепло-, -газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, участие в профилактике терроризма и экстремизма, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, организация сбора и вывоза бытовых обходов и мусора, организация благоустройства и озеленения территории поселения и прочее.

Администрация города Ессентуки не отстраняется от выполнения вступившего в законную силу решения суда, а ставит вопрос о необходимости применения всех процедур предписанных нормами действующего законодательства для исполнения решения суда.

Государственная пошлина не уплачивается согласно абз. 3 пп. 7 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ при подаче административных исковых заявлений, заявлений об оспаривании действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя. Просят суд удовлетворить заявленные требования.

Ответчик - представитель УФССП по СК, одновременно представляющий интересы ЕГОСП УФССП России по СК - начальник К.И.В. представил суду возражения на административный иск, согласно которым с доводами, изложенными в исковом заявлении, не согласен, по следующим основаниям.

15.04.2014г. Ессентукским городским судом Ставропольского края вынесено решение в пользу Ельцовой М.В. предмет исполнения: не имущественного характера а именно обязать Администрацию города Ессентуки предоставить многодетной семье Е., ФИО3, Е.Е.О., Е.А.О.. земельный участок для индивидуального жилищного строительства на срок десять лет в месячный срок с момента освобождения земельного участка в г.Ессентуки.

Данный исполнительные документы соответствуют требованиям ст.13 ФЗ «Об исполнительном производстве».

В соответствии с ФЗ № 229 «Об исполнительном производстве» ст.30 судебным приставом исполнителем принято решение о возбуждении исполнительного производства в отношении Администрации города Ессентуки. Постановления о возбуждении исполнительных производств направлены должнику с установлением им 5-дневного срока для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

В срок, данный для добровольного исполнения исполнительного документа, должник обязательства не исполнил.

*** получен письменный ответ от Администрации города Ессентуки о том что в настоящее время в городе Ессентуки отсутствуют свободные земельные участки под индивидуальное жилищное строительство для предоставления в аренду многодетным семьям, что многодетная семья Е. принята на учет для получения земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

*** постановлением судебного пристава-исполнителя должнику установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа. Администрацией города Ессентуки требование не исполнено.

*** постановлением судебного пристава-исполнителя должнику установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа. Администрацией города Ессентуки проигнорировано данное требование.

*** постановлением судебного пристава-исполнителя должнику установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа.

Требования судебного пристава-исполнителя неоднократно проигнорированы тем самым объективно свидетельствуют о нежелании Администрации исполнять требования исполнительного документа. Требования судебного пристава-исполнителя неоднократно проигнорированы тем самым объективно свидетельствуют о нежелании администрации г. Ессентуки исполнять требования исполнительного документа.

В соответствии с правилами ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения и подлежат неукоснительному исполнению.

*** в связи с неисполнением требований исполнительного документа должником в срок, предусмотренной для добровольного исполнения в соответствии с ч.2 ст. 112 Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», судебный пристав - исполнитель вынес постановление о взыскании исполнительского сбора. Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. При этом, следует иметь в виду, что исполнительский сбор не относится к сбором в смысле ст.57 Конституции, в соответствии с которой каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. (Постановление № 13-П) Согласно ст.41 и 46 БК исполнительский сбор относится к не налоговым доходам и зачисляется в бюджет. Основанием для установления судебным приставом- исполнителем указанного денежного взыскания является истечения срока, установленного для добровольного исполнения исполнительного документа.

*** постановлением судебного пристава - исполнителя должникам установлен новый срок для исполнения требований исполнительных документов до ***.

Согласно ст. 2 ФЗ от *** № 118-ФЗ «О судебных приставах», судебные приставы в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «Об исполнительном производстве» и другими Федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

Частью 1 статьи 12, статьей 13 Закона № 118-ФЗ установлено, что судебный пристав в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

Частью 1 ст. 64 ФЗ от *** № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим ФЗ действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

Просит суд признать действия судебного пристава-исполнителя Ессентукского городского отдела судебных приставов УФССП России по Ставропольскому краю Осипьяна Г.А., постановление от *** о вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора законным и обоснованным. Администрации города Ессентуки отказать в удовлетворении требований, указанных в административном исковом заявлении, о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава-исполнителя Ессентукского городского отдела судебных приставов УФССП России по Ставропольскому краю Осипьян Г.А. о взыскании исполнительского сбора от ***.

Определением суда к участию в деле в качестве административного соответчика, привлечена Ельцова М.В. - взыскатель по исполнительному производству.

Администрация г. Ессентуки, судебный пристав - исполнитель Осипьян Г.А. и начальник Ессентукского ГОСП, представляющий интересы УФССП по СК, направили ходатайства о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Ответчик Е., надлежаще уведомленная о дате и времени слушания дела (телефонограмма), просила о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Суд, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела на предмет их достоверности, допустимости и относимости, а также значимости для правильного рассмотрения и разрешения дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению в части, по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за зашитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а так же право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими Федеральными законами. Понуждение к отказу от права на обращение в суд является недопустимым.

В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ, граждане, организации, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации их законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решение, действие (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Статьей 360 КАС РФ установлено, что постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

В силу части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии со ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за зашитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а так же право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими Федеральными законами. Понуждение к отказу от права на обращение в суд является недопустимым.

Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ граждане, организации, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации их законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решение, действие (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Статьей 360 КАС РФ установлено, что постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

В силу ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Как установлено судом и следует из материалов дела, оспариваемое постановление о взыскании исполнительского сбора вынесено судебным приставом - исполнителем ***. С административным иском Администрация г. Ессентуки обратилась ***. Следовательно, срок для обращения в суд с настоящим административным иском об обжаловании постановления не истек.

Кроме того, администрация г. Ессентуки в УФССП РФ по СК с жалобой не обращалась, что следует из ее заявления.

В судебном заседании установлено, что решением Ессентукского городского суда от *** суд обязал исковые требования и.о. прокурора г. Ессентуки выступающего в защиту интересов Е. и несовершеннолетних ФИО3, Е.Е.О., Е.А.О. к администрации г. Ессентуки, комитету по муниципальной собственности г. Ессентуки о признании бездействия незаконным, об обязании предоставить многодетной семье земельный участок в аренду - удовлетворены в части.

В удовлетворении исковых требований и.о. прокурора г. Ессентуки, выступающего в защиту интересов Е. и несовершеннолетних ФИО3, Е.Е.О., Е.А.О. к администрации г. Ессентуки, комитету по муниципальной собственности г. Ессентуки о признании бездействия незаконным - отказано.

На администрацию г. Ессентуки возложена обязанность предоставить многодетной семье: Е., ФИО3, Е.Е.О., Е.А.О., земельный участок для индивидуального жилищного строительства в аренду на сорок девять лет в месячный срок с момента освобождения земельного участка в г. Ессентуки, либо с момента выполнения в микрорайоне Северный 3 г. Ессентуки следующих работ: выполнение в отношении микрорайона «Северный 3» работ по формированию земельных участков, установления границ земельных участков, размещение красных линий, обозначающих дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства; выполнение в отношении земельных участков кадастровых работ, осуществление государственного кадастрового учета земельных участков; определение разрешенного использования земельных участков; определение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; принятие решения о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); публикация сообщения о приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов), выдача схемы расположения земельного участка многодетной семье, утверждения и выдачи Е. схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и предоставления семьей Е. кадастрового паспорта земельного участка.

Решение суда вступило в законную силу.

В силу ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Руководствуясь ст.ст. 6, 12, 13, 14, 30 Федерального закона от *** № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», судебный пристав - исполнитель Ессентукского городского отдела судебных приставов УФССП по СК ФИО2*** возбудил исполнительное производство ***-ИП, на основании исполнительного листа, выданного Ессентукским городским судом по делу ***, № ФС 000764579 от ***.

В срок, данный для добровольного исполнения исполнительного документа, Администрация г. Ессентуки возложенные на нее обязанности не исполнила.

*** получен письменный ответ Администрации города Ессентуки, согласно которому, земельный участок для индивидуального жилищного строительства не предоставлялся, при этом Е. принята на учет для получения земельного участка для индивидуального жилищного строительства, как гражданин, имеющий трех и более детей.

Требованиями от *** и от *** администрации г. Ессентуки установлен 7-дневный срок для исполнения решения суда.

*** судебным приставом-исполнителем составлен акт о совершении исполнительных действий, согласно которого решение суда не исполнено ввиду отсутствия в бюджете города средств, при этом судебный пристав-исполнитель ссылается на ответ администрации г. Ессентуки.

В виду неисполнения требований исполнительного документа от *** постановлением судебного пристава-исполнителя ФИО2 с должника взыскан исполнительский сбор в сумме *** руб.

Будучи несогласным с постановлением судебного пристава-исполнителя администрация г. Ессентуки обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Рассматривая требования административного истца, суд отмечает, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.

При этом, следует иметь в виду, что исполнительский сбор не относится к сбором в смысле ст.57 Конституции РФ, в соответствии с которой каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. (Постановление № 13-П)

Согласно ст.41 и 46 БК РФ исполнительский сбор относится к не налоговым доходам и зачисляется в бюджет. Основанием для установления судебным приставом- исполнителем указанного денежного взыскания является истечения срока, установленного для добровольного исполнения исполнительного документа.

Согласно ст. 2 ФЗ от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах», судебные приставы в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «Об исполнительном производстве» и другими Федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

Частью 1 статьи 12, статьей 13 Закона № 118-ФЗ установлено, что судебный пристав в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

Частью 1 ст. 64 ФЗ от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим ФЗ действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

На основании ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц.

Как следует из разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» при применении положений п. 7 ст. 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы. (п. 3 ст. 401 ГК РФ)

Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения, содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Как следует из материалов дела, требование исполнительного документа в срок для добровольного исполнения Администрацией г. Ессентуки не выполнено. Доказательств обратного при вынесении обжалуемого постановления администрация г. Ессентуки в адрес судебного пристава -исполнителя не направила. По указанной причине оценить степень уважительности причин неисполнения решения суда судебный пристав-исполнитель не мог.

Между тем, такие доказательства представлены в суд. Так, с целью реализации полномочий по обеспечению земельными участками граждан, имеющих основания для льготного их получения, Главой города Ессентуки были направлены обращения в адрес общества с ограниченной ответственностью «Терос» о передаче в распоряжение муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки земель для последующего их предоставления льготным категориям граждан имеющих право на первоочередное предоставление земельных участков.

По результатам рассмотрения вышеуказанного обращения, общество с ограниченной ответственностью «Терос» обратилось в адрес администрации *** с заявлением о передаче муниципальному образованию городскому округу город-курорт Ессентуки земельного участка с кадастровым номером: *** площадью *** кв.м., расположенного по ад-ресу: Российская Федерация, ***, в северной части города, «Северный - 3» и расторжением договора аренды земельного участка.

В ходе рассмотрения данного обращения, в соответствии с положениями ст.46 Земельного кодекса Российской Федерации, вышеуказанный договор аренды земельного участка расторгнут.

По результатам проведения комплекса кадастровых работ, в Государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о 94 земельных участках, планируемых к предоставлению льготным категориям граждан, имеющим право на первоочередное их предоставление.

После проведения работ по обеспечению данных земельных участков объектами инфраструктуры в соответствии с параметрами планируемого строительства систем инженерно- технического обеспечения, предусмотренными проектами планировки территории в границах указанных земельных участков, они будут предоставлены льготным категориям граждан, имеющим право на первоочередное их предоставление, в соответствии с действующим законодательством, в порядке очередности.

Также, Комитетом в адрес министерства имущественных отношений ежеквартально направляются запросы о наличии на территории муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, находящихся в собственности Ставропольского края.

Решением суда срок для его исполнения в рамках требований ст. 206 ГПК РФ не установлен.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, руководствуясь приведенными нормами действующего законодательства, суд не находит оснований для признания постановления о взыскании исполнительского сбора от 07 февраля 2018 года незаконным.

Согласно п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2115 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» лицо может быть освобождено от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК РФ, если оно приняло все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.

В абз. 2 п. 1 ст. 401 ГК РФ указываются признаки, в соответствии с которыми лицо, нарушившее обязательство, признается невиновным. Данные признаки сочетают в себе как субъективные, так и объективные критерии. К числу первых относится проявление должной степени заботливости и осмотрительности в принятии всех находящихся в распоряжении должника мер для надлежащего исполнения обязательства, к числу вторых - соответствие степени заботливости и осмотрительности характеру обязательства и условиям договора.

Как установлено судом и следует из представленных административным истцом документов, после возбуждения исполнительного производства, администрация города Ессентуки в своих письмах в адрес Ессентукского городского отдела судебных приставов УФССП по Ставропольскому краю сообщала, что согласно действующему законодательству, предоставление земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, допускается только после обеспечения указанных земельных участков объектами инфраструктуры в соответствии с параметрами планируемого строительства систем инженерно-технического обеспечения, предусмотренными проектами планировки территории в границах указанных земельных участков. (п. 7.1.4. ст. 13 Федеральный закон от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства»)

В настоящее время свободных от прав третьих лиц земельных участков, отвечающих требованиям действующего законодательства, пригодных для предоставления под индивидуальное жилищное строительство гражданам, имеющим трех и более детей на территории муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки не имеется.

Вместе с тем, с целью реализации полномочий по обеспечению земельными участками граждан, имеющих основания для льготного их получения Администрацией города Ессентуки и Комитетом проводится комплекс мероприятий по выявлению и вовлечению в хозяйственный оборот земельных участков, отвечающих требованиям действующего законодательства, а именно:

- проводится инвентаризация земельных участков города Ессентуки, выявление неиспользуемых земельных участков в соответствии с разрешенным использованием с целью вовлечения в хозяйственный оборот и дальнейшего предоставления гражданам, состоящим на учете;

- инициируются судебные процессы по изъятию неиспользуемых земельных участков у землепользователей с целью их дальнейшего предоставления льготным категориям граждан, состоящим на учете;

- инициируется рассмотрение вопроса о возможности изменения границ муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки с целью увеличения площади городских земель за счет земель Предгорного района;

- проводится работа с крупными землепользователями, землевладельцами города, направленная на вовлечение в оборот дополнительных земельных ресурсов, с целью дальнейшего распоряжения ими в соответствии с полномочиями органа местного самоуправления по обеспечению земельными участками многодетных семей. (копии писем прилагаются)

При этом, в соответствии с пп.1. п.4 ст. 17 закона Ставропольского края от 9 апреля 2015 года № 36-кз «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений» - далее Закон, в случае когда федеральными законами, ст. 14 настоящего Закона предусмотрено право гражданина на предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в населенном пункте (сельском населенном пункте) по месту постоянного проживания данного гражданина, но на территории такого населенного пункта (сельского населенного пункта) отсутствуют свободные земельные участки, предназначенные для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, на основании заявления данного гражданина земельный участок предоставляется ему в другом населенном пункте (сельском населенном пункте), находящемся на территории того же поселения (городского округа) Ставропольского края. В случае если свободные земельные участки, предназначенные для индивидуального жилищного строительства или личного подсобного хозяйства, отсутствуют на территории всего поселения (городского округа) Ставропольского края по месту постоянного проживания данного гражданина, на основании его заявления земельный участок предоставляется гражданину, местом жительства которого является населенный пункт (сельский населенный пункт в пределах городского округа Ставропольского края, - в границах населенных пунктов сельских населенных пунктов) поселений Ставропольского края, которые граничат с данным городским округом, при условии наличия земельных участков, предоставляемых в соответствии с настоящим Законом для индивидуального жилищного строительства, и отсутствия заявлений граждан, имеющих право на их получение и проживающих на территории указанных поселений.

Учитывая норму указанного законодательства, Комитетом по муниципальной собственности города Ессентуки направлены запросы в Предгорный муниципальный район, а также в город Пятигорск, с целью предоставления информации о наличии свободных земельных участков, расположенных в границах указанных муниципальных образований, для рассмотрения возможности их предложения льготным категориям граждан, имеющим право на их первоочередное предоставление и состоящим на учете в муниципальном образовании городском округе город-курорт Ессентуки.

В силу п. 8 ст. 19 закона Ставропольского края от 9 апреля 2015 года № 36-кз «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений» земельные участки предоставляются в аренду гражданам, имеющим трех и более детей, в порядке очередности с учетом даты и времени поступления их заявлений.

Исходя из правовой позиции, указанной в постановлении Конституционного Суда РФ от 30 июля 2001 года № 13-П «По делу о проверке конституционности положений подп. 7 п. 1 ст. 7, п. 1 ст. 77 и п. 1 ст. 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в связи с запросами Арбитражного суда Воронежской области, Арбитражного суда Саратовской области и жалобой открытого акционерного общества "Разрез "Изыхский", взыскание с должника исполнительского сбора производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен им без уважительных причин.

Следовательно, при наличии уважительных причин должник не может быть подвергнут взысканию.

Формальная неопределенность, расплывчатость данной нормы создает возможность ее произвольного толкования и применения, что ведет к нарушению общеправовых принципов юридической ответственности и равенства, произвольному ограничению конституционного права собственности и нарушению гарантий государственной, в том числе судебной, защиты прав и свобод, и в этой связи противоречит Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 35 (часть 3), 45 (часть 1), 46 (части 1 и 2), 55 (часть 3).

Между тем, с учетом особенностей публично-правовой ответственности за нарушение условий и порядка исполнительного производства, - направленного, в конечном счете, на принудительное исполнение исполнительного документа, в котором содержатся требования судебных актов и актов других органов о взыскании соответствующих денежных средств, - правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний п.1 ст.81 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Соответствующая правовая позиция о вине и порядке ее доказывания выражена Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлениях от 25 января 2001 года по делу о проверке конституционности положения пункта 2 статьи 1070 ГК Российской Федерации и от 27 апреля 2001 года по делу о проверке ряда положений Таможенного кодекса Российской Федерации.

Как следует из п. 2 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу - исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.

Администрация города Ессентуки является бюджетным учреждением и все денежные средства, находящиеся в распоряжении администрации, имеют целевой характер и используются в соответствии с решением Думы городского округа города-курорта Ессентуки Ставропольского края от 17 октября 2017 года № 40 «О внесении изменений в решение Думы города Ессентуки от 23 ноября 2016 года № 89 «О бюджете муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов».

Администрация города Ессентуки не наделена полномочиями по формированию (утверждению, изменению) местного бюджета.

Согласно ст. 30 Устава муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки к исключительной компетенции Городской Думы в соответствии с законодательством относятся утверждение (отклонение) местного бюджета, носящим нормативный характер.

Администрация города Ессентуки является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки (ст. 1 Устава) и правом внесения каких-либо изменений в бюджет не обладает.

Уставом муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки и Федеральным законом № 131-03 от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на администрацию города Ессентуки возложено исполнение более 40 вопросов местного значения, в числе организация в границах городского округа в том числе: электро-, тепло-, -газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, участие в профилактике терроризма и экстремизма, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, организация сбора и вывоза бытовых обходов и мусора, организация благоустройства и озеленения территории поселения и прочее.

Таким образом, Администрация города Ессентуки не отстраняется от выполнения вступившего в законную силу решения суда, а ставит вопрос о необходимости применения всех процедур предписанных нормами действующего законодательства для исполнения решения суда, в связи с чем, суд приходит к выводу, что в рассматриваемом случае в действиях административного истца отсутствует виновное неисполнение в установленный срок требований Закона об исполнительном производстве, являющееся необходимым признаком для наступления ответственности и применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора.

Учитывая изложенные обстоятельства, а также то, что административный истец не вправе производить перераспределение финансовых средств из других статей бюджета, имеющих иное целевое назначение, не является организацией, которая самостоятельно может исполнить решение суда, не заключив муниципальный контракт на выполнение подрядных работ по организации, заключение которого требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков, суд приходит к выводу о том, что невыполнение администрацией судебного акта в пятидневный срок после получения постановления о возбуждении исполнительного производства в данном случае нельзя признать уклонением от исполнения решения суда, что дает основания для освобождения администрации города Ессентуки от ответственности в виде уплаты исполнительского сбора.

По мнению суда, не всякое неисполнение должником в установленный для добровольного исполнения срок, требования исполнительного документа, дает основание для взыскания с него исполнительского сбора, так как, для применения данной меры ответственности должно быть установлено и доказано, что должник имевший возможность в установленный срок, исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершил.

Анализ норм действующего законодательства позволяет суду прийти к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного, и руководствуясь Главой 21 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования администрации г. Ессентуки к судебному приставу - исполнителю Ессентукского городского отдела УФССП по СК ФИО2 и УФССП по Ставропольскому краю о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава - исполнителя Ессентукского городского отдела УФССП по СК Осипьян Г.А. от *** о взыскании исполнительского сбора и освобождении от уплаты исполнительского сбора - удовлетворить в части.

Освободить администрацию г. Ессентуки от уплаты исполнительского сбора по исполнительному производству *** в размере *** руб.

В удовлетворении исковых требований администрации г. Ессентуки к судебному приставу - исполнителю Ессентукского городского отдела УФССП по СК Осипьян Г.А. и УФССП по Ставропольскому краю о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава - исполнителя Ессентукского городского отдела УФССП по СК Осипьяна Г.А. от *** о взыскании с Администрации г. Ессентуки исполнительского сбора по исполнительному производству *** - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Ессентукский городской суд.

Судья: В.Т. Казанчев

Мотивированное решение суда изготовлено «02» марта 2018 года.