ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-489/2021УИД260015-01-2021-000903-02 от 13.07.2021 Ипатовского районного суда (Ставропольский край)

Дело № 2а-489/2021 УИД 26RS0015-01-2021-000903-02

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 июля 2021 года г.Ипатово

Ипатовский районный суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Блохиной Н.В.,

с участием административного истца В.Е.А., её представителя Е.Д.С.,

представителя административного ответчика-администрации Ипатовского городского округа, С.А.В. по доверенности,

представителя заинтересованного лица ГУП СК «Крайтеплоэнерго» Т.Т.В. по доверенности,

при секретаре Берус В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению В.Е.А. к администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края о признании решения от 1 апреля 2021 года об отказе в согласовании переустройства жилого помещения в многоквартирном доме незаконным и возложении обязанности выдать разрешение на установку индивидуального отопления,

установил:

административный истец В.Е.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края о признании решения от 1 апреля 2021 года об отказе в согласовании переустройства жилого помещения в многоквартирном доме незаконным и возложении обязанности выдать разрешение на установку индивидуального отопления.

Свои доводы мотивирует тем, она на праве собственности имеет квартиру <адрес>. 01 марта 2021 она обратилась в администрацию Ипатовского городского округа Ставропольского края с заявлением о переустройстве жилого помещения - своей квартиры, под установку индивидуального газового отопления. Кроме того, вместе с заявлением ею предоставлены документы: проект по переустройству системы отопления в жилом доме; проект по переустройству внутренних инженерных систем в жилом доме; технический паспорт переустраиваемого жилого помещения, копия паспорта, свидетельство о государственной регистрации права на недвижимое имущество, договор купли-продажи от 20.09.1999 г.

1 апреля 2021 административным ответчиком ей отказано в переустройстве жилого помещения на основании п.п. 1,3 ч.1 ст. 27 Жилищного кодекса РФ, п.15 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», подп. «в» п.2 раздела 1, пункта 6 раздела 1 постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, раздела 5.3 постановления администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края от 23.06.2020 № 787 «Об утверждении схемы теплоснабжения Ипатовского городского округа Ставропольского края на период с 2020 года и до 2040 года».

Полагает, что отказ административного ответчика является незаконным, нарушающим ее права, как собственника. Указанные в решении основания для отказа в выдаче разрешения на переустройство не соответствуют нормативно-правовым актам, регулирующим отношения в переустройстве жилого помещения, и нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.

Отказ в согласовании переустройства в помещении в многоквартирном доме допускается в случаях, указанных в ч.1 ст. 27 Жилищного кодекса РФ, в том числе, при несоответствии проекта переустройства жилого помещения требованиям законодательства. Администрацией не указано, что именно не соответствует в ее проекте требованиям законодательства. Считает, что проект выполнен с соблюдением всех законодательных норм, а выводы ответчика не обоснованы. Ссылка ответчика на п. 15 статьи 14 Закона №190-ФЗ «О теплоснабжении» является не объективной, поскольку потребитель, объекты которого ранее были подключены к системам теплоснабжения в надлежащем порядке, вправе снижать тепловую нагрузку добровольно и при условии отсутствия технических ограничений уступать право на использование мощности иным потребителям, заинтересованным в подключении (технологическим присоединении), в порядке, установленном правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством РФ (п.14 ст. 14 ФЗ № 190 «О теплоснабжении»).

Запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения утвержденными Правительством РФ, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением, определенных схемой теплоснабжения п.15 ст.14 ФЗ № 190 «О теплоснабжении». Таким образом, ссылка на п.15 названной статьи носит отсылочный характер и устанавливает запрет на использование индивидуальных квартирных источников тепловой энергии только в том случае, если такие источники, предусмотренные схемой теплоснабжения, являются исключительными и учитываются тогда, когда к рассматриваемой ситуации не подлежит применению общее правило, установленное п.15 указанного закона.

Газовое оборудование, предусмотренное в проекте на переустройство квартиры в МКД, соответствует перечню, установленному п.51 Правил подключения, утвержденному постановлением Правительства от 05 июля 2018 г. № 787 «О подключении к системам теплоснабжения, недискриминационном доступе к услугам в сфере теплоснабжения, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ».

Индивидуальный квартирный источник тепловой энергии, который она планирует установить, не входит в перечень источников тепловой энергии, который запрещается использовать для отопления жилых помещений МКД. Кроме того, переустройство жилого помещения в МКД, установкой индивидуального теплогенератора, разрешается на основании п.6.5 Системы поквартирного теплоснабжения СП 60.13330.2016 «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха». Актуализированная редакция СНиП 41-01-2003 (с изменением)»; п.7.4 Переустройство инженерных систем потребителя ГОСТ Р 54961-2012. СП 41-108-2004 Поквартирное теплоснабжение жилых зданий с теплогенераторами на газовом топливе».

Также считает ссылку ответчика на схему теплоснабжения Ипатовского городского округа Ставропольского края не обоснованной, поскольку котел, который она собирается установить относится к перечню разрешенных законодательством РФ. Более того, схема теплоснабжения – это документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования систем теплоснабжения поселения, городского округа, их развития с учетом энергетической эффективности. Актуализация схемы теплоснабжения подразумевает внесение в нее изменений, произошедших в структуре теплоснабжения населенного пункта за предшествующий период. П. 6 раздела 1 постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, также говорит о том, что в состав имущества собственников помещений в МКД включается лишь те обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), которые обслуживают более одной квартиры (находятся за пределами квартир на лестничных клетках, в подвалах).

Просила иск удовлетворить в полном объеме.

В судебном заседании административный истец В.Е.А. требования иска поддержала по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного истца Е.Д.С. административный иск В.Е.А. поддержал, настаивал на его удовлетворении. В судебном заседании пояснил о том, с 1 июня 2021 года вступили новые изменения в свод правил, которые предусматривают смешанное отопление в домах. Дом, в котором имеется квартира уже имеет смешанное отопление, в связи с чем, возможность перехода на индивидуальные источники тепловой энергии имеется. Согласно проекту на переустройство, изготовленного по обращению истца соблюдены все нормы жилищного законодательства, Федерального закона № 190-ФЗ «О теплоснабжении» от 27.07.2019. Проектом предусмотрено замена уже существующего теплогенератора на аналогичный двухконтурный котел. Считает, что переход квартиры на индивидуальное отопление не повлечет за собой уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме и не будет связано с использованием общего имущества многоквартирного дома. Также полагает надуманным и не подтвержденным никакими доказательствами довод ответчиков о том, что при переходе квартиры на индивидуальное отопление будет происходить снижение температуры в примыкающих помещениях, и будет нарушаться гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения.

В судебное заседание представитель административного ответчика Ш.А.В., требования административного иска не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях, в которых указала, что оспариваемое решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме по адресу: <адрес> под индивидуальное газовое отопление, принято на заседании межведомственной комиссии по архитектурно-строительным вопросам при администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края от 1 апреля 2021 года в соответствии с нормами действующего законодательства, в пределах компетенции и соблюдением установленной законом процедуры, ввиду чего является обоснованным и законным. Проект переустройства должен соответствовать строительным нормам и правилам проектирования и быть согласованным с теплоснабжающей организацией, поскольку затрагивает общедомовую инженерную систему отопления. Поскольку система отопления МКД представляет единую систему, состоящую из стояков, обогревающих элементов и др., соответственно проект должен быть разработан на реконструкцию системы отопления всего МКД. Также должен быть разработан проект и на реконструкцию системы электроснабжения. Следовательно, установка индивидуальных источников отопления в уже введенных в эксплуатацию жилых домах может осуществляться только путем реконструкции системы теплоснабжения всего МКД, а не посредством переустройства отдельных помещений. Возможность перехода на отопление жилых помещений в МКД с использованием индивидуального отопления должна быть установлена схемой теплоснабжения. Целесообразнее такой переход осуществлять не отдельно взятого жилого помещения, а в целом многоквартирного дома (письмо Минстроя России от 15.10.2014 № 22588-ОД/04 «Об отоплении жилых помещений в многоквартирных домах». При переходе на индивидуальное отопление хотя бы одной квартиры в МКД происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во всей внутридомовой системе теплоснабжения. Действующее нормативно-правовое регулирование не предусматривает возможность перехода одного или нескольких жилых помещений в МКД с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления. Кроме того отключение квартиры в МКД от центральной системы отопления предусматривает изменение общедомовой инженерной системы отопления (постановление правительства РФ от 05.07.2018 № 787 «О подключении (технологическом присоединении) к системам теплоснабжения, недискриминационном доступе к услугам в сфере теплоснабжения, изменением и признании утратившими силу некоторых актов правительства РФ»). Внутридомовая система теплоснабжения МКД входит в состав общего имущества такого дома, а уменьшение его размеров, в том числе и путем реконструкции системы отопления посредством переноса стояков, радиаторов и т.п. хотя бы в одной квартире, возможно только с согласия всех собственников помещений в МКД (ч.3 ст. 36 ЖК РФ). Принятие решение о переходе на индивидуальное отопление без согласия всех собственников жилых помещений в МКД может являться нарушением их законных интересов. Схема теплоснабжения МО Ипатовского городского округа Ставропольского края на 2020 год и на период до 2040 года разработана в соответствии с постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 № 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения. Порядку их разработки и утверждения» 09.06.2020 проведены публичные слушания по проекту схемы, по результатам которых принято решение утвердить схему теплоснабжения и постановлением администрации округа от 23.06.2020 № 787, схема утверждена. Для перехода жилых помещений на индивидуальные источники отопления необходимо предусмотреть возможность перехода в схеме теплоснабжения, о чем в адрес администрации округа необходимо подать заявление об отключении МКД от централизованной системы отопления и переходе на теплоснабжение и использованием индивидуальных источников тепловой энергии, а также с предложением о внесении соответствующих изменений в схему теплоснабжения. 19 мая 2021 года в здании администрации округа были проведены публичные слушания по актуализации схемы теплоснабжения, каких либо замечаний и предложений по проекту актуализации схемы теплоснабжения на 2022 года не поступило, в связи с чем, МКД, расположенный по <адрес> в <адрес> не включен в схему теплоснабжения округа, как имеющий возможность перехода на индивидуальные источники тепловой энергии. Считает решение администрации округа об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в МКД, принятое на заседании межведомственной комиссии по архитектурно-строительным вопросам при администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края от 1.04.2021 обоснованным. Просит суд отказать в удовлетворении административного иска В.Е.А.

Представитель заинтересованного лица ГУП СК «Крайтеплоэнерго» Т.Т.В. считала не подлежащим удовлетворению административное исковое заявление В.Е.А. по доводам, изложенным в письменных возражениях, в которых указала о том, что отношения, возникающие в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии и др. регулируются Федеральным законом № 190-ФЗ «О теплоснабжении» от 27.07.2019, согласно которому запрещается переход на отопление жилых помещений в МКД с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжениями, утвержденными Правительством РФ при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения МКД, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения. Данный запрет установлен в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное отопление хотя бы одной квартиры в МКД происходит снижение температуры в пресекающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения. Потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной документацией на жилой дом. В своем постановлении от 20.12.2018 46-П Конституционной суд отметил, что проектирование и строительство МКД, подключенных к централизованным сетям теплоснабжения, осуществляется с учетом необходимости соблюдения нормативно установленных требований к температурному режиму в расположенных в них помещениях, составляющих совокупный отапливаемый объем здания в целом, за счет присоединения всех отапливаемых помещений к внутридомовой инженерной системе отопления. В указанных случаях определяемый еще на стадии возведения МКД универсальный для всех расположенных в нем обособленных помещений способ отопления, не предполагает последующего его изменения по инициативе отдельного собственника или пользователя соответствующего помещения. Специфика МКД как целостной строительной системы, в которой каждое жилое или нежилое помещение представляет собой лишь некоторую часть объема здания, имеющую общие ограждающие конструкции с иными помещениями, обусловливает, по общему правилу, невозможность отказа собственников и пользователей отдельных помещений в МКД от коммунальной услуги по отоплению. Таким образом, само по себе введение нормативных требований к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления направлено, в первую очередь, на обеспечение надежности и безопасности теплоснабжения МКД, что отвечает интересам собственников и пользователей всех помещений в нем. Переустройство жилого помещения (ст.25 ч.1 ЖК РФ) представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменений в технический паспорт жилого помещения. Переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир, ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, не допускается. Собственник жилого помещения для получения разрешения на переустройство жилого помещения должен предоставить надлежащим образом оформленный проект переустройства и перепланировки переустраиваемого и перепланируемого помещения в МКД, который должен соответствовать строительным нормам и правилам проектирования, а если переустройство и перепланировка помещения невозможны без присоединения в данному помещению части общего имущества в МКД, также протокол общего собрания собственников помещений в МКД о согласии всех собственников помещений на такие переустройства. Проектная документация на переустройство квартиры истца с ГУП СК «Крайтеплоэнерго» не согласовывалась. Кроме того, собственникам квартир в МКД принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения, несущие конструкции дома и иное оборудование, в связи с чем отключение квартир в МКД от центральной системы отопления приводит к уменьшению состава общего имущества в виде внутридомовой системы отопления и предусматривает изменение общедомовой инженерной системы отопления, что требует согласия всех собственников помещений в МКД. Такого согласия истцом в администрацию округа представлено не было. Также схемой теплоснабжения городского округа не предусмотрен перевод отдельных жилых помещений, расположенных в домах с центральным отоплением, на отопление от индивидуальных источников тепловой энергии. В схеме теплоснабжения содержится перечень МКД с возможностью перехода на индивидуальное отопление, но дом истца в нем отсутствует. Более того, в случае перехода МКД на индивидуальные источники тепловой энергии, изменится тепловая нагрузка источников тепловой энергии, поставляющих тепловую энергию. Отключение от централизованного теплоснабжения отдельных квартир в МКД приводит к необходимости снижения количества подачи теплоносителя на жилой дом в соответствии с тепловой нагрузкой, потребляемой отключенной квартирой, что приводит к разгулировке гидравлического режима, как внутренней системы теплоснабжения дома, так и системы отопления котельной. Отсутствие у истца проекта на переустройство всего дома и протокола общего собрания собственников МКД является основанием для отказа в иске.

Представитель заинтересованного лица министерства ЖКХ Ставропольского края при надлежащем извещении, в судебное заседание не явился. Министром ЖКХ Ставропольского края М.Р.А. представлены письменные возражения, в которых он просил суд в удовлетворении административного искового заявления В.Е.А. отказать, поскольку переход на отопление жилых помещений в МКД с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии является переустройством помещения. Порядок такого переустройства установлен главой 4 ЖК РФ. В.Е.А. обратилась в администрацию с заявлением о переустройстве жилого помещения. Цель переустройства является изменение системы отопления жилого помещения, в том числе: 1. устройство индивидуальной системы отопления жилого помещения; 2. отключение жилого помещения от централизованной системы отопления. Так как работы, планируемые к выполнению в рамках мероприятия 1, производятся в отношении имущества собственника жилого помещения и соответствуют видам работ, относящимся к переустройству, согласование их выполнения осуществляется в соответствии с главой 4 ЖК РФ. Работы, планируемые к выполнению в рамках мероприятия 2, связаны с изменением системы теплоснабжения МКД, проектирование которой выполнено в соответствии с градостроительным законодательством РФ и строительными нормами. Демонтаж хотя бы одного элемента ВСО ведет к уменьшению общего имущества МКД и должен выполняться путем внесения изменений в проектную документацию в части подраздела отопления. Проект на реконструкцию носит единый план, и он должен быть разработан на весь МКД, и изменения должны осуществляться именно в этот проект в рамках переустройства или отключения системы централизованного отопления Реконструкция – это изменение параметров объектов капитального строительства, к ним относятся, в том числе и тепловая нагрузка и если отключить часть квартир от централизованной системы отопления, то меняется и нагрузка. Точечное отключение квартиры ведет к нарушению гидравлики. Полагает, что данное заявление не подлежит удовлетворению, поскольку те документы, которые представил истец, они приобщались к переустройству, а из существа требования истец желает произвести реконструкцию помещения, а она подразумевает изменение всей сети, то есть сети, которая планировалась при строительстве данного МКД.

С учетом положений ст. 150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.

Выслушав административного истца, ее представителя Е.Д.С., представителя административного ответчика Ш.А.В., представителя заинтересованного лица ГУП СК «Крайтеплоэнерго» Т.Т.В., исследовав материалы дела, письменные возражения ответчика, заинтересованных лиц, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, законодатель предусмотрел, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя.

В силу прямого указания закона (статьи 62, 218, 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации) обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, а обязанность доказывания соответствия оспариваемого решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данное решение, совершили действия (допустили бездействие).

Как установлено судом и следует из материалов административного дела, В.Е.А. является собственником квартиры <адрес>

01 марта 2021 года административный истец обратилась в администрацию Ипатовского городского округа Ставропольского края с заявлением на получение согласия на переустройство квартиры путем установки индивидуального отопления. Одновременно с заявлением В.Е.А. предоставила следующие документы: проект по переустройству системы отопления в жилом доме; проект по переустройству внутренних инженерных систем в жилом доме; технический паспорт переустраиваемого жилого помещения, копию паспорта, свидетельство о государственной регистрации права на недвижимое имущество от 13.10.1999, договор купли-продажи от 20.09.1999 г. (л.д. 19).

Решением администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края от 1 апреля 2021 года административному истцу отказано в согласовании переустройства помещений в многоквартирном доме в соответствии с предоставленным проектом (проектной документацией). Отказ мотивирован ссылкой на пункты 1, 3 части 1 статьи 27 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 15 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», подпункт «в» пункта 2 раздела 1, пункт 6 раздела 1 постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года №491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающим установленную продолжительность», раздел 5.3 постановления администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края от 23 июня 2020 года № 787 «Об утверждении схемы теплоснабжения Ипатовского городского округа Ставропольского края на период с 2020 год по 2040 год» (л.д. 18).

Не согласившись с отказом, В.Е.А. обратилась в суд с требованиями о признании решения об отказе в согласовании переустройства жилого помещения - квартиры № в многоквартирном <адрес> края незаконным и возложении на административного ответчика обязанности выдать ей разрешение на установку в жилом помещении индивидуального отопления.

Согласно части 1 статьи 25 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующих внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

В соответствии со статьей 26 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство жилого помещения проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.

Согласно пункту 15 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ "О теплоснабжении" запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

Пункт 51 Правил подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, включая правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2018 года № 787, предусматривает, что к индивидуальным квартирным источникам тепловой энергии, которые запрещается использовать для отопления жилых помещений в многоквартирных домах при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения, относятся работающие на природном газе источники тепловой энергии, не отвечающие следующим требованиям: наличие закрытой (герметичной) камеры сгорания; наличие автоматики безопасности, обеспечивающей прекращение подачи топлива при прекращении подачи электрической энергии, при неисправности цепей защиты, при погасании пламени горелки, при падении давления теплоносителя ниже предельно допустимого значения, при достижении предельно допустимой температуры теплоносителя, а также при нарушении дымоудаления; температура теплоносителя - до 95 градусов Цельсия; давление теплоносителя - до 1 МПа.

Согласно пункту 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года № 170, переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.

Пунктами 1.7.2, 1.7.3 указанных Правил предусмотрены обстоятельства, при которых перепланировка недопустима: нарушение прочности или разрушение несущих конструкций здания, нарушение в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшение сохранности и внешнего вида фасадов, нарушение противопожарных устройств, ухудшение условий эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры.

В соответствии с пунктом 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354, потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, вносить изменения во внутридомовые инженерные системы.

Из взаимосвязанных положений статей 2, 29, 36 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" следует, что система инженерно-технического обеспечения, предназначенная, в том числе для выполнения функций отопления, должна соответствовать требованиям проектной документации в целях обеспечения требований безопасности зданий и сооружений в процессе эксплуатации, при этом требования к параметрам микроклимата в зависимости от назначения зданий или сооружений, условий проживания или деятельности людей в помещениях определяются в строительных и санитарно-эпидемиологических нормах и правилах.

Система инженерно-технического обеспечения представляет собой одну из систем здания или сооружения, предназначенную для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности (подпункт 21 пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ); параметры и другие характеристики систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации.

Согласно Письму Минстроя России от 15 октября 2014 года №22588-ОД/04 «Об отоплении жилых помещений в многоквартирных домах», возможность перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии должна быть установлена схемой теплоснабжения.

Часть 15 статьи 14 Федерального закона "О теплоснабжении" направлена на обеспечение надежности и безопасности системы теплоснабжения многоквартирных жилых домов, к нарушению которой может приводить использование некоторых видов индивидуальных квартирных источников тепловой энергии (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2011 года № 1514-О-О, от 21 марта 2013 года№ 457-О, от 17 июля 2014 года № 1681-О и др.).

Системный анализ вышеприведенных нормативных правовых актов приводит к выводу, что в многоквартирных жилых домах, подключенных к центральной системе теплоснабжения, перевод отдельных помещений на индивидуальное отопление допускается при наличии схемы теплоснабжения, предусматривающей такую возможность.

Закон предусматривает, что схема теплоснабжения представляет собой документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования системы теплоснабжения, ее развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (пункт 20 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ "О теплоснабжении").

Согласно пунктам 4, 27 и 41 Требований к схемам теплоснабжения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 года № 154, в схему теплоснабжения включаются условия применения отопления жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, определение условий организации централизованного и индивидуального отопления.

Как установлено судом на территории Ипатовского городского округа действует схема теплоснабжения на 2020 год и на период до 2040 года разработанная и принятая в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 года № 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения», согласно которому схема теплоснабжения подлежит ежегодной актуализации в отношении разделов и сведений, указанных в требованиях к схемам теплоснабжения.

Публичные слушания по проекту схемы теплоснабжения проведены 09 июня 2020 года. По результатам слушаний схема теплоснабжения утверждена 23 июня 2020 года постановлением администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края № 787.

19 мая 2021 года в здании администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края были проведены публичные слушания по актуализации схемы теплоснабжения.

Согласно протоколу собрания участников публичных слушаний по проекту актуализации на 2022 год схемы теплоснабжения Ипатовского городского округа Ставропольского края на период с 2020 до 2040 года замечаний и предложений с момента начала разработки и размещения на официальном сайте администрации округа проекта актуализации на 2022 год схемы теплоснабжения на период 2020 до 2040 года, а также в ходе проведения публичных слушаний в адрес администрации не поступило.

Таким образом, схемой теплоснабжения муниципального образования Ипатовского городского округа Ставропольского края предусмотрена возможность перехода на индивидуальные источники тепловой энергии при реконструкции всего МДК. Возможности использования индивидуальных источников теплоснабжения в помещениях многоквартирных жилых домов, подключенных к централизованной системе отопления, разработанная и утвержденная в установленном законом порядке схема теплоснабжения муниципального образования Ипатовского городского округа Ставропольского края, не предусматривает.

Из содержания схемы теплоснабжения муниципального образования Ипатовского городского округа Ставропольского края на 2020 год и на период до 2040 года, видно, что на момент возникновения спорных правоотношений, также как и в настоящее время, многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, собственником квартиры в котором является истица В.Е.А., не включен в перечень МКД с возможностью перехода на индивидуальные источники теплоснабжения.

Указанной выше схемой на 2020 год и на период до 2040 года, (раздел 5.3) установлен порядок перехода многоквартирных домов на индивидуальное отопление, который предусматривает: актуализацию схемы теплоснабжения органом местного самоуправления путем проведения публичных слушаний; разработку проекта реконструкции системы теплоснабжения, газоснабжения (электроснабжения) многоквартирного дома, который подлежит согласованию с теплоснабжающей организацией; проведение переустройства жилого помещения с соблюдением требований действующего законодательства, в том числе статьи 26, части 2 статьи 40 Жилищного кодекса РФ.

Согласно указанной схеме единой теплоснабжающей организацией на территории муниципального образования является Ипатовский филиал ГУП СК «Крайтеплоэнерго». Как следует из возражений представителя заинтересованного лица от 14.05.2021 проектная документация на переустройство квартиры истца с Ипатовским филиалом ГУП СК «Крайтеплоэнерго» не согласовывалась.

В соответствии со статьей 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

Аналогичное правовое регулирование приведено в положениях Жилищного кодекса Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе: крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

Исходя из положений пунктов 5, 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт помещения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, инженерные сети холодного и горячего водоснабжения, газоснабжения и внутридомовая система отопления относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии со статьей 246 Гражданского кодекса Российской Федерации распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.

Согласно статье 289 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома.

Из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в решении от 7 мая 2015 года № АКПИ15-198, следует, что запрет на перевод жилых помещений, расположенных в домах с центральным отоплением, на отопление от индивидуальных источников тепловой энергии без наличия соответствующего проекта переустройства, соответствующего строительным нормам и правилам проектирования и согласованного с теплоснабжающей организацией, установлен в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, так как затрагивает общедомовую инженерную систему отопления, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения.

Из правовой позицией, изложенной в определениях судов Кассационной инстанции (определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 02 июня 2021 года № 88-11873/2021; Кассационное определение Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 01 апреля 2021 года № 88А-2401/2021; определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 17 декабря 2020 года № 88-28452/2020; Кассационное определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 30 сентября 2020 года по делу № 88а-20122/2020 и т.д.)., следует, что в многоквартирных жилых домах, подключенных к центральной системе теплоснабжения, перевод отдельных помещений на индивидуальное отопление допускается при наличии схемы теплоснабжения, предусматривающей такую возможность.

Принимая во внимание, что при обращении в орган местного самоуправления В.Е.А. не предоставила согласие всех собственников МКД на переустройство жилого помещения, проект реконструкции системы теплоснабжения всего МКД по <адрес>, согласованный с теплоснабжающей организацией, а также учитывая, что разработанная и утвержденная в установленном законом порядке схема теплоснабжения муниципального образования Ипатовского городского округа Ставропольского края в настоящее время не включает МКД по указанному выше адресу в число тех домов, в которых предусмотрено отключение многоквартирного дома от централизованной системы отопления и переход на теплоснабжение с использованием индивидуальных источников тепловой энергии, решение принятое администрацией Ипатовского городского округа об отказе В.Е.А. в согласовании переустройства квартиры, суд находит законным и обоснованным. Оно принято на заседании межведомственной комиссии по архитектурно-строительным вопросам при администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края в пределах компетенции административного ответчика, с соблюдением порядка и процедуры его принятия.

Учитывая изложенное, требования административного иска о признании незаконным решения об отказе в согласовании переустройства квартиры не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.177-180 КАС РФ, суд,

решил:

В удовлетворении административного искового заявления В.Е.А. к администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края о признании решения от 1 апреля 2021 года об отказе в согласовании переустройства жилого помещения в многоквартирном доме незаконным и возложении обязанности выдать разрешение на установку индивидуального отопления, – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд, через Ипатовский районный суд, в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 26 июля 2021 года

Председательствующий -