ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-48/2018 от 12.04.2018 Большеулуйского районного суда (Красноярский край)

Дело № 2а-48/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

С.Большой Улуй

Красноярский край 12 апреля 2018 года

Большеулуйский районный суд Красноярского края в составе

председательствующего судьи Бардышевой Е.И.

при секретаре Доброхотовой С.Н.,

с участием представителя административного истца помощника прокурора Большеулуйского района Селянской Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Большеулуйского района Красноярского края к Большеулуйскому районному Совету депутатов о признании решения от 21 декабря 2017 года незаконным, возложении обязанности устранить допущенное нарушение

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Большеулуйского района Красноярского края обратился в суд с административным иском с учетом его уточнения к административному ответчику Большеулуйскому районному Совету депутатов о признании решения от 21 декабря 2017 года незаконным, возложении обязанности устранить допущенное нарушение. Требование мотивировано тем, что прокуратурой Большеулуйского района проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции в отношении должностных лиц, замещающих муниципальные должности в Большеулуйском районном Совете депутатов, в ходе которой выявлено, что Главой Большеулуйского районного Совета депутатов Любкиным С.А., депутатами Большеулуйского районного Совета депутатов Гоголев М.И., Потехина С.М., Сарычев Ю.Ю., Сафронов В.М., Стоянов Н.К., Султанович М.М., Шумилова О.О. в нарушение требований законодательства представлены неполные и недостоверные сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих, своих супругов и несовершеннолетних детей. Прокурором в адрес председателя Большеулуйского районного Совета депутатов 29.09.2017 года внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции и направлено предложение о рассмотрении вопроса о досрочном прекращении полномочий лиц, допустивших нарушения законодательства о противодействии коррупции. 21 декабря 2017 года при рассмотрении представления на заседании очередной сессии Большеулуйского районного Совета депутатов решение о досрочном прекращении полномочий депутатов принято не было, вопрос в отношении Главы Большеулуйского района на повестку не выносился и не обсуждался, решение по данному вопросу не принималось. Фактически в удовлетворении представления прокурора отказано. Утверждая, что действие Большеулуйского районного Совета депутатов, выразившееся в решении от 21 декабря 2017 года об отказе в досрочном прекращении полномочий Главы района и депутатов, представивших неполные и недостоверные сведения, противоречит положениям ч. 7.1, ч.11 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ч.4 ст.12.1 Федерального закона № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", которые обязывают выборных должностных лиц органов местного самоуправления предоставлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих, своих супругов и несовершеннолетних детей, а невыполнения указанных требований влечет за собой прекращение полномочий указанных лиц, прокурор выдвигает указанные выше требования.

В судебном заседании помощник прокурора Большеулуйского района Селянская Т.В. административный иск поддержала в полном объеме по изложенным в нём основаниям.

Административный ответчик Большеулуйский районный Совет депутатов, заинтересованные лица Глава Большеулуйского района Любкин С.А., депутаты Большеулуйского районного Совета депутатов Гоголев М.И., Потехина С.М., Сарычев Ю.Ю., Сафронов В.М., Стоянов Н.К., Султанович М.М., Шумилова О.О. о месте, дате и времени судебного разбирательства были уведомлены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, об отложении судебного разбирательства не просили. Административный ответчик и заинтересованное лицо Глава Большеулуйского района Любкин С.А. просили рассматривать административное дело в их отсутствие.

Согласно письменным возражениям на административный иск от административного ответчика представление прокурора Большеулуйского района от 29.09.2018 года было рассмотрено на заседании четырнадцатой очередной сессии Большеулуйского районного Совета депутатов V созыва 21 декабря 2017 года. По итогам открытого голосования большинством голосов было принято решение об отказе в досрочном прекращении полномочий депутатов Гоголев М.И., Потехина С.М., Сарычев Ю.Ю., Сафронов В.М., Стоянов Н.К., Султанович М.М., Шумилова О.О. При рассмотрении представления и голосовании депутаты руководствовались принципами самостоятельности местного самоуправления и принципом свободы волеизъявления. Требования прокурора, содержащееся в представлении от 29 сентября 2017 года, было исполнено в полном объеме. Глава Большеулуйского района является выборным должностным лицом, депутатом не является. Субсидия на меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг отражению в справке в качестве доходов не подлежит согласно разъяснениям Минтруда России в письме от 26.12.2016 года № 18-2/10/В-9843. Порядок удаления главы муниципального образования в отставку регламентирован ст.74.1 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в силу которой удаление главы муниципального образования в отставку является правом, представительного органа местного самоуправления, либо он может быть удален в отставку по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Прокурор не наделен правом требования рассмотрения вопроса о досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования. Просят в иске отказать в полном объеме (л.д.65-66).

Аналогичным образом заинтересованное лицо Глава Большеулуйского района Любкин С.А. в своих письменных возражениях утверждает, что депутатом он не является, является выборным должностным лицом местного самоуправления, а поэтому на него не распространяются положения Федерального закона от 02.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». Полагает, что субсидии, выплаченные его супруге в 2016 году в качестве мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, не являются доходом, подлежащим отражению в справке в соответствии с Письмом Минтруда России от 26.12.2016 года № 18-2/10/В-9843 «О Методических рекомендациях по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки». Порядок удаления главы муниципального образования в отставку регламентирован ст.74.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ, в силу которого удаление главы в отставку является правом представительного органа местного самоуправления. Просит в иске прокурору отказать (л.д.90).

Явка административного ответчика и заинтересованных лиц обязательной не является, в силу ст.150 КАС РФ суд рассмотрел административное дело в отсутствие административного ответчика Большеулуйского районного Совета депутатов, заинтересованных лиц Главы Большеулуйского района Любкина С.А., депутатов Большеулуйского районного Совета депутатов Гоголев М.И., Потехина С.М., Сарычев Ю.Ю., Сафронов В.М., Стоянов Н.К., Султанович М.М., Шумилова О.О.

Выслушав административного истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.

Согласно ч.4 ст.218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 4 ст. 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу п.2 ч.1 ст.13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.

На основании части 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

депутат - член представительного органа поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района или внутригородской территории города федерального значения;

выборное должностное лицо местного самоуправления - должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, либо на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и наделенное собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Депутат выборного (представительного) органа местного самоуправления и выборное должностное лицо местного самоуправления относятся к лицам, замещающим муниципальные должности.

В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 36 Федерального закона от 06 октября 2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

Согласно п. 4.1 указанной статьи (действовавшей на момент принятия оспариваемого решения) глава муниципального образования должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.

Согласно пп. 2.1 п. 6 указанной статьи полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае удаления в отставку в соответствии со статьей 74.1 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".

В соответствии с ч. 10.1 ст. 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч. 11 ст. 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.

В настоящем судебном заседании установлено, что Любкин С.А. является Главой Большеулуйского районы – выборным должностным лицом местного самоуправления, Гоголев М.И., Потехина С.М., Сарычев Ю.Ю., Сафронов В.М., Стоянов Н.К., Султанович М.М., Шумилова О.О. являются депутатами Большеулуйского районного Совета депутатов. В представленных каждым из них справках о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих, своих супругов за 2016 год содержатся недостоверные сведения. По результатам проведенной проверки, выявившей факты нарушения выборным должностным лицом и депутатами органа местного самоуправления положений федерального законодательства о противодействии коррупции, прокурор Большеулуйского района 29 сентября 2017 года обратился в орган местного самоуправления с представлением, в котором требовал принять решение о досрочном прекращении полномочий депутатов, представивших недостоверные сведения, а при наличии депутатской инициативы и о досрочном прекращении Главы муниципального образования. 21 декабря 2017 года решением сессии Большеулуйского районного Совета депутатов представление прокурора в части досрочного прекращения полномочий депутатов было рассмотрено и отклонено, вопрос о досрочном прекращении полномочий Главы муниципального образования на рассмотрение сессии не выносился и решение по нему не принималось.

Установленные судом обстоятельства подтверждаются следующими доказательствами.

Согласно решению Избирательной комиссии муниципального образования Большеулуйский район от 15 сентября 2015 года № 16/42 выборы депутатов Большеулуйского районного Совета депутатов признаны состоявшимися, избранными считаются 15 депутатов: Бондаренко Н.Н., Кураченко С.И., Султанович М.М., Шумилова О.О., Швец И.И., Гейнц В.Э., Сафронов В.М., Гоголев М.И., Климанкова Л.Д., Олохов А.К., Занько Т.Д., Потехина С.М., Королева Е.И., Сарычев Ю.Ю., Стоянов Н.К. (л.д.78-80).

Согласно решению Большеулуйского районного Совета депутатов от 19.08.2015 года № 304 на должность Главы Большеулуйского района по результатам конкурса по отбору кандидатов избран Любкин С.А. (л.д.100).

Согласно представлению прокурора Большеулуйского района Красноярского края от 29 сентября 2017 года в адрес Председателя Большеулуйского районного Совета депутатов, он указывает, что прокуратурой Большеулуйского района проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции в деятельности Большеулуйского районного Совета депутатов, в результате которой выявлено, что в нарушение действующего законодательства в справках о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих, супругов и несовершеннолетних детей за 2016 год Главой муниципального образования и депутатами представлены недостоверные сведения:

Глава Большеулуйского района Любкин С.А. не отразил в справке супруги сведения о получении субсидии по оплате ЖКУ в сумме 16868 рублей 36 копеек, не направил уведомление в комиссию о выполнении иной оплачиваемой работы, что является нарушением Федерального закона № 25-ФЗ. Указанное нарушение повлекло размещение недостоверных сведений о доходах на сайте Администрации Большеулуйского района, в связи с чем, на основании требований ст. 74.1. Федерального закона от 06.10.2003 №; 131-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Глава может быть удален в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования в связи с несоблюдением ограничений и запретов и неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, возложенных п. 4.1 ст. 36 Федерального закона № 131-ФЗ;

Гоголев М.И. не отразил сведения о наличии у него прицепа , ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, регистрация от ДД.ММ.ГГГГ;

Потехина С.М. не отразила сведения о доходе её супруга в МБУ КЦСОН в размере 2654 рубля 25 копеек;

Султанович М.М. не отразил сведения о получении им дохода в
МБУ «Многопрофильный молодежный центр Большеулуйского района» в
размере 69976 рублей 30 копеек; не отразил сведения о получении им
субсидии на меры соцподдрежки по оплате ЖКУ в размере 67426 рублей 44 копейки;
не отразил сведения о доходе от продажи автомобиля «<данные изъяты>», ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, которая снята с учета ДД.ММ.ГГГГ, в графе
«Иные доходы» не отражена сумма полученного дохода; не
отразил сведения о наличии у его супруги счёта в «Совкомбанке» от
ДД.ММ.ГГГГ без остатка нем;

Стоянов Н.К. не отразил сведения о получении им дохода из КРОООО «Знание» на сумму 600 рублей;

Сафронов В.М. не отразил сведения о своем доходе в КГБУЗ «Большеулуйская РБ» в размере 40819 рублей 19 копеек; не отразил сведения о наличии у его супруги на регистрационном учете автомобиля «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ года выпуска с регистрационным знаком , регистрация от ДД.ММ.ГГГГ;

Шумилова О.О. не отразила сведения о полученном доходе от продажи автомобиля «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, который снят с учёта ДД.ММ.ГГГГ, в графе «Иные доходы» не отражена сумма полученного дохода в сумме свыше 300 тысяч рублей;

Сарычев Ю.Ю. не отразил сведения о наличии одного счета в ПАО «Сбербанк» от ДД.ММ.ГГГГ года на сумму 0-00 рублей; не отразил сведения о наличии у его несовершеннолетнего сына одного счета в ПАО «Сбербанк» от ДД.ММ.ГГГГ года и остаток на нем на сумму 24 рубля 72 копейки.

Прокурор требует рассмотреть настоящее представление с участием представителя прокуратуры, принять меры по устранению допущенных нарушений и причин, способствующих совершению указанных нарушений и недопущению подобного впредь. Требует рассмотреть вопрос о досрочном прекращении депутатских полномочий депутатов, представивших недостоверные сведения, а при наличии депутатской инициативы – Главы муниципального образования. О результатах рассмотрения настоящего представления требует уведомить прокурора в срок до 31.10.2017 года (л.д.8-11).

Согласно протоколу четырнадцатой очередной сессии Большеулуйского районного Совета депутатов V созыва от 21 декабря 2017 года № 14 в повестку дня сессии включён вопрос о досрочном прекращении полномочий депутатов Большеулуйского районного Совета депутатов. Путем открытого голосования принято решение об отказе в досрочном прекращении полномочий депутатов, представивших недостоверные сведения (л.д.14-18, 57-59).

При этом Глава Большеулуйского района Любкин С.А. полагает, что представленная им справка о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера его супруги в полной мере соответствует требованиям действующего законодательства. Депутаты Большеулуйского районного Совета депутатов фактов указания недостоверных сведений в представленных ими справках, на которые указал прокурор в своём представлении, не отрицали.

Принятое органом местного самоуправления оспариваемое административным истцом решение нельзя считать законным.

В силу Устава Большеулуйского района Красноярского края (л.д.21-50), его статей 1 и 3 Большеулуйский район Красноярского края является в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» самостоятельным муниципальным образованием, местное самоуправление в котором осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом и законами Красноярского края, решениями, принятыми на местном референдуме, настоящим Уставом. Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные нормы и принципы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации …

Глава района - высшее должностное лицо района, наделённое согласно Уставу собственной компетенцией по решению вопросов местного значения, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории района. Глава района действует в пределах полномочий, определенных законодательством, настоящим Уставом и решениями Совета депутатов района. Глава района избирается Большеулуйским районным Советом из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию. Глава района должен соблюдать ограничения и запреты, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия Главы района прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами" (статья 15). Срок полномочий Главы района – 5 лет (статьи 15 и 16).

Районный Совет депутатов является представительным органом местного самоуправления, состоящий из 15 депутатов (статья 22). К компетенции Совета депутатов относится, в том числе, принятие решения об удалении Главы в отставку (статья 24). Организационно-правовой формой работы Совета является сессия (статья 25). Районный Совет депутатов по вопросам, отнесенным к его компетенции, принимает решения. Решения принимаются открытым или тайным голосованием (статья 29). В силу п.9.1 статьи 30 депутат должен соблюдать ограничения и запреты, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия депутата прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами". В силу пункта 8 ст.31 Устава решение Совета депутатов о досрочном прекращении полномочий депутата принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями Совета депутатов, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.

Аналогичным образом вопросы местного значения решаются и в соответствии с Регламентом Большеулуйского районного Совета депутатов (л.д.51-56), утверждённого Решением Большеулуйского районного Совета депутатов от 29 августа 2013 года № 226 (л.д.51).

Последствие в виде досрочного прекращения полномочий депутатов за неисполнение установленных законом ограничений, связанных с замещением муниципальной должности, в силу действующего нормативно-правового регулирования, является безальтернативным вне зависимости от степени допущенного нарушения. Действующее законодательство императивно устанавливает конкретное последствие за неисполнение установленных законом ограничений при исполнении полномочий депутата органа местного самоуправления. Установленные антикоррупционным законодательством ограничения обязательны для соблюдения всеми государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами.

Представление депутатами Большеулуйского районного Совета депутатов Гоголев М.И., Потехина С.М., Сарычев Ю.Ю., Сафронов В.М., Стоянов Н.К., Султанович М.М., Шумилова О.О. заведомо недостоверных сведений о своих доходах, расходах, имуществе, обязательствах имущественного характера, и доходах, расходах, имуществе, обязательствах имущественного характера супруги (супруга), несовершеннолетних детей является основанием для прекращения их полномочий. Решение Большеулуйского районного Совета депутатов об отказе в досрочном прекращении полномочий депутатов противоречит положениям Федерального закона № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и Федерального закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Такое решение нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на осуществление местного самоуправления через выборные органы местного самоуправления, препятствует осуществлению механизма контроля за расходами.

Доводы административного ответчика о том, что при принятии решения об отклонении представления прокурора Большеулуйского района в части досрочного прекращения полномочий депутатов, депутаты Большеулуйского районного Совета депутатов руководствовались принципами самостоятельности местного самоуправления и принципом свободы волеизъявления, являются необоснованными. Согласно Уставу Большеулуйского района Красноярского края правовую основу деятельности его органов, как уже отмечено выше, составляют общепризнанные нормы и принципы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации. Не подвергая сомнению право депутатов на свободу в решении вопросов местного самоуправления, суд отмечает, что принимаемые ими решения и действия не должны противоречить нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, не должны нарушать права и законные интересы граждан - избирателей, чьи права и свободы, в том числе право на решение вопросов местного значения компетентным и законопослушным выборным органом, депутат призван защищать.

Действующим законодательством не урегулирован порядок досрочного прекращения полномочий депутата в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Суд считает возможным согласиться с требованием прокурора о том, что устранение допущенного административным ответчиком нарушения действующего законодательства может быть достигнуто путем возложения на Большеулуйский районный Совет депутатов обязанности повторно рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий депутатов, нарушивших требования Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В противном случае непринятие решение о досрочном прекращении депутатов, нарушивших антикоррупционное законодательство при прямом указании в законе на то, что полномочия подлежат досрочному прекращению, оказывает негативное влияние на формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению.

Иск в части оспаривания решения Большеулуйского районного Совета депутатов об отклонении представления прокурора и о возложения на Большеулуйский районный Совет депутатов рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий депутатов подлежит удовлетворению.

Учитывая, что решение суда следует исполнить на сессии Большеулуйского Совета депутатов, к моменту созыва которой с момента вступления решения суда в законную силу истечет определённый период времени, возлагая на административного ответчика обязанность сообщить об исполнении решения суда, суд считает возможным установить такой срок в 10 дней со дня окончания заседания сессии.

При рассмотрении требований прокурора о возложения на Большеулуйский районный Совет депутатов обязанности рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий Главы Большеулуйского района Любкина С.А., суд учитывает следующее.

Суд находит несостоятельными доводы Главы Большеулуйского района Любкина С.А. об отсутствии недостоверности в представленной им справке о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера его супруги. Содержащиеся в
Письме Минтруда России от 26.12.2016 года № 18-2/10/В-9843 "О Методических рекомендациях по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки» указание на то, что с учетом целей антикоррупционного законодательства в строке 6 "Иные доходы" не указываются сведения о денежных средствах, касающихся возмещения расходов, понесенных служащим (работником), его супругой (супругом), несовершеннолетним ребенком, в том числе связанных с оплатой коммунальных и иных услуг, наймом жилого помещения, не освобождает лиц, обязанных предоставлять справки, указывать в числе доходов субсидии - средства, предоставляемые в качестве помощи для оплаты жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, и (или) средства, предоставляемые гражданам в качестве помощи для оплаты жилья и коммунальных услуг с учетом их доходов.

Вместе с тем из содержания представления прокурора от 29.09.2017 года следует, что прокурор требует от Большеулуйского районного Совета депутатов при наличии депутатской инициативы рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования в связи с несоблюдением ограничений и запретов и неисполнением обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 года № 273-ФЗ. Доказательств тому обстоятельству, что такая инициатива депутатами была проявлена, в материалы дела административным истцом не представлено. Оснований выносить на голосование депутатов вопрос о досрочном прекращении полномочий Главы муниципального образования Любкина С.А. при таких обстоятельствах не было. Нельзя считать, что депутаты Большеулуйского районного Совета депутатов в такой ситуации не выполнили требование прокурора.

В силу ч.1 ст.74.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" представительный орган муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

В силу пункта 4 ч.2 этой же статьи основанием для удаления главы муниципального образования в отставку является несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".

В силу ч.3 ст.74.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" инициатива депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку, выдвинутая не менее чем одной третью от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, оформляется в виде обращения, которое вносится в представительный орган муниципального образования. Указанное обращение вносится вместе с проектом решения представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку. О выдвижении данной инициативы глава муниципального образования и высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) уведомляются не позднее дня, следующего за днем внесения указанного обращения в представительный орган муниципального образования.

В силу ч.4 ст.74.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" рассмотрение инициативы депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку осуществляется с учетом мнения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Анализ указанных норм свидетельствует о том, что порядок удаления главы муниципального образования законом урегулирован. Инициирование вопроса об удалении главы в отставку в связи с допущенными им нарушениями антикоррупционного законодательства является правом, но не обязанностью депутатов представительного органа местного самоуправления. Таким образом отсутствуют правовые основания для возложения на представительный орган местного самоуправления обязанности рассмотреть на сессии вопрос о досрочном прекращении полномочий Главы Большеулуйского района Любкина С.А. Иск в этой части удовлетворению не подлежит.

Административный истец и административный ответчик от уплаты государственной пошлины освобождены. Судебные расходы следует принять на счет федерального бюджета.

Руководствуясь ст.227 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Административный иск прокурора Большеулуйского района Красноярского края удовлетворить частично.

Признать решение Большеулуйского районного Совета депутатов от 21 декабря 2017 года об отказе в досрочном прекращении полномочий депутатов Гоголев М.И., Потехина С.М., Сарычев Ю.Ю., Сафронов В.М., Стоянов Н.К., Султанович М.М., Шумилова О.О. не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц.

Большеулуйскому районному Совету депутатов на ближайшей сессии после вступления решения суда в законную силу рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий депутатов Гоголев М.И., Потехина С.М., Сарычев Ю.Ю., Сафронов В.М., Стоянов Н.К., Султанович М.М., Шумилова О.О..

В течение 10 дней по окончании сессии сообщить об исполнении решения по административному делу в суд и прокурору Большеулуйского района Красноярского края.

В остальной части в удовлетворении иска отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Большеулуйский районный суд Красноярского края.

Председательствующий:

Решение в окончательной форме изготовлено 16 апреля 2018 года.

Судья: