ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-48/2022 от 24.01.2022 Пинежского районного суда (Архангельская область)

УИД 29RS0020-01-2021-000959-76

Дело № 2а-48/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 января 2022 года с. Карпогоры

Пинежский районный суд Архангельской области в составе председательствующего Жук О.Ю.,

при секретаре судебного заседания Чупаковой Э.В.,

с участием заместителя прокурора Пинежского района Архангельской области Климова Е.В.,

представителя административного ответчика Зубовой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Пинежского района Архангельской области к администрации муниципального образования «Пинежский муниципальный район» о признании незаконным бездействия в непринятии мер по разработке и утверждению административного регламента предоставления муниципальной услуги по признанию граждан малоимущими на территории муниципального образования «Пинежский муниципальный район» для освобождения от внесения платы за пользование жилым помещением муниципального жилищного фонда, занимаемого по договорам социального найма, и возложении обязанности разработать и утвердить регламент предоставления муниципальной услуги по признанию граждан малоимущими на территории муниципального образования «Пинежский муниципальный район» для освобождения от внесения платы за пользование жилым помещением муниципального жилищного фонда, занимаемого по договорам социального найма,

у с т а н о в и л:

прокурор Пинежского района Архангельской области обратился в Пинежский районный суд Архангельской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц с указанным иском к административному ответчику.

В обоснование иска указал, что в силу положений п.2.2 ст. 14, ч. 2 ст. 49, ч. 9 ст. 156 ЖК РФ в случае предоставления малоимущному и нуждающемуся в жилом помещении гражданину жилого помещения по договору социального найма, за ним сохраняется право на освобождение от платы за наем, для реализации которого гражданин должен обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о признании его малоимущим уже в целях освобождения его от оплаты за наем.

Вопросы, связанные с освобождением граждан, признанных малоимущими, от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем) муниципального жилищного фонда, согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункту 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» должны быть урегулированы на муниципальном уровне путем принятия соответствующего муниципального правового акта в виде административного регламента предоставления муниципальной услуги по освобождению граждан, признанных малоимущими, от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем) муниципального жилищного фонда.

Указал, что проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что администрацией МО «Пинежский муниципальный район» до настоящего времени не разработан и не утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги по признанию граждан малоимущими на территории МО «Пинежский муниципальный район» для освобождения от внесения платы за пользование жилым помещением муниципального жилищного фонда, занимаемого по договорам социального найма.

Непринятие администрацией МО «Пинежский муниципальный район» данного правового акта противоречит вышеуказанным требованиям закона и создает препятствие для реализации неопределенному кругу лиц – малоимущим гражданам, проживающим по договорам социального найма в муниципальном жилищном фонде, предусмотренных действующим жилищным законодательством прав, что недопустимо.

Просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Пинежский муниципальный район», выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению административного регламента предоставления муниципальной услуги по признанию граждан малоимущими на территории МО «Пинежский муниципальный район» для освобождения от внесения платы за пользование жилым помещением муниципального жилищного фонда, занимаемого по договорам социального найма; возложить на администрацию МО «Пинежский муниципальный район» обязанность разработать и утвердить регламент предоставления муниципальной услуги по признанию граждан малоимущими на территории МО «Пинежский муниципальный район» для освобождения от внесения платы за пользование жилым помещением муниципального жилищного фонда, занимаемого по договорам социального найма.

Представитель административного истца –заместитель прокурора Пинежского района Архангельской области в судебном заседании административные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.

Представитель администрации МО «Пинежский район» Зубова Н.В. в судебном заседании административные исковые требования признала в порядке ч. 3 ст. 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее- КАС РФ).

Суд, заслушав представителя административного истца и представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, пришел к следующему.

В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.

Аналогичные нормы содержатся и в п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона Российской Федерации от 17.01.1992 № 2202-1-ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации».

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу ст. 12, ч. 1 ст. 130 и ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.

Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством (абзац двенадцатый ч. 1 ст. 2, п. 6 ч. 1 ст. 14, п. 6 ч. 1 ст. 16);

для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения (п. 1 ч. 1 ст. 50), в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.

Аналогичные положения закреплены и в ч. 1 ст. 14 и п. 3 ч. 2 ст. 19 ЖК РФ, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют также полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям; установление максимального размера дохода граждан и постоянно проживающих совместно с ними членов их семей и стоимости подлежащего налогообложению их имущества в целях признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования.

Порядок предоставления жилых помещений из муниципального жилищного фонда предусмотрен чч. 3, 4 ст. 57 ЖК РФ, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются по решению органа местного самоуправления гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Решение о предоставлении жилья по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма.

В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке. При этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2).Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.

Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции РФ, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Федеральным законом от 27 мая 2014 года № 136-ФЗ внесены изменения в статью 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии с внесенными изменениями полномочия сельских поселений по обеспечению проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организации строительства и содержания муниципального жилищного фонда, созданию условий для жилищного строительства, осуществлению муниципального жилищного контроля, а также иные полномочия органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, предусмотренные пунктом 6 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», переданы органам местного самоуправления соответствующих муниципальных районов и являются вопросами местного значения муниципальных районов.

Федеральный закон вступил в силу 27 мая 2014 года.

Законом Архангельской области от 20 июня 2014 года № 157-9-ОЗ «О внесении дополнения в областной закон «О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере правового регулирования организации и осуществления местного самоуправления» срок передачи полномочий по решению вопросов местного значения, предусмотренным в том числе пунктом 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», сдвинут до 31 декабря 2015 года включительно.

В настоящее время порядок ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в том числе порядок принятия граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях; порядок ведения учетных дел граждан, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях; порядок снятия граждан с учета нуждающихся в жилых помещениях регламентируется Законом Архангельской области от 1 июля 2016 года № 441-27-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма». Соответствующие полномочия в силу вышеприведенного законодательства с 1 января 2016 года переданы администрации МО «Пинежский район».

В силу п. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ, проверка малоимущности обратившихся за предоставлением жилья граждан является компетенцией органа местного самоуправления.

Порядок принятия решения устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. Такой порядок установлен Законом Архангельской области от 20 сентября 2005 года № 78-5-ОЗ «О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений и порядке признания граждан малоимущими в Архангельской области». В Приложении 1,2 определены виды доходов и перечень имущества, учитываемых при отнесении граждан к малоимущим для принятия на учет и предоставления им жилых помещений по договорам социального найма.

Принятие органом местного самоуправления решения о признании гражданина малоимущим является результатом выполнения такой проверки.

Часть 9 статьи 156 Жилищного кодекса РФ закрепляет, что граждане, признанные в установленном порядке малоимущими гражданами и занимающие жилые помещения по договорам социального найма, освобождаются от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем).

Таким образом, в случае предоставления малоимущному и нуждающемуся в жилом помещении гражданину жилого помещения по договору социального найма, за ним сохраняется право на освобождение от платы за наем, для реализации которого гражданин должен обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о признании его малоимущим уже в целях освобождения его от оплаты за наем.

Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под муниципальной услугой понимается предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.

Пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» установлено, что органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

Под административным регламентом понимается нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги (ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»).

В соответствии со статьёй 13 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий государственную услугу, или орган, предоставляющий муниципальную услугу (далее в настоящей статье - орган, являющийся разработчиком административного регламента).

Таким образом, вопросы, связанные с освобождением граждан, признанных малоимущими, от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем) муниципального жилищного фонда, должны быть урегулированы на муниципальном уровне путем принятия соответствующего муниципального правового акта в виде административного регламента предоставления муниципальной услуги по освобождению граждан, признанных малоимущими, от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем) муниципального жилищного фонда.

Проведенной прокуратурой Пинежского района проверкой установлено, что администрацией МО «Пинежский муниципальный район» до настоящего времени не разработан и не утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги по признанию граждан малоимущими на территории МО «Пинежский муниципальный район» для освобождения от внесения платы за пользование жилым помещением муниципального жилищного фонда, занимаемого по договорам социального найма.

Данный факт в судебном заседании представителем административного ответчика не оспаривался, подтвержден исследованными в ходе судебного заседания доказательствами, исковые требования прокурора представитель ответчика в судебном заседании признала.

Непринятие администрацией МО «Пинежский муниципальный район» указанного истцом административного регламента создает препятствие для реализации неопределенному кругу лиц – малоимущим гражданам, проживающим по договорам социального найма в муниципальном жилищном фонде, предусмотренных действующим жилищным законодательством прав, что недопустимо.

В соответствии с ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Установив совокупность обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого бездействия требованиям нормативных правовых актов и о нарушении прав и законных интересов неопределенного круга лиц – малоимущных граждан, проживающих в муниципальном жилищном фонде, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных к администрации МО «Пинежский район» требований.

В соответствии со ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

Прокурор просит установить срок исполнения решения суда в части исполнения ответчиком обязанности разработать и утвердить регламент предоставления муниципальной услуги по признанию граждан малоимущими на территории МО «Пинежский муниципальный район» для освобождения от внесения платы за пользование жилым помещением муниципального жилищного фонда, занимаемого по договорам социального найма – в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Суд, учитывая обстоятельства дела, время, необходимое административному ответчику для устранения препятствий к осуществлению прав лиц, в интересах которых было подано административное исковое заявление, путем разработки и принятия соответствующего регламента, позицию сторон, считает необходимым определить срок исполнения данного решения суда в части возложения обязанности разработать и утвердить регламент предоставления муниципальной услуги - в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 226, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

административные исковые требования прокурора Пинежского района Архангельской области – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Пинежский муниципальный район», выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению административного регламента предоставления муниципальной услуги по признанию граждан малоимущими на территории МО «Пинежский муниципальный район» для освобождения от внесения платы за пользование жилым помещением муниципального жилищного фонда, занимаемого по договорам социального найма.

Обязать администрацию МО «Пинежский муниципальный район» в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить регламент предоставления муниципальной услуги по признанию граждан малоимущими на территории МО «Пинежский муниципальный район» для освобождения от внесения платы за пользование жилым помещением муниципального жилищного фонда, занимаемого по договорам социального найма.

На решение суда могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в судебную коллегию по административным делам Архангельского областного суда путём подачи жалобы, представления через Пинежский районный суд Архангельской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме 24 января 2022 года.

Судья Жук О.Ю.