ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4906/2016 от 24.01.2017 Железнодорожного районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 января 2017 года г. Барнаул

Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе председательствующего Зарецкой Т.В., при секретаре Денисовой А.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Товарищества собственников жилья «101» (ТСЖ «101») к Государственной инспекции Алтайского края о признании предписания от ДД.ММ.ГГГГ Государственной инспекции Алтайского края по жилищному надзору – незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец в лице законного представителя обратился в Железнодорожный районный суд г. Барнаула с настоящим иском, просил признать предписание Государственной инспекции Государственного жилищного надзора от ДД.ММ.ГГГГ. незаконным.

В обоснование иска указывал, что Государственная инспекция Жилищный надзор предписанием от ДД.ММ.ГГГГ. возложила на ТСЖ «101» обязанность произвести перерасчет размера платы за подогрев горячей воды за период с ноября ДД.ММ.ГГГГ. по декабрь ДД.ММ.ГГГГ. исходя из утвержденного норматива на подогрев воды qn = 0,065 Гкал/куб.м. в отопительный период.

Перерасчет по нормативному qn = 0,065 Гкал/куб.м. при самостоятельном производстве горячей воды (г.в.) в доме № (централизованное водоснабжение г.в. отсутствует) влечет нарушение требований нормативного документа «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирных домах...», утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. (Правила ) п. 54 абз. 2, 5,7:

1. Абзацы 5,7 предписывают начисление за подогрев г.в. производить по формуле 20:

,

исходя из объема горячей воды Vrвi, потребленного квартирой и удельного расхода тепла на подогрев г.в. qv = qф - определенного по показаниям приборов учета, установленных на теплообменнике (Правила п. 54, абз.2).

2. В доме система горячего водоснабжения - с системой циркуляции. Фактический qф,
определенный в соответствии с п.54 абз.2 по показаниям приборов, больше нормативного qн. Следовательно, при начислении по qн одна часть тепла на подогрев будет начислена пропорционально потреблённому объему г.в., как положено, а вторая часть, обусловленная разницей qф - qн, будет распределена в составе тепла на отопление дома пропорционально площади квартиры, что является нарушением п.54 абзац 5,7 и формулы 20.

В результате собственники с малым потреблением г.в вынуждены будут оплачивать часть тепла на подогрев горячей воды зимой (в составе отопления) за собственников с большим потреблением горячей воды.

Будут нарушены права ТСЖ производить начисления в соответствии с п. 54 Правил 354 за потребленное тепло на подогрев собственникам квартир по фактическому количеству потребленной горячей воды.

В судебном заседании законный представитель ТСЖ «101» на административном иске настаивала по изложенным основаниям.

Аналогичную позицию изложил ФИО1, привлеченный для участия в деле в качестве заинтересованного лица.

Представитель Государственной инспекции против удовлетворения административного иска возражала по основаниям, изложенным в отзыве.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения участников процесса, изучив все доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

По делу установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. Государственной инспекцией Алтайского края ТСЖ «101» было выдано предписание по установленным фактам нарушений действующего законодательства при начислении жилищно-коммунальных услуг, согласно которому установлен факт нарушения- расчет размера платы за горячее водоснабжение \подогрев производился с нарушением пункта 54 Правил, требований Постановления администрации г. Барнаула от 26.01.2010г. , предписано произвести перерасчет размера платы за горячее водоснабжение \подогрев за период с ноября 2014 по декабрь 2015 исходя из утвержденного норматива на подогрев горячей воды-0,065 Гкал\куб.м, в периоды отсутствия отопления расчет производить по показаниям узла учета тепловой энергетики.

Указанное предписание было выдано на основании внеплановой документарной проверки, проведенной Государственной жилищной инспекции, регистрационный .

Как пояснила законный представитель административного истца, в жилом доме по адресу: <адрес> отсутствует система централизованного горячего водоснабжения, что подтверждается также выводами Государственной инспекции и технологической схемой ГВС с циркуляцией. В доме № <адрес> в <адрес> имеется местная (индивидуальная) система теплоснабжения, при которой в дом поступает не холодная вода и при помощи теплоносителя производится непосредственно в доме.

В соответствии с п. 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила предоставления), в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.

Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется по показаниям прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии - пропорционально расходам такого коммунального ресурса на производство тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

При этом общий объем (количество) произведенной исполнителем за расчетный период тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определяется по показаниям приборов учета, установленных на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга по отоплению и (или) горячему водоснабжению, а при отсутствии таких приборов учета - как сумма объемов (количества) тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных по показаниям индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии, которыми оборудованы жилые и нежилые помещения потребителей, объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления

Согласно абзацу 5 пункта 54 Правил предоставления размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20.1 приложения N 2 к настоящим Правилам как сумма 2 составляющих;

произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду;

произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа на коммунальный ресурс. При этом объем (количество) коммунального ресурса определяется исходя из удельного расхода коммунального ресурса, использованного на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в объеме, равном объему горячей воды, потребленной за расчетный период в жилом или нежилом помещении и на общедомовые нужды.

Соответственно, чтобы произвести начисление коммунальной услуги по горячему водоснабжению при системе, установленной на доме № <адрес> в <адрес>, необходимо взять объем использованной горячей воды в конкретной квартире (т.к. начисляется плата за горячее водоснабжение), если жилое помещение оборудовано индивидуальным прибором учета или по нормативу, если индивидуальный прибор учета отсутствует, умноженный на тариф на коммунальную услугу по холодному водоснабжению и прибавить к произведению удельного расхода тепла на подогрев и объем потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенный по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении и тариф на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

<адрес> в <адрес> оборудован индивидуальным тепловым пунктом (ИТП) который является общим имуществом указанного дома. Горячее водоснабжение производится в данном доме, путем нагрева водопроводной воды в пластичном теплообменнике сетевой водой центральной теплосети. Настоящий теплообменник двухконтурный, с использованием тепла обратного трубопровода отопления.

Первый контур (сетевая вода) служит для расчета платы коммунальной услуги по горячему водоснабжению, учитывается общедомовым прибором учета на теплоснабжение, сдан на коммерческий учет СГК ОАО «Барнаульская генерация», второй контур учитывается расходомерами на подающем и обратном трубопроводах горячей воды на выходе ИТП, опломбированы пломбами ТСЖ «101», акт сдачи на коммерческий учет отсутствуют.

Однако пункт 54 Правил предписывает определять размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) в соответствии с Формулой 20 как сумму двух составляющих:

произведения объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду;

стоимости коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды при производстве коммунальной услуги по горячему водоснабжению, отнесенной на потребителя в каждом жилом и нежилом помещении пропорционально объему горячей воды, потребленному за расчетный период в жилом или нежилом помещении.

Законных оснований для использования какого-либо иного расчетного метода для определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению согласно пункту 54 Правил, не имеется.

В силу пункта 38 Правил размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организацией в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей (абзацы первый, седьмой).

Постановлением администрации г. Барнаула от 26.01.2010г. №290 утвержден норматив на подогрев горячей воды-0,065 Гкал\куб.м.

Таким образом, обжалуемое постановление соответствует требованиям действующего законодательства, и оснований для его признания незаконным не имеется.

Кроме того, в силу ч. 1 ст. 219 КАС административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Обжалуемое предписание было получено административным истцом ДД.ММ.ГГГГ., соответственно, о нарушении, согласно позиции ТСЖ «101», его прав административному истцу стало известно не позднее указанной даты.

Вместе с тем, за защитой нарушенного права ТСЖ «101» обратилось в суд лишь ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении установленного законом 3 месячного срока.

При этом административным истцом не представлено доказательств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска срока, которые могли бы являться основанием для его восстановления.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о пропуске административным истцом срока для обращения в суд, что, в силу ч.5 ст. 180 КАС РФ, служит достаточным основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований, при том положении, что доказательств уважительности причин пропуска данного срока административный истец не представил. Доводы административного истца о принятии иных мер для урегулирования спорного вопроса, а также обращение в суд с нарушением правил подсудности и подведомственности, к таким основаниям не относятся.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ТСЖ «101» к Государственной инспекции Алтайского края о признании предписания незаконным, оставить без удовлетворения в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в течение месяца со дня принятия решения суда.

Судья Т.В. Зарецкая