Дело № 2а-4907/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 октября 2016 года г. Улан-Удэ
Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Баторовой Д.А., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства в помещении суда административное исковое заявление Заместителя руководителя Администрации г. Улан-Удэ – Председателя Комитета городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ ФИО1 к Государственному инспектору РБ по охране природы, Республиканской службе по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, контролю и надзору в сфере природопользования (Бурприроднадзору) о признании незаконным предписания,
установил:
Обращаясь в суд с административным иском, истец Заместитель руководителя Администрации г. Улан-Удэ – Председатель Комитета городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ ФИО1 просил признать незаконным предписание Бурприроднадзора от ***... по устранению нарушения законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды.
Требование мотивировано тем, что предписанием от ***... контролирующего органа на истца возложена обязанность по ликвидации несанкционированных свалок в срок до 30.11.2016 г. Считает, что предписание вынесено с нарушением норм действующего законодательства, поскольку 01.01.2016 г. Федеральным законом от 29.12.2014 № 458-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» полномочия по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов отнесены в ведение субъекта РФ, который должен осуществлять свои полномочия в соответствии с региональной программой. Данная обязанность органа МСУ не предусмотрена действующим законодательством. Кроме того, нарушен порядок проведения проверок, установленный ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ. Бурприроднадзором предписание вынесено по результатам плановой рейдовой проверки. Вместе с тем, предписание об устранении выявленных нарушений может быть выдано только по результатам проверки, проведенной в рамках ФЗ N 294-ФЗ, которая осуществляется с соблюдением установленных данным Законом гарантий и прав проверяемого лица. Такая проверка администрации в порядке, предусмотренном ФЗ N 294-ФЗ, ответчиком не назначалась и не проводилась. Нормативными правовыми актами, регулирующими порядок осуществления федерального государственного экологического надзора, выдача предписания по результатам плановых (рейдовых) осмотров не предусмотрена. Кроме того, выдача предписания должностному лицу юридического лица, действующим законодательством не предусмотрено.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО2, действующая на основании доверенности от 19.08.2016 уточнила исковые требования, просила признать незаконным предписание Государственного инспектора РБ по охране природы, главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического, геологического, водного контроля и надзора Республиканской службы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, контролю и надзору в сфере природопользования (Бурприроднадзора) от ***... по устранению нарушения законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды. Заявленное требование поддержала по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного письменного судопроизводства в соответствии с ч. 1 ст. 291 КАС РФ, поскольку представитель истца и ответчика, соответчик представили заявление о рассмотрении дела без их участия.
Изучив представленные доказательства, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее – Закон №294-ФЗ) регулируются отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
В подп. 1 п. 1 ст. 2 указанного Закона, раскрывающем основные понятия, используемые в Законе, указано, что государственный контроль (надзор) - деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее также - юридические лица, индивидуальные предприниматели) требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - обязательные требования),
Из смысла приведенной нормы понятием юридического лица охватываются и должностные лица юридических лиц и выдача предписания должностному лицу в рамках его должностных полномочий, учитывая, что он как руководитель, обязан организовать выполнение предписания, не противоречит действующему законодательству.
В силу п. 4 ст. 1 Закона N 294-ФЗ особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении следующих видов государственного контроля (надзора): 30) государственный экологический надзор; 31) государственный земельный надзор и муниципальный земельный контроль.
В соответствии со ст. 65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды (далее – Закон № 7-ФЗ), ст. 25 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее – Закон № 89-ФЗ) под государственным экологическим надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, области обращения с отходами (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния соблюдения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
На основании ч. 4 ст. 65 Закона N 7-ФЗ государственный экологический надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный экологический надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный экологический надзор) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном, соответственно, Правительством РФ и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.
Из п. 5 ст. 65 Закона N 7-ФЗ, п. 2 ст. 25 Закона 89-ФЗ следует, что к отношениям, связанным с осуществлением государственного экологического надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Закона N 294-ФЗ.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 18.11.2011 N 600 утверждено Положение об организации и осуществлении регионального государственного экологического надзора (далее – Положение) установлено, что мероприятия по государственному экологическому надзору в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводятся уполномоченными органами государственной власти Республики Бурятия в соответствии с требованиями Закона N 294-ФЗ " и включают в себя:
а) организацию и проведение проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
б) принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений;
в) мероприятия по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований в установленной сфере при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями;
г) проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований особо охраняемых природных территорий регионального значения, земельных участков, акваторий водоемов регионального значения (п. 11).
Формы документов, составляемых по результатам проведения уполномоченными органами государственной власти Республики Бурятия мероприятий по государственному экологическому надзору, а также административные регламенты проведения проверок при осуществлении государственного экологического надзора утверждаются указанными органами в соответствии с требованиями федерального законодательства (п. 11).
Возможность осуществления плановых (рейдовых) осмотров, в том числе земельных участков, с 15.11.2014 г. предусмотрена статьей 13.2 Закона N 294-ФЗ. Порядок оформления и содержание таких заданий и результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах государственного контроля (надзора), а также органами местного самоуправления.
Приказом Минприроды Республики Бурятия от 03.02.2016 ... определен Порядок оформления плановых (рейдовых) заданий земельных участков, содержание таких заданий, а также порядок оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований.
Из материалов дела следует, что проверка соблюдения требований природоохранного законодательства проводилась должностным лицом Бурприроднадзора на основании распоряжения 29.07.2016 N ..., планового (рейдового) задания на осмотр, обследование территорий Железнодорожного, Октябрьского, Советского районов г. Улан-Удэ, по результатам которой проверяющим составлен акт от 03.08.2016 г., что соответствует пунктам 2.3., 2.4., 3.1 названного Порядка.
В результате проведенного обследования 03.08.2016 г. инспектором Бурприроднадзора были установлены факты нарушения природоохранного законодательства в вине организации несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов и строительного мусора в г. <адрес> направлении на юго-восток в 5 метрах (земельный участок кадастровый ...).
В соответствии с п. 4.2. Порядка составлен акт результатов планового (рейдового) осмотра, обследования с приложением фотоматериалов.
Как указано в п. 4.3. Порядка должностные лица органа надзора принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению нарушений обязательных требований, а также доводят в письменной форме до сведения руководителя органа надзора информацию о выявленных нарушениях для принятия решений о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ ".
Компетенция должностных лиц органа надзора, государственных инспекторов Бурприроднадзора определена указанным выше Положением, в подп. «н» п. 8 которого государственным инспекторам предоставлено право в пределах своих полномочий выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, но в установленном федеральным законодательством порядке.
Аналогичное право должностных лиц органов государственного надзора в области охраны окружающей среды выдавать юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований закреплено в п. 1 ст. 66 Закона № 7-ФЗ. При этом законодатель отметил, что такое право подлежит реализации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 ст. 13.2 Закона N 294-ФЗ предусмотрено, что в случае выявления при проведении плановых (рейдовых) осмотров, обследований нарушений обязательных требований должностные лица органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также доводят в письменной форме до сведения руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля информацию о выявленных нарушениях для принятия решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя.
В соответствии со ст. 17 Закона N 294-ФЗ выдача предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков устранения является мерой государственного принуждения, принимаемой должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, направленной на устранение выявленных нарушений действующего законодательства при проведении проверки.
Поскольку нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов РФ, регулирующими порядок осуществления государственного экологического надзора, выдача предписания по результатам плановых (рейдовых) осмотров не предусмотрена, в рассматриваемом случае Бурприроднадзор, получив доказательства, свидетельствующие о наличии признаков нарушения законодательства о размещении отходов, должна была реализовать свое право на проведение внеплановой проверки.
Оспариваемое предписание было выдано органом надзора руководителю Комитета городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ на основании акта обследования земельного участка от 03.08.2016 и предписано произвести ликвидацию указанных несанкционированных свалок в срок до 30.11.2016 г.
При этом не имелось обстоятельств, исключающих в соответствии с указанием Закона N 89-ФЗ, Закона N 7-ФЗ, Закона N 294-ФЗ ее проведение с соблюдением общих правил проведения проверок.
Между тем, располагая информацией, полученной в результате проведения мероприятий в ходе обследования земельного участка в указанной местности Бурприроднадзор какие-либо проверочные мероприятия на вышеуказанной территории в целях установления лиц, организовавших несанкционированные свалки, не проводил, нарушения, имевшие место со стороны юридического лица Комитета городского хозяйства, не устанавливались. По смыслу положений ФЗ № 294-ФЗ, предписание может быть вынесено только при установлении нарушений юридическими лицами и ИП, осуществляющими хозяйственную деятельность, требований, установленных законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, субъектов Российской Федерации.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание выдано с нарушением установленного законодательством порядка, то есть без осуществления органом надзора контрольных мероприятий в виде проверки с соблюдением прав заинтересованных лиц, надлежащим оформлением ее результатов и последующим принятием соответствующих мер, направленных на устранение выявленных нарушений. При этом, акт обследования земельного участка от 03.08.2016 мог послужить основанием для проведения внеплановой проверки, что фактически реализовано не было.
В силу пп. 2, 4 и 6 ч. 2 ст. 20 Закона N 294-ФЗ подобные нарушения со стороны государственного органа являются грубыми нарушениями требований действующего законодательства, поэтому на основании п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ ввиду существенных нарушений процедуры выдачи оспариваемое предписание подлежит признанию незаконным. Данная правовая позиция изложена в Обзоре судебной практики N 2, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 26.06.2015.
Довода истца о том, что с 01.01.2016 г. принятие мер по ликвидации несанкционированных свалок является обязанностью субъекта РФ, суд приходит несостоятельным, основанным на неправильном толковании норм материального права.
В соответствии со ст. 6 ФЗ № 89-ФЗ к полномочиям субъектов РФ в области обращения с отходами относятся организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
В соответствии со ст. 8 ФЗ № 89-ФЗ, п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с отходами относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
Таким образом, как субъекту РФ, так и органам местного самоуправления одинаково предоставлены полномочия в области обращения с отходами. Указанное обстоятельство не влияет на вывод суда о незаконности оспариваемого предписания, поскольку судом установлены иные основания для признания его незаконным.
В соответствии со статьей 223 КАС РФ по административным делам суд вправе приостановить действие оспариваемого решения в части, относящейся к административному истцу.
С учетом вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 176, 291-294 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Признать незаконным предписание Государственного инспектора Республики Бурятия по охране природы, главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического, геологического, водного контроля и надзора Республиканской службы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, контролю и надзору в сфере природопользования (Бурприроднадзора) от ***... по устранению нарушения законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды.
Приостановить действие предписания Бурприроднадзора от ***... по устранению нарушения законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Бурятия через Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ в течение 15 дней со дня получения копии решения суда.
Судья Д.А.Баторова
Решение суда в окончательной форме изготовлено 11 октября 2016 года