Дело № 2а-4908/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Новокузнецка в Кемеровской области в составе председательствующего судьи Сальниковой Е.Н.,
при секретаре Киринович А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новокузнецке
03 октября 2017 года
дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации г. Новокузнецка о признании незаконным решения об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец ФИО1 обратился в суд с административным иском к Администрации г. Новокузнецка о признании незаконным решения об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия.
Требования мотивированы тем, что 25 сентября 2017 года административным истцом в Администрацию г. Новокузнецка подано уведомление о намерении провести публичное мероприятие - митинг «08» октября 2017 года с 12 часов 00 минут до 15 часов 00 минут, по адресу г. Новокузнецк, площадь общественных мероприятий Центрального района, с предполагаемым количеством участников до 1500 человек. Цель публичного мероприятия: “Встреча граждан с политиком Алексеем Навальным с целью информирования о его деятельности”. 27 сентября 2017 года Администрация г. Новокузнецка 19:50 часов сообщила административному истцу о возможности забрать письмо, в котором сообщается о невозможности проведения заявленного административным истцом мероприятия в указанное время, в связи с проведением в указанном месте с 09:00 часов до 21:00 часов PR-акции с участием детей в возрасте от 7 лет. При этом в ответе Администрации указано о невозможности перенести заявленное административным истцом мероприятие в иные места, в связи с невозможностью вмещения данными местами указанного количества участвующих лиц или проведении в таких местах иных публичных мероприятий, заявленных организаторами ранее. Административный истец считает, что Администрация г. Новокузнецка совершает незаконные действия (отказывая в согласовании публичного мероприятия), тем самым нарушая права на проведение публичного мероприятия.
Просит признать незаконным решение Администрации г. Новокузнецка от 27 сентября 2017 года об отказе в согласовании ФИО1 проведения митинга “Встреча граждан с политиком Алексеем Навальным с целью информирования о его деятельности «08» октября 2017 года в период с 12 часов 00 минут по 15 часов 00 минут по адресу: г. Новокузнецк, площадь общественных мероприятий Центрального района с предполагаемым количеством участников 1500 человек, и предложении переноса места проведения данного мероприятия. Обязать администрацию г. Новокузнецка согласовать ФИО1 проведение митинга “Встреча граждан с политиком Алексеем Навальным с целью информирования о его деятельности «08» октября 2017 года в период с 12 часов 00 минут по 15 часов 00 минут по адресу: г. Новокузнецк, площадь общественных мероприятий Центрального района с предполагаемым количеством участников 1500 человек.
Истец ФИО1 о дате слушания извещен, в суд не явился, направил представителя.
Представитель административного истца ФИО2, действующий на основании доверенности и представивший документы о высшем юридическом образовании, в судебном заседании требования поддержал в полном объеме.
Представители административного ответчика Администрации г. Новокузнецка ФИО3 и ФИО4, действующие на основании доверенностей и представившие документы о высшем юридическом образовании, в судебном заседании требования административного иска не признали.
Заслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы.
Из положений статей 218 и 227 КАС РФ следует, что требование о признании незаконными решений или действий (бездействия) органов, должностных лиц может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и (действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Отсутствие указанной совокупности является основанием для отказа в удовлетворении требования.
Согласно ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 ч. 9 указанной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п.п. 3 и 4 ч. 9 и в ч. 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Статьей 31 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Аналогичные права закреплены в статье 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04 ноября 1950 года), статье 21 Международного пакта «О гражданских и политических правах» от 16 декабря 1966 года.
Проведение публичных мероприятий регламентируется Федеральным законом от 19.06.2004 N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее Федерального закона №54-ФЗ), статья 4 которого в рамках организации публичного мероприятия определяет ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности.
Как следует из материалов дела, и установлено судом, 25 сентября 2017г. ФИО1 обратился в Администрацию г. Новокузнецка с уведомлением о проведении публичного мероприятия в форме митинга 08 октября 2017 г. с 12 часов 00 минут до 15 часов 00 минут по адресу: г. Новокузнецк, площадь общественных мероприятий Центрального района с использованием сцены для размещения звукоусиливающей аппаратуры, плакаты, флаги Российской Федерации и иные средства наглядной агитации. Целью публичного мероприятия указано: «Встреча граждан с политиком Алексеем Навальным с целью информирования о его деятельности». Предполагаемое количество участников публичного мероприятия заявлено 1500 человек.
Администрацией г. Новокузнецка 27.09.2017 года подготовлен ответ №, в котором ФИО1 предложено изменить время заявленного публичного мероприятия, в связи с проведением на площади общественных мероприятий Центрального района 08.10.2017г. с 09:00 часов до 21:00 часов PR-акции, посвященной Всероссийскому фестивалю циркового искусства «Под сводом старого шатра», с участием детей – воспитанников детских цирковых студий в возрасте от 7 до 17 лет, проведение заявленного административным истцом мероприятия не представляется возможным. Акция проводится в рамках плана основных мероприятий, связанных с подготовкой и проведением празднования на федеральном уровне 400-летия основания г. Новокузнецка, согласно распоряжению администрации г. Новокузнецка от 19.09.2017г. №.
В ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ содержится понятие митинга, под которым понимается массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.
Пунктом 1 части 4 статьи 5 Федерального закона № 54-ФЗ установлено, что организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 Закона.
Обязанности органа власти при проведении публичных мероприятий регулируются статьей 12 Федерального закона № 54-ФЗ.
Пунктами 1 и 2 части 1 статьи 12 Федерального закона № 54-ФЗ определено, что орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения; довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.
Частью 3 ст.12 Федерального закона № 54-ФЗ определены исчерпывающие основания для отказа в согласовании проведения публичного мероприятия. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.
В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона №54-ФЗ публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.
Вместе с тем, законом субъекта Российской Федерации устанавливаются единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места (далее - специально отведенные места) (часть 1.1 статьи 8 Федерального закона).
Согласно ст.3 Закона Кемеровской области от 09 июля 2012 года № 81-ОЗ «О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий» единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места определяет Коллегия Администрации Кемеровской области с учетом положений Федерального закона и настоящего Закона.В соответствии с Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 26 декабря 2012 года № 582 (в ред. постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 14.07.2017 N 367) «Об определении единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест» к таким специально отведенным местам в г. Новокузнецке отнесены:
площадь общественных мероприятий Куйбышевского района, по ул. 1 Мая, Куйбышевский район (для проведения мероприятий численностью свыше 100 чел.);
площадь за Дворцом культуры им. Маяковского по ул. Пушкина, д. 26, Орджоникидзевский район (для проведения мероприятий с численностью до 100 чел.).
Согласно части 2.1 статьи 8 Федерального закона №54-ФЗ публичные мероприятия проводятся, как правило, в специально отведенных местах. Проведение публичного мероприятия вне специально отведенных мест допускается только после согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Из анализа вышеприведенных норм усматривается, что порядок использования специальных мест урегулирован отдельно от порядка проведения собраний в иных местах в силу специфики таких мест, в том числе по площади и возможности одновременного участия большого количества участников. Обязанности органа власти при проведении публичных мероприятий регулируются статьей 12 Федерального закона №54-ФЗ. Статья 8 этого закона является специальной нормой, регулирует только правоотношения по проведению публичных мероприятий в специально отведенных местах и содержит перечень мест, в которых проведение публичного мероприятия запрещается.
Поскольку для проведения публичного мероприятия организатором было выбрано иное место, чем установлено постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 26.12.2012 г. №, то проведение публичного мероприятия возможно было только после его согласования с органом местного самоуправления, в связи с чем организатор митинга обратился в администрацию г. Новокузнецка с соответствующим уведомлением.
Частью 2.1 статьи 8 Федерального закона №54-ФЗ установлено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 12 настоящего Федерального закона.
Как следует из правовых позиций, сформулированных Конституционным Судом Российской Федерации, в том числе в Определениях от 29 января 2015 г. N 201-О, от 2 апреля 2009 года N 484-О-П и от 1 июня 2010 года N 705-О-О, Постановлении от 14 февраля 2013 года N 4-П, понятие "согласование проведения публичного мероприятия с органом публичной власти" - по своему конституционно-правовому смыслу - не предполагает, что орган публичной власти может по своему усмотрению запретить проведение публичного мероприятия или изменить его цели, место, время или форму; он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в заявленное организатором время), либо иными подобными причинами, исчерпывающее законодательное закрепление перечня которых необоснованно ограничивало бы дискрецию органов публичной власти по реализации своих конституционных обязанностей. При согласовании публичного мероприятия уполномоченные представители публичной власти должны привести веские доводы в обоснование того, что проведение публичного мероприятия в заявленном месте и (или) в заявленное время не просто нежелательно, а невозможно в связи с необходимостью защиты конституционно признаваемых ценностей, и предложить организаторам публичного мероприятия такой вариант, который позволял бы реализовать его цели, включая свободное формирование и выдвижение участниками публичного мероприятия своих требований, в том числе политических, и их доведение до соответствующих адресатов. Организаторы публичного мероприятия, в свою очередь, должны предпринимать разумные и достаточные усилия по достижению возможного компромисса на основе баланса интересов, с тем чтобы реализовать свое конституционное право на свободу мирных собраний.
Из буквального смысла письма Администрации г. Новокузнецка от 27.09.2017 года №, направленного ФИО5 - организатору митинга, следует, что орган исполнительной власти признал проведение заявленного им митинга невозможным по причине проведения в указанном месте другого ранее запланированного мероприятия PR-акции, посвященной Всероссийскому фестивалю циркового искусства «Под сводом старого шатра», с участием детей – воспитанников детских цирковых студий в возрасте от 7 до 17 лет (проведение викторин, концертные программы детских творческих коллективов города, мастер-классы воспитанников детских цирковых студий, разыгрываться призы и подарки), включенного в план основных мероприятий, связанных с подготовкой и проведением празднования на федеральном уровне 400-летия основания г. Новокузнецка, согласно распоряжению администрации г. Новокузнецка от 19.09.2017г. №.
Представителем Администрации г. Новокузнецка была представлена в суд копия распоряжения Администрации г.Новокузнецка от 19.09.2017 г. №, в соответствии с которым Управлению культуры администрации г.Новокузнецка поручено 08.10.2017 г. организовать с 09 часов до 21 час. и провести мероприятие PR-акцию, посвященную Всероссийскому фестивалю циркового искусства «Под сводом старого шатра» на площади общественных мероприятий Центрального района с предполагаемым размером занимаемой территории 16 000 кв.м, количеством участников 1000 человек. Также суду представлена копия приказа Управления культуры Администрации г. Новокузнецка от 22.09.2017 г. № о подготовке и проведении PR-акции, посвященной Всероссийскому фестивалю циркового искусства «Под сводом старого шатра».
При этом установлено, что планируемое количество участников акции составляет до 1000 человек. Ссылаясь на то, что заявленное место занято для проведения иного мероприятия, Администрацией г. Новокузнецка не указано каким образом будет проходить размещение участников мероприятия, расположение требуемых для организации акции конструкций. В связи с чем доводы о занятости всей площади (которая предположительно составляет 17743 кв.м.) надлежащими доказательствами не подтверждено. А следовательно и отсутствует обоснование невозможности размещения 08 октября 2017 года одновременно двух мероприятий с учетом масштабов площади общественных мероприятий в Центральном районе г.Новокузнецка. Возражения административного ответчика о том, что проведение публичного мероприятия одновременно с мероприятием при участии детей не соответствует требованиям ст. 2 Закона Кемеровской области от 09 июля 2012 года № 81-ОЗ «О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий», в которой определены дополнительно к местам, установленным Федеральным законом, места, в которых проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций запрещается, а именно места, где проводятся мероприятия с участием детей; не могут быть приняты судом. Поскольку доводы о том, что расположение участников акции на площади будет препятствовать проведению заявленного публичного мероприятия, опровергнуты не были.
Кроме того суд учитывает, что администрацией г. Новокузнецка не выполнена обязанность по предложению иного места проведения мероприятия, что противоречит правовым позициям, сформулированным Конституционным Судом Российской Федерации. Так, если проведение публичного мероприятия в заявленном месте невозможно, орган местного самоуправления обязан предложить его организатору для обсуждения такой вариант проведения публичного мероприятия, который позволял бы реализовать его цели. В данном случае в ответе на уведомление Администрацией г. Новокузнецка предложено изменить время проведения заявленного мероприятия, согласовав его с администрацией г. Новокузнецка, при этом указано, что иных площадей в г. Новокузнецке, размер которых позволил бы разместить указанное в уведомлении число участников митинга (1500 человек) в г. Новокузнецке нет. Доводы ответчика о применении при оценке возможности проведения заявленного мероприятия на других площадях нормы предельной заполняемости - один человек на 2 кв. метра, установленной Законом Кемеровской области от 09.07.2012 N 81-ОЗ "О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий" являются несостоятельными, т.к. данная норма относится только к специально отведенным местам. В данном случае административный ответчик в письме указал на невозможность предложения в качестве места проведения митинга 08.10.2017 г. площади, являющейся специально отведенным местом в связи ее занятостью. Следовательно, при рассмотрении вопроса о предложении иного места и (или) времени подлежали согласованию другие не запрещенные к проведению публичных мероприятий места. При этом из положений пункта 5 части 4 статьи 5 Федерального закона N 54-ФЗ следует, что организатор публичного мероприятия обязан обеспечивать в пределах своей компетенции общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, выполнять эту обязанность совместно с уполномоченным представителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и уполномоченным представителем органа внутренних дел, выполняя при этом все их законные требования. Однако кроме предложения изменить время, которое фактически выпадало на временной отрезок с 07.00 до 09.00, что не соответствует заявленному организатором интервалу в количестве трех часов (с 12 часов до 15.00), от Администрации г. Новокузнецка иных предложений по согласованию заявленного мероприятия не последовало.
Исходя из правой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной применительно к положениям пункта 2 части 1 статьи 12 Федерального закона №54-ФЗ в решении должно содержаться предложение места и (или) времени проведения мероприятия, адекватное его социально-политическому значению (Определение Конституционного Суда РФ от 01.06.2010 N 705-О-О). Администрацией г.Новокузнецка иного варианта предложено не было, указание на возможность изменить время применительно к заявленному митингу не позволяет реализовать цели проведения указанного мероприятия, т.к. лишает фактически возможности на иных условиях на другой площадке его провести. При этом доводы ответчика об отсутствии обязанности по предложению иного места при наличии у организатора возможности согласовать другое время, направлены на иное толкование действующего законодательства. Кроме того такая позиция не согласуется с вышеприведенными разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что ответ Администрации г. Новокузнецка от 27.09.2017 г. на уведомление ФИО1 есть фактически немотивированный отказ в согласовании проведения публичного мероприятия- митинга, который не может быть признан законным и обоснованным.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО1 к Администрации г. Новокузнецка о признании незаконным решения об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия удовлетворить.
Признать незаконным решение Администрации города Новокузнецка, выраженное в письме от 27 сентября 2017 года об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия в форме митинга 08 октября 2017 г. с 12 часов до 15 часов по адресу Кемеровская область, г. Новокузнецк, площадь общественных мероприятий Центрального района г.Новокузнецка.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 03 октября 2017 года.
Председательствующий Е.Н. Сальникова