ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-490/19 от 02.04.2019 Кисловодского городского суда (Ставропольский край)

Дело № 2а-490/2019

УИД 26RS0017-01-2018-004211-12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Кисловодский городской суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Клочковой М.Ю., при секретаре судебного заседания Филатовой Т.В., с участием представителя административного истца старшего помощника прокурора города Кисловодска Литвиненко Е.А., представителя административного ответчика КИО администрации города-курорта Кисловодска, действующей на основании доверенности Сажневой Т.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора города Кисловодска в интересах муниципального образования городского округа города-курорта Кисловодска к Администрации города-курорта Кисловодска, Комитету имущественных отношений администрации города-курорта Кисловодска об оспаривании бездействия, о возложении обязанности,

Установил:

Заместитель прокурора города Кисловодска обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах муниципального образования городского округа города-курорта Кисловодска, впоследствии измененным в порядке ст. 46 КАС РФ, к Администрации города-курорта Кисловодска, Комитету имущественных отношений администрации города-курорта Кисловодска об оспаривании бездействия, о возложении обязанности, в обоснование которого указал, что в ходе прокурорской проверки в деятельности ответчиков выявлены нарушения земельного и бюджетного законодательства. В нарушение требований п.п. 1,3,71 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131 –ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 15, 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 15 Положения о курорте федерального значения Кисловодск, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2006 г. № 14, в пределах особо охраняемой природной территории муниципального образования города-курорта Кисловодска не осуществляется надлежащий контроль за использованием земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена.

Далее в обоснование административного иска указано, что земельные участки под гаражными боксами (гаражами) на территории города не сформированы, на кадастровый учет не поставлены, их учет не ведется, арендная плата (плата за фактическое использование) не взимается. Противоправное бездействие органов местного самоуправления влечет несбалансированность муниципального бюджета.

Заявляя о нарушении публичных интересов, административный истец просил суд признать незаконным бездействие администрации города-курорта Кисловодска, в лице Комитета имущественных отношений администрации города-курорта Кисловодска, выразившееся в ненадлежащем осуществлении бюджетных полномочий при пополнении доходной части бюджета города-курорта Кисловодска, в виде непринятия мер по установлению земельных участков на территории города-курорта Кисловодска, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, занятыми гаражными боксами (гаражами), по заключению договоров аренды и взиманию платы за фактическое использование земельных участков под гаражными боксами (гаражами), за исключением земельных участков используемых на ином праве; признать незаконным бездействие администрации города-курорта Кисловодска, в лице Комитета имущественных отношений администрации города-курорта Кисловодска, выразившееся в ненадлежащем исполнении муниципальной функции - «осуществление земельного контроля за использованием земель города-курорта Кисловодска», непринятии мер по приведению правоотношений по использованию земельных участков на территории города-курорта Кисловодска, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, под гаражными боксами (гаражами) в соответствие с законодательством, за исключением земельных участков используемых на ином праве; обязать администрацию города-курорта Кисловодска, в лице комитета имущественных отношений администрации города-курорта Кисловодска, в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу принять меры по приведению в соответствие с требованиями федерального законодательства правоотношений, связанных с предоставлением прав пользования земельными участками, занятыми гаражными боксами (гаражами) на территории города-курорта Кисловодска, путём исполнения требований ч. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса РФ, за исключением земельных участков используемых на ином праве.

В судебном заседании представитель административного истца старший помощник прокурора города Кисловодска Литвиненко Е.А. административные исковые требования поддержала по основаниям и доводам, изложенным в административном иске. Просила суд удовлетворить иск в полном объеме.

В судебном заседании представитель административного ответчика Комитета имущественных отношений администрации города-курорта Кисловодска, действующая на основании доверенности Сажнева Т.Н., иск признала, суду пояснила, что отсутствие финансирования на проведение мероприятий по выявлению, путем сплошной инвентаризации, земельных участков находящихся в муниципальной собственности, занятых гаражными боксами (гаражами), в настоящее время не позволяет выполнить указанные мероприятия по приведению правоотношений по использованию земельных участков на территории города, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена под гаражными боксами (гаражами) в соответствие с законодательством.

Далее пояснила суду, что Комитетом имущественных отношений администрации города-курорта Кисловодска в соответствии с Положением о комитете, будут проводиться мероприятия, направленные на выявление лиц, владеющих гаражными боксами (гаражами) на территории города с целью приведения правоотношений по использованию земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, под гаражными боксами (гаражами), в соответствии с действующим законодательством. Решения о заключении договоров аренды на выявленные под гаражными боксами (гаражами) земельные участки будут приниматься в соответствии с положениями Земельного кодекса РФ. Просила суд иск удовлетворить.

В судебное заседание представитель административного ответчика Администрации города-курорта Кисловодска, не явился, был извещен надлежащим образом о дне и месте слушания дела, в адрес суда направлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, о рассмотрении дела с учетом позиции представителя Комитета имущественных отношений администрации города-курорта Кисловодска.

Выслушав прокурора, представителя административного ответчика, изучив письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

На основании ст. 39 КАС РФ и ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре РФ" прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным иском о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 1 статьи 72 Земельного кодекса РФ под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

Согласно ст. 50 Закона № 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных в ст. 16 Закона № 131-ФЗ вопросов местного значения.

В соответствии со ст. 51 Закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В силу ст. 35 Закона 131-ФЗ представительные органы местного самоуправления устанавливают порядок управления и распоряжения муниципальным имуществом, а исполнительные органы непосредственно владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом, в том числе через учреждение и наделение полномочиями компетентных организаций.

В соответствии с Положением о Комитете имущественных отношений администрации города-курорта Кисловодска, утвержденным решением Думы города-курорта Кисловодска Ставропольского края от 26.02.2016 № 09-416, основной целью Комитета является реализация вопросов местного значения городского округа в области владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов.

Основными задачами Комитета, в соответствии с п. 2.2 Положения, являются:- эффективное управление муниципальным имуществом, в том числе и земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также землями, расположенными на территории городского округа города-курорта Кисловодска до разграничения государственной собственности на землю в соответствие с действующим законодательством;- осуществление муниципального контроля за использованием муниципального имущества; - осуществление муниципального земельного контроля; - разработка и реализация единой политики в области имущественных отношений на территории городского округа; - создание комплексной информационной системы управления муниципальной собственностью; - увеличение доходной части бюджета города-курорта Кисловодска за счет повышения эффективности использования муниципального имущества и земельных участков.

В соответствии с ч. 2 ст.15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В соответствии с ч. 1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

В соответствии со ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 ЗК РФ.

Порядок и сроки предоставления земельных участков в аренду на территории города-курорта Кисловодска установлен Административным регламентом по предоставлению администрацией города-курорта Кисловодска муниципальной услуги «Предоставление в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование земельных участков из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, или находящихся в собственности муниципального образования, юридическим лицам и гражданам», утвержденным Постановлением Администрации города-курорта Кисловодска от 07.06.2016 г. № 573.

Предоставление муниципальной услуги осуществляет комитет имущественных отношений администрации города-курорта Кисловодска, являющийся отраслевым (функциональным) органом администрации города-курорта Кисловодска п. 2.2 Регламента.

В силу п.п. 3.8, 3.41. Положения о Комитете имущественных отношений администрации города-курорта Кисловодска к его функциям относится осуществление муниципального контроля использования городских земель на основании Положения о муниципальном земельном контроле на территории муниципального образования города-курорта Кисловодска, утвержденного постановлением администрации города-курорта Кисловодска. Заключение договоров аренды земельных участков в соответствии с постановлениями администрации города-курорта Кисловодска, выступление арендодателем в договорах аренды земельных участков.

Согласно п. п. 1.1, 1.2, 1.8 Административного регламента исполнения администрацией города-курорта Кисловодска исполнение муниципальной функции «Осуществление земельного контроля за использованием земель города-курорта Кисловодска» утверждённого постановлением администрации города-курорта Кисловодска Ставропольского края от 02.06.2016 № 529 исполнение муниципальной функции осуществляет комитет имущественных отношений администрации города-курорта Кисловодска, являющийся отраслевым (функциональным) органом администрации города-курорта Кисловодска. Должностные лица и специалисты Комитета, ответственные за осуществление земельного контроля, обязаны: осуществлять земельный контроль за использованием земельных участков на территории муниципального образования города-курорта Кисловодска Ставропольского края в соответствии с законодательством Российской Федерации, Ставропольского края и в порядке, установленном муниципальными правовыми актами города-курорта Кисловодска Ставропольского края.

Судом установлено и следует из материалов дела, что прокуратурой города проведена проверка исполнения требований бюджетного законодательства при исполнении администрацией города-курорта Кисловодска обязательств по оплате исполненных муниципальных контрактов, в ходе которой установлено, что на 01.08.2018 г. у структурных подразделений администрации города-курорта Кисловодска значится кредиторская задолженность по исполненным государственным и муниципальным контрактам в сумме 103 000 000 руб. Задолженность образовалась перед следующими контрагентами: ООО «Кристалл» за услуги предоставления питания муниципальным образовательным учреждениям, ООО «Газпром Теплоэнерго Кисловодск», за оказанные услуги по отоплению, АО «Горэлектросеть» за услуги по поставке электроэнергии, ФГУП СК «Ставрополькрайводоканал» за услуги водоснабжения, ООО «Фарса Ойл» за поставку горючесмазочных материалов, ООО «Арго» за размещение ТКО и другими, в том числе субъектами малого предпринимательства.

Прокурорской проверкой установлено, что данные нарушения стали возможны по причине того, что при формировании бюджета на 2018 г. не была учтена сложившаяся негативная тенденция, связанная с несвоевременностью произведения оплаты муниципальными заказчиками обязательств по исполненным контрактам. Как следствие адекватных мер, направленных на достижение сбалансированности бюджета, со стороны администрации города-курорта Кисловодска не принято, в этой связи, расходная часть городского бюджета на 2018 г. вновь была неоправданно завышена, что привело к значительному увеличению задолженности по муниципальным контрактам. Ненадлежащее исполнение по оплате контрактов заказчиками носит распространенный характер, значительный объем задолженности сформировался в таких социально-значимых сферах, как жилищно-коммунальное хозяйство и образование. Мер принятых администрацией города-курорта Кисловодска оказалось недостаточно, так как не в полном объеме реализуются полномочия по пополнению собственных доходов местного бюджета.

Так, в ходе прокурорской проверки в деятельности Комитета имущественных отношений администрации города-курорта Кисловодска выявлены нарушения земельного законодательства при распоряжении земельными участками, находящимися в ведении администрации города Кисловодска.

Прокуратурой города установлено, что в администрацию города-курорта Кисловодска поступают заявления от членов гаражно-строительных кооперативов об оформлении земельных правоотношений под объектами недвижимости гаражными боксами, принадлежащим членам ГСК.

Вместе с тем, администрацией города не принимаются надлежащие меры по пополнению доходной части бюджета за счет взимания арендной платы, что в дальнейшем влечет серьезные негативные последствия социально-экономического характера, связанные с возникновением задолженности по коммунальным платежам, а также недоимки по налогам и сборам.

При этом, при надлежащей организации работы, у администрации города имеются существенные резервы для пополнения доходной части бюджета, однако они не реализуются.

По данным фактам 06.09.2018 г., по результатам проверки прокурором города Кисловодска в адрес главы города-курорта Кисловодска внесено представление об устранении выявленных нарушений закона № 7-14/2-2018.

02.10.2018 г. исполняющим обязанности Главы города-курорта Кисловодска по результатам рассмотрения представления дан ответ о том, что проведенный анализ практики предоставления земельных участков членам ГСК в субъектах Российской Федерации, показал отсутствие урегулирования данного вопроса на законодательном уровне субъектов Российской Федерации (за исключением нескольких регионов).При этом указанная проблема является актуальной на всей территории Российской Федерации, в связи с чем, Членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 19.07.2017 в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесен законопроект регламентирующий порядок регистрации гаражных боксов в ГСК, что в последующем послужит основанием для заключения договора аренды земельного участка.

Вместе с тем в соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 23.02.1995 № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», постановлением Правительства РФ от 17.01.2006 № 14 «О признании курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенных в Ставропольском крае, курортами Федерального значения и об утверждении положений об этих курортах» муниципальное образование город-курорт Кисловодск является особо охраняемой природной территорией, курортом федерального значения.

Пункт 15 «Положения о курорте федерального значения Кисловодск», утвержденного постановлением Правительства РФ от 17.01.2006 № 14 земли, водные объекты, леса и парки в пределах территории курорта Ессентуки имеют ограниченный режим пользования, обусловленный требованиями режима округа санитарной (горно-санитарной) охраны.

В соответствии с п. 1 ст. 95, п. 1 ст. 96 ЗК РФ к числу земель особо охраняемых природных территорий отнесены земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Действующее законодательство не предусматривает предоставления в частную собственность земельных участков в составе земель особо охраняемых природных территорий.

В связи с тем, что законодательно не предусмотрен порядок предоставления в собственность земельных участков в составе земель особо охраняемых природных территорий, то земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности предоставляются на территории города-курорта Кисловодска на основании договора аренды (п. 3 ч. 1 ст. 39.1 ЗК РФ).

В силу требований п п. 7 п. 1 ст. 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

При этом отсутствие правовых норм, регулирующих данные правоотношения, не препятствует заключению договоров аренды земельных участков под гаражными боксами в порядке, установленном указанным принципом земельного законодательства.

Из материалов дела следует, что надлежащие меры по приведению в соответствие с требованиями федерального законодательства правоотношений, связанных с реализацией прав пользования земельными участками, занятыми гаражными боксами (гаражами) на территории города-курорта Кисловодска, возможность которых предусмотрена ч. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса РФ, в полном объеме не приняты.

Так, согласно информации от 16.11.2018 г. № 0115/4053, представленной Комитетом имущественных отношений администрации города-курорта Кисловодска, на территории города-курорта Кисловодска имеется 42 гаражно-строительных кооператива, из которых 13 являются действующими.

Из указанной информации следует, что инвентаризация (комплексные кадастровые работы) земельных участков гаражно-строительных кооперативов, расположенных на территории города-курорта Кисловодска не проводилась, земельные участки, ранее предоставленные под гаражно-строительные кооперативы в установленном порядке не сформированы и на кадастровый учет не поставлены.

Из материалов дела следует, и не оспаривалось представителем административного ответчик в судебном заседании, что исчерпывающих сведений о земельных участках, занятых гаражно-строительными кооперативами в администрации города-курорта Кисловодска не имеется, как и не имеется исчерпывающих сведений о земельных участках, ранее предоставленных под гаражно-строительные кооперативы, сформированных и поставленных на кадастровый учёт в установленном законом порядке.

При этом, земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, под гаражными боксами (гаражами) не сформированы, договоры аренды не заключены, арендная плата не взимается.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами прокурорской проверки, информацией Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кисловодску Ставропольского края, архивными копиями постановлений главы администрации города-курорта Кисловодска за период с 14.07.1987 г. по 21.01.2002 г., выписками из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости от 18.02.2019 г.

Установленные в судебном заседании обстоятельства, свидетельствую о том, что муниципальная функция - осуществление земельного контроля за использованием земель города-курорта Кисловодска Комитетом имущественных отношений администрации города-курорта Кисловодска в полной мере не реализуется, что не оспаривалось административным ответчиком.

Суд с учетом установленных в судебном заседании обстоятельств и вышеперечисленных норм права, руководствуясь ст. 227 КАС РФ, приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований о признании незаконным бездействия администрации города-курорта Кисловодска, в лице Комитета имущественных отношений администрации города-курорта Кисловодска, выразившегося в ненадлежащем осуществлении бюджетных полномочий при пополнении доходной части бюджета города-курорта Кисловодска, в виде непринятия мер по установлению земельных участков на территории города-курорта Кисловодска, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, занятыми гаражными боксами (гаражами), по заключению договоров аренды и взиманию платы за фактическое использование земельных участков под гаражными боксами (гаражами), за исключением земельных участков используемых на ином праве; о признании незаконным бездействия администрации города-курорта Кисловодска, в лице Комитета имущественных отношений, выразившегося в ненадлежащем исполнении муниципальной функции - «осуществление земельного контроля за использованием земель города-курорта Кисловодска», непринятии мер по приведению правоотношений по использованию земельных участков на территории города-курорта Кисловодска, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, под гаражными боксами (гаражами) в соответствие с законодательством, за исключением земельных участков используемых на ином праве; о возложении на администрацию города-курорта Кисловодска, в лице Комитета имущественных отношений администрации города-курорта Кисловодска, обязанности в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу принять меры по приведению в соответствие с требованиями федерального законодательства правоотношений, связанных с предоставлением прав пользования земельными участками, занятыми гаражными боксами (гаражами) на территории города-курорта Кисловодска, путём исполнения требований ч. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса РФ, за исключением земельных участков используемых на ином праве.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 226,298 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление заместителя прокурора города Кисловодска в интересах муниципального образования городского округа города-курорта Кисловодска к Администрации города-курорта Кисловодска, Комитету имущественных отношений администрации города-курорта Кисловодска об оспаривании бездействия, о возложении обязанности удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации города-курорта Кисловодска, в лице Комитета имущественных отношений администрации города-курорта Кисловодска, выразившееся в ненадлежащем осуществлении бюджетных полномочий при пополнении доходной части бюджета города-курорта Кисловодска, в виде непринятия мер по установлению земельных участков на территории города-курорта Кисловодска, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, занятые гаражными боксами (гаражами), по заключению договоров аренды и взиманию платы за фактическое использование земельных участков под гаражными боксами (гаражами), за исключением земельных участков, используемых на ином праве.

Признать незаконным бездействие Администрации города-курорта Кисловодска, в лице Комитета имущественных отношений администрации города-курорта Кисловодска, выразившееся в ненадлежащем исполнении муниципальной функции - «осуществление земельного контроля за использованием земель города-курорта Кисловодска», непринятии мер по приведению правоотношений по использованию земельных участков на территории города-курорта Кисловодска, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, под гаражными боксами (гаражами) в соответствии с законодательством, за исключением земельных участков используемых на ином праве.

Возложить на Администрацию города-курорта Кисловодска, в лице Комитета имущественных отношений администрации города-курорта Кисловодска, обязанность принять меры по приведению в соответствие с требованиями земельного законодательства правоотношений, связанных с предоставлением прав пользования земельными участками, занятыми гаражными боксами (гаражами) на территории города-курорта Кисловодска, путем исполнения требований ч.1 ст. 39.1 Земельного кодекса РФ, за исключением земельных участков используемых на ином праве, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Кисловодский городской суд.

Судья М.Ю. Клочкова