ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4910/18 от 03.09.2018 Центрального районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

Дело № 2а-4910/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Волгограда в составе:

Председательствующего судьи Рудых Г.М.,

При секретаре Уртаеве А.В.,

с участием административного истца Саядян С.Т., представителя административного истца Саядян С.Т. – Распутиной Г.Ю., представителя административного ответчика комитета жилищной и социальной политики администрации Волгограда Осадчей Ю.П., представителя заинтересованного лица комитета строительства Волгоградской области Шульги Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 03 сентября 2018 года в г. Волгограде административное дело по административному исковому заявлению Саядян Самвела Тиграновича к комитету жилищной и социальной политики администрации Волгограда об отмене решения от 07.06.2018 об отказе в перевыдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, возложении обязанности перевыдать свидетельство,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Саядян С.Т. обратился в суд с иском с вышеуказанными требованиями, которые мотивировал тем, что 09.10.2018 его семье выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома №.... Данным свидетельством удостоверялось, что его семья является участницей подпрограммы «Обеспечение молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, и в соответствии с условиями этой подпрограммы предоставляется социальная выплата 587 790 руб. на приобретение (строительства) жилья на территории Волгоградской области. В свидетельстве указано, что оно действительно до 09.05.2018.

11.12.2017 письмом комитет жилищной и социальной политики администрации Волгограда уведомил, что согласно действующему бюджетному законодательству перечисление социальной выплаты молодым семьям участникам подпрограммы, которым ранее выдано свидетельство, по заявкам на оплату приобретенного жилого помещения или строящегося дома, поступившим из уполномоченных банков после 25.12.2017 не представляется возможным. Фактическая оплата заявок будет производиться после поступления средств из областного бюджета в бюджет Волгограда на те же цели в следующем году. Также его уведомили о возможности повторной выдачи свидетельства на срок равный периоду с 01.01.2018 до фактического перечисления средств из вышестоящего бюджета в бюджет Волгограда. Денежные средства были отозваны на 2 месяца 19 дней. В дальнейшем письмом от 07.06.2018 он был уведомлен о том, что срок действия свидетельства в рамках основного мероприятия составляет не более 7 месяцев после даты выдачи, указанной в свидетельстве, который истек 09.05.2018, и что повторная выдача свидетельства в рамках основного мероприятия правилами не предусмотрена.

С учетом того, что административным ответчиком был отозван сертификат на 2 месяца 19 дней, он в течение этого не мог им воспользоваться, и впоследствии ответчик не исполнил обязательства по повторной выдаче свидетельства на срок, равный периоду отзыва свидетельства. Считает, что данные действия нарушают его права и права его семьи. В связи с этим, в нарушение Конституции РФ, федеральных программ, письменного заверения, ответчик уклоняется от своей обязанности по повторной выдаче свидетельства, в связи с чем, отказ от 07.06.2018 подлежит отмене.

Просил отменить решение от 07.06.2018 об отказе в перевыдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, возложить обязанность по перевыдаче свидетельства о его праве с составом семьи три человека на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья на территории Волгоградской области сроком на 2 месяца 19 дней.

В судебном заседании административный истец Саядян С.Т. заявленные требования поддержал в полном объеме. Пояснил, что в связи с тем, что согласно сообщению у них были отозваны денежные средства, они потеряли вариант, который им был найден в ноябре, так как они не смогли собственнику дома указать конкретную дату перечисления денежных средств. После поступления денежных средств в марте 2018, опять стали искать вариант для приобретения жилья, в связи с чем, в апреле 2018 внесли задаток, однако не смогли оформить сделку, так как продавцу необходимо было время для оформления документов, и пришлось ждать. Кроме того, просил учесть, что окончание сертификата приходилось на майские праздники, а также то, что с 01.01.2018 по 19.03.2018 не смогли бы воспользоваться сертификатом в связи с отзывом денежных средств. В связи с тем, что им обещали перевыдать свидетельство на период когда денежные средства были отозваны, и в связи с отсутствием денежных средств, они ранее не могли подыскивать вариант покупки жилья.

Представитель административного истца Саядян С.Т. – Распутина Г.Ю., действующая на основании доверенности, в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявленных требований. Пояснила, что социальная выплата, предоставляемая за счет средств бюджетных ассигнований молодым семьям, в том числе имеющим детей, в рамках подпрограммы «Обеспечение молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, носит строго целевой характер и по своей правовой природе является мерой государственной поддержки молодых семей, направленной на создание условий для осуществления ими конституционного права на жилище. Считает, что в письме комитета жилищной и социальной политике от 11.12.2017 было сообщено о том, что перечисление социальной выплаты молодым семьям участникам подпрограммы, которым ранее выдано свидетельство, по заявкам на оплату приобретенного жилого помещения или строящегося дома, поступившим из уполномоченных банков после 25.12.2017 не представляется возможным, и фактическая оплата заявок будет производиться после поступления средств из областного бюджета в бюджет Волгограда на те же цели в следующем году. Кроме того, разъяснили о том, что будет повторно выдано свидетельство на срок равный периоду с 01.01.2018 до фактического перечисления средств из вышестоящего бюджета в бюджет Волгограда. С учетом того, что денежные средства были отозваны на 2 месяца 19 дней, и просят возложить обязанность о перевыдаче свидетельства на этот срок. Также считает, что письмом от 07.06.2018 №... Саядяну С.Т. было отказано в повторной выдаче свидетельства. Просила учесть, что истец не мог вступить в какие-либо гражданские правовые отношения по приобретению жилья, так как не было денежных средств, о чем ему было сообщено в письме от 11.12.2017. При заключении договора купли-продажи, он не смог был указать срок выплаты денежных средств. Истец действовал согласно сведениям, сообщенным комитетом. После того, как в марте 2018 стало известно о поступлении денежных средств, истец стал искать возможный вариант приобретения дома.

Представитель административного ответчика комитета жилищной и социальной политики администрации Волгограда Осадчая Ю.П., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против заявленных требований. Пояснила, что семья Саядян С.Т. с 26.11.201 была признана участником подпрограммы «Обеспечение молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. Свидетельство о праве на получение социальной выплаты было выдано 09.10.2017 сроком действия до 09.05.2018. В силу действующего законодательства, не использованные по состоянию на 01.01.2018 средства федерального и областного бюджетов, подлежат возврату в доход федерального и областного бюджетов. В письме от 11.12.2017 истцу сообщалось об этом, однако он не лишен был возможности подбирать себе жилое помещение, заключать договор купли-продажи и предоставлять документы в банк. Также просила учесть, что повторная выдача свидетельства не предусмотрена. Если он не смог воспользоваться правом на получение выделенной ему социальной выплаты, он сохраняет право на улучшение жилищных условий, в том числе на дальнейшее участием в основном мероприятии на общих основаниях.

Представитель заинтересованного лица комитета строительства Волгоградской области Шульга Н.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против требований истца. Пояснила, что с момента получения свидетельства, истец самостоятельно реализует свои права. Письмо от 11.12.2017 является информационным. Также считает, что истцом пропущен срок обращения в суд с данными требованиями.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, проверив и исследовав материалы дела, считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданину предоставлено право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если гражданин полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В судебном заседании установлено, что семья Саядян С.Т. составом 3 человека 26.11.2012 года признана участником основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050.

09.10.2017 года семье Саядян С.Т. составом семьи 3 человека выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома №..., срок действия которое до 09.05.2017.

Письмом от 07.06.2018 №... истцу по его обращению по вопросу повторной выдачи свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создания объекта индивидуального жилищного строительства в рамках основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства РФ от 30.12.2017 № 1710, истцу Саядян С.Т. было сообщено о том, что повторная выдача свидетельства в рамках основного мероприятия Правилами не предусмотрена. Также указано, что в соответствии с п. 52 Правил, в случае если владелец свидетельства о праве на получение социальной выплаты по какой-либо причине не смог в установленный срок действия этого свидетельства воспользоваться правом на получение выделенной ему социальной выплаты, он представляет в орган местного самоуправления, выдавший свидетельство, справку о закрытии договора банковского счета без перечисления средств социальной выплаты и сохраняет право на улучшение жилищных условий, в том числе на дальнейшее участие в подпрограмме на общих основаниях.

По правилам ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Проверяя соблюдение административным истцом срока на обращение в суд с рассматриваемыми требованиями суд учитывает общие положения ч. 1 ст. 219 КАС РФ, по смыслу которых если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно исковых требований, истцом оспаривается решение комитета жилищной и социальной политики администрации Волгограда, изложенное в письме от 07.06.2018 на обращение Саядян С.Т. по вопросу повторной выдачи свидетельства о праве получения социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создания объекта индивидуального жилищного строительства, в суд административный иск подан 02.08.2018, в связи с чем, истцом соблюден установленный законом срок на обращение в суд.

Разрешая по существу настоящий административный иск, суд учитывает следующее.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы, включающая в себя подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей».

Приложением № 1 к подпрограмме являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.

Постановлением Правительства РФ от 12.10.2017 № 1243 «О реализации мероприятий федеральных целевых программ, интегрируемых в отдельные государственные программы Российской Федерации» досрочно с 01.01.2018 года прекращена реализация федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 год, имея ввиду, что реализация мероприятий указанных программ будет осуществляться в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

С 01.01.2018 комитет комитета жилищной и социальной политики администрации Волгограда является уполномоченным органом по осуществлению на территории Волгоградской области реализации основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1710.

Ответственным исполнителем на территории Волгоградской области подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы являлся комитет молодежной политики Волгоградской области.

Целью основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», является государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Согласно пункту 3 Правил право молодой семьи - участницы основного мероприятия на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством о праве на получение социальной выплаты, которое не является ценной бумагой.

Пункт 5 Правил определяет, что срок действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты составляет не более 7 месяцев с даты выдачи, указанной в этом свидетельстве.

Как указывалось выше, семья Саядян С.Т. составом 3 человека, в том числе супруга Саядян С.В., дочь Саядян П.С., ДД.ММ.ГГГГ признана участником основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050.

09.10.2017 года семье Саядян С.Т. составом семьи 3 человека выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома №..., срок действия которое до 09.05.2017.

До 31.12.2017 семья Саядян С.В. не смогла реализовать средства социальной выплаты на приобретение жилого помещения.

Финансирование подпрограммы осуществляется за счет средств федерального бюджета, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

В соответствии с ч. 1 ст. 132 БК РФ под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

Согласно ч. 5 ст. 242 БК РФ, не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были ранее предоставлены, в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года.

В соответствии с решением главного администратора бюджетных средств о наличии потребности в межбюджетных трансфертах, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, не использованных в отчетном финансовом году, согласованным с соответствующим финансовым органом, органом управления государственным внебюджетным фондом в определяемом ими порядке, средства в объеме, не превышающем остатка указанных межбюджетных трансфертов, могут быть возвращены в текущем финансовом году в доход бюджета, которому они были ранее предоставлены, для финансового обеспечения расходов бюджета, соответствующих целям предоставления указанных межбюджетных трансфертов.

В связи с чем, не использованные по состоянию на 01.01.2018 средства федерального и областного бюджетов, подлежат возврату в доход федерального и областного бюджетов.

Истцом представлено письмо от 11.12.2017 №..., согласно которому он был оповещен о том, что согласно действующему бюджетному законодательству перечисление социальной выплаты молодым семьям участникам подпрограммы, которым ранее выдано свидетельство, по заявкам на оплату приобретенного жилого помещения или строящегося дома, поступившим из уполномоченных банков после 25.12.2017 не представляется возможным.

Фактическая оплата заявок будет производиться после поступления средств из областного бюджета в бюджет Волгограда на те же цели в следующем году.

Данное письмо содержало указание о возможности повторной выдачи свидетельства на срок равный периоду с 01.01.2018 до фактического перечисления средств из вышестоящего бюджета в бюджет Волгограда.

В дальнейшем письмом комитета жилищной и социальной политики в марте 2018 истец Саядян С.Т. был оповещен о возобновлении финансирования основного мероприятия на территории городского округа город - герой Волгоград.

Таким образом, средствами на оплату социальной выплаты семье Саядян С.В. администрация городского округа город - герой Волгоград смогла воспользоваться с 19 марта 2018 года.

Как указано в п. 5 Правил срок действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты составляет не более 7 месяцев с даты выдачи, указанной в этом свидетельстве.

Социальная выплата предоставляется владельцу свидетельства о праве на получение социальной выплаты в безналичной форме путем зачисления соответствующих средств на его банковский счет, открытый в банке, на основании заявки банка на перечисление бюджетных средств.

Владелец свидетельства о праве на получение социальной выплаты в течение 1 месяца со дня его выдачи сдает это свидетельство в банк.

По смыслу вышеуказанных норм закона, возможность перечисления денежных средств на основании свидетельства в счет исполнения обязательств по договорам приобретения недвижимости ограничивается сроком действия данного свидетельства.

Принимая во внимание, что истцу выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома №... 09.10.2017 сроком действия по 09.05.2018 (не более 7 месяцев), Саядян С.Т. обязана был предоставить требуемые законом документы в банк для перечисления социальной выплаты в срок до 09.05.2018 года (включительно).

Согласно пояснениям истца в судебном заседании, в связи с тем, что в декабре 2017 были отозваны денежные средства, ими потерял вариант, который был найден в ноябре, так как они не смогли собственнику дома указать конкретную дату перечисления денежных средств, а он не захотел ждать. И надеясь на то, что им будет повторной выдано свидетельство с учетом срока отсутствия денежных средств, какого-либо варианта не искали. И после поступления денежных средств в марте 2018, был, найдет вариант приобретения жилого дома и в апреле 2018 внесен задаток. Однако продавцу необходимо было время для оформления документов на дом, и пришлось ждать. Документы были готовы в конце мая 2018, но в дальнейшем было отказано в перевыдаче свидетельства.

Между тем, доводы истца и его представителя в судебном заседании о том, что окончание сертификата приходилось на майские праздники, а также то, что с 01.01.2018 по 19.03.2018 истец не смог воспользоваться сертификатом в связи с отзывом денежных средств, а также в связи с наличием сведений о возможности повторной выдачи свидетельства на срок, равный периоду с 01.01.2018 до фактического перечисления средств из вышестоящего бюджета в бюджет Волгограда, в связи с чем, истец не мог подобрать соответствующий вариант приобретения дома, суд считает несостоятельными и не основанными на нормах действующего законодательства.

Действующее законодательство, регулирующие правоотношения сторон, не предусматривает процедуру и саму возможность восстановления срока действия ранее выданного свидетельства или повторной выдаче его.

Механизм устранения недостатков после совершения сделки по приобретению жилья и предъявлению документов в уполномоченный банк для получения социальной выплаты за пределами срока свидетельства в нормативных правовых актах не предусмотрен.

При этом суд отмечает, что спорная социальная выплата финансируется из средств областного и местного бюджетов. В случае не использования средств областного бюджета муниципальным образованием в году перечисления межбюджетных трансфертов, муниципальное образование возвращает средства в областной бюджет. Муниципальное образование вправе заявить о потребности в средствах областного бюджета и получить возврат средств областного бюджета в следующем году.

Доводы о невозможности исполнения истцом денежных обязательств, имеющих место до декабря 2017, в связи с сообщением о возврате не использованных по состоянию на 01.01.2018 денежных средств, с учетом характера спорного правоотношения правового значения не имеют.

Также суд считает, что заслуживают внимание доводы представителя ответчика о том, что истец не был лишен возможности подбирать возможные варианты приобретения жилья, заключать договоры купли-продажи.

Таким образом, семья Саядян С.Т. составом семьи 3 человека до 09.05.2018 не воспользовалась правом на получение выделенной ему социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создания объекта индивидуального жилищного строительства.

Кроме того, согласую пункту 52 Правил в случае если владелец свидетельства о праве на получение социальной выплаты по какой-либо причине не смог в установленный срок действия этого свидетельства воспользоваться правом на получение выделенной ему социальной выплаты, он представляет в орган местного самоуправления, выдавший свидетельство, справку о закрытии договора банковского счета без перечисления средств социальной выплаты и сохраняет право на улучшение жилищных условий, в том числе на дальнейшее участие в подпрограмме на общих основаниях.

С учетом установленных обстоятельств, и то, что Правилами не предусмотрен порядок выдачи повторного свидетельства в случае не использования права на получение выделенной социальной выплаты в установленный срок, требование истца о возложении обязанности перевыдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья на территории Волгоградской области Саядян С.Т. составом семьи 3 человека срок на 2 месяца 19 дней противоречит действующему законодательству, что было и указано в письме комитета от 07.06.20218, и не может быть удовлетворено.

При таких обстоятельствах, суд считает, что исковые требования Саядян С.Т. удовлетворению не подлежат в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 175 – 181 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Саядян Самвела Тиграновича к комитету жилищной и социальной политики администрации Волгограда об отмене решения от 07.06.2018 об отказе в перевыдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, возложении обязанности перевыдать свидетельство - отказать.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение месяца через Центральный районный суд г. Волгограда.

Судья - Г.М. Рудых