ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4911-2021 от 29.12.2021 Орджоникидзевского районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 2а-4911-2021

Уникальный идентификатор дела №...

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Пермь 29 декабря 2021 года

Орджоникидзевский районный суд г. Перми в составе председательствующего судьи Невидимовой Е.А.,

при секретаре судебного заседания Вороновой Ю.Э.,

с участием административного истца Кабанова П.А.,

представителя административного ответчика Военного комиссариата Мотовилихинского и <АДРЕС> по доверенности Липатовой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Кабанова П. А. к призывной комиссии <АДРЕС> о признании решения незаконным,

установил:

Кабанов П.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к призывной комиссии <АДРЕС> об оспаривании решения призывной комиссии от (дата).

Свои требования административный истец мотивирует следующим.

Истец состоит на учете состоит на воинском учете в Военном комиссариате Мотовилихинского и <АДРЕС> края. (дата) на заседании призывной комиссии <АДРЕС> ему было озвучено решение о призыве на военную службу, выдана повестка серии №... от (дата) для «отправки к месту прохождения военной службы». На медицинской комиссии административным истцом были озвучены жалобы на состояние здоровья, в течении длительного времени (более 1 года) беспокоит стойкое повышение артериального давления более 140/90 мм рт.ст., периодические носовые кровотечения, были представлены медицинские документы. Считает, что наличие указанного заболевания в соответствии со ст. 43 Расписания болезней, подразумевает присвоения ему категории годности «В», указывает, что решение призывной комиссии является незаконным.

Определением Орджоникидзевского районного суда <АДРЕС> от (дата) в качестве ответчика привлечен к участию в деле Военный комиссариат <АДРЕС>.

Административный истец Кабанов П.А. в судебном заседании на административных исковых требованиях настаивал, пояснил состояние здоровья.

Представители административного ответчика – Военного комиссариата <АДРЕС>, Военного комиссариата Мотовилихинского и <АДРЕС> края, Призывной комиссии <АДРЕС> по доверенности Липатова Н.А., представила суду письменные возражения на иск, просила в иске отказать в полном объеме.

Суд, заслушав пояснения участников процесса, исследовав представленные письменные доказательства, приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), гражданин, организация, иные лица вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены или оспорены их права, свободы, законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие – либо обязанности. Гражданин, организация, иное лицо вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к вышестоящему в порядке подчиненности лицу.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (статья 28). Это корреспондирует пункту 1 статьи 18 Международного пакта о гражданских и политических правах и пункту 1 статьи 9 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

В соответствии с частями 1, 3 статьи 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

Федеральный закон от (дата) № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» определяет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан.

Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от (дата) № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», воинская обязанность граждан Российской Федерации (далее - граждане) предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что административный истец Кабанов П.А., (дата) года рождения, состоит на учете в военном комиссариате Орджоникидзевского и <АДРЕС>ов <АДРЕС> с (дата), ранее состоял на учет в отделе ВК <АДРЕС> с (дата).

В период до (дата)Кабанову П.А. решением призывной комиссии предоставлена отсрочка по пп. «а» п.1 ст. 24 №ФЗ-53 от (дата). включительно в связи с обучением ФГБОУ «<.....>» (Пермский филиал).

При прохождении медицинского освидетельствования Кабанов П.А. высказал жалобы на головные боли в височных областях. Кабанову П.А. установлен диагноз: <.....>. <.....>.

При прохождении медицинского освидетельствования в осенний период призывных мероприятий 2021 года Кабанову П.А., (дата) г.р. врачами - специалистами была определена категория годности «Б-4» - годен к военной службе с незначительными ограничениями (ст.47б,42 г. расписания болезней утв. Постановлением Правительства от (дата)№... «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе».

(дата) решением призывной комиссии <АДРЕС>Кабанов П.А. признан годным к военной службе с незначительными ограничениями (категория годности «Б-4») и призван на военную службу в сухопутные войска. Решение принято единогласно.

Полагая данное решение незаконным, административный истец обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований административного истца по следующим основаниям.

Разделом IV Федерального закона от (дата) № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» регламентирован призыв граждан на военную службу.

В силу ч. 1 ст. 22 указанного Федерального закона, призыву на военную службу подлежат: граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (далее - граждане, не пребывающие в запасе).

При этом, на военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу (ч. 2 ст. 22 указанного Федерального закона).

Статьей 23 Федерального закона от (дата) № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» регламентированы нормы освобождения от призыва на военную службу, граждане, не подлежащие призыву на военную службу, освобождение от исполнения воинской обязанности.

От призыва на военную службу освобождаются граждане: а) признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья; б) проходящие или прошедшие военную службу в Российской Федерации; в) проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу; г) прошедшие военную службу в другом государстве в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации (ч. 1 ст. 23 указанного Федерального закона).

Право на освобождение от призыва на военную службу имеют граждане: а) имеющие предусмотренную государственной системой научной аттестации ученую степень; б) являющиеся сыновьями (родными братьями): военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, и граждан, проходивших военные сборы, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов; граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военной службы по призыву, после увольнения с военной службы либо после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов (ч. 2 ст. 23 указанного Федерального закона).

Не подлежат призыву на военную службу граждане: а) отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы; б) имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления; в) в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд (ч. 3 ст. 23 указанного Федерального закона).

В соответствии со ст. 26 Федерального закона от (дата) № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает явку на медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор и заседание призывной комиссии.

Состав призывной комиссии регламентирован ст. 27 Федерального закона от (дата) № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

В силу ч. 1 ст. 28 указанного Федерального закона, при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.

Как установлено в судебном заседании Кабанов П.А. порядок призыва не нарушал.

При прохождении медицинского освидетельствования в осенний период призывных мероприятий 2021 года Кабанов П.А. высказал жалобы медицинского характера, которые аналогичны указанным жалобам административного искового заявления.

Согласно выписке из протокола призывной комиссии <АДРЕС> (протокол №... от (дата)) Кабанову П.А, определен диагноз <.....>.

С учетом представленных медицинских документов, жалоб призывника, после проведенного медицинского освидетельствования, врачами-специалистами была определена Кабанову П.А. категория годности «Б-4» - годен к военной службе с незначительными ограничениями (ст.47б,42 г. расписания болезней утв. Постановлением Правительства от (дата)№... «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе»).

Постановлением Правительства РФ от (дата)№... утверждено Положение об утверждении о призыве на военную службу граждан Российской Федерации.

Согласно п. 17 указанного Положения, при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу. Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса.

Инструкция по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утверждена Приказом Министра обороны РФ от (дата)№....

Согласно п. 35 указанной Инструкции, граждане, вызываемые на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, за исключением граждан, являющихся инвалидами I группы или имеющих иную группу инвалидности без указания срока переосвидетельствования, обязаны лично прибыть в военный комиссариат (на призывной пункт), имея при себе необходимые документы (порядок организации работы призывного пункта и призывной комиссии при проведении призыва граждан на военную службу приведен в приложении N 31 к настоящей Инструкции).

Так, согласно приложения №... к указанной инструкции, граждане, вызываемые на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии, обязаны лично прибыть в военный комиссариат (на призывной пункт), имея при себе следующие документы: паспорт, свидетельство о рождении; справку о семейном положении; справку с места работы или учебы; документ об образовании и его копию; медицинские документы о состоянии здоровья; квалификационные удостоверения и их копии - имеющие первый спортивный разряд или спортивное звание по военно-прикладным видам спорта; свидетельство или удостоверение и их копии - получившие военно-учетную специальность в образовательных учреждениях общественных объединений, начального профессионального или среднего профессионального образования; справки (удостоверения) и их копии - прошедшие подготовку в военно-патриотических молодежных и детских объединениях.

В силу ч.1 ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.

Между тем, как установлено в ходе рассмотрения дела административный истец представил имеющиеся у него медицинские документы для подтверждения его состоянию здоровья, указанные документы учтены врачебной комиссией, определена категория годности «Б-4» - годен к военной службе с незначительными ограничениями.

Постановлением Правительства РФ от (дата)№... утверждено Постановление о военно-врачебной экспертизе.

Суд, нарушений при определении категории годности к военной службе, при рассмотрении настоящего дела не усмотрел.

При указанных обстоятельствах, учитывая вышеизложенные нормы права, суд приходит к выводу о том, что административным истцом не были представлены медицинские документы, позволяющие определить иную категорию годности к военной службе.

Судом не установлено нарушений, допущенных призывной комиссией <АДРЕС>, указанных в административном иске.

Кроме того, судебная защита нарушенного права предполагает не констатацию нарушения права, а имеет цель судебного пресечения нарушения прав заявителя.

Как указывалось выше, в соответствии с ч.1 ст. 218, ч.2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решения, действия (бездействия) должностного лица, в том числе судебного пристава-исполнителя, незаконным необходимо одновременно наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.

Из положений статьи 46 Конституции Российской Федерации и статей 218, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что предъявление любого иска об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц должно иметь своей целью восстановление реально нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, а способ защиты права должен соответствовать по содержанию нарушенному праву и характеру нарушения.

С учетом изложенного, правовых оснований для удовлетворения требований Кабанова П.А. у суда не имеется. Иных доказательств, позволяющих повлиять на решение суда, стороной истца не представлено.

Руководствуясь ст.ст.175-178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Кабанову П. А. отказать в удовлетворении административного иска к призывной комиссии <АДРЕС> о признании решения незаконным от (дата).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Орджоникидзевский районный суд г. Перми в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.

Судья - подпись - Невидимова Е.А.

<.....>

Мотивированное решение изготовлено и подписано 10 января 2022 года

Подлинник решения подшит в материалах гражданского дела № 2а-4911-2021.

Гражданское дело № 2а-4911-2021 находится в производстве Орджоникидзевского районного суда г.Перми.