ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4912/2022 от 29.08.2022 Химкинского городского суда (Московская область)

Дело №2а-4912/2022

50RS0-83

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 августа 2022 года г. Химки

Химкинский городской суд в составе: судьи Ефремовой Е.Ю., при секретаре ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании дело № по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации г.о. Химки о признании незаконным постановления в части, признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Администрации г.о. Химки о признании незаконным постановления администрации г.о. Химки от «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории квартала мкрн Сходня г. Химки для размещения многоэтажного жилищного строительства» в части утверждения красной линии на земельном участке, расположенном по адресу: ; признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена»; обязании ответчика предварительно согласовать вышеуказанный земельный участок.

В обоснование своих требований, административный истец указывает на то, что она является собственником части жилого дома по адресу: . При доме имеется земельный участок, в 1959 году правообладателем которого стала бабушка истицы. Решением суда от суд обязал администрацию г. Сходня перерегистрировать право на земельный участок на собственников жилого дома, однако, решение суда исполнено не было. истицей подано заявление о предоставлении государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», ею получено решение об отказе в удовлетворении заявления, поскольку испрашиваемый земельный участок расположен в границах красных линий и предназначен для многоэтажного строительства.

Между тем, по утверждению административного истца, спорный земельный участок не находится в границах проекта планировки и проекта межевания территории квартира мкрн. Сходня. Границы и конфигурация испрашиваемого земельного участка неизменны более 15 лет.

Административный истец в судебном заседании административное исковое заявление поддержала по основаниям, изложенным в нем.

Представитель Административного ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, письменный отзыв на иск поддержала.

Заинтересованное лицо представитель Комитета по архитектуре и градостроительству – в судебное заседание не явился, извещался судом надлежащим образом.

Заинтересованные лица ФИО9, ФИО10 – в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Изучив материалы дела и представленные доказательства в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, выслушав явившихся лиц, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Для признания оспариваемых административным истцом решения, действия (бездействия) незаконными судом должно быть установлено их несоответствие нормативным правовым актам с одновременным нарушением прав, свобод и законных интересов административного истца с последующим обязанием административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствий к их осуществлению либо препятствий к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц.

В соответствии со ст. 33 Конституции РФ граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

В силу ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О порядке рассмотрений обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно.

Как установлено в судебном заседании административный истец является собственником жилого дома, расположенного по адресу: долей в праве общедолевой собственности), другими сособственниками являются ФИО10, ФИО9, ФИО10, что подтверждено выпиской из ЕГРП.

На основании разрешения Областного отдела коммунального хозяйства от года ФИО4 выделен под застройку спорный земельный участок.

Решением Химкинского городского суда от за ФИО1 признано право собственности на доли в праве собственности на жилой дом по адресу: порядке наследования по завещанию после смерти ФИО5

В материалах дела имеется исполнительный лист, выданный на основании решения Химкинского городского суда от по гражданскому делу № по иску ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО5 к Администрации г. Сходня о передаче земельного участка в собственность, которым суд решил обязать Главу Администрации г. Сходня перерегистрировать права собственности на земельный участок дома по ул. Вишневая в г. Сходня за ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО5

Согласно ответа администрации г.Химки от координатное описание переломных точек красных линий отсутствует в проекта планировки и межевания территории квартала мкрн. Сходня.

Согласно справки Исполнительного комитета от площадь спорного земельного участка по документам составляет 2400 кв.м., фактическая – 2538 кв.м. Аналогичные сведения указаны в справке Межрайонного бюро технической инвентаризации от . Также в указанном органе имеется план земельного участка с указанием размеров, конфигурации земельного участка и строений на нем, в том числе указаны длины сторон спорного земельного участка.

Согласно ответа Администрации г.о. Химки от № ФИО1 отказано в предоставлении государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», поскольку испрашиваемый земельный участок отнесен к землям, изъятым из оборота в соответствии со ст. 27 ЗК РФ (на основании постановления администрации г.о. Химки от «Об утверждении проекта планировки и межевания территории квартала размещения многоэтажного жилищного строительства» испрашиваемый земельный участок частично расположен в границах красных линий), а также на том основании, что в представленных документах отсутствует документ, подтверждающий испрашиваемую площадь и конфигурацию земельного участка.

Стороной административного ответчика заявлено о пропуске срока ФИО1 на обжалование решения администрации г.о. Химки от .

Между тем, как указала ФИО1 решения администрации г.о. Химки ею было получено по почте .

Согласно отметки почты настоящее административное исковое заявления было направлено в суд по почте .

Таким образом, срок, предусмотренный ст. 219 КАС РФ, ФИО1 пропущен не был.

Разрешая требования ФИО1 суд исходит из того, что предварительное согласование предоставление земельных участков (ст. 39.15 ЗК РФ) возможно лишь на вновь создаваемые земельные участки.

Так, согласно ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

В силу ст. 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: 1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; 2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении; 3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости"; 4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; 5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; 6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; 7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

Заинтересованное лицо вправе обратиться с ходатайством о предоставлении земельного участка в многофункциональные центры предоставления государственных услуг по месту нахождения земельного участка. Рассмотрение ходатайства о предварительном согласовании места размещения новых и расширения действующих объектов осуществляется при участии землеобладателей, представителей соответствующих государственных служб, предприятий, учреждений, организаций, заинтересованных в отводе земель.

Выбор земельного участка заканчивается межеванием земельного участка. Порядок отвода земель определяется Инструкцией по межеванию земель (утв. Роскомземом ) и Методическими рекомендациями по проведению межевания объектов землеустройства (утв. Росземкадастром ), в соответствии с которыми определение границ земельного участка на местности осуществляют представители Федеральной службы земельного кадастра России, имеющие полномочия на проведение землеустроительных работ. Результаты работы оформляются актом выбора земельного участка для размещения объекта. К акту прилагаются: картографические материалы; расчеты убытков землеобладателей; материалы других согласований и экспертиз, проведенных с учетом комплексного развития территории, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Между тем, в данном случае за собственниками жилого дома по ул. Вишневой мкрн. Сходня г.о. Химки ранее было признано право собственности по спорный земельный участок, административный истец ФИО1 лишь праве наследовать долю земельного участка по завещанию после ФИО5

Таким образом, предварительное согласование предоставления спорного земельного участка не требуется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск ФИО1 к Администрации г.о. Химки о признании незаконным постановления в части, признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Химкинский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено .

Судья: