ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4917/19 от 27.12.2019 Киевского районного суда г. Симферополя (Республика Крым)

Дело

УИД

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

27 декабря 2019 года город Симферополь

Киевский районный суд г. Симферополя Республики Крым в составе:

председательствующего судьи Цыкуренко А.С.,

при секретаре ФИО4,

с участием административного истца – ФИО2,

представителя административного ответчиков – ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО2 к Управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации по <адрес> и <адрес>, начальнику управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по <адрес> и <адрес> генерал-лейтенанту ФИО1 о признании действий незаконными и понуждении к выполнению действий, -

у с т а н о в и л :

ФИО2 обратился в суд с административным иском к начальнику УФСБ России по Республике Крым и г. Севастополю ФИО1, а также к Управлению ФСБ России по Республике Крым и г. Севастополю с требованиями признать действия начальника УФСБ России по Республике Крым и г. Севастополю ФИО1 выраженные в отказе в принятии на личном приеме - незаконными и необоснованными; обязать УФСБ России по Республике Крым организовать личный прием у начальника Управления ФСБ России по Республике Крым - ФИО18.

Свои требования истец мотивирует тем, что 26.03.2019 г. ФИО2 обратился в Киевский районный суд г. Симферополя Республики Крым с административным исковым заявлением к УФСБ РФ по РК, начальнику УФСБ РФ по РК ФИО1, первому заместителю начальника УФСБ РФ по РК ФИО6, в котором, в частности, просил признать незаконными действия начальника УФСБ РФ по РК ФИО1, выраженные в отказе в принятии его на личном приеме.

Решением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 07.05.2019г. по делу в удовлетворении административного иска ФИО2 отказано. На данное решение, ФИО7 принесена апелляционная жалоба, которая 14.08.2019г. апелляционным определением Верховного суда Республики Крым оставлена без удовлетворения.

С момента вынесения апелляционного определения Верховный судом Республики Крым, ФИО2 дважды в месяц, в каждый первый и третий понедельник месяца с 17.00 до 18.00. обращался в УФСБ РФ по РК и г. Севастополю с просьбой принять его на личном приеме начальником УФСБ РФ по РК - ФИО1

На протяжении 4-х месяцев таких обращений, ФИО2 было отказано в приеме по различным основаниям.

В связи с изложенным истец считает, действия начальника УФСБ России по Республике Крым и г. Севастополю ФИО1 выраженные в отказе в принятии на личном приеме - незаконными и необоснованными и просит обязать УФСБ России по Республике Крым и г. Севастополю организовать личный прием у начальника Управления ФСБ России по Республике Крым и г. Севастополю.

Представитель ответчиков в своих возражениях не согласилась с требовниями истца и указала, что согласно данным учета личный прием ФИО2 в Управлении в период с 14 августа 2019 по настоящее время осуществлялся пять раз. ФИО2 ни начальником Управления, ни должностными лицами Управления не было отказано в личном приеме. Начальник Управления в установленном законом порядке уполномочивал должностных лиц управления для проведения личного приема граждан.

В судебном заседании административный истец настаивал на удовлетворении исковых требований.

Представитель ответчиков возражала против исковых требований, просила в иске отказать по мотивам, изложенным в возражениях на иск.

Согласно статье 33 Конституции Российской Федерации, граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Порядок рассмотрения обращений граждан закреплен в Федеральном законе от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан Российской Федерации в органах федеральной службы безопасности, утвержденной приказом ФСБ России от (далее - Инструкция ).

В силу положений статей 5, 10, 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право, в том числе, получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения в течение 30 дней со дня регистрации обращения; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов. Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Аналогичный срок рассмотрения обращения граждан установлен в пунктах 26, 27 Инструкции .

Рассмотрение обращений (в том числе направление обращений по компетенции в другие государственные органы) является должностной обязанностью руководителей, начальников органов безопасности, а также по их письменному поручению - других должностных лиц органа безопасности в пределах компетенции, установленной их должностными регламентами (п.5 Инструкции ).

Решением начальника территориального органа безопасности, пограничного органа рассмотрение обращений в порядке, установленном настоящей Инструкцией, также может осуществляться начальниками окружных (городских, районных) подразделений территориальных органов безопасности, служб, отрядов, учебных центров пограничных органов в соответствии с их компетенцией.

Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона Российской Федерации от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» личный прием граждан в государственных органах, органах местного самоуправления проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан.

Пунктом 36 Инструкции предусмотрено, что прием граждан Директором ФСБ России, первым заместителем Директора ФСБ России, первым заместителем Директора - руководителем Пограничной службы ФСБ России, статс-секретарем - заместителем Директора ФСБ России, заместителем Директора ФСБ России - руководителем аппарата Национального антитеррористического комитета, заместителями Директора ФСБ России и руководителями служб ФСБ России осуществляется, как правило, после рассмотрения вопроса руководителями, начальниками органов безопасности, в сфере ведения которых находится интересующий гражданина вопрос.

Руководитель, начальник органа безопасности устанавливает дни и часы личного приема граждан руководством органа безопасности. Сведения о днях и часах личного приема размещаются на информационном стенде в вестибюле здания (приемной) органа безопасности. Полномочия иных должностных лиц по личному приему граждан в органах безопасности определяются их должностными регламентами (пункт 37 Инструкции ).

Из материалов дела усматривается, что информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах содержится в графике личного приема граждан руководством УФСБ России по Республике Крым и городу Севастополю, и размещена в вестибюле здания Управления по адресу: <адрес>.

Согласно вышеуказанного графика, днем приема начальником Управления граждан является первый и третий понедельник месяца с 17.00 до 18.00 часов.

В материалы дела представителем ответчиков представлен Порядок организации личного приёма граждан в УФСБ России по Республике Крым и городу Севастополю и оформления необходимых документов при приёме заявлений, утверждённый 06.08.2019г. начальником УФСБ России по Республике Крым и г. Севастополю ФИО1 (рег. от 06.08.2019г.) (далее – Порядок)

В п.2 Порядка указывается, что личный приём граждан начальником Управления осуществляется после рассмотрения вопроса его заместителями или иными уполномоченными должностными лицами, в сфере ведения которых находится интересующий гражданина вопрос, в случаях, когда вопрос, после его рассмотрения иными должностными лицами, остался неразрешённым.

В соответствии с п.6 «Порядка организации личного приема граждан в УФСБ России по Республике Крым и г. Севастополю и оформления необходимых документов при приеме заявлений» запись на личный прием производится уполномоченными сотрудниками секретариата в рабочее время. В отдельных случаях, не терпящих отлагательства, по решению руководства Управления личный прием может быть осуществлен вне графика.

Согласно п.7 «Порядка организации личного приема граждан в УФСБ России по Республике Крым и г. Севастополю и оформления необходимых документов при приеме заявлений» для записи на прием гражданин должен прибыть лично в административное здание Управления и обратится к оперативному дежурному или позвонить по указанным на информационном стенде Управления номерам телефонов уполномоченных сотрудников секретариата. Оперативный дежурный обязан немедленно проинформировать уполномоченного сотрудника секретариата о факте прибытия посетителя, а в случае невозможности - предложить гражданину прибыть в другое время или перезвонить для записи по телефону.

В п.8 «Порядка организации личного приема граждан в УФСБ России по Республике Крым и г. Севастополю и оформления необходимых документов при приеме заявлений» уполномоченный сотрудник секретариата обязан осуществить предварительный опрос граждан, в ходе которого: - удостоверить личность гражданина, прибывшего для записи на личный прием, зафиксировать его установочные данные, место проживания и номер телефона для связи. В случае обращения гражданина посредством телефонной связи предупредить его, что прием будет осуществлен только при предъявлении документа, удостоверяющего личность гражданина; определить существо поднимаемых вопросов; - уточнить факт возможного обращения гражданина ранее по данному вопросу (куда и к кому именно), в том числе письменно; подготовить доклад начальнику Управления о факте обращения гражданина с просьбой о личном приеме. В случае, если предоставляемая гражданином информация представляет оперативный интерес и не терпит отлагательств, а также если в целях конспирации документирование факта посещения гражданином Управления нецелесообразно, ему предлагается провести встречу с руководителем структурного подразделения, в полномочия которого входит решение вопроса по существу. Карточка личного приема в таком случае не заполняется. Если в ходе предварительного опроса выясняется, что вопрос не входит в компетенцию органа федеральной службы безопасности, гражданину разъясняется компетенция органов федеральной службы безопасности и даются рекомендации об обращении в орган, в полномочия которого входит его разрешение.

В соответствии с п.9 Порядка организации личного приема граждан в УФСБ России по Республике Крым и г. Севастополю и оформления необходимых документов при приеме заявлений» после доклада руководству Управления и положительном решении вопроса о проведении приема, уполномоченный сотрудник записывает гражданина на прием, о чем сообщается ему по полученному в ходе предварительного опроса контактному номеру телефона.

Как указывалось выше, 26.03.2019г. ФИО2 обратился в Киевский районный суд г. Симферополя Республики Крым с административным исковым заявлением к УФСБ РФ по РК, начальнику УФСБ РФ по РК ФИО1, первому заместителю начальника УФСБ РФ по РК ФИО6, в котором, в частности, просил признать незаконными действия начальника УФСБ РФ по РК ФИО1, выраженные в отказе в принятии его на личном приеме.

Решением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 07.05.2019г. по делу в удовлетворении административного иска ФИО2 отказано. На данное решение, ФИО2 принесена апелляционная жалоба, которая 14.08.2019г. апелляционным определением Верховного суда Республики Крым оставлена без удовлетворения.

Первой и апелляционной инстанцией установлено, что ФИО2 06.09.2018г. подано заявление, адресованное начальнику УФСБ России по РК ФИО8 о личном приёме. Административным истцом 27.09.2018г. направлена в Управление жалоба на незаконные действия сотрудников Управления (данное обращение зарегистрировано в Управление за ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ). По данному обращению в Управлении назначена и проводится проверка.

Согласно письму от 24.10.2018 за «О рассмотрении обращения» ФИО2 сообщено о продлении срока рассмотрения вышеуказанного обращения до 25.11.2018.

Письмом от 23.11.2018г. ФИО2 проинформировано, что обращение от 04.09.2018г. рассмотрено, по результатам рассмотрения назначена проверка, об итогах которой он будет проинформирован дополнительно.

28.01.2019 и 28.02.2019 письменно сообщено ФИО2 о продлении проверочных мероприятий по фактам, указанным в его обращении.

Управлением 15.10.2018 проводились личные приемы начальником ОСБ Управления полковником ФИО9 и ДД.ММ.ГГГГ первым заместителем начальника Управления ФИО10, по результатам которых ФИО2 соответственно дан устный и письменный ответ за .

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО2 предложено прибыть в Управление 05.02.2019 к 10.00, для дачи пояснений по неправомерным действиям должностных лиц.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ. за подписью ФИО10ФИО2 уведомлено, что в связи с проведением проверки по ранее поданному заявлению в отношении должностных лиц УФСБ, а также судебным разбирательством по Административному иску в Киевском районном суде г. Симферополя по вопросам предоставления материалов ОРД и отсутствием иных вопросов, осуществление личного приёма нецелесообразно.

В последующем ФИО2 направлено обращение за № от ДД.ММ.ГГГГ (о сокрытии незаконных действий и о неудовлетворении личным приемом, проведенным ФИО11, а также требование о приеме начальником Управления).

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ. «О рассмотрении обращения», за подписью заместителя начальника Управления ФИО12, ФИО2 уведомили о том, что Управлением его обращение от ДД.ММ.ГГГГ., а также вопрос по личному приёму начальником Управления рассмотрены. В связи с проведением проверки по ранее поданному заявлению в отношении должностных лиц УФСБ, а также судебным разбирательством по Административному иску ФИО2 и отсутствием иных вопросов, осуществление личного приёма нецелесообразно.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ. №ФИО2 уведомлено, что его обращение от ДД.ММ.ГГГГ. рассмотрено, и в связи с судебными разбирательствами по Административным искам ФИО2, осуществление личного приёма нецелесообразно.

О нецелесообразности личного приёма также указано в письме от ДД.ММ.ГГГГ. ().

В исковом заявлении ФИО2 указывает, что с момента вынесения апелляционного определения Верховный судом Республики Крым (ДД.ММ.ГГГГ.), ФИО2 дважды месяц, в каждый первый и третий понедельник месяца с 17.00 до 18.00. обращался в УФСБ РФ по РК и г. Севастополю с просьбой принять его на личном приеме начальником УФСБ РФ по РК - ФИО1 по вопросу рассмотрения его обращения от ДД.ММ.ГГГГ и другим вопросам.

Истцом предоставлены видеозаписи, приобщённые к материалам дела на магнитном носителе, которые исследованы в судебном заседании. На видеозаписях содержатся разговоры ФИО2 с работниками ФСБ о возможности личного приёма начальником УФСБ РФ по РК.

Согласно данным учета личный прием ФИО2 в Управлении в период с ДД.ММ.ГГГГ (дата вынесения апелляционного определения) осуществлялся: ДД.ММ.ГГГГ - заместителем начальника Управления ФИО12 и начальником отдела правового обеспечения Управления ФИО13 - на приеме гражданином ФИО2 предоставлено два письменных обращения; ДД.ММ.ГГГГ - заместителем начальника секретариата - начальником группы дежурных секретариата Управления ФИО14, в ходе которого ФИО2 высказал просьбу о проведении личного приема начальником Управления и сообщил, что хочет поднять вопрос о чрезмерно затянувшейся, по его мнению, проверки проводимой ОСБ Управления. По итогам этого приема заместителем начальника секретариата - начальником группы дежурных секретариата Управления ФИО14 доложено руководству Управления, которое в свою очередь поручило ОСБ Управления провести личный прием ФИО2; ДД.ММ.ГГГГ - старшим оперуполномоченным по ОВД ОСБ Управления ФИО15 - на приеме ФИО2 доведено, что проверка по его жалобе проводиться о результатах, которой он будет проинформирован. По вопросу отсутствия ответа по обращению ФИО2 сообщено, что ответ направлен в его адрес. Полученными разъяснениями ФИО2 не удовлетворен, в связи с чем, высказал намерение повторно записаться на прием; ДД.ММ.ГГГГ - заместителем начальника секретариата- начальником дежурной службы Управления ФИО14 в связи с неудовлетворенностью ФИО2 проведен повторный прием, в ходе которого ФИО2 высказал намерение записаться на личный прием к начальнику Управления; ДД.ММ.ГГГГ - заместителем начальника секретариата - начальником дежурной службы Управления ФИО14

В период с 07 по ДД.ММ.ГГГГг. начальник УФСБ РФ по РК ФИО1 находился в отпуске.

Из материалов дела следует, что по докладу заместителя начальника секретариата - начальника группы дежурных секретариата Управления ФИО14 сообщалось, что ДД.ММ.ГГГГ. адвокат ФИО2 обратился с просьбой о проведении личного приёма начальником УФСБ РФ по РК по двум вопросам. По данным вопросам ДД.ММ.ГГГГ. в ходе личного приёма ФИО15 дал необходимые пояснения, однако заявитель не был удовлетворён пояснениями ФИО15 В связи с чем, по резолюции поручено провести личную беседу ФИО16

Согласно рапорту ФИО16 для проведения личного приёма по поручению руководства направлено электронной почтой 10.12.2019г. в адрес ФИО2 письмо ДД.ММ.ГГГГ за о проведении личного приема, с предложением прибыть ДД.ММ.ГГГГ по адресу <адрес> Дополнительно ФИО2 проинформирован письменно. В назначенную дату ФИО2 не прибыл.

При этом ДД.ММ.ГГГГ по электронной почте в адрес Управления поступило письменное обращение ФИО2, в котором он сообщил, что на прием к начальнику ОСБ Управления он не записывался и разговаривать ему с ним не о чем.

Проведение личного приёма ФИО2 подтверждается карточками личного приема от ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника УФСБ РФ по РК и <адрес>ФИО12 (регистрационный ), от ДД.ММ.ГГГГ старшим оперуполномоченным по ОВД ОСБ УФСБ РФ по РК и <адрес>ФИО15 (регистрационный ).

В судебном заседании представителем ответчиков представлены письма от ДД.ММ.ГГГГ. и , направленные в адрес истца электронной почтой. С данными письмами истец ознакомлен в судебном заседании.

В письме от ДД.ММ.ГГГГ. за подписью заместителя начальника УФСБ РФ по РК и г. Севастополю сообщалось, что по результатам проведённой проверки, основанием которой послужило обращение истца с регистрационным номером от ДД.ММ.ГГГГ., в действиях должностных лиц УФСБ РФ по РК и г. Севастополю нарушений действующего законодательства не установлено.

В письме от ДД.ММ.ГГГГ. за подписью заместителя начальника УФСБ РФ по РК и г. Севастополю сообщалось, что проведение личного приёма начальником УФСБ РФ по РК и г. Севастополю по результатам проведённой проверки и в связи с отсутствием нарушений действующего законодательства со стороны должностных лиц УФСБ РФ по РК и г. Севастополю нецелесообразно. При наличии дополнительных материалов либо иных сообщений разъяснялась возможность обращения в установленном законом порядке.

Для признания незаконными действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух обстоятельств: несоответствие действий требованиям законодательства и нарушение в результате этих действий прав и законных интересов заявителя.

Из положений ст. 46 Конституции РФ и ст. 218, 227 КАС РФ следует, что предъявление любого иска об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц должно иметь своей целью восстановление реально нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, а способ защиты права должен соответствовать по содержанию нарушенному праву и характеру нарушения.

Иск об оспаривании незаконных действий (бездействия) может быть удовлетворен лишь с целью восстановления нарушенных прав и свобод истца и с непременным указанием на способ восстановления такого права.

Административным истцом в данном случае защищается формальное право на личный приём начальника, вместе с тем, с учетом обстоятельств дела, право на личный приём реализовано, интересующий истца вопрос разрешён, подготовлен и направлен ответ. Возможность личного приёма осуществляется, как правило, после рассмотрения вопроса уполномоченными должностными лицами, в сфере ведения которых находится интересующий гражданина вопрос, а также в случае неразрешения соответствующего вопроса, что следует из Порядка организации личного приёма граждан в УФСБ России по Республике Крым и городу Севастополю и оформления необходимых документов при приёме заявлений

Удовлетворение судом административного иска не приведет к восстановлению прав, которые фактически восстановлены предоставлением ответа о разрешении интересующего вопроса ФИО2

При таких обстоятельствах на момент рассмотрения дела судом права административного истца нарушены не были.

Таким образом, само по себе признание указанного действия незаконным не приводит к каким-либо последствиям для административного истца, оснований к возложению на административного ответчика каких-либо обязанностей, с учетом разрешения интересующего истца вопроса и ознакомления с ответом от ДД.ММ.ГГГГ, не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд -

р е ш и л :

в удовлетворении административного искового заявления ФИО2 – отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Крым через Киевский районный суд г. Симферополя в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья А.С. Цыкуренко