ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4920/18 от 29.08.2018 Кировского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

№ 2а-4920/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Уфа 29 августа 2018 года

Кировский районный суд города Уфы в составе председательствующего судьи Соколовой И. Л., при секретаре Мурадян А. И.,

при участии представителя административного истца Лутфиева Р. И. – Шитовой Е. А., на основании доверенности,

с участием представителя административного ответчика Управления земельных и имущественных отношений Администрации Городского округа город Уфа Лысенко В. А., на основании доверенности,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по административному иску Лутфиева Р. И. к Управлению земельных и имущественных отношений Администрации Городского округа город Уфа о признании незаконным отказа в заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером по адресу г. Уфа, <адрес> земель, находящихся муниципальной собственности, выраженный в письме исх. № Л-2354 от 06.03.2018 года, обязании Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан направить в адрес Лутфиева Руслана Ильдаровича подписанные экземпляры проекта соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу г. Уфа, <адрес> земель, находящихся в муниципальной собственности, в соответствии с которым в результате перераспределения образуется земельный участок с кадастровым номером , право собственности на который приобретает Лутфиев Руслан Ильдарович,

у с т а н о в и л :

Административный истец Лутфиев Р. И. обратился в суд с названным административным иском, мотивируя требования тем, что он обратился в Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан с заявлением о перераспределении земельных участков (вх. № Л-7811 от 01.12.2015 г.), а именно земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу г. Уфа, <адрес> принадлежащего административному истцу на праве собственности и земель, находящихся в муниципальной собственности.

По результатам рассмотрения данного заявления УЗИО ГО г. Уфа было принято решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории от 01.03.2016 г., в соответствии с которой образован земельный участок общей площадью 764 кв.м. в зоне Ж-1.

09.02.2018 г. на основании данной схемы расположения земельный участок поставлен на кадастровый учет, присвоен кадастровый .

14.02.2018 г. истец обратился к ответчику с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земельного участка (вх. ), однако получил отказ со ссылкой на то, что 21.02.2017 г. Администрацией ГО г. Уфа был утвержден проект планировки и проект межевания территории, ограниченной <адрес>, рекой Белой, и рекой Уфа, в Кировском районе ГО г. Уфа РБ, в связи с чем, формирование кадастровый учет и регистрация права на земельный участок возможно только в соответствии с указанным проектом.

С данным отказом административный истец не согласен, считает незаконным, необоснованный и нарушающим права истца.

Из иска следует, что на момент утверждения Администрацией ГО г.Уфа Проекта планировки и проекта межевания территории, ограниченной <адрес>, рекой Белой, и рекой Уфа в Кировском районе ГО г. Уфа на 21.02.2017 г. уже была утверждена схема расположения земель участка от 01.03.2016 г. , образованного в результате перераспределения участка, принадлежащего истцу участка с кадастровым номером и земель, и срок действия данной схемы не истек так как согласно п. 5 Решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории от 01.03.2016 г. «настоящее решение действует в течении 2 лет с момента подписания». То есть срок действия указанной схемы истекал 01.03.2018 года, до указанного момента истец поставил на кадастровый учет участок, и подал заявление о заключении соглашения о перераспределении в УЗИО г. Уфы. Исходя из ст. 43 ГрК РФ следует, что при разработке проекта планировки и межевания границы земельного участка срок действия схемы расположения, которого не истек должны быть установлены именно в соответствии с координатами, указанными в данной схеме.

Административный истец полагал, что в соответствии с законодательством приоритет определении и формировании границ земельного участка имеет именно утвержденная ранее схема расположения земельного участка, срок действия которой не истек, а не проект планировки и межевания принятый позднее, как в данном случае. По этой причине Управлением государственной службы регистрации, кадастра и картографии 09.02.2018 г. (то есть уже после утверждения проекта межевания от 21.02.2017 г.) был поставлен на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером

Из административного иска следует, что нормы действующего законодательства, в частности Земельного Кодекса РФ не содержат требований о формировании земельного участка в соответствии с утвержденным проектом межевания на стадии именно подписания соглашения о перераспределении земельных участков, так как в этот момент само решение о перераспределении участков уже является принятым, а участок уже является сформированным.

По мнению административного истца после постановки участка на кадастровый учет у уполномоченного органа не имеется вариантов действий, таких как выражение согласия либо отказа в заключении соглашения о перераспределении участков, есть только один вариант действий - направление подписанного соглашения о перераспределении. Поскольку само решение о даче согласия на перераспределение участков происходит ранее, а именно на стадии рассмотрения заявления истца, соответствии с п. 8 ст. 39.29 ЗК РФ.

Административный истец просил:

Признать незаконным отказ Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу г. Уфа, <адрес> земель, находящихся муниципальной собственности, выраженный в письме исх. № г.

Обязать Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан направить в адрес Лутфиева Руслана Ильдаровича подписанные экземпляры проекта соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу г. Уфа, <адрес> земель, находящихся в муниципальной собственности, в соответствии с которым в результате перераспределения образуется земельный участок с кадастровым номером , право собственности на который приобретает Лутфиев Руслан Ильдарович.

Административный истец извещен надлежащим образом о дате и времени судебного заседания, представлено заявление о рассмотрении без его участия.

Представитель административного истца Шитова Е. А. в судебном заседании требования поддержала по основаниям, изложенным в административном иске. Пояснила, что нарушена процедура принятия решения. Должно быть принято решение либо об отказе либо об утверждении схемы размещения. В данном случае уже было принято решение об утверждении схемы размещения и о постановке на учет. Заявитель только предоставил кадастровый план земельного участка и не было других вариантов как только направление подписанного соглашения о перераспределении. В отказе содержится довод о том, что границы и площадь участка не соответствуют утвержденному проекту межевания, поэтому отказали. Данный довод не соответствует нормам закона, так как на момент обращения проекта не было. При рассмотрении заявления истца участок уже был образован по схеме, а проект межевания относится только к тем, которые образованы после. При разработке проекта межевания должны учитывать уже имеющиеся земельные участки, проект планировки межевания должен быть разработан по этой схеме. Приоритет имеет ранее утвержденная схема.

Представитель административного ответчика УЗиО Администрации городского округа город Уфа Лысенко В. А. представила письменный отзыв с возражениями против удовлетворения административного иска. В судебном заседании пояснила, что в данном случае на кадастровом учете стоят 2 участка, 17 участок и 223, и при перераспределении земельных участков будет образован новый участок объединенный. Земельный участок находится в двух территориальных зонах, что противоречит проекту межевания. Проект планировки и межевания был принят до постановки участка 233 на кадастровый учет.

Представитель заинтересованного лица Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Башкортостан - Чувашев И. Ю. в судебном заседании 07.08.2018 года суду пояснил, что земельный участок стоит на учете, сведений о незаконности его нет. Если утверждена схема, то надо смотреть по датам, проект межевания должен приниматься с учетом тех участков, которые поставлены на учет, проект планировки должен учитывать те схемы, которые согласованы. Никаких действий по обжалованию постановки на учет информации нет.

Административный ответчик УЗиО Администрации городского округа город Уфа, административный ответчик Администрация городского округа город Уфа, заинтересованное лицо Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Башкортостан, заинтересованное лицо Управление Росреестра по РБ, извещены надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав и оценив материалы дела, пришел к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" (далее КАС РФ), при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 ст. 226 КАС РФ - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно п. 1 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:

1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;

2) проектная документация лесных участков;

3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи (п. 2 ст. 11.3 ЗК РФ).

Согласно п. 1 ст. 39.29 ЗК РФ в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган.

В силу положений пункта 8 ст. 39.29 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:

1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;

2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;

3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.

Судом установлено, материалами дела подтверждено, что Лутфиев Р. И. является собственником земельного участка общей площадью 610 кв. м., по адресу: РБ, г. Уфа, Кировский район, <адрес>, кадастровый , что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 25.07.2014 года (л.д. 7).

06 августа 2015 года административный истец Лутфиев Р. И. обратился с заявлением к начальнику Управления земельных и имущественных отношений администрации городского округа город Уфа о согласовании схемы расположения земельного участка, условный :ЗУ1, площадью 798 кв.м.

На обращение был дан ответ № Л-3420 от 06.10.2015 года, согласно которому в соответствии с п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации принято решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по следующим основаниям: - испрашиваемый земельный участок пересекает границы двух территориальных зон, что противоречит требованиям ст. 11.9 Земельного кодекса РФ к образуемым земельным участкам; - несоответствие формы схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории требованиям, установленным приказом Минэкономразвития от ДД.ММ.ГГГГ.

01.12.2015 года (письмом от 25.11.2015 года) административный истец повторно обратился с аналогичным заявлением о согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, условный :ЗУ1, площадью 780 кв.м., образованного путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером и земель. К обращению были приложены схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и свидетельство о государственной регистрации права.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа, на основании заявления Лутфиева Р. И. от ДД.ММ.ГГГГ, принято решение от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении схемы расположения земельного участка согласно приложению (л.д. 8).

Согласно решению Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок, подлежащий образованию в соответствии с прилагаемой к настоящему решению схемой, расположен в территориальной зоне Ж – 1 – жилая зона; площадь земельного участка 764 кв.м.; адрес земельного участка г. Уфа, Кировский район, <адрес>; условный номер земельного участка ; категория земель: земли населенных пунктов (п.2).

В решении указано, что заявитель вправе обратиться без доверенности с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности на образуемый земельный участок (п. 3).

В решении также указано, что настоящее решение действует в течение 2 лет с момента подписания (п. 5).

Из кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером следует, что указанный земельный участок по адресу г. Уфа, Кировский район, <адрес> имеет площадь 764 кв.м.; категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования : индивидуальное жилищное строительство высотой не выше трех надземных этажей. Дата присвоения кадастрового номера 09.02.2018 года. Граница земельного участка пересекает границу земельного участка с кадастровым номером . Сведения о зарегистрированных правах отсутствуют.

Сведения о незаконности постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером административным ответчиком суду не представлены.

01 февраля 2018 года административный истец обратился в Управление земельных и имущественных отношений Администрации городско округа город Уфа с заявлением, в котором просил подписать схему расположения земельного участка в электронном виде ЭЦП уполномоченного лица, согласованный решением от 01.03.2015 года, электронный вариант схемы направлен на Эл.почту.

Рассмотрев обращение от 01.02.2018 года Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа направило письмо от 15.02.2018 года, согласно которому возвращена подписанная электронной цифровой печатью схема в формате ХML.

14.02.2018 года административный истец Лутфиев Р. И. обратился в Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земельного участка (ранее

Управлением земельных и имущественных отношений Администрации ГО город Уфа рассмотрено обращение Лутфиева Р. И. от 14.02.2018 года.

Письмом от 06.03.2018 года № Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа сообщило, что согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости, за Лутфиевым Р. И. зарегистрировано право собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером площадью 610 кв.м.

Земельный участок с кадастровым номером , площадью 764 кв.м., образованный из земельного участка с кадастровым номером , поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ.

На территории, в пределах которой расположен земельный участок с кадастровым номером , постановлением Администрации городского округа город Уфа РБ от ДД.ММ.ГГГГ утвержден проект планировки и проект межевания территории, ограниченной <адрес>, рекой Белой и рекой Уфа в Кировском районе городско округа город Уфа РБ.

Характеристики земельного участка с кадастровым номером (координаты узловых точек), которые содержатся в государственном кадастре недвижимости, не соответствуют указанному проекту планировки и проекту межевания территории.

Административный ответчик указал в обоснование, что согласно пп. 3 п. 11 ст. 41 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на образуемый объект недвижимости осуществляются на основании: проекта межевания территории или схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, если в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков допускается исключительно при наличии таких утвержденных документов и в соответствии с ними.

Исходя из чего, Управлением земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа был дан ответ о том, что заключение соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером не представляется возможным.

Указанный ответ противоречит нормам действующего законодательства.

Пунктом 9 ст. 39.29 ЗК РФ установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;

2) не представлено в письменной форме согласие лиц, указанных в пункте 4 статьи 11.2 настоящего Кодекса, если земельные участки, которые предлагается перераспределить, обременены правами указанных лиц;3) на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), которое размещается на условиях сервитута, или объекта, который предусмотрен пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса и наличие которого не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием;

4) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота или ограниченных в обороте;

5) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности и зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;

6) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и являющегося предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 настоящего Кодекса, либо в отношении такого земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек;

7) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и в отношении которых подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предварительном согласовании или этом предоставлении;

8) в результате перераспределения земельных участков площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков;

9) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;

10) границы земельного участка, находящегося в частной собственности, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";

11) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;

12) приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденным проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

13) земельный участок, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории.

В соответствии с п. 10 ст. 39.29 ЗК РФ решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа.

В нарушение указанных норм права основания, изложенные в пункте 9 ст. 39.29 ЗК РФ административным ответчиком в качестве правового обоснования отказа - не были приведены.

Согласно п. 5 решения от 01.03.2016 года об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 764 кв.м. по адресу г. Уфа, Кировский район, <адрес>, настоящее решение действует в течение 2 лет с момента подписания (п.5).

Следовательно, на дату обращения 14.02.2018 года в Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа решение от 01.03.2016 года об утверждении схемы расположения земельного участка являлось действующим.

Согласно п. 3 ст. 11.3 ЗК РФ исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков:

1) из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории;

2) из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам;

3) в границах территории, в отношении которой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности заключен договор о ее развитии;

4) в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами;

5) для строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения.

Указанные ограничения судом при рассмотрении дела не установлены.

Таким образом, довод административного ответчика о том, что 21.02.2017 года постановлением Администрации городского округа город Уфа РБ утвержден проект планировки и проект межевания территории, не имеет правового значения, так как проект межевания территории может распространяться на участки образуемы или изменяемые в будущем, но не может распространяться на уже сформированные земельные участки, в отношении которых действует утвержденная уполномоченным органом схема расположения земельного участка от 01.03.2016 года, и которые поставлены на кадастровый учет, законность которого административный ответчик не оспорил.

Статьей 43 ГрК РФ предусмотрен порядок подготовки проекта межевания территории. Подготовка проекта межевания территории осуществляется для определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков (ч. 2).

Согласно части 10 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если разработка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, в границах которой предусматривается образование земельных участков на основании утвержденной схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, срок действия которой не истек, местоположение границ земельных участков в таком проекте межевания территории должно соответствовать местоположению границ земельных участков, образование которых предусмотрено данной схемой (ч. 10).

Таким образом, законодательством установлено требование обязательного соответствия проекта межевания территории местоположению границ земельных участков, образование которых предусмотрено схемой расположения земельного участка.

Учитывая, что утвержденная схема расположения земельного участка от 01.03.2016 года в данном случае являлась действующей, административный ответчик законности постановки на кадастровый учет не оспорил, то довод административного ответчика о том, что на территории, в пределах которой расположен земельный участок с кадастровым номером 02:55:011106:233 постановлением Администрации городского округа город Уфа РБ от 21.02.2017 года утвержден проект планировки и проект межевания территории не свидетельствует о законности оспариваемого решения Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа, так как проект межевания территории осуществляется для определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков, а не распространяется на ранее сформированные земельные участки.

В соответствии с ч. 1 ст. 11.7 ЗК РФ при перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.

Согласно ч. 2 ст. 11.7 ЗК РФ при перераспределении земельных участков, находящихся в частной собственности, у их собственников возникает право собственности на соответствующие образуемые земельные участки в соответствии с соглашениями между такими собственниками об образовании земельных участков.

На основании п. 3 ст. 11.7 ЗК РФ, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.

Основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, установлены ст. 39.28 ЗК РФ.

В силу ч. 2 ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков.

Согласно ч. 3 ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

В соответствии с ч. 4 ст. 39.28 ЗК РФ обязательными приложениями к указанному в пункте 2 настоящей статьи соглашению являются кадастровый паспорт земельного участка или кадастровые паспорта земельных участков, которые образуются в результате перераспределения земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности.

Установлено, что вопрос о перераспределении земельных участков касается земельного участка площадью 610 кв.м кадастровый , находящегося в собственности Лутфиева Р. И. и земель находящихся в муниципальной собственности, примыкающих к данному участку, всего площадь образованного земельного участка с кадастровым номером - 764 кв.м., в отношении которого имеется утвержденная в установленном порядке схема расположения земельного участка (утвержденная решением от 01.03.2016 года, срок действия решения 2 года).

Соответствующий земельный участок с кадастровым номером сформирован и поставлен на кадастровый учет 09.02.2018 года, в пределах срока действия решения от 01.03.2016 года.

При этом, формирование данного участка обусловлено наличием согласия на перераспределение земель, выраженного в решении Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа от 01.03.2016 года. Соответствующее согласие и решение в установленном порядке не опровергнуто.

Спорный земельный участок, образованный в результате перераспределения земель, сформирован в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка и при наличии согласия уполномоченного органа.

Разрешая дело, суд исходит из того, что административным ответчиком в оспариваемом решение не установлено наличие оснований, предусмотренных пунктом 9 статьи 39.29 ЗК РФ для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков; поскольку нормы главы V.4 ЗК РФ являются специальными по отношению к положениям пунктов 1 и 2 статьи 11.7 ЗК РФ, именно они обладают приоритетом и подлежат применению при разрешении настоящего спора.

Согласно пункту 11 ст. 39.29 ЗК РФ лицо, по заявлению которого принято решение об утверждении схемы расположения земельного участка или которому направлено согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, обеспечивает выполнение кадастровых работ в целях государственного кадастрового учета земельных участков, которые образуются в результате перераспределения, и обращается с заявлением о государственном кадастровом учете таких земельных участков.

Лутфиев Р. И. обеспечил выполнение кадастровых работ и обратился с заявлением о государственном кадастровом учете земельного участка.

В соответствии с пунктом 13 ст. 39.29 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня представления в уполномоченный орган кадастрового паспорта земельного участка или земельных участков, образуемых в результате перераспределения, уполномоченный орган направляет подписанные экземпляры проекта соглашения о перераспределении земельных участков заявителю для подписания. Заявитель обязан подписать это соглашение не позднее чем в течение тридцати дней со дня его получения.

Таким образом, в силу пункта 13 ст. 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган после утверждения схемы расположения земельного участка и выполнения заявителем кадастровых работ в целях государственного кадастрового учета и проведения государственного кадастрового учета, направляет подписанные экземпляры проекта соглашения о перераспределении земельных участков заявителю.

Законодательством не предусмотрено на данной стадии принятие иного решения.

По смыслу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд принимает решение о признании оспариваемого решения, действий (бездействия) недействительными при одновременном наличии двух условий: противоречии их закону и нарушении прав и законных интересов административного истца.

При таких данных, суд исходит из того, что оспариваемое решение, принятое административным ответчиком противоречит действующему земельному законодательству, в связи с чем, административный иск в части требований о признании незаконным отказа Управления земельных и имущественных отношений Администрации Городского округа город Уфа в заключении соглашения о перераспределении земельного участка – подлежит удовлетворению.

В части требований об обязании Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан направить в адрес Лутфиева Руслана Ильдаровича подписанные экземпляры проекта соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 02:55:011106:17 расположенного по адресу г. Уфа, <адрес> земель, находящихся в муниципальной собственности, в соответствии с которым в результате перераспределения образуется земельный участок с кадастровым номером , право собственности на который приобретает Лутфиев Р. И. – производство по делу следует прекратить по следующим основаниям.

Из приведенных выше норм права следует, что перераспределение земельного участка осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков.

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" разъяснено, что по смыслу части 4 статьи 1 КАС РФ и части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ (п. 4).

Например, не подлежат рассмотрению по правилам КАС РФ служебные споры, в том числе дела, связанные с доступом и прохождением различных видов государственной службы, муниципальной службы, а также дела, связанные с назначением и выплатой пенсий, реализацией гражданами социальных прав, дела, связанные с предоставлением жилья по договору социального найма, договору найма жилищного фонда социального использования, договору найма специализированного жилищного фонда.

Не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодексом, экономические споры и другие дела, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и отнесены законом к компетенции арбитражных судов (§ 1 главы 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Учитывая, что заключение соглашения о перераспределении земельного участка направлено на возникновение гражданских прав и обязанностей в отношенит земельного участка, суд пришел к выводу, что в данной части требованиям в порядке КАС РФ рассмотрены быть не могут.

В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Таким образом, полномочия суда определены указанной статьей и вынесение иного решения судом не предусмотрено КАС РФ.

Поэтому, административный истец, заявляя требование об обязании Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан направить в адрес Лутфиева Р.И. подписанные экземпляры проекта соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу г. Уфа, <адрес> земель, находящихся в муниципальной собственности, в соответствии с которым в результате перераспределения образуется земельный участок с кадастровым номером право собственности на который приобретает Лутфиев Р. И., избрал ненадлежащий способ защиты права, не предусмотренный КАС РФ. Указанный способ защиты направлен на возникновение прав Лутфиева Р. И. на земельный участок, спор о гражданских правах и обязанностях, не подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 194 КАС РФ суд прекращает производство по административному делу в случае: если административное дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке административного судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 128 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 128 КАС РФ судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если: административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке, в том числе судом в порядке гражданского или уголовного судопроизводства либо арбитражным судом в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством.

При указанных выше обстоятельствах административный иск подлежит частичному удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 219 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административный иск Лутфиева Р. И. к Управлению земельных и имущественных отношений Администрации Городского округа город Уфа удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ Управления земельных и имущественных отношений Администрации Городского округа город Уфа в заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером по адресу г. Уфа, <адрес> земель, находящихся муниципальной собственности, выраженный в письме исх. № Л-2354 от 06.03.2018 года.

В части требования обязать Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан направить в адрес Лутфиева Руслана Ильдаровича подписанные экземпляры проекта соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу г. Уфа, <адрес> земель, находящихся в муниципальной собственности, в соответствии с которым в результате перераспределения образуется земельный участок с кадастровым номером право собственности на который приобретает Лутфиев Руслан Ильдарович – производство по делу прекратить.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Верховный Суд Республики Башкортостан путем подачи жалобы через Кировский районный суд города Уфы.

Решение суда в окончательной форме принято 07.09.2018.

Судья Соколова И. Л.