ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4922/15 от 07.12.2015 Анапского городского суда (Краснодарский край)

к делу № 2а-4922/15

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

/не вступило в законную силу/

07 декабря 2015 года г-к Анапа

Анапский городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Кашкарова С.В.,

при секретаре Немцовой Ю.А.,

с участием представителя административного истца помощника прокурора Ташу Ю.А., представителя административного ответчика ОАО «Теплоэнерго» по доверенности ФИО1, представителя заинтересованного лица ОАО «Коммунальщик» по доверенности ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску Анапского межрайонного прокурора к ОАО «Теплоэнерго» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить допущенное нарушение,

У С Т А Н О В И Л:

Анапский межрайонный прокурор обратился в суд с административным иском к ОАО «Теплоэнерго» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить допущенное нарушение, указывая на то, что в ходе проведенной проверки соблюдения законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в деятельности ОАО «Теплоэнерго» на территории МО г-к Анапа, было установлено, что ответчик осуществляет деятельность по теплоснабжению и им не выполняются требования п. 12 ст. 13 Закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Так, на момент проведения проверочных мероприятий ОАО «Теплоэнерго» в установленный законом срок не произведена установка коллективного прибора учета тепловой энергии в многоквартирных домах, расположенных по адресу: г-к Анапа, ул. Некрасова, д. № 114; г-к Анапа, ул. Крымская, д. № 182; г-к Анапа, ул. Лермонтова, д. № 82; г-к Анапа, ул. Шевченко, д. № 239; г-к Анапа, ул. Крымская, дом № 216; г-к Анапа, ул. Шевченко, д № 249; г-к Анапа, ул. Стаханова, д № 5; г-к Анапа, ул. Молодежная, д № 52; г-к Анапа, ул. Молодежная, д № 54; г-к Анапа, ул. Новороссийская, д № 239; г-к Анапа, ул Ленина, д. № 68 «а»; г-к Анапа, ул. Крымская, д. № 177; г-к Анапа, ул. Чехова, д. № 1; г-к Анапа, 12 МКР., д. № 37; г-к Анапа, ул.Терская, д. № 190; г-к Анапа, 12 МКР., д № 16; г-к Анапа, ул. Лермонтова, д. № 121; г-к Анапа, 12 МКР., д. № 19; г-к Анапа, ул. Астраханская, д. № 84; г-к Анапа, 12 МКР., д. № 11; г-к Анапа, 12 МКР., д. № 12; г-к Анапа, 12 МКР., д. № 20; г-к Анапа, 12 МКР., д. № 17; г-к Анапа, 12 МКР., д. № 45; г-к Анапа, 12 МКР., д. № 9; г-к Анапа, 12 МКР., д. № 32; г-к Анапа, 12 МКР., д. № 34; г-к Анапа, 12 МКР., д. №21; г-к Анапа, 12 МКР., д. № 6; г-к Анапа, ул. Ленина, д. № 131; г-к Анапа, ул. Шевченко, д. № 237; г-к Анапа, ул. Шевченко, д. № 1; г-к Анапа, ул. Толстого, д. № 113; г-к Анапа, ул. Чехова, д. № 2; г-к Анапа, ул. Стаханова, д № 1; г-к Анапа, ул. Стаханова, д. № 3; г-к Анапа, ул. Ленина, д. № 141; г-к Анапа, ул. Лермонтова, д. № 80; г-к Анапа, ул. Ленина, д. № 181; г-к Анапа, ул. Ленина, д. № 179. Истец просит суд признать бездействие ответчика, выразившееся в непринятии мер по установке коллективного прибора учета тепловой энергии в данных многоквартирных домах и обязать ОАО «Теплоэнерго» установить коллективный прибор учета тепловой энергии в вышеуказанных многоквартирных жилых домах г-к Анапа.

В судебном заседании представитель административного истца – Анапского межрайонного прокурора помощник прокурора Ташу Ю.А. заявленные требования поддержал и просил их удовлетворить.

Представитель административного ответчика ОАО «Теплоэнерго» по доверенности ФИО1 иск признала частично, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в отзыве на административное исковое заявление.

Представитель заинтересованного лица ОАО «Коммунальщик» по доверенности ФИО2, в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска прокурора.

Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу ч.4 ст.218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом установлено, что Анапской межрайонной прокуратурой Краснодарского края проведена проверка соблюдения законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в деятельности ОАО «Теплоэнерго» на территории МО г-к Анапа.

Материалами проведенной проверки подтверждается, что ОАО «Теплоэнерго» в установленный законом срок не произведена установка коллективного прибора учета тепловой энергии в многоквартирных домах, расположенных по адресу: г-к Анапа, ул. Некрасова, д. № 114; г-к Анапа, ул. Крымская, д. № 182; г-к Анапа, ул. Лермонтова, д. № 82; г-к Анапа, ул. Шевченко, д. № 239; г-к Анапа, ул. Крымская, дом № 216; г-к Анапа, ул. Шевченко, д № 249; г-к Анапа, ул. Стаханова, д № 5; г-к Анапа, ул. Молодежная, д № 52; г-к Анапа, ул. Молодежная, д № 54; г-к Анапа, ул. Новороссийская, д № 239; г-к Анапа, ул Ленина, д. № 68 «а»; г-к Анапа, ул. Крымская, д. № 177; г-к Анапа, ул. Чехова, д. № 1; г-к Анапа, 12 МКР., д. № 37; г-к Анапа, ул.Терская, д. № 190; г-к Анапа, 12 МКР., д № 16; г-к Анапа, ул. Лермонтова, д. № 121; г-к Анапа, 12 МКР., д. № 19; г-к Анапа, ул. Астраханская, д. № 84; г-к Анапа, 12 МКР., д. № 11; г-к Анапа, 12 МКР., д. № 12; г-к Анапа, 12 МКР., д. № 20; г-к Анапа, 12 МКР., д. № 17; г-к Анапа, 12 МКР., д. № 45; г-к Анапа, 12 МКР., д. № 9; г-к Анапа, 12 МКР., д. № 32; г-к Анапа, 12 МКР., д. № 34; г-к Анапа, 12 МКР., д. №21; г-к Анапа, 12 МКР., д. № 6; г-к Анапа, ул. Ленина, д. № 131; г-к Анапа, ул. Шевченко, д. № 237; г-к Анапа, ул. Шевченко, д. № 1; г-к Анапа, ул. Толстого, д. № 113; г-к Анапа, ул. Чехова, д. № 2; г-к Анапа, ул. Стаханова, д № 1; г-к Анапа, ул. Стаханова, д. № 3; г-к Анапа, ул. Ленина, д. № 141; г-к Анапа, ул. Лермонтова, д. № 80; г-к Анапа, ул. Ленина, д. № 181; г-к Анапа, ул. Ленина, д. № 179.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 23.1 1.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам. Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 5 ст. 13 Закона № 261-ФЗ до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

Согласно п. 12 указанной статьи до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) организации, которые осуществляют снабжение водой, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно- технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3-6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.

Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011г. № 627 утверждены: Приложение № 1 - критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, Приложение № 2 - форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета.

Согласно п. 2 Приложения № 1, техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5 настоящего документа, отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из нижеуказанных критериев: а) установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования); б) при установке прибора учета соответствующего вида невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета соответствующего вида, в том числе к месту и порядку его установки, предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании; в) в месте, в котором подлежит установке прибор учета соответствующего вида, невозможно обеспечить соблюдение предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета соответствующего вида, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и (или) режима работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены.

Пунктом 6. Приложения № 1 определено, что результаты обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида указываются в акте обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета.

Как следует из представленных ОАО «Теплоэнерго» актов обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета в многоквартирных домах, указанных в иске, составленных в присутствии уполномоченного представителя ОАО «Коммунальщик» за период с 16.11.2015г. по 17.11.2015г., техническая возможность установки прибора учета отсутствует в 21 многоквартирном доме ввиду установления критериев отсутствия такой возможности:

Так, данными актами подтверждается следующее.

Техническая возможность установки прибора учета отсутствует по причине «необходима реконструкция внутридомовых инженерных сетей» в многоквартирных домах по адресу: <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, г. Анапа, мкр., 12, 17, г. Анапа, мкр., 12, 45, г. Анапа, мкр., 12, 16, <...>.

Техническая возможность установки прибора учета отсутствует по причине «необходима реконструкция внутридомовых инженерных сетей и повышенная влажность» в многоквартирных домах по адресу: <...>, <...>, <...>, <...>, г. Анапа, мкр., 12, 21, г. Анапа, мкр., 12, 6.

Техническая возможность установки прибора учета отсутствует по причине «повышенная влажность и затопление грунтовыми водами» в многоквартирных домах по адресу: <...>, <...>, <...>, <...>, <...>.

Поскольку судом установлено, что техническая возможность установки прибора учета существует в 19 многоквартирных домах, из указанных в административном иске, а именно: <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, однако, установленная законом обязанность установки общедомового прибора учета ОАО «Теплоэнерго» не выполнена, суд находит указанное бездействие незаконным и возлагает на ответчика обязанность устранить допущенное нарушение путем установки коллективного прибора учета тепловой энергии в указанных многоквартирных домах.

В удовлетворении остальной части административных исковых требований суд отказывает, поскольку обязанность установки прибора учета, установленная п.12 ст. 13 Закона № 261-ФЗ не может быть возложена при отсутствии технической возможности.

Принимая во внимание представленные ответчиком доказательства, подтверждающие значительность затрат по установке приборов учета тепловой энергии (стоимость поставки и установки 19 приборов учета, согласно коммерческого предложения № 295 от 19.11.2015 года ООО «Теплоэком» составляет 5 999 913,78 руб.), финансовые возможности ответчика, то обстоятельство, что до окончания отопительного сезона осуществить установку приборов учета не представляется возможным, суд в соответствии со ст. 203 ГПК РФ полагает возможным отсрочить исполнение решения суда до 07 мая 2016 года.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление Анапского межрайонного прокурора к ОАО «Теплоэнерго» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить допущенное нарушение удовлетворить частично.

Признать бездействие ОАО «Теплоэнерго», выразившееся в непринятии мер установке коллективного прибора учета тепловой энергии в многоквартирных домах по адресу: <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>.

Обязать ОАО «Теплоэнерго» установить коллективный прибор учета тепловой энергии в многоквартирных домах по адресу: <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>.

Отсрочить исполнение решения суда в части возложения обязанности установить коллективные приборы учета тепловой энергии в многоквартирных домах до 07 мая 2016 года.

В удовлетворении остальной части административных исковых требований Анапского межрайонного прокурора отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Анапский городской суд в течение одного месяца со дня его принятия.

Председательствующий- подпись.

Копия верна:

Судья-