Дело № 2а-4926/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Нижний Новгород (дата) года
Советский районный суд города Нижнего Новгорода в составе: председательствующего судьи Ежов Д.С., с участием представителя административного истца УФСГР по Саратовской области ФИО1,
при секретаре Казаковой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области в лице ФГБУ ФКП Росреестра по Нижегородской области, Управлению федеральной службы государственной регистрации и картографии по Саратовской области о признании незаконным бездействия по не регистрации права собственности и обязании зарегистрировать право собственности на объект недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
истец обратился в суд с указанным иском к ответчику. В обосновании заявленных требований указал следующее.
Административный истец ФИО2, является взыскателем по отношению ООО ПФС «Наш».
На основании нотариально удостоверенной доверенности от ООО ПФС «НАШ», истец обратился в Филиал ФГБУ ФКП Росреестра по Нижегородской области, (...). Истец, представил документы для внесения записи о правах ООО ПФС «Наш» на Производственно-технологический комплекс - Кирпичный завод, с кадастровым номером №... Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области.
Истцом (дата) подано заявление о государственной регистрации прав ООО ПФС «НАШ» на недвижимое имущество, с кадастровым номером №..., расположенное по адресу: ..., о чем в книгу входящих документов №... внесена запись №.... И выдана расписка в получении документов №....
(дата), истцом получено уведомление о приостановлении государственной регистрации №..., в соответствии с которым осуществление действий по государственной регистрации перехода права собственности приостанавливается до (дата). Данное уведомление подписано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области.
По истечении указанного срока приостановки, государственная услуга истцу не была оказана.
В связи с этим, истцом (дата) на электронный адрес административного ответчика, была направлена жалоба на бездействие при предоставлении государственной услуги, копия данной жалобы была направлена так же через сайт Россрестра. Ответ на жалобу не поступил до настоящего времени.
Так же, до настоящего времени, истец не получил отказ в государственной услуге. Данное обстоятельство свидетельствует о нарушении ст. 5 ФЗ РФ 210-ФЗ от 27.07.2010 г. «ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ», п. 40 Административного регламента Росреестра от 07.06.2017г., ст. 16, 26, 27 ФЗ РФ « О государственной регистрации недвижимости».
В настоящее время в нарушение действующего законодательства в адрес истца не направлены никакие документы о ходе осуществления государственной услуги по регистрации прав на недвижимое имущество. На сайте Росреестра при проверке статуса заявления появляется информация о приостановлении регистрационных действий регистратором ФИО3. В настоящее время срок приостановки регистрации превысил предельный срок.
В соответствии со ст. 4 КАС РФ 1. Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Административный истец ФИО2 является взыскателем, а ООО ПФС «Наш» должником, в отношении которого возбуждено исполнительное производство. Отсутствие регистрации права должника на недвижимое имущество не позволяет обратить на него взыскание и исполнить судебный акт. Ненадлежащее исполнение регистрирующим органом обязанностей по государственной регистрации недвижимого имущества ООО ПФС «Наш» затрагивает мои права и законные интересы, создает препятствия к их осуществлению. Таким образом, административный истец ФИО2 заинтересован в осуществлении государственной регистрации ООО «НАШ», в связи с чем, имеет право на обжалование действий административного ответчика.
Незаконность действий административного ответчика выражается в нарушении сроков и порядка предоставления государственной услуги, а именно в отсутствии результатов ее оказания в установленные законом сроки.
Кроме того, незаконность действий административного ответчика выражается в предъявлении требований не соответствующих закону, при предоставлении государственной услуги, а именно:
Уведомлением от (дата)№..., заявителя известили, что государственная регистрация права приостановлена. Основанием приостановления, по мнению регистрирующего органа является:
1) имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами; ст. 26 п.1 пп.З ФЗ РФ «О гос. регистрации недвижимости»
2) не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; ст. 26 п.1 пп.5 ФЗ РФ «О гос. регистрации недвижимости»
3) форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации; ст. 26 п.1 пп.7 ФЗ РФ «О гос. регистрации недвижимости» (Далее закон о Регистрации)
4) судом наложен арест
Данное решение регистрирующего органа не законно по следующим основаниям: 1.) регистрирующий орган указывает, что имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами; ст. 26 п.1 пп.З ФЗ РФ «О гос. регистрации недвижимости, а именно в ЕРН содержаться записи о правах иного лица на здание площадью 7173 кв.м. лит. К6К7К8П15 и здание площадью 1320,6 кв.м. лит. К5.
В соответствии со ст. 164,131 ГК РФ при отсутствии государственной регистрации правовые последствия не наступают.
В соответствии со ст. 1 Закона о Регистрации 2. Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
В соответствии со ст. 5 Закона о Регистрации 1. Каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав. 2. Каждая запись о праве на объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, об ограничении права или обременении объекта недвижимости идентифицируется неизменяемым, не повторяющимся во времени и на территории Российской Федерации номером регистрации.
В соответствии со ст. 8 Закона о Регистрации 4. В кадастр недвижимости вносятся
следующие основные сведения об объекте недвижимости:
8) кадастровые номера иных объектов недвижимости, в пределах которых расположен объект недвижимости, а также кадастровый номер единого недвижимого комплекса или предприятия как имущественного комплекса, если объект недвижимости входит в состав единого недвижимого комплекса или предприятия как имущественного комплекса;
21) кадастровые номера объектов недвижимости, входящих в состав единого недвижимого комплекса, если объектом недвижимости является единый недвижимый комплекс;
22) кадастровые номера объектов недвижимости, входящих в состав предприятия как имущественного комплекса, если объектом недвижимости является предприятие как имущественный комплекс и в его состав входят объекты недвижимости;
Таким образом, законодателем установлено, что единственными достоверными сведениями, порождающими права и обязанности являются данные содержащиеся в записях в Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения), в том числе:
1) реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости);
2) реестра прав, ограничений прав и обременении недвижимого имущества (далее также -реестр прав на недвижимость);
3) реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, лесопарков, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), а также сведений о проектах межевания территорий (далее также - реестр границ);
4) реестровых дел;
5) кадастровых карт;
6) книг учета документов.
В соответствии с п. 7 ст. 62 Закона о регистрации - «Выписка, содержащая общедоступные сведения Единого государственного реестра недвижимости, должна содержать описание объекта недвижимости, зарегистрированные права на него, ограничения прав и обременения такого объекта, сведения о существующих на момент выдачи выписки правопритязаниях и заявленных в судебном порядке правах требования в отношении данного объекта недвижимости, сведения о возражении в отношении зарегистрированного права на него либо о невозможности государственной регистрации без личного участия правообладателя или его законного представителя, сведения о наличии решения об изъятии объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд, сведения о наличии поступивших, но не рассмотренных заявлений о проведении государственной регистрации права (перехода, прекращения права), ограничения права или обременения объекта, сделки в отношении объекта, сведения об отсутствии у застройщика права привлекать денежные средства граждан, являющихся участниками долевого строительства, на строительство (создание) многоквартирных домов на земельном участке, сведения, указанные в части 6 статьи 48 настоящего Федерального закона, а также иные сведения, определяемые органом нормативно-правового регулирования».
Согласно выписки из ЕГРН от 25.11.2017г. на объект, за регистрацией которого обратился заявитель (64:48:040211:966) указаны объекты недвижимости, в пределах которых расположен данный объект, объекты, указанные регистратором там не указаны, сведения о правообладателях объекта подлежащего регистрации - отсутствуют. Кадастровые номера объектов, на которые уже зарегистрировано право - отсутствуют. Площади объектов, на которое зарегистрировано право и представленные на государственную регистрацию прав -различны.
Таким образом, у регистратора отсутствовали законные основания для приостановления регистрации, т.к. сведения о данном объекте не содержат такой информации. Отсутствие информации о правах иных лиц на данный объект в ЕГРН не порождает правовые основания для регистратора и третьих лиц, решение регистратора о приостановке - не законно.
2.) Регистратор указывает, что не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; ст. 26 п.1 пп.5 ФЗ РФ «О гос. регистрации недвижимости», а именно из мирового соглашения от (дата). по делу № №... невозможно установить факт приобретения ООО ПФС «Наш» данного объекта недвижимости. В соответствии со ст. 16 АПК РФ Статья 16. Обязательность судебных актов
1. Вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 179 АПК РФ 1. В случае неясности решения арбитражный суд, принявший это решение, по заявлению лица, участвующего в деле, судебного пристава -исполнителя, других исполняющих решение арбитражного суда органа, организации вправе разъяснить решение без изменения его содержания.
2. Разъяснение решения допускается, если оно не приведено в исполнение и не истек срок, в течение которого решение может быть принудительно исполнено.
3. Арбитражный суд, принявший решение, по заявлению лица, участвующего в деле, судебного пристава - исполнителя, других исполняющих решение арбитражного суда органа, организации или по своей инициативе вправе исправить допущенные в решении описки, опечатки и арифметические ошибки без изменения его содержания.
4. По вопросам разъяснения решения, исправления описок, опечаток, арифметических ошибок арбитражный суд выносит определение в десятидневный срок со дня поступление заявления в суд, которое может быть обжаловано.
Законодатель предоставил регистрирующему органу право не обращение в суд в процессуальном порядке, результатом обращения является судебный акт ( определение суда), который может быть обжалован заинтересованными лицами.
Письма Арбитражного суда (дата) года не являются процессуальными документами порождающими права и позволяющими толковать судебные акты. Кроме того, дата писем позволяет установить что в рамках оказания оспариваемой государственной услуг регистратор не предпринял каких либо мер по выяснению спорных обстоятельств ограничился документами не имеющими правовой силы при наличии судебного акта вступившего в законную силу.
2.1) Приостановление регистрации в порядке ст. 26 п.1 пп.5 ФЗ РФ «О гос. Регистрации недвижимости» не законно в том числе, что в данном случае регистратором оспаривается идентификация объектов поименованных в мировом соглашении и стоящих на кадастровом учете. Исходя из данных кадастрового учета литера К12, К10, К13 - не имеют наименования.
В соответствии с Письмом департамента недвижимости Минэкономразвития № №... от (дата) относительно: наименования здания; изменения назначения помещения или здания; жилого строения, «Согласно частям 2, 3 статьи 13 Закона № 218-ФЗ внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) дополнительных сведений об объекте недвижимости осуществляется органом регистрации прав:
в порядке межведомственного информационного взаимодействия;
в уведомительном порядке в случаях, установленных Законом № 218-ФЗ.
Также следует учитывать, что в настоящее время законодательством Российской Федерации не урегулированы на комплексной и системной основе правила присвоения наименований объектам недвижимости. В связи с этим положениями Закона № 218-ФЗ не предусмотрено норм о внесении изменений в части наименования объекта недвижимости. Соответствующие положения, по мнению Департамента недвижимости, могут быть предусмотрены в Законе № 218-ФЗ только после урегулирования на законодательном уровне вопросов, связанных с присвоением наименований объектам недвижимости.
Относительно изменения назначения помещения или здания.
В соответствии с пунктами 9, 10, 11 части 5 статьи 8 Закон № 218-ФЗ в ЕГРН вносятся в качестве дополнительных сведения в том числе о назначении здания (нежилое, жилое, многоквартирный дом, жилое строение), если объектом недвижимости является здание; о назначении помещения (жилое, нежилое), если объектом недвижимости является помещение; о наименовании здания при наличии такого наименования. При этом по заявлению собственника объекта недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета могут быть изменены только основные сведения об объекте недвижимости, к числу которых назначение здания, помещения, а также наименование здания не относятся.
В случае, если указанные в частях 1, 5, 7-9, 12, 13 статьи 32 Закона № 218-ФЗ сведения не внесены в ЕГРН в сроки, установленные статьей 34 Закона № 218-ФЗ, заинтересованное лицо вправе в порядке установленном для представления заявления на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав, обратиться в орган регистрации прав с заявлением о внесении соответствующих сведений в ЕГРН, форма, требования к заполнению и к формату в электронной форме которого устанавливаются органом нормативно-правового регулирования (часть 1 статьи 33 Закона № 218-ФЗ). В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона № 218-ФЗ орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня получения заявления о внесении соответствующих сведений в ЕГРН, самостоятельно запрашивает документы (содержащиеся в них сведения) в органах государственной власти и органах местного самоуправления» В соответствии со ст. 69 ФЗ РФ Закона о регистрации 5. В случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, в том числе при поступлении предусмотренного статьей 62 настоящего Федерального закона запроса о предоставлении сведений, или межведомственного запроса о предоставлении сведений, или заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, орган регистрации прав, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, в течение пяти рабочих дней со дня получения им указанных запросов или заявления обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости на основании:
1) имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости;
2) документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган регистрации прав;
3) документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган регистрации прав по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтенном объекте недвижимости.
Таким образом законодателем установлено что заинтересованное лицо вправе обратиться с заявлением о внесении дополнительных сведений в ЕГРП. При этом установлена обязанность регистратора при поступление в его распоряжение отсутствующих документов и документа подтверждающего право не объект недвижимости внести изменения в ЕГРП в течении 5 дней.
На момент вынесения уведомления о приостановлении регистрации данный срок истек. Регистратор в любом случае обязан был внести дополнительные сведения о наименование объектов, так как они у него отсутствовали. Кроме того, из уведомления следует, что данные сведения утеряны. Однако объект стоит на кадастровом учете, сведения содержащиеся в ЕГРП являются актуальными. Считает, что в данном случае регистратор был обязан принять отсутствующие у него сведения и включить их в ЕГРП. Кроме того, ФЗ РФ № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», принят в (дата) году. На момент вынесения судебного акта стороны не могли указать все характеристики включенные в кадастр недвижимости, их не было. Сведения о прекращении объекта недвижимости переданного по мировому соглашению в ЕГРП - отсутствуют, сведения об аналогичны объектах на данной территории отсутствуют, сведения о собственниках - отсутствуют. Таким образом, в результате не исполнение обязанности по внесения регистратором дополнительных сведений в ЕГРП по наименованию объектов, искусственно созданы обстоятельство для приостановки регистрации и созданы препятствия в исполнена судебного акта. Право собственности на объект недвижимости признано судом, ОО( «НАШ» лишено права повторного признания права собственности судом, но этого и не требуется в соответствии с действующим законодательством.
3.) Регистратор указывает, что форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственно регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации ст. 26 п.1 пп.7 ФЗ РФ «О гос. регистрации недвижимости» (Далее закон о Регистрации Таким образом, регистратором установлено, что вступивший в законную силу судебный акт не соответствует по форме и содержанию закону о регистрации. Считаем, что регистратор не предоставлено право толкования судебных актов, в связи с чем, регистратор превысил свои полномочия и приостановление регистрации - не законно.
4.) Регистратор указывает, что в соответствии с определением Арбитражного суд Саратовской области от (дата). по делу № №... наложен арест на литер К1 К10 и К13, в связи с чем, невозможно произвести регистрационные действия. Исходя из вышеизложенного и информации содержащейся в выписке из ЕГРП сведения об аресте данных литеров, представленных к регистрации права, отсутствуют. Данные объект недвижимости возведены в 1974 году, площадь объекта 11411,8 кв.м. В то время как запрет наложен в отношении нежилого двухэтажного здания площадью 1639,5 кв.м.
Таким образом, регистратор объединил два разных объекта недвижимости по своему усмотрению, при отсутствии информации в ЕГРП. Считаем, что любые неточности либо противоречия в сведениях о зарегистрированных объектах недвижимости, должны решаться в судебном порядке заинтересованными лицами либо вытекать из действий по включению либо исключению сведений в ЕГРП. Отсутствие судебного либо иного спора по объекту, представленному на регистрацию, обязывает регистратора исполнить его публичную функцию по закреплению прав.
На основании вышеизложенного, с учетом уточненного административного иска, административный истец просит суд:
1. Признать незаконным бездействие Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, в лице Филиала ФГБУ ФКП Росреестра по Нижегородской области по не регистрации права собственности ООО ПФС «Наш» на Производственно-технологический комплекс -Кирпичный завод, с кадастровым номером №...,общей площадью 11411,8 кв.м., расположенный по адресу: ....
2. Обязать Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, в лице Филиала ФГБУ ФКП Росреестра по Нижегородской области произвести регистрацию права собственности ООО ПФС «Наш» на Производственно-технологический комплекс - Кирпичный завод, с кадастровым номером №...,общей площадью 11411,8 кв.м., расположенный по адресу: ....
Определением суда к участию по делу в качестве ответчика привлечено Управлению федеральной службы государственной регистрации и картографии по Саратовской области.
Представитель ответчика Управления федеральной службы государственной регистрации и картографии по Саратовской области, действующий на основании доверенности ФИО1, в судебном заседании административные исковые требования не признал в полном объеме, в удовлетворении административного иска просил отказать, дал пояснения по существу.
Административный истец ФИО2, представитель административного ответчика Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, заинтересованное лицо ООО «ПФС «НАШ» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Суд, учитывая положения статьи 150, ч.6 ст. 226 КАС РФ, полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч.8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В силу ч. 9 указанной статьи, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
По административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Согласно пункту 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Частью 5 ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон №218-ФЗ) установлено, что государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
При этом ч.2 ст. 16 ФЗ №218-ФЗ предусмотрено, что датой государственной регистрации прав является дата внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о соответствующем праве, об ограничении права или обременении объекта недвижимости.
В соответствии с п.2, 3, 4 ч.3 ст.3 Федерального закона №218-ФЗ компетенции органа регистрации прав отнесено, проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти, проверка наличия.
В силу п.3 ч.1 ст.29 Федерального закона №218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя в том числе проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона о регистрации недвижимости государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
При этом за полноту и достоверность сведений, указанных в заявлении и представленных документах ответственность несут заявители и органы и организации, выдавшие эти документы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Административный истец ФИО2, является взыскателем по отношению ООО ПФС «Наш». (дата) в Управление через Управление Росреестра по Нижегородской области (экстерриториальный принцип) обратился ФИО2 с заявлениями об осуществления действий по государственной регистрации права собственности в отношении объекта недвижимого имущества - здание, расположенного по адресу: ..., с кадастровым номером №... В качестве документа-основания на государственную регистрацию было представлено мировое соглашение, утвержденное определением Арбитражного суда Саратовской области от (дата). по делу №....
(дата), истцом получено уведомление о приостановлении государственной регистрации №....
Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются.
Как следует из уведомления о приостановлении государственной регистрации №..., осуществление действий по государственной регистрации перехода права собственности приостанавливается до (дата)., а также до устранения причин, препятствующих государственной регистрации.
В судебном заседании представитель административного ответчика пояснил, что до настоящего времени причины, препятствующие государственной регистрации спорного имущества не отпали, в связи с чем, после (дата) решение об отказе в осуществлении государственной регистрации не принято.
В соответствии со статьей 29 Закона о регистрации недвижимости обязательным этапом государственной регистрации является правовая экспертиза на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В ходе проведения правовой экспертизы представленных документов административным ответчиком Управлению федеральной службы государственной регистрации и картографии по Саратовской области были выявлены основания для приостановления государственной регистрации на основании пунктов 3, 5, 7, 37 статьи 26 Закона о регистрации недвижимости, а именно:
- имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами,
- не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
- форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7 части 1 статьи 26 Закона),
- в орган регистрации прав поступил судебный акт или акт уполномоченного органа о наложении ареста на недвижимое имущество, или о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) сооружение - производственно-технологический комплекс - Кирпичный завод с кадастровым номером №... включает в себя: здание кирпичного завода (в т.ч. печное отделение, сушильно-подготовительное отделение, административно-хозяйственный корпус). Литера К5, К9, Кб, К7, К8, К10, К11, К12, К13 - общей площадью S=11411,8 кв.м. Сооружение: лит. III Газофикация высокого давления протяженностью L=261,4 м. лит. VI открытая площадка склада готовой продукции площадью S = 4728 кв.м. лит. VII выставочная площадка склада готовой продукции (в т.ч. вертикальная планировка откосов площадки) площадью S - 6287,2 кв.м. лит. VIII дорожное покрытие уличного проезда площадью S = 679 кв.м.
Однако в настоящее время в ЕГРН имеются записи о правах иного лица на здание площадью 7173 кв. м, лит. К6 К7 К8 П5 и здание площадью 1320,6 кв.м., лит. К5, расположенные по вышеуказанному адресу и входящие в состав данного комплекса.
Учитывая изложенное, Управлением федеральной службы государственной регистрации и картографии по Саратовской области сделан вывод о наличии противоречий между заявленными правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимости, что явилось одним из оснований для приостановления государственной регистарции.
В соответствии с пунктом 1, 2 статьи 21 Закона о регистрации недвижимости документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В соответствии с условиями указанного мирового соглашения ОАО «Саратовский завод керамзитобетонных изделий» признает факт выкупа в полном объеме ООО ПСФ «Наш» арендованного имущества, перечисленного в инвентаризационной описи основных фондов по кирпичному цеху на (дата)., в том числе здания кирпичного завода, расположенного по адресу: ... (технический паспорт БТИ ... от (дата)., квартал № Елшанка, инвентарный №...), согласно приложению №..., в связи с чем, ОАО «Саратовский завод керамзитобетонных изделий» признает право собственности ООО ПСФ «Наш» на имущество, перечисленное в приложении №....
Как следует из приложения №... к мировому соглашению, и хранящейся в архиве регистрирующего органа инвентаризационной описи основных фондов по кирпичному цеху на (дата). в составе основных средств, передаваемых ООО ПСФ «Наш», значится здание кирпичного завода инв. №..., включающее в себя печное, сушильно-подготовительное, формовочно-подготовительное отделения, административно-хозяйственный корпус, а также сооружения: выставочная площадка готовой продукции, открытая площадка склада готовой продукции, дорожное покрытие уличного проезда, вертикальная планировка откосов площадки, газофикация высокого давления.
Однако в хранящемся в архиве регистрирующего органа техническом паспорте, изготовленном МУП «Городское бюро технической инвентаризации» (дата)., квартал № №..., инвентарный №..., отсутствует информация об объектах с литерами К12, К10, К13,а также о сооружениях: Лит. III газофикация высокого давления протяженностью L=261,4 м. Лит. VI открытая площадка склада готовой продукции площадью S= 4728 кв.м. Лит. VII выставочная площадка склада готовой продукции (в т.ч. вертикальная планировка откосов площадки) площадью S- 6287,2 кв.м. Лит. VIII дорожное покрытие уличного проезда площадью S=679 кв.м.
Таким образом, сведения о том, что ОАО «Саратовский завод керамзитобетонных изделий» признает право собственности ООО ПСФ «Наш» на объекты с литерами К12, К10, К13, а также о сооружениях: Лит. III газофикация высокого давления протяженностью L=261,4 м. лит. VI открытая площадка склада готовой продукции площадью S= 4728 кв.м. лит. VII Выставочная площадка склада готовой продукции (в т.ч. вертикальная планировка откосов площадки) площадью S - 6287,2 кв.м. лит. VIII дорожное покрытие уличного проезда площадью S = 679 кв.м., входящие в состав вышеуказанного комплекса, в указанном мировом соглашении отсутствуют.
Таким образом, из представленного на государственную регистрацию мирового соглашения, утвержденного определением Арбитражного суда Саратовской области от (дата). по делу № №..., государственному регистратору не представилось возможным установить факт приобретения ООО ПСФ «Наш» права собственности на вышеуказанный объект недвижимости.
Из материалов дела следует, что регистрирующим органом ранее были направлены запросы в Арбитражный суд Саратовской области с просьбой сообщить: является ли вышеуказанное мировое соглашение основанием для государственной регистрации права собственности ООО ПСФ «Наш» части вышеуказанного сооружения с литерами К12, К10, К13.
Кроме того, как следует из пояснения представителя административного ответчика и его письменных возражений, в регистрирующий органа, в рамках межведомственного взаимодействия, в поступил ответ МУП «Городское бюро технической инвентаризации», в котором сообщается о том, что в архиве МУП ГБТИ отсутствует (утеряна) техническая документация о проведении инвентаризации (дата) кирпичного завода, расположенного по адресу: ..., в составе: нежилого одноэтажного здания общей площадью 7173 кв.м., литер К6 К7 К8 П5, нежилого одноэтажного здания общей площадью 1320,6 кв.м., литер К5, нежилого двухэтажного здания (завод) общей площадью 1639,5 кв.м., литер К12, К10, К13, и определить какие здания входили в состав зданий кирпичного завода по указанному адресу на дату (дата). не представляется возможным.
Доказательств обратного суду не представлено, в связи с чем, оснований не доверять указанным обстоятельствам, у суда не имеется.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 2 статьи 14 Закона основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:
1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;
2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
4) свидетельства о праве на наследство;
5) вступившие в законную силу судебные акты;
6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
7) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременении объектов недвижимости;
9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
Иные документы, (которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости) являющиеся основанием для государственной регистрации права собственности ООО ПСФ «Наш» на сооружение производственно-технологический комплекс - Кирпичный завод с кадастровым номером №..., на государственную регистрацию не представлены.
Кроме того, как следует из представленных документов регистрационного дела, в Едином государственном реестре недвижимости имеются сведения о запрете Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области осуществлять какие-либо действия по государственной регистрации в отношении объекта недвижимости - нежилого двухэтажного здания общей площадью 1639,5 кв.м, литер К12, К10, К13, расположенного по адресу: ..., наложенном на основании определения Двенадцатого Арбитражного апелляционного суда по делу №№....
Поскольку, как было указано ранее, согласно данным ЕГРН нежилое двухэтажное здание общей площадью 1639,5 кв.м. литер К12, К10, К13 входит в состав спорного здания, запрет, наложенный судом напрямую касается и заявленного к государственной регистрации объекта.
Указанные основания препятствуют продолжению государственной регистрации права.
На основании пункта 37 части 1 статьи 26 Закона о регистрации недвижимости осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если в орган регистрации прав поступил судебный акт или акт уполномоченного органа о наложении ареста на недвижимое имущество, или о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом, или об избрании в качестве меры пресечения залога в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, в Законе о регистрации недвижимости содержится императивная норма, которая обязывает регистрирующий орган в случае наличия в ЕГРН сведений об аресте или запрете приостановить государственную регистрацию до снятия такого ареста (запрета).
По решению государственного регистратора от (дата)№... государственная регистрация была приостановлена, в том числе, до снятия запрета по указанным выше основаниям.
(дата) государственным регистратором прав был направлен запрос в двенадцатый Арбитражный апелляционный суд об актуальности указанного запрета.
Согласно ответу на запрос Двенадцатого Арбитражного апелляционного суда от (дата) судебного акта об отмене вышеуказанного запрета судом не выносилось, а также, о праве заинтересованных лиц самостоятельно обратиться с ходатайством об отмене обеспечительных мер в суд.
Кроме того, положениями ст. 226 Кодекса административного судопроизводства (далее - КАС РФ) для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Однако истцом конкретно не указана ни одна специальная норма закона, в соответствии с которой Управление при вынесении решения о приостановлении государственной регистрации нарушило бы права и законные интересы заявителя. Регистратор является незаинтересованным лицом и, при исполнении возложенных на него функций, действует в рамках закона.
Таким образом, суд применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что административным ответчиком доказано, что уведомление о приостановлении государственной регистрации принято в рамках предоставленной ему законом компетенции, порядок принятия данного решения соблюден, содержание данного уведомления соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Суд учитывает, что требования о признании незаконным бездействия и обязании произвести регистрацию права собственности истцом помимо Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области также заявлены к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области в лице ФГБУ ФКП Росреестра (на удовлетворении требований к данному ответчику истец настаивает). При этом, поскольку ответ на заявление истца о регистрации права собственности, правовую экспертизу, а также уведомление о приостановлении государственной регистрации осуществлены Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области в лице ФГБУ ФКП Росреестра является ненадлежащим ответчиком и административные исковые требования к нему удовлетворению не подлежат.
Суд также учитывает, что срок приостановления государственной регистрации регистрирующим органом определен как до (дата), так и до устранения препятствий проведения регистрации т.е. двумя сроками. Поскольку препятствия для регистрации объекта недвижимости административным истцом не были устранены до (дата), решение об отказе в государственной регистрации не принималось в связи с указанием иного срока - до устранения препятствий.
При изложенных обстоятельствах, суд полагает, что оснований для признания незаконным бездействия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области по не регистрации права собственности ООО ПФС «Наш» на Производственно-технологический комплекс -Кирпичный завод, с кадастровым номером №...,общей площадью 11411,8 кв.м., расположенный по адресу: ... обязании произвести регистрацию права собственности ООО ПФС «Наш» на данный Производственно-технологический комплекс - не имеется.
Кроме того, ч.1, ч.6 ст.219 КАС РФ определено, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Несвоевременное рассмотрение или нерассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствует о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд.
Суд учитывает, что административный истец фактически обжалует решение государственного регистратора о приостановление государственной регистрации, которое, по его мнению выражено в неправильном применении норм права и бездействии при вынесении решения по его заявлению о регистрации объектов недвижимого имущества.
Как следует из материалов дела и существа административного иска, о нарушении своих предполагаемых прав административному истцу стало известно (дата). Более того, из административного иска следует, что истец оспаривает бездействие ответчика, который не оказал, по мнению административного истца, ему государственную услугу начиная с (дата), т.е. с момента первоначального срока приостановления государственной регистрации. Исковое заявление в Советский районный суд первоначально подано (дата) - т.е по истечении трех месяцев с момента, когда административному истцу стало известно о предполагаемом нарушении его прав.
В силу ч.8 ст.219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Суд учитывает, что доказательств уважительности причины пропуска срока обращения в суд административным истцом не представлено, ходатайств о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу административного искового заявления в суд также не заявлено.
Доказательств направления жалобы в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу по обжалуемым действиям суду не представлено.
В материалах дела имеются сведения о направлении жалобы от (дата) на бездействие должностных лиц в части приостановления государственной регистрации в адрес филиала ФГБУ ФКП Росреестра по Нижегородской области. Данное обращение не свидетельствует об обжаловании в вышестоящий орган, либо вышестоящему должностному лицу действий (бездействия) Управления федеральной службы государственной регистрации и картографии по Саратовской области, поскольку ФГБУ ФКП Росреестра по Нижегородской области не является вышестоящим органом по отношению к Управлению федеральной службы государственной регистрации и картографии по Саратовской области
На основании изложенного, суд приходит к выводу о пропуске административным истцом срока на обращение с настоящим административным исковым заявлением в суд, что, в свою очередь, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска в полном объеме.
С учетом изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административных исковых требований ФИО2 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области в лице ФГБУ ФКП Росреестра по Нижегородской области, Управлению федеральной службы государственной регистрации и картографии по Саратовской области о признании незаконным бездействия по не регистрации права собственности и обязании зарегистрировать право собственности на объект недвижимости - отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционных жалоб через Советский районный суд г.Н.Новгорода.
Судья Д.С. Ежов