ДЕЛО № 2а -91/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 марта 2018 года Дубровский районный суд Брянской области под председательством судьи В.С. Бузинской, с участием помощника прокурора Дубровского района С.В. Кусановой, при секретаре Л.В. Антошиной, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по уточненному административному иску прокурора Дубровского района Брянской области в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации, муниципального образования «Пеклинское сельское поселение» к Пеклинскому сельскому Совету народных депутатов, Федорову Валерию Яковлевичу, Константиновой Ирине Михайловне и Хохлову Николаю Анатольевичу о признании бездействия незаконным
УСТАНОВИЛ:
26 декабря 2017 года прокурор Дубровского района Брянской области в интересах Российской Федерации, муниципального образования – «Пеклинское сельское поселение», неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным выше административным исковым заявлением к Пеклинскому сельскому Совету народных депутатов Дубровского района Брянской области, депутатам Федорову В.Я., Константиновой И.М. и Хохлову Н.А. указывая, что в ходе проведения прокурорской проверки исполнения депутатами Пеклинского сельского Совета народных депутатов законодательства о противодействии коррупции, было выявлено, что депутатами третьего созыва, избранными на территории Пеклинского сельского Совета народных депутатов Брянской области по одномандатным избирательным округам № 1, № 8 и № 9: Хохловым Н.А., Константиновой И.М. и Федоровым В.Я. в нарушении положений действующего законодательства своевременно не представлены сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супругов за отчетный период с 01.01.2016 по 31.12.2016. В связи с выявленными нарушениями прокурором Дубровского района 18 июля 2017 года в адрес главы муниципального образования «Пеклинское сельское поселение» было внесено представление, в котором поставлен вопрос о досрочном прекращении полномочий указанных выше депутатов. По результатам рассмотрения представления прокурора Пеклинская сельская администрация посчитала не целесообразным прекращать полномочия депутатов Пеклинского сельского Совета народных Федорова В.Я., Константиновой И.М. и Хохлова Н.А., о чем 7.08.2017 года прокурором Дубровского района получено сообщение.
Прокурор считает неисполнение предписания незаконным, свидетельствующим о неисполнении данным органом местного самоуправления одной из важнейших государственных задач по соблюдению законодательства в сфере противодействия коррупции, полагает, что отказом в досрочном прекращении полномочий депутатов, своевременно не предоставивших полные сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супругов нарушены интересы государства, а также муниципального образования – Пеклинского сельского Совета народных депутатов, неопределенного круга лиц на осуществление депутатами своих публичных полномочий, направленных, в том числе, на предупреждение и борьбу с коррупцией.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом уточнения заявленных требований, прокурор Дубровского района Брянской области просил суд признать бездействие депутатов Федорова В.Я., Константиновой И.М. и Хохлова Н.А. по не предоставлению ими своевременно сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении своих супругов незаконным, признать незаконным бездействие Пеклинского сельского Совета народных депутатов Дубровского района Брянской области по непринятию в установленные сроки мер по досрочному прекращению полномочий указанных выше депутатов ввиду не предоставления ими в установленные сроки сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2016 год на своих супругов, обязать Пеклинский Сельский Совет народных депутатов устранить нарушения законодательства о противодействии коррупции путем досрочного прекращения полномочий депутатов Пеклинского сельского Совета народных депутатов Дубровского района Брянской области третьего созыва Федорова В.Я., Константиновой И.М. и Хохлова Н.А., не представивших своевременно в представительный орган местного самоуправления –Пеклинский сельский Совет народных депутатов достоверные и полные сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супругов за 2016 год;
В судебном заседании помощник прокурора Дубровского района С.В. Кусанова уточненные исковые требования поддержала в заявленном объеме.
Глава Пеклинского сельского поселения Дубровского района ФИО3 административный иск прокурора не признал и показал, что депутатом Константиновой И.М. сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на своего супруга представлены своевременно (31 марта 2017 года), о чем 14 апреля 2017 года на сайте Пеклинской сельской администрации была размещена соответствующая информация. Депутаты Федоров В.Я и Хохлов Н.А. указанные выше сведения своевременно не представили, впоследствии ими исполнены обязанности по предоставлению необходимых сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супругов.
На основании Распоряжения главы Пеклинской сельской администрации от 10.01.2017 года инспектор Пеклинской сельской администрации ФИО2 была назначена ответственной по проверке полноты представленных сведений о доходах и расходах муниципальных служащих и депутатов Пеклинского сельского Совета народных депутатов.
Она же и занималась письменным оформлением указанных сведений депутатов. На основании представления прокурора об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции ФИО2 привлечена к дисциплинарной ответственности (распоряжением главы Пеклинского сельского поселения от 3 августа 2017 года ей объявлено замечание).
При обсуждении представления прокурора района депутаты Пеклинского сельского Совета народных депутатов сочли несущественными нарушения депутатами сроков представления сведений о доходах и расходах своих супругов за 2017 год и не прекратили их полномочия.
Административный ответчик Константинова И.М. иск прокурора признала частично и показали, что она своевременно, до 1 апреля 2017 года, представила в Пеклинский сельский Совет народных депутатов сведения о своих доходах и доходах своего мужа, подписала, не читая, сведения о доходах, составленные от ее имени специалистом ФИО2. Ей хорошо известно Положение о порядке представления депутатами Пеклинского сельского сельского Совета народных депутатов сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супругов и несовершеннолетних детей от 25.02.2016 года.
Ответчик Федоров В.Я. иск прокурора признал частично и показал, что сведения о своих доходах и обязательствах имущественного характера он представил в Пеклинский сельский Совет своевременно, а сведения о доходах своей супруги передал специалисту сельской администрации ФИО2 после опубликования доходов и расходов депутатов Пеклинского сельского Совета народных депутатов. Декларацию он сам не заполнял, этим занималась специалист администрации ФИО2, он только подписал изложенные в ней сведения, не читая. Положение о порядке представления депутатами Пеклинского сельского Совета народных депутатов сведений о доходах от 25.02. 2016 года ему хорошо известно
Ответчик Хохлов Н.А. иск прокурора признал и показал, что в связи с характером своей работы он несвоевременно (только в июле 2017 года) представил в Пеклинский сельский Совет народных депутатов сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на свою супругу. Положение о порядке представления депутатами Пеклинского сельского Совета указанных выше сведений от 25.02.2016 года ему хорошо известны.
Ответчики Федоров В.Я. и Хохлов Н.А. показали, что их действия по несвоевременному предоставлению сведений о доходах своих супруг являлись неумышленными, не имеющими признаков коррупционного проступка.
В ходе судебного заседания были разглашены персональные данные депутатов В.Я. Федорова, Константиновой И.М. и Н.А.Хохлова.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает исковые требования прокурора Дубровского района частично обоснованными и подлежащими частичному обоснованию по следующим основаниям:
Статья 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает право прокурора на обращение в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с ч. 1, 3 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Часть 1 статьи 2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ определяет понятие "лицо, замещающее муниципальную должность" - депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса.
Согласно ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом "О противодействии коррупции" от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ и другими федеральными законами.
Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции" от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ, Федеральным законом "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ, Федеральным законом "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами" от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ.
Федеральный закон "О противодействии коррупции" от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений (преамбула).
Пункт 4 статьи 5 ФЗ N 273-ФЗ предусматривает, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.
Согласно ч. 4 ст. 12.1 Федерального закона "О противодействии коррупции" от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 13.1 ФЗ N 273-ФЗ лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.
Как следует из материалов дела, В.Ф. Федоров, И.М. Константинова и Н.А. Хохлов являются депутатами Пеклинского сельского Совета народных депутатов третьего созыва, по Пеклинским одномандатным избирательным округам № 1 (л.д. 45), № 8 (л.д. 45) и № 9 (л.д. 44),что подтверждается соответствующими удостоверениями от 26 сентября 2014 года.
Проведенная прокуратурой Дубровского района проверка соблюдения законодательства о противодействии коррупции выявила, что депутатами В.Я. Федоровым и Н.А. Хохловым не были своевременно (до 1 апреля 2017 года) представлены сведения о принадлежащем их супругам имуществе, что является несоблюдением обязанности, установленной ч. 4 ст. 12.1 Федерального закона "О противодействии коррупции".
18.07.2017 прокурором Дубровского района внесено представление "Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции", в котором заявлены требования о досрочном прекращении полномочий депутатов Федорова В.Я., Константиновой И.М. и Хохлова Н.А..
В рамках рассмотрения представления прокурора главой Пеклинской сельской администрации 3.08.2017 года издано распоряжение о привлечении к дисциплинарной ответственности специалиста Пеклинской сельской администрации ФИО2
Принято решение вопрос о досрочном прекращении полномочий депутатов И.М. Константиновой, В.Я. Федорова и Н.А. Хохлова считать не целесообразным.
Материалами дела, показаниями сторон и свидетелей установлено, что депутаты В.Я. Федоров и Н.А. Хохлов своевременно к 1 апреля 2017 года не представили в Пеклинский сельский Совет народных депутатов сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении своих супругов. Указанные сведения не были размещены на сайте Пеклинской сельской администрации 14.04.2017 года, в справке о проведенной проверке исполнения законодательства о противодействии коррупции в Пеклинском сельском поселении от 18.07.2017 года помощник прокурора Дубровского района С.В. Кусанова также указала на не представление своевременно депутатами с/Совета сведений о доходах их супругов. Указанные обстоятельства подтверждены самими ответчиками- депутатами В.Я. Федоровым и Н.А. Хохловым, а также показаниями свидетелей ФИО1 и ФИО2., главой Пеклинской сельской администрации ФИО3
Анализируя исследованные в судебном заседании доказательства, суд исходит из того, что депутатами Пеклинского сельского Совета В.Я. Федоровыи и Н.А. Хохловым были не исполнены обязанности, которые установлены федеральными законами и Положением о порядке представления депутатами Пеклинского сельского Совета народных де6путатов сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей по своевременному (к 30 марта 2017 года) предоставлению полных сведений о доходах их супруг за 2016 год, что является основанием для досрочного прекращения их полномочий.
В то же время суд не может согласится с мнением истца относительно требований в отношении депутата Константиновой И.М..
В судебном заседании достоверно установлено, что Константинова И.М. до 1 апреля 2017 года представила в Пеклинский с/Совет сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и аналогичные сведения в отношении своего мужа. Указанные обстоятельства подтверждены размещенными 14.04.2017 года на сайте Пеклинского сельского поселения сведениями о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера как самих депутатов, так и их супругов. Кроме этого указанный выше факт подтвержден показаниями свидетелей ФИО1 и ФИО2 показаниями главы Пеклинской сельской администрации ФИО3 и показаниями самой ответчицы. Представителем истца указанные доводы ничем не опровергнуты. При указанных обстоятельствах суд считает возможным отказать прокурору Дубровского района у удовлетворении исковых требований в отношении депутата И.М. Константиновой.
Доводы представителя Пеклинской сельской администрации и ответчиков В.Я. Федорова, Н.А. Хохлова об отсутствии у них признака заведомости и коррупционности, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных прокурором требований, поскольку для принятия решения о прекращении полномочий депутата досрочно достаточно лишь одного факта предоставления им неполных сведений, при этом направленность целей такого не предоставления, отсутствие корыстной заинтересованности в этом, иные факторы, свидетельствующие об отсутствии негативных последствий, правового значения не имеют, поскольку единственным значимым критерием тяжести совершенного проступка служит заведомый характер совершаемых действий, который нашел подтверждение в судебном заседании.
Руководствуясь ст. ст. 174- 180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить частично уточненные исковые требования прокурора Дубровского района Брянской области.
Признать незаконным бездействие депутатов Пеклинского сельского Совета народных депутатов Дубровского района Брянской области Хохлова Николая Анатольевича и Федорова Валерия Яковлевича по своевременному не предоставлению ими в Пеклинский сельский Совет народных депутатов сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении своих супруг за 2016 год.
Признать не законным бездействие Пеклинского сельского Совета народных депутатов по не принятию в установленный законодательством срок мер по досрочному прекращению полномочий депутатов В.Я. Федорова и Н.А. Хохлова, не представивших в установленный срок сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг.
Обязать Пеклинский сельский Совет народных депутатов Дубровского района Брянской области в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий депутатов Пеклинского сельского Совета народных депутатов Федорова Валерия Яковлевича и Хохлова Николая Анатольевича.
В остальной части административного иска прокурору Дубровского района Брянской области отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Брянский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца через Дубровский районный суд Брянской области.
Судья Бузинская В.С.