ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-492/20 от 24.08.2020 Новочебоксарского городского суда (Чувашская Республика)

№ 2а-492/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 августа 2020 года город Новочебоксарск

Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики под председательством судьи Огородникова Д.Ю., при секретаре судебного заседания Семеновой Е.Е.,

с участием помощника прокурора г.Новочебоксарск Чувашской Республики Петрова Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Открытого акционерного общества «Железобетон» к администрации г.Новочебоксарска Чувашской Республики об оспаривании постановления, обязании устранить нарушения,

при участии законного представителя административного истца ФИО1,

представителя административного ответчика ФИО2, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя заинтересованного лица Общества с ограниченной ответственностью «Завод ДСК» ФИО3, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя заинтересованного лица Муниципального унитарного предприятия «Коммунальные сети города Новочебоксарска» ФИО4, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя заинтересованного лица Общества с ограниченной ответственностью «Железобетонные конструкции » ФИО5, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя заинтересованного лица Государственного унитарного предприятия Чувашской Республики «Биологические очистные сооружения» Минстроя Чувашии ФИО6, действующей на основании доверенности от от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя заинтересованного лица Муниципального бюджетного учреждения «Архитектурно-градостроительное управление города Новочебоксарска Чувашской Республики» ФИО7, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

специалиста ФИО23,

установил:

Открытое акционерное общество «Железобетон» (далее - ОАО, Общество) ДД.ММ.ГГГГ с учетом уточнения от ДД.ММ.ГГГГ обратилось в суд с административным исковым заявлением к администрации г. Новочебоксарск Чувашской Республики о признании незаконным постановления Главы администрации г. Новочебоксарск Чувашской Республики от 10.09.2018 №1323 «Об определении АО «Железобетон» гарантирующей организацией для участка централизованной системы водоотведения на территории города Новочебоксарска Чувашской Республики» (далее - Постановление №1323) и обязании устранить допущенные нарушения. Требования мотивированы тем, что наделение ОАО «Железобетон» статусом гарантирующей организации по водоотведению на территории г.Новочебоксарск противоречит признакам гарантирующей организации, установленным в ст.12 ФЗ от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении). Орган местного самоуправления не предпринял действий по инвентаризации водопроводных и канализационных сетей, участвующих в водоснабжении и водоотведении, и утверждению схемы водоснабжения и водоотведения, что необходимо для определения подключенных абонентов. ОАО «Железобетон» не эксплуатирует объекты системы водоотведения г. Новочебоксарск - очистные сооружения и не оказывает услуги по очистке стоков юридическим лицам, имеющим присоединенные канализационные сети к коммуникациям очистных сооружений, а эксплуатирует исключительно свои внутренние сооружения водоотведения. Канализационная сеть, в отношении которой ОАО «Железобетон» наделено статусом гарантирующей организации по водоотведению, на каком-либо праве организации не принадлежит. Административный истец не имеет лицензированную лабораторию и необходимый штат аккредитованных работников, проводящих исследование фекальных стоков. Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности у ОАО «Железобетон» отсутствует статус гарантирующей организации. Обжалуемое постановление незаконно возлагает на ОАО «Железобетон» обязанность по заключению и исполнению договоров с лицами, чьи объекты присоединены к канализационным сетям. На письмо ОАО «Железобетон» от 05.10.2018 о проведении слушаний по данному вопросу административный ответчик не отреагировал. Просят административный иск удовлетворить, восстановив пропущенный срок для оспаривания Постановления №1323, так как причиной пропуска срока послужило неверное определение суда, полномочного рассмотреть заявленные требования. Первоначально административный иск был подан 18.10.2018 в Арбитражный суд Чувашской Республики, определением которого от 15.01.2019 производство было прекращено в связи с неподведомственностью. Определением Верховного Суда Чувашской Республики от 29.01.2019 административный иск был возвращён в связи с подсудностью спора Новочебоксарскому городскому суду Чувашской Республики.

Определениями суда от 27.01.2020, 18.03.2020, 27.05.2020 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены прокуратуры Чувашской Республики, прокуратура г.Новочебоксарск Чувашской Республики, ООО «Железобетонные конструкции №2» (далее - ООО «ЖБК №2), Управление имущественных и земельных отношений администрации г.Новочебоксарска Чувашской Республики, Управление городского хозяйства администрации г.Новочебоксарска Чувашской Республики, МУП «Коммунальные сети г. Новочебоксарска», Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, ФБГУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Чувашской Республике-Чувашии, ООО «ОЖДХ», Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония №3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике-Чувашии» (далее - ФКУ ИК-3), ООО «Строймонтажизоляция», ООО «Унипласт», АБЗ ОАО «Дорисс», ГУП ЧР «БОС» Минстроя ЧР, ООО «Стройсфера», ООО «Завод Экоклинкер», ООО «Сантехника», ООО Фирма «БТ-тепломонтаж», ИП ФИО8, ИП ФИО9, ФИО10, ООО «Крафт», ООО «Завод ДСК», ПАО «Химпром», Минэкономразвития Чувашской Республики, МБУ «Архитектурно-градостроительное управление города Новочебоксарска Чувашской Республики» (далее - МУП «АГУ»).

В судебных заседаниях законный представитель административного истца ФИО1 заявленные требования поддержал по изложенным основаниям и просил удовлетворить, пояснив, что ранее ОАО «Железобетон» в 2012 года передало в аренду ООО «ЖБК №2» систему водоотведения, проходящую по территории принадлежащего Обществу земельного участка. ООО «ЖБК №2» от своего имени оказывало услуги по водоотведению, заключив с ГУП «БОС» договор приемки сточных вод и с другими организациями - договоры водоотведения. Водонасосная станция, обеспечивающая перекачку стоков, находится на территории ООО «Завод ДСК», которое отвечает признакам гарантирующей организации. Сети водоотведения на балансе у Общества не находятся, право собственности на них не оформлено. В аренду ООО «ЖБК №2» передавались лишь внутренние канализационные сети ОАО, а не внешние. Каким образом канализационным сетям были присвоены инвентарные номера, указанные в договоре аренды от 01.05.2012, ему не известно, так как он стал конкурсным управляющим Общества с 2014 года. В настоящее время ОАО хозяйственную деятельность не осуществляет, в штате находятся директор, бухгалтер и охранники. В 2017 году ОАО направило в администрацию г.Новочебоксарска письмо о бесхозных сетях, ответа не последовало. Абоненты, сливающие коммунальные стоки в общую систему канализации, подключены за территорией ОАО. Насосная станция, обеспечивающая перекачку сточных вод, находится на территории ООО «Завод ДСК» и, соответственно, принадлежит ему. В период нахождения сетей в аренде у ООО «ЖБК №2» обслуживание станции проводилось силами ООО «ЖБК №2» по договоренности руководителей. Внешние сети водоотведения Обществу никогда не принадлежали и не принадлежат, фактически являются бесхозными.

Представитель административного ответчика ФИО2 просила отказать в удовлетворении административного иска по изложенным в отзыве основаниям, согласно которым администрация г.Новочебоксарск при принятии постановления №1323 действовала обоснованно, так как в ходе рассмотрения Арбитражным судом Чувашской Республики дела №А79-15773/2017 было установлено, что ОАО сдало в аренду ООО «ЖБК №2» имущество, в том числе внешние сети канализации (инв. №№00001703,0000005), насосы и насосные станции (в том числе фекальный и для сточных масс). Действие договора неоднократно продлевалось. ООО «ЖБК №2» с 2012 года получало от Госслужбы по тарифам Чувашской Республики на водоотведение. Заключением договора аренды подтверждается право собственности ОАО на сеть канализации, в ином случае Госслужба по тарифам Чувашской Республики не предоставило тариф на прием сточных вод.

Представитель заинтересованного лица ООО «Железобетонные конструкции №2» ФИО5 административные требования поддержал и просил удовлетворить, пояснив следующее. Канализационную сеть от ФКУ «Исправительная колония №3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике-Чувашии» до ГУП «БОС» первоначально строилась по заказу исправительного учреждения. В 90-х годах администрация г.Новочебоксарск передала сеть организациям, осуществляющим хозяйственную деятельность на соответствующей территории. Есть понятие внешней и внутренней сети канализации. ОАО передало в аренду ООО «ЖБК №2» внутренние сети. Так как право собственности на внешнюю сеть канализации не зарегистрировано, Постановление №1323 не может быть признано законным и обоснованным.

Представитель заинтересованного лица Муниципального унитарного предприятия «Коммунальные сети города Новочебоксарска» ФИО4 просил отказать в удовлетворении административного иска, пояснив следующее. В ходе рассмотрения Арбитражным судом Чувашской Республики дела №А79-15773/2019 установлено, что сточные воды по канализационной сети на территории ОАО «Железобетон» сбрасываются постоянно. К этой сети подключена социально значимая организация ФКУ ИК-3, поэтому ГУП «БОС» не может ограничить прием сточных вод из неё. Из тарифного дела Госслужбы Чувашской Республики по тарифам видно, что ООО «ЖБК » получало расчет тарифа исходя из количества подключенных организаций. В тариф закладываются расходы на модернизацию, ремонт сетей, прибыль поставщика. Организация не сможет его получить, если сети не будут принадлежать ей. Есть решение судов о взыскании с ООО «Железобетонные конструкции » в пользу ГУП ЧР «БОС» задолженности за сброс сточных вод. Все абоненты от ФКУ ИК-3 и до ГУП ЧР «БОС» сбрасывают сточные воды в канализационную сеть, правообладателем которой был ОАО «Железобетон». Представитель ФИО11 в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ пояснял, что вопрос о собственнике канализационной сети вторичен к вопросу о законности оспариваемого постановления, так как единственный критерий гарантирующего поставщика - количество субабонентов, которые оплачивают прием сточных вод по утвержденному тарифу. В тарифе изначально закладываются расходы на модернизацию и обслуживание сетей, а также коммерческая выгода. Получая этот тариф, ООО «ЖБК №2» и ОАО «Железобетон» подтверждали свой титул на владение сетью канализации.

Представитель заинтересованного лица Государственного унитарного предприятия Чувашской Республики «Биологические очистные сооружения» Минстроя Чувашии (выше и далее - ГУП «БОС») ФИО6 просила отказать в удовлетворении административного иска по изложенным в отзыве основаниям. ГУП «БОС» осуществляет регулируемый вид деятельности по водоотведению в соответствии с Законом о водоснабжении. Одним из абонентов по договору водоотведения является ООО «ЖБК №2», от которого 21.09.2017, 10.01.2018 поступили уведомления о расторжении договора от 12.01.2015 №5281-БОС в связи с прекращением договора аренды сетей с ОАО «Железобетон». Само Общество 19.12.2017 отказалось от заключения договора водоотведения с ГУП «БОС». Однако по присоединенным к централизованной системе канализационной сети поступают сточные воды в том же объёме, что и в период действия договора аренды согласно актам с 31.01.2017 по 31.12.2019, но оплата не производится, акты выполненных работ не возвращаются. Из договора аренды сетей явно следует право собственности ОАО на наружные и внутренние сети канализации. ОАО и ООО «ЖБК №2» принимали сточные воды и получали за это денежные средства по тарифу, установленному Госслужбой ЧР по тарифам, но не оплачивали услуги по приёмке сточных вод ГУП «БОС». В связи с подключением к сети социально значимой организации ФКУ ИК-3 ГУП «БОС» не может реализовать право на прекращение или ограничение приёма сточных вод.

Представитель заинтересованного лица Общества с ограниченной ответственностью «Завод ДСК» ФИО3 разрешение требований оставила на усмотрение суда, пояснив, что на земельном участке ООО «Завод ДСК» находится насосная станция, которая не принадлежит их организации и которую раньше обслуживало ООО «ЖБК №2» по договоренности руководителей. До 2018 года станция не была огорожена. В настоящее время она находится в нерабочем состоянии. Ранее ООО «Железобетонные конструкции №2» обращалось к ООО «Завод ДСК» с письмом, в котором указано, что в связи с задолженностью за электроэнергию по избежание остановки насосной станции и аварии техногенного характера просят подключить резервную линию электропередачи от ООО «Завод ДСК».

Представитель заинтересованного лица МУП «АГУ» ФИО7 просила отказать в удовлетворении административного иска, пояснив, что спорная сеть канализации проходит по территории ФКУ ИК-3, затем - ОАО «Железобетон», затем через земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, затем по земельному участку ООО «Завод ДСК».

Заинтересованные лица прокуратура Чувашской Республики, Управление имущественных и земельных отношений администрации г.Новочебоксарска Чувашской Республики, Управление городского хозяйства администрации г.Новочебоксарска Чувашской Республики, Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, ФБГУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Чувашской Республике-Чувашии, ООО «ОЖДХ», ФКУ ИК-3, ООО «Строймонтажизоляция», ООО «Унипласт», АБЗ ОАО «Дорисс», ГУП ЧР «БОС» Минстроя ЧР, ООО «Стройсфера», ООО «Завод Экоклинкер», ООО «Сантехника», ООО Фирма «БТ-тепломонтаж», ИП ФИО8, ИП ФИО9, ФИО10, ООО «Крафт», ПАО «Химпром», Минэкономразвития Чувашской Республики в судебное заседание не явились, уведомлялись надлежащим образом, в том числе на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии со ст.96 КАС РФ, явку представителей не обеспечили.

Представитель ФКУ ИК-3 ФИО12 в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ просила отказать в удовлетворении административного иска, пояснив, что ФКУ ИК-3 заключало договора водоотведения с ООО «ЖБК №2» до 2017 года, после этого обращалось к ООО«ЖБК №2» и ОАО «Железобетон» для заключения новых договоров, но ответа не получило.

Прокуратура Чувашской Республики, ФБГУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Чувашской Республике-Чувашии, Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам (далее - Госслужба) представили заявления о рассмотрении дела без их участия.

Выслушав стороны, заслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск не подлежащим удовлетворению, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Из материалов административного дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Главой администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики принято постановление №1323 «Об определении ОАО «Железобетон» гарантирующей организацией для участка централизованной системы водоотведения на территории города Новочебоксарска Чувашской Республики», согласно пункту 1 которого АО «Железобетон» определено гарантирующей организацией для участка централизованной системы водоотведения на территории г.Новочебоксарска Чувашской Республики, находящейся в собственности АО «Железобетон»; пункту 2 - для Общества установлена зона деятельности - участок централизованной системы водоотведения, находящейся в собственности АО «Железобетон».

Как следует из пояснений представителя административного ответчика, к такому выводу орган местного самоуправления пришёл в ходе рассмотрения Арбитражным судом Чувашской Республики дела №А79-15773/2017 по заявлению ГУП «БОС» к администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики о признании незаконным бездействия администрации г.Новочебоксарска по установлению гарантирующей организации для централизованной сети водоотведения для абонентов общества с ограниченной ответственностью «ЖБК №2» с момента вступления в силу Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» с 21.09.2017 по 11.09.2018.

Госслужба в письмах от 06.03.2020 и 26.02.2020 сообщила, что Постановлением от 30.11.2010 №40-10/в «Об установлении тарифов на услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, оказываемые потребителям организациями коммунального комплекса» по заявлению регулируемой организации на основании представленных обосновывающих документов утверждены тарифы на водоотведение для ОАО «Железобетон» на 2011 год.

С 2012 года ОАО «Железобетон» исключено из реестра хозяйствующих субъектов, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоотведения. Постановлениями Госслужбы от 23.01.2012 №1-1/в «Об установлении тарифов на услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, оказываемые потребителям некоторыми организациями коммунального комплекса» по заявлению регулируемой организации на основании представленных обосновывающих документов утверждены тарифы на водоотведение для ООО «Железобетонные конструкции № 2» на 2012-2013 годы, от 17.12.2013 №57-16-23/в - на 2014 год; от 15.12.2014 №45-13-21/в - на 2015 год; от 11.12.2015 №91-14-20/в - на 2015 год.

Постановлением Госслужбы от 11.12.2015 №91-14-20/в «Об установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения» утверждены тарифы на водоотведение для ООО «Железобетонные конструкции № 2» на 2016-2018 годы. С учетом ежегодной корректировки постановлениями Госслужбы от 12.12.2016 №73-13-22/в «О внесении изменений в постановление Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от И декабря 2015 г. № 91-14-20/в» и от 05.12.2017 №101-18-23/в «О внесении изменений в постановление Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 11 декабря 2015 г. № 91-14-20/в» установлены тарифы на 2017 и 2018 годы соответственно.

В 2018 году прекращено рассмотрение дела об установлении тарифов на водоотведение для ООО «Железобетонные конструкции № 2» в связи с отсутствием на 2019 год документов, подтверждающих право собственности, иное законное основание для владения, пользования и распоряжения в отношении объектов водоотведения. Документы до 2015 года не сохранились за истечением срока хранения.

Из представленных Госслужбой материалов тарифного дела следует, что для получения тарифов ООО «Железобетонные конструкции № 2» предоставляло в том числе договоры аренды №001/2014 от 01.01.2014, №003/2014 от 01.09.2015 с дополнительными соглашениями от 01.08.2016, 01.04.2017, по которым ООО «ЖБК №2» арендовало у Общества имущество согласно перечню, в том числе внешние сети канализации, инв. №00001702, №00001703, в периоды с 01.01.2014 по 01.12.2014, с 01.09.2015 по 01.10.2016, с 01.04.2017 до 01.07.2017.

По договорам оказания услуг по очистке сточных вод от 02.11.2012 №3285-БОС сроком действия по 01.04.2013 и от 02.04.2013 №3690-БОС ГУП «БОС» обязалось принимать у ООО «ЖБК №2» сточные воды в том числе от субабонентов ОАО «ОЖДХ», ФКУ ИК-3, ООО «Строймонтажизоляция», ООО «Унипласт», ОАО «Дорисс».

По договору водоотведения от 12.01.2015 №5281-БОС ГУП «БОС» обязалось осуществлять приём сточных вод от ООО «ЖБК №2» в централизованную систему водоотведения, обеспечивать их очистку и сброс. Срок действия договора - 3 года. Границы балансовой принадлежности по канализационным сетям сторон договора и эксплуатационной ответственности определена приёмная камера ГУП «БОС», место исполнения обязательств - от приёмной камеры ГУП «БОС» до места выпуска очищенных сточных вод в водный объект (Куйбышевское водохранилище р.Волга). Тариф за приёмку установлен сторонами от 3,86 руб. в 2015 до 4,33 руб. в 2016 за 1 куб.м.

ООО «ЖБК №2» заключило следующие договоры транспортировки сточных вод:

с ООО «СК Керамика» от 12.08.2015 сроком действия с 01.08.2015 на 3 года, тариф на 2015 год - 9,67 руб. за 1 куб.м.,

с ООО «Чебоксарский домостроительный комбинат» от 02.03.2015 сроком действия с 02.03.2015 на 3 года, тариф на 2015 год - 8,98 и 9,67 руб. за 1 куб.м.,

с ООО «СК Стройсфера» от 01.01.2015 сроком действия с 01.01.2015 на 3 года, тариф на 2015 год - 8,98 и 9,67 руб. за 1 куб.м., также представлен договор от 01.12.2012 оказания тех же услуг,

с ООО «Строймонтажизоляция» от 01.01.2015 сроком действия с 01.01.2015 на 3 года, тариф на 2015 год - 8,98 и 9,67 руб. за 1 куб.м., дополнительным соглашением от 01.01.2016 установлено повышение тарифа за период 01.01.2016 по 31.12.2018 до 11,02 руб. за 1 куб.м.,

с ИП ФИО27 от 01.01.2015 сроком действия с 01.01.2015 на 3 года, тариф на 2015 год - 8,98 и 9,67 руб. за 1 куб.м., дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ установлено повышение тарифа за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ до 11,02 руб. за 1 куб.м., также представлен договор от ДД.ММ.ГГГГ оказания тех же услуг,

с ИП ФИО19 от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ на 3 года, тариф на 2015 год - 8,98 и 9,67 руб. за 1 куб.м., также представлен договор от ДД.ММ.ГГГГ оказания тех же услуг,

с ИП ФИО26 от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ на 3 года, тариф на 2015 год - 8,98 и 9,67 руб. за 1 куб.м., дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ установлено повышение тарифа за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ до 11,02 руб. за 1 куб.м., также представлен договор от ДД.ММ.ГГГГ оказания тех же услуг,

с ИП ФИО20 от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ на 3 года, тариф на 2015 год - 8,98 и 9,67 руб. за 1 куб.м., дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ установлено повышение тарифа за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ до 11,02 руб. за 1 куб.м., также представлен договор от ДД.ММ.ГГГГ оказания тех же услуг,

с ООО «Объединенное железнодорожное хозяйство» от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ на 3 года, тариф на 2015 год - 8,98 и 9,67 руб. за 1 куб.м., также представлен договор от ДД.ММ.ГГГГ оказания тех же услуг,

с ИП ФИО21 от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ на 3 года, тариф на 2015 год - 8,98 и 9,67 руб. за 1 куб.м.,

с ООО «Красители» от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ на 3 года, тариф на 2015 год - 8,98 и 9,67 руб. за 1 куб.м., дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ установлено повышение тарифа за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ до 11,02 руб. за 1 куб.м.,

с ООО «Экоклинкер» от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ на 3 года, тариф на 2015 год - 8,98 и 9,67 руб. за 1 куб.м., также представлен договор от ДД.ММ.ГГГГ оказания тех же услуг,

с ООО «БТ-тепломонтаж» от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ на 3 года, тариф с 2016 по 2018 год - с 9,67 до 11,02 руб. за 1 куб.м.

с ООО «Унипласт», ООО «Фаросс», ИП ФИО22, ЗАО «Красс» от ДД.ММ.ГГГГ с ОАО «Дорисс» от ДД.ММ.ГГГГ сроками действия по ДД.ММ.ГГГГ с последующим пролонгированием.

Также между ООО «ЖБК №2» и ФКУ ИК-3 09.02.2016 были заключены 2 государственных контракта сроком действия до 31.12.2016 на приём и перекачку сточных вод на ГУП «БОС» по установленным Госслужбой тарифам. Между ООО «ЖБК №2» и ФКУ ИК-3 01.10.2012, 07.02.2013, 07.02.2014, 09.02.2016 заключались государственные контракты оказания тех же услуг.

В Госслужбу представлялись отчеты о выполнении производственной программы от ООО «ЖБК », осуществляющего водоотведение, за 2015-2017 годы.

От МУП «Коммунальные сети города Новочебоксарска» в материалы дела представлены копии договоров, государственных контрактов холодного водоснабжения, согласно которым осуществлялась подача холодной воды из централизованной системы холодного водоснабжения, с ФКУ ИК-3 от ДД.ММ.ГГГГ, с «Строймонтажизоляция» от ДД.ММ.ГГГГ, с ООО «СК Стройсфера» от ДД.ММ.ГГГГ, с ООО «Объединенное железнодорожное хозяйство» от ДД.ММ.ГГГГ, с ООО «Завод Экоклинкер» от ДД.ММ.ГГГГ, с ООО «Сантехника» от ДД.ММ.ГГГГ, с ООО «БТ-тепломонтаж» от ДД.ММ.ГГГГ, ИП ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ, ИП ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «Крафт» от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «Завод ДСК» от ДД.ММ.ГГГГ.

От ГУП «БОС» в материалы дела представлены:

копия договора на биологическую очистку сточных вод с ОАО «Железобетон» от 01.06.1998, при чём установленный максимальный объём стоков 35000 куб.м./месяц аналогичен таковому, установленному в приложении 5 к договору водоотведения от 12.01.2015 №5281-БОС между ГУП «БОС» и ООО «ЖБК №2»;

копия договора на биологическую очистку сточных вод с ОАО «Железобетон» от 27.02.2006 №СО-435-БОС, в котором указаны субабоненты ОАО «Стройтрест-4, ООО «Строймонтажизоляция», ФГУ ФИО13, ГУП ЮЛ34/3 ГУИН, ЧП ФИО8, ОАО «Стройдеталь», ОАО «Дорисс»;

копии актов определения объемов сточных вод, поступающих на ГУП «БОС» по трубопроводу ООО «ЖБК №2» с января 2017 года по ноябрь 2019 года.

Решениями Арбитражного суда Чувашской Республики от 10.12.2018 №А79-5401/2018, от 18.11.2019 №А79-12040/2019 с ООО «ЖБК №2» в пользу ГУП «БОС» взыскивалась задолженность за приём сточных вод. Решениями было установлено что в периоды апрель-май 2019 года, декабрь 2017-январь 2018 года ООО «ЖБК №2» фактически сбрасывало сточные воды в приемную камеру ГУП «БОС».

Решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 13.03.2019 по делу № А79-15773/2017 было признано незаконным бездействие администрации г.Новочебоксарска Чувашской Республики по установлению гарантирующей организации для централизованной сети водоотведения для абонентов общества с ограниченной ответственностью «ЖБК №2» с момента вступления в силу Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» с 21.09.2017 по 09.09.2018. Указанным решением было установлено, что к централизованной сети водоотведения ООО «ЖБК №2» (ОАО «Железобетон») подключена социально значимая организация ФКУ ИК-3. Долги ООО «ЖБК №2» по оплате по договору водоотведения составляют более двух расчётных периодов, так как приём сточных вод по коллектору ООО «ЖБК №2» (ОАО «Железобетон») продолжается ежедневно. Следовательно, согласно пункту 68 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 №644, ГУП ЧР «Биологические очистные сооружения» Минстроя ЧР не может реализовать своё право на временное прекращение или ограничение приема сточных вод ООО «ЖБК №2», предусмотренное пунктом 8 части 3 статьи 21 Федерального закона №416-ФЗ, в случае наличия у абонента задолженности по оплате по договору водоотведения за два расчетных периода. В силу части 7 статьи 12 Федерального закона №416-ФЗ ГУП ЧР «Биологические очистные сооружения» Минстроя ЧР не могло заключить напрямую договоры водоотведения с абонентами ООО «ЖБК №2», в централизованную систему водоотведения, по которой ООО «ЖБК №2» транспортирует сточные воды до приемной камеры ГУП ЧР «Биологические очистные сооружения» Минстроя ЧР. Таким образом, ГУП ЧР «Биологические очистные сооружения» Минстроя ЧР не может получить возмещение затрат по очистке стоков абонентов ООО «ЖБК №2», продолжая принимать стоки и оказывать услуг водоотведения.

Опрошенный в судебном заседании специалист - начальник отдела геодезии МУП «АГУ» ФИО14 пояснил, что из представленной административным истцом исполнительной документации канализационного коллектора 1982 и 1987 годов невозможно определить прохождение сети водоотведения относительно территории ОАО «Железобетон» и точки подключения абонентов. По представленной выкопировке из кадастровой карты можно сделать вывод, что сеть канализации проходит от ФКУ ИК-3 через дорогу, проходит по земельному участку ОАО «Железобетон» и по территории «Завод ДСК» к насосной станции, что совпадает с материалами топографической съемки на л.д.89 тома 4 материалов дела. Точки подключения субабонентов определить невозможно без проведения технической инвентаризации.

Согласно ст.60 КАС РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения административного дела.

При этом в соответствии с ч.2 ст.84 КАС РФ никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Согласно ч.1 ст.84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

В соответствии с ч.1 ст.61 КАС РФ доказательства являются допустимыми, если они отвечают требованиям, указанным в статье 59 настоящего Кодекса.

В ч.3 ст.62 КАС РФ установлено, что обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. При этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими, а также по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

Оценив вышеперечисленные доказательства в соответствии с установленными в КАС РФ процессуальными нормами, суд приходит к следующему.

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулирует Федеральный закон от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - ФЗ от 07.12.2011 №416) и принятые в соответствии с ним постановлениями Правительства Российской Федерации.

В соответствии с п.п.6,15,28 ст.2 ФЗ от 07.12.2011 №416 гарантирующей организацией является организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения; организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организацией водопроводно-канализационного хозяйства), является юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем; централизованная система водоотведения (канализации) - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения.

Согласно ч.ч.1,2 ст.12 ФЗ от 07.12.2011 №416 органы местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных данным законом) для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности. Организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение и эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети, наделяется статусом гарантирующей организации, если к водопроводным и (или) канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

Таким образом, для определения гарантирующей организации из числа организаций, эксплуатирующих отдельные объекты централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, необходимо установить организацию, осуществляющую холодное водоснабжение, то есть технологический процесс водоподготовки, транспортировки и подачи воды абонентам, и (или) осуществляющую водоотведение, то есть технологический процесс приема, транспортировки и очистки сточных вод. И только в случае, если для соответствующей централизованной системы таких организаций будет несколько, следует учитывать количество присоединенных абонентов к ее сетям. При этом органы местного самоуправления для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности.

В соответствии со ст.38 ФЗ от 07.12.2011 №416 развитие централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в соответствии со схемами водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов (ч.1). Схемы водоснабжения и водоотведения разрабатываются в соответствии с документами территориального планирования, а также с учетом схем энергоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения (ч.2). Схемы водоснабжения и водоотведения должны содержать целевые показатели развития централизованных систем водоснабжения и водоотведения, предусматривать мероприятия, необходимые для осуществления горячего, питьевого, технического водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе учитывать утвержденные в соответствии с данным Федеральным законом планы снижения сбросов, планы мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями, планы мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, а также решения органов местного самоуправления о прекращении горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и о переводе абонентов, объекты которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иные системы горячего водоснабжения (ч.3).

В ч.2 ст.42 ФЗ от 07.12.2011 №416 предусмотрено, что до 01.07.2013 органы местного самоуправления поселения, городского округа осуществляют инвентаризацию водопроводных и канализационных сетей, участвующих в водоснабжении и водоотведении (транспортировке воды и сточных вод), утверждают схему водоснабжения и водоотведения, определяют гарантирующую организацию, устанавливают зоны ее деятельности.

На основании ч.5 ст. 42 ФЗ от 07.12.2011 №416 до утверждения схем водоснабжения и водоотведения к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения относятся системы водоснабжения и (или) водоотведения, используемые для осуществления регулируемых видов деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения по регулируемым тарифам.

Таким образом, наличие схемы водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов, а также проведение инвентаризации водопроводных и канализационных сетей, участвующих в водоснабжении и водоотведении (транспортировке воды и сточных вод) безусловным основанием для определения гарантирующей организации не являются. Указанные мероприятия проводятся уполномоченными органами наряду с принятием акта о наделении соответствующего субъекта статусом гарантирующей организации в установленном законе порядке.

В рассматриваемом случае отсутствие утвержденной схемы водоотведения на момент принятия оспариваемого постановления Администрации г.Новочебоксарск не свидетельствует о том, что Общество было неправомерно определено в качестве гарантирующей организации в централизованной системе водоотведения.

Как следует из материалов дела, основанием для наделения ОАО «Железобетон» статусом гарантирующей организации в отношении централизованной системы водоотведения послужили выводы о том, что заявитель соответствует критериям, предусмотренным ч.2 ст.12 ФЗ от 07.12.2011 №416. Из материалов дела усматривается, что ОАО «Железобетон» до 2012 года осуществляло водоотведение, используя канализационные сети, расположенные на своей территории, подключало абонентов к сети водоотведения, принимало плату за оказанные услуги водоотведения. В период с 2012 по 2018 год аналогичную деятельность осуществляло ООО «ЖБК №2» по договору аренды. Иных организаций, с которыми были бы заключены соответствующие договоры водоотведения, на территории ОАО «Железобетон» не имеется.

Суд полагает необходимым отклонить доводы ОАО «Железобетон» о том, что спорные сети не эксплуатируются заявителем. Судом установлено, что Общество осуществляет транспортировку сточных вод по спорным сетям. Данные действия подпадают под понятие эксплуатации сетей водоотведения. По мнению суда, эксплуатация сетей означает факт их использования тем или иным лицом в своей деятельности, а также извлечение из данного пользования коммерческой выгоды. То обстоятельство, что административный истец не осуществляет работы по содержанию сетей, их ремонту и ликвидации аварий на них, не свидетельствует о том, что сети не используются им по назначению.

В силу ст.4 ФЗ от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры отнесены к видам деятельности в условиях естественной монополии.

Под водоотведением понимается технологический процесс, обеспечивающий прием сточных вод абонентов с последующей передачей их на очистные сооружения канализации. Абонентами являются юридическое лицо, а также предприниматели без образования юридического лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объекты, системы водоснабжения и (или) канализации, которые непосредственно присоединены к системам коммунального водоснабжения и (или) канализации, заключившие с организацией водопроводно-канализационного хозяйства в установленном порядке договор на отпуск (получение) воды и (или) прием (сброс) сточных вод.

В рассматриваемой ситуации, ОАО «Железобетон» фактически осуществляется деятельность по водоотведению с использованием централизованной системы водоотведения. Фактическое осуществление деятельности, входящей в технологический процесс по обеспечению приема сточных вод и последующей передачи их на очистные сооружения ГУП «БОС» является достаточным основанием для признания такой деятельностью по оказанию услуги водоотведения.

Доводы административного истца о том, что деятельность по водоотведению не относится к уставной деятельности, сети канализации проходят не по его земельному участку и являются бесхозными, опровергаются материалами дела, пояснениями специалиста.

При наделении статусом гарантирующего поставщика Общество будет продолжать заниматься свойственной ему функцией, так как согласно выписке ЕГРЮЛ одним из видов экономической деятельности ОАО является сбор и обработка сточных вод.

Следует учитывать, что в силу п.6 ст.8 ФЗ от 07.12.2011 №416 расходы организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются органами регулирования тарифов при установлении тарифов в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.07.2013 №1150/13, отсутствие государственной регистрации права собственности какого-либо лица на объект само по себе не может являться основанием для признания его бесхозяйным.

При этом не принятое на учет в ЕГРН недвижимое имущество не может быть признано бесхозяйным при наличии хотя бы одного из обстоятельств: правопритязание на объект недвижимого имущества; фактическое владение данным имуществом каким-либо лицом (осуществление охраны, текущего ремонта, обслуживание и эксплуатации объекта, сдача объекта в аренду).

Материалами дела подтверждается фактическое владение и пользование ОАО «Железобетон» участком централизованной системы водоотведения, проходящей по его территории до приёмной камеры ГУП «БОС».

Доводы Общества и ООО «ЖБК №2» о принадлежности насосной станции к ООО «Завод ДСК» и в связи с этим необходимости наделения её статусом гарантирующего поставщика судом не принимаются. Как следует из представленного письма от 12.10.2017 директора ОАО «Железобетон» он доводит до сведения директора ООО «ДСК», что в связи с прекращением производственной деятельности ООО «ЖБК №2» и непотреблением электроэнергии, наличием долгов за неё и возможным отключением может остановиться работа насосной станции, обеспечивающей перекачку и водоотведение сточных вод 12 организаций, что повлечет техногенную аварию. В связи с изложенным Общество просит рассмотреть вопрос о возможности подключения ОАО «Железобетон» к резервной кабельной линии ООО «ДСК», оплату гарантирует. Сообщают, что ОАО «Железобетон» 06.09.2017 направило пакет документов в АО «Чувашская энергосбытовая компания» для заключения нового договора энергоснабжения.

То есть ОАО «Железобетон» до принятия оспариваемого постановления подтверждало свой титул на владение и пользование сетью водоотведения, в том числе насосной станцией, находящейся на территории ООО «Завод ДСК».

Таким образом, ОАО «Железобетон» соответствует критериям организации, которая может быть признана гарантирующей организацией решением органа местного самоуправления.

Оснований полагать, что на территории ОАО «Железобетон» имеются иные организации, которые могли быть наделены статусом гарантирующей организации, у суда не имеется.

Однако с пунктами 1,2 оспариваемого постановления в части того, что участок централизованной системы водоотведения находится в собственности ОАО «Железобетон», суд не соглашается в силу следующего.

Согласно п.10.1 ст.1 ГрК РФ линейными объектами являются линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Линейные объекты с учетом комплексного толкования норм законодательства, в том числе п.23 ст.2 ФЗ от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» относятся к объектам капитального строительства (Письмо Минстроя России от 11.07.2018 №30418-АС/08).

То есть сооружение - сеть канализации подлежит оценке как недвижимое имущество, так как оно создано именно как объект недвижимости, индивидуализировано в качестве объекта недвижимости, соответствует содержащемуся в ст.130 ГК РФ общему понятию недвижимого имущества и обладает определенным самостоятельном функциональным назначением.

Согласно п.3 ст.1 ФЗ от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

До 01.01.2017 аналогичная норма содержалась в п.1 ст.2 ФЗ от 21.07.1997 №122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Таким образом, акт государственной регистрации не является основанием возникновения гражданских прав и обязанностей. Цель акта государственной регистрации - признание и подтверждение государством прав и обязанностей, возникших в силу предусмотренного статьей 8 ГК РФ основания.

Так как право собственности административного истца на участок централизованной системы водоотведения в соответствии со ст.219 ГК РФ не зарегистрировано, постановление №1323 в части определения участка централизованной системы водоотведения, находящегося в собственности АО «Железобетон», подлежит отмене с возложением на административного ответчика обязанности принять новый нормативный правовой акт, заменяющий постановление главы администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики №1323 от 10.09.2018 в части определения участка централизованной системы водоотведения, находящегося во владении и пользовании Открытого акционерного общества «Железобетон» до приемной камеры Государственного унитарного предприятия Чувашской Республики «Биологические очистные сооружения» Минстроя Чувашии, а не находящегося в собственности АО «Железобетон».

В силу п.2 ч.4 ст.215 КАС РФ сообщение о принятом решении подлежит размещению в официальном печатном издании администрации города Новочебоксарска в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 208-217 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление Открытого акционерного общества «Железобетон» удовлетворить частично, признать незаконными пункты 1 и 2 постановления главы администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики №1323 от 10.09.2018 «Об определении АО «Железобетон» гарантирующей организацией для участка централизованной системы водоотведения на территории города Новочебоксарска Чувашской Республики» в части определения участка централизованной системы водоотведения, находящегося в собственности АО «Железобетон».

Возложить на администрацию города Новочебоксарска Чувашской Республики обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий постановление главы администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики №1323 от 10.09.2018 в части определения участка централизованной системы водоотведения, находящегося во владении и пользовании Открытого акционерного общества «Железобетон» до приемной камеры Государственного унитарного предприятия Чувашской Республики «Биологические очистные сооружения» Минстроя Чувашии, а не находящегося в собственности АО «Железобетон».

Сообщение о принятом решении подлежит размещению в официальном печатном издании администрации города Новочебоксарска в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики.

Мотивированное решение составляется в течение 10 дней.

Председательствующий: судья Д.Ю. Огородников

Мотивированное решение составлено 07.09.2020.