Дело №2а-492/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 февраля 2018 года г.Невинномысск
Невинномысский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Хрипкова А.И.,
с участием: представителя административного истца – ФИО1, действующей на основании доверенности <данные изъяты>№ от ДД.ММ.ГГГГ.,
представителя административного ответчика – администрации г.Невинномысска – ФИО2, действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ
при секретаре Васильевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску ФИО3 к администрации г.Невинномысска, об оспаривании решения органа местного самоуправления об отказе в переводе садового домика из нежилого помещения в жилое помещение, возложении обязанности в порядке восстановления нарушенных прав,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратилась в Невинномысский городской суд Ставропольского края с административным иском к администрации г.Невинномысска об оспаривании решения от 20.10.2017г. об отказе в переводе садового домика из нежилого помещения в жилое, и возложении на административного ответчика в порядке восстановления нарушенных прав обязанности принять решение о переводе садового домика в жилое помещение – индивидуальный жилой дом, указав в обоснование заявленных требований, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. она является собственником объектов недвижимого имущества – земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., с разрешенным использованием «для индивидуального жилищного строительства», и садового домика с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., назначение «нежилое здание», расположенных по адресу: <адрес>. После расторжения брака она постоянно проживает в указанном садовом домике.
03.10.2017г. она обратилась в КУМИ администрации г.Невинномысска с заявлением о предоставлении муниципальной услуги по переводу указанного домика из нежилого помещения в жилое. К указанному заявлению истицей приложены все документы, перечень которых предусмотрен ч.2 ст.23 Жилищного Кодекса РФ.
Как указывает истица, согласно выписки из протокола заседания комиссии по переводу жилого помещения в нежилое и нежилого помещения в жилое на территории муниципального образования – городского округа г.Невинномысска от 19.10.2017г. №05, по результатам рассмотрения ее заявления и приложенных к нему документов принято решение об отказе в переводе садового домика в индивидуальный жилой дом в соответствии с п.3 ч.1 ст.24 Жилищного Кодекса РФ ввиду несоблюдения требований ст.22 ЖК РФ, содержащих условия перевода нежилого помещения в жилое, а также постановления главы г.Невинномысска от 04.10.2002г. №2180 «О запрещении нового строительства жилья в подтапливаемых районах города».
20.10.2017г. администрацией г.Невинномысска принято решение, изложенное в уведомлении от 20.10.2017г. об отказе в переводе принадлежащего ФИО3 садового домика из нежилого помещения в жилое на основании п.3 ч.1 ст.24 ЖК РФ ввиду несоблюдения требований ст.22 ЖК РФ, без указания оснований к принятию такого решения.
Административный истец считает данное решение органа местного самоуправления незаконным и необоснованным, а также нарушающим ее гражданские права.
Так, ссылаясь на положения ч.1 ст.24 ЖК РФ, содержащей перечень условий, при которых принимается решение об отказе в переводе нежилого помещения в жилое и жилого помещения в нежилое, а также ч.2 ст.24 ЖК РФ, ст.33 Конституции РФ, а также ст.ст.5 и 8 Закона РФ от 02.05.2006г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» о том, что решение об отказе в переводе нежилого помещения в жилое должно содержать основания отказа, истица полагает, оспариваемое решение администрации г.Невинномысска не содержит оснований для отказа, решение не мотивированно, в нем не указано, какие нормы законодательства нарушены и какие именно выявлены несоответствия, что лишает ее права не только на получение исчерпывающей информации по существу обращения, но и возможности устранить обстоятельства, послужившие причиной отказа.
Кроме того, ссылаясь на положения ч.1 ст.22 ЖК РФ о том, что перевод нежилого помещения в жилое допускается с учетом требований жилищного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, а также на ч.4 данной нормы, содержащий условия, при которых такой перевод не допускается, а также на положения главы II Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. №47, которым определены требования, которым должно отвечать жилое помещение, заявитель указывает, что исходя из положений указанных норм можно сделать вывод о том, что при принятии решения на основании п.3 ч.1 ст.24 ЖК РФ об отказе в переводе нежилого помещения в жилое помещение на основании несоблюдения предусмотренных ст.22 ЖК РФ условий перевода помещения, орган местного самоуправления должен установить, какие именно требования данного Положения не соблюдены.
Однако, как указывает административный истец, администрацией г.Невинномысска указанные несоответствия в оспариваемом решении не указаны, при том, что условия перевода принадлежащего ей нежилого помещения в жилое, предусмотренные ч.4 ст.22 ЖК РФ соблюдены и принадлежащей ей садовый дом в полном объеме соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, установленным Положением, что, по ее мнению, подтверждается следующими документами: выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, согласно которой ее права не обременены правами третьих лиц; техническим паспортом садового дома, согласно которому в нем имеется соответствующий набор помещений, и имеются коммуникации; техническим заключением о возможности перевода садового домика в жилой дом, подготовленным МУП «Архитектурно-планировочное бюро» г.Невинномысска, согласно которого обследуемое строение – садовый домик имеет необходимый набор помещений для малоэтажного жилого дома, возможен его перевод в категорию «жилой дом» и включение в реестр жилого фонда г.Невинномысска согласно СП 55.13330.2011 «Дома жилые одноквартирные».
В связи с чем, как полагает административный истец, администрацией г.Невинномысска ей неправомерно отказано в переводе принадлежащего ей садового домика из нежилого в жилое помещение.
Кроме того, заявитель считает незаконной ссылку административного ответчика в оспариваемом решении об отказе в переводе садового домика в индивидуальный жилой дом на нарушение постановления главы г.Невинномысска от 04.10.2002г. №2180 «О запрещении нового строительства жилья в подтапливаемых районах города», поскольку указанное постановление не могло послужить основанием для отказа в переводе нежилого помещения в жилое, поскольку ст.209 ГК РФ определено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, а согласно ст.40 Земельного Кодекса РФ, собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные и иные здания, строения и сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием.
Кроме того, как указывает заявитель, положения ст.56 Земельного Кодекса РФ совместно с положениями ст.280 ГК РФ указывают о том, что ограничение прав собственника земельного участка подлежат регистрации, однако это ограничение не запрещает собственнику пользоваться и владеть своей собственностью по своему усмотрению. В отношении принадлежащего ей земельного участка какие-либо ограничения его использования отсутствуют, разрешенное использование – индивидуальной жилищное строительство, а целевое назначение участка позволяет осуществить ей правомочия собственника в соответствии с установленным видом разрешенного использования, а именно возводить жилой дом или использовать в качестве такового нежилое здание при условии его перевода в жилое.
Помимо этого, ссылаясь на положения ч.4 ст.67.1 Водного Кодекса РФ о том, что границы зон подтопления определяются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов РФ, и п.3 и 5.18 Правил определения границ зон затопления, подтопления, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.04.2014г. №360 «Об определении границ зон затопления, подтопления», заявитель указывает, что до настоящего времени границы зон затопления и подтопления на территории г.Невинномысска не определены в порядке, установленном Правительством РФ и принадлежащий ей земельный участок не включен в территорию зон с особыми условиями использования территории.
Однако, даже при условии надлежащего включения принадлежащего истице земельного участка в зону затопления или подтопления, запрет на строительство в зоне затопления не носит безусловный характер, поскольку из буквального толкования ст.67.1 Водного Кодекса РФ следует, что строительство запрещено только при несоблюдении обязательств собственником по проведению специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления.
Соответственно, как полагает заявитель, использование принадлежащего ей садового дома в качестве жилого дома не может быть запрещено, поскольку соответствующие защитные мероприятия ею проведены.
Таким образом, как полагает административный истец, при принятии решения об отказе в переводе нежилого помещения в жилое от 20.10.2017г., ответчиком нарушены требования жилищного, водного, земельного и гражданского законодательства, а также требования Закона РФ от 02.05.2006г. «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», а также Закона РФ от 27.07.2006г. №149-ФЗ «Об информации, информатизации, информационных технологиях и о защите информации», что свидетельствует о его не соответствии требованиям действующего законодательства.
Принятое с нарушением требований закона оспариваемое решение нарушает и ограничивает ее права и законные интересы как собственника, предусмотренные ст.ст.209 и 288 ГК РФ, согласно которым собственник имущества вправе по своему усмотрению осуществлять принадлежащие ему гражданские права, в том числе устанавливать функциональное назначение имущества и определять пределы его использования, разрешая в установленном законом порядке вопросы, регламентированные главами 3 и 4 ГК РФ.
На основании указанных доводов, просила суд: признать незаконным решение администрации г.Невинномысска об отказе в переводе садового домика общей площадью <данные изъяты> кв.м. по <адрес> в жилое помещение для размещения в нем индивидуального жилого дома по основаниям, указанным в уведомлении об отказе в переводе нежилого помещения в жилое от 20.10.2017г.; в порядке восстановления нарушенных прав возложить на администрацию г.Невинномысска обязанность в 10-дневный срок с даты вступления решения суда в законную силу принять решение о переводе садового домика общей площадью <данные изъяты> кв.м. по <адрес>, в жилое помещение – жилой дом.
В судебное заседание административный истец ФИО3, будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте слушания дела, не явилась, просив суд о рассмотрении дела в ее отсутствие, с участием ее представителя ФИО1, настаивая на удовлетворении административного иска в полном объеме, и с учетом мнения участников процесса, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения административного дела в отсутствие административного истца на основании ст.150 КАС РФ.
Представитель административного истца ФИО1 в судебном заседании заявленные требования поддержала и просила удовлетворить их в полном объеме по основаниям, подробно изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика – администрации г.Невинномысска – ФИО2 в судебном заседании заявленные требования административного иска не признала, ссылаясь на то, что в соответствии с п.2 ст.7 Земельного Кодекса РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого установлены федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
ФИО3 обращалась в КУМИ администрации г.Невинномысска с заявлением о переводе нежилого помещения – садового домика по <адрес>, в жилое помещение, однако получила отказ в переводе, так как земельный участок, расположенный по указанному адресу, находится в зоне затопления. В целях обеспечения безопасности граждан и на основании схемы зоны затопления в результате паводка в июне 2002 года на территории г.Невинномысска, было принято постановление главы г.Невинномысска от 04.10.2002г. «О запрещении нового строительства жилья в подтапливаемых районах города», в приложении к которому указан перечень улиц, подвергшихся затоплению в результате паводка в июне 2002 года на территории г.Невинномысска, и в этот перечень включен <адрес>, где расположен земельный участок ФИО3
В ст.37 Правил землепользования и застройки муниципального образования – городского округа г.Невинномысска, утвержденных решением Думы г.Невинномысска от 27.04.2017г. №112-11 указаны зоны с особыми условиями использования: территория города в пределах ее административных границ делится на зоны, которые фиксируются на карте градостроительного зонирования города. Каждой зоне предписываются характеристики, включающие градостроительные регламенты по видам разрешенного использования недвижимости и предельным значениям параметров разрешенного использования недвижимости. В указанных Правилах землепользования указаны ограничения в использовании участков и объектов капитального строительства, а именно, что территории населенных пунктов, расположенных на прибрежных участках, должны быть защищены от затопления паводковыми водами, ветровым нагоном воды и подтопления грунтовыми водами подсыпкой (намывом) или обваливанием. Отметку бровки подсыпанной территории следует принимать не менее, чем на 0,5 м выше расчетного горизонта высоких вод с учетом высоты волны при ветровом нагоне. Превышение гребня дамбы обваливания над расчетным уровнем следует устанавливать в зависимости от класса сооружений согласно СНиП 2.06.15-85 и СП 58.13330.2012. Зона затопления речными паводками является неблагоприятной для градостроительного освоения. На территориях, подверженных затоплению, размещение новых населенных пунктов, кладбищ, скотомогильников и строительство капитальных зданий, строений и сооружений, без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод запрещаются ст.67 Водного Кодекса РФ.
А как следует из технического паспорта здания, расположенного по адресу: <адрес> назначение данного садового дома – нежилое здание. Соответствие садового домика СНиП и СанПин, наличие соответствующих согласований компетентных органов, не может являться основанием к удовлетворению иска. Нахождение жилого дома на указанном земельном участке противоречит Правилам землепользования и застройки муниципального образования – городского округа г.Невинномысска, и постановлению главы г.Невинномысска от 04.10.2002г. «О запрещении нового строительства жилья в подтапливаемых районах города».
Кроме того, из приложения 1 к градостроительному плану земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, видно, что данный садовый домик заходит за границу места допустимого разрешения индивидуального жилого дома.
Земельный участок по <адрес>, расположен в зоне градостроительного зонирования Ж-1, которая допускает использование объектов недвижимого имущества и земельных участков для индивидуального жилищного строительства, однако этот участок находится в особой зоне, в которой запрещено строительство. При этом, указанная зона не определена в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18.04.2014г. №360, однако постановление главы г.Невинномысска от 04.10.2002г. «О запрещении нового строительства жилья в подтапливаемых районах города» не отменено. Однако, не смогла пояснить о том, какие работы проводились по установлению этих зон затопления и подтопления, и указаны ли эти зоны в документах кадастрового учета.
На основании указанных доводов и ссылаясь на положения ст.ст.260 и 263 ГК РФ, допускающих право собственника земельного участка возводить на нем здания, строения, сооружения, осуществлять их перестройку и снос, а также разрешать строительство на участке другим лицам, при условии соблюдения градостроительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка, просила в удовлетворении требований административного истца отказать в полном объеме.
Выслушав стороны, их представителей, огласив письменный отзыв заинтересованного лица на административный иск, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, их относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, приходит к следующему.
Согласно ст.46 Конституции РФ и ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Как указано в ч.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия): б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
При этом, в силу п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, принимается судом по результатам рассмотрения административною дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если суд признаёт их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
При этом, следует учитывать, имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия); соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению административного искового заявления в таком случае может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Из смысла приведённых правовых норм следует, что обязательным условием для удовлетворения судом требований об оспаривании решений и действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации наделённых отдельными государственными иди иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего является установление незаконности этих решении и действий и нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца.
Ч.2 ст.36 Конституции РФ установлено, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Современное российское законодательство содержит правовые нормы как по поддержанию добросовестного поведения субъектов правоотношений, так и по преодолению противоречий между законностью и добросовестностью. В частности, согласно положениям Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, и данное правило рассматривается как межотраслевой принцип недопустимости злоупотребления правом.
В связи с чем, ч.3 ст.36 Конституции РФ закреплено, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Так, согласно ч.2 ст.260 ГК РФ, определяющей общие положения о праве собственности на землю, на основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.
Ч.1 ст.3 Земельного Кодекса РФ определено, что земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).
Согласно, п.2 ч.1 ст.7 Земельного Кодекса РФ, подразделяющего земли Российской Федерации на категории, и ч.2 названной нормы, земли населенных пунктов используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В силу ст.209 ГК РФ, собственник вправе свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью.
Согласно ст.40 Земельного кодекса РФ, собственник земельного участка имеет право использовать его и осуществлять другие права на использование участка, предусмотренные законодательством.
В соответствии с п.3 ст.263 ГК РФ, собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами, и не нарушает прав других лиц.
Ст.56 ЗК РФ предусмотрена возможность ограничения прав на землю по основаниям, установленным Земельным кодексом, федеральными законами. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда. Ограничения прав на землю устанавливаются бессрочно или на определенный срок и сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, ФИО3 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., с разрешенным использованием «для индивидуального жилищного строительства», и садовый домик с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., назначение «нежилое здание», расположенные по адресу: <адрес>, что подтверждается сведениями Единого государственного реестра недвижимости (л.д.15-17, 18-20).
Согласно сведениям технического паспорта данного садового домика (л.д.22-27), он имеет общую площадь 97 кв.м., и состоит из четырех комнат, кухни, ванной и туалета, высота помещений 3,0 м., к домику подключены следующие коммуникации: отопление, водопровод, газоснабжение, канализация, электроснабжение.
В соответствии с ч.2 ст.22 Жилищного Кодекса РФ для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством РФ порядке соглашением о взаимодействии представляет:
05.10.2017г. ФИО3 обратилась в КУМИ администрации г.Невинномысска с заявлением о переводе указанного садового домика из категории «нежилое помещение» в категорию «жилое» (л.д.108). К указанному заявлению ФИО3 приложены документы, перечень которых определен ч.2 ст.23 ЖК РФ: выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости; технический паспорт объекта – садового домика; техническое заключение о возможности перевода данного садового домика в жилой дом, подготовленное МУП «Архитектурно-планировочное бюро» г.Невинномысска (л.д.111-132).
Согласно выписки протокола заседания комиссии по переводу жилого помещения в нежилое и нежилого помещения в жилое на территории МО – городского округа г.Невинномысска от 19.10.2017г. (л.д.13, 109) по итогам рассмотрения заявления ФИО3 отказано в переводе нежилого помещения – садового домика площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по <адрес>, на основании п.3 ч.1 ст.24 ЖК РФ ввиду несоблюдения предусмотренных ст.22 ЖК РФ условий перевода помещения и постановлением главы г.Невинномысска от 04.10.2002г. №2180 «О запрещении нового строительства жилья в подтапливаемых территориях».
20.10.2017г. (л.д.14, 110), ФИО3 уведомлена об отказе в предоставлении муниципальной услуги «перевод нежилого помещения в жилое», в котором также указаны в качестве оснований для отказа: п.3 ч.1 ст.24 ЖК РФ ввиду несоблюдения предусмотренных ст.22 ЖК РФ условий перевода помещения.
В соответствии с ч.1 ст.22, ст.23, 24 ЖК РФ, и на основании ст.9, 38 и ст.39 Устава г.Невинномысска, разрешение вопроса о предоставлении муниципальной услуги по переводу нежилого помещения в жилое и жилого помещения в нежилое входит в перечень полномочий администрации г.Невинномысска.
Решением Думы г.Невинномысска от 26.07.2017г. №161-176 утверждено Положение о Комитете по управлению муниципальным имуществом администрации г.Невинномысска, задачами которого являются, а том числе реализация единой политики в области имущественных и земельных отношений, градостроительной деятельности, и определены функции в области градостроительства.
В целях реализации указанных полномочий, постановлением администрации г.Невинномысска от 01.11.2012г. №3209 утвержден Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги по выдаче решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение.
Так, ст.ст.33, ч.2 ст.45, ч.1,2 ст.46 Конституции РФ, гарантируя каждому право защищаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления и защищать свои права и свободы всеми не запрещенными законом способами, в том числе в суде, предполагают не только право подать в соответствующий государственный орган и должностному лицу заявление, ходатайство или жалобу, но и право получить на это обращение адекватный ответ. Применительно к заявлению о предоставлении муниципальной услуги это означает принятие по обращению предусмотренного законом решения, которое должно быть законным и обоснованным.
Как следует из ч.1 ст.9 Закона РФ т 02.05.2006г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Согласно требованиям п.п.1-5 ч.1 ст.10 данного Закона, государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Однако, как следует из протокола заседания комиссии по переводу нежилого помещения в жилое и жилого помещения в нежилое от 19.10.2017г., а также из уведомления на имя ФИО3, в них указано только на ст.24 ЖК РФ как на основание для отказа в представлении муниципальной услуги ввиду несоблюдения требований ст.22 ЖК РФ.
Таким образом, уведомление от 20.10.2017г. на имя ФИО3 невозможно признать соответствующим требованиям п.п.1-5 ч.1 ст.10 Закона РФ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».
При этом, следует отметить, что в соответствии с ч.2 ст.23 ЖК РФ орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать от заявителя представление других документов кроме документов, истребование которых у заявителя допускается в соответствии с ч.2 данной нормы, а перечень оснований для отказа в предоставлении такой муниципальной услуги определен ст.24 ЖК РФ, в том числе и п.3 ч.1 данной нормы - несоблюдение предусмотренных ст.22 ЖК условий перевода помещения.
Вместе с тем, ч.4 ст.22 ЖК РФ установлено, что перевод нежилого помещения в жилое помещение не допускается, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц.
Как следует из материалов дела, ФИО3 в адрес КУМИ администрации г.Невинномысска предоставлены выписки из ЕГРН, подтверждающих ее право собственности на земельный участок и садовый домик по <адрес>, а также отсутствие ограничений или обременения ее прав в отношении указанных объектов недвижимого имущества.
Требования, которым должно отвечать жилое помещение, установлены главой II Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г.
Кроме того, ч.2 ст.35 Градостроительного Кодекса РФ предусмотрена возможность включения в состав жилых зон зоны застройки индивидуальными жилыми домами, зоны застройки малоэтажными жилыми домами, а также зоны жилой застройки иных видов. Согласно ст.37 Градостроительного Кодекса РФ, разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
При этом, исходя из приведенных норм жилищного и градостроительного законодательства и названного Положения, обязанность установить, какие конкретно требования законодательства и Положения не были соблюдены, возложена на орган местного самоуправления, осуществляющий предоставление соответствующей муниципальной услуги.
Согласно имеющемуся в материалах дела градостроительного плана земельного участка по <адрес> утвержденному постановлением администрации г.Невинномысска №2735 от 06.12.2017г., в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования городского округа – г.Невинномысска, утвержденному решением Думы г.Невинномысска №112-11 от 27.04.2017г., указанный земельный участок отнесен к зоне Ж-1 данного регламента, с разрешенными видами использования, в том числе для индивидуального жилищного строительства (л.д.42, 43).
Соответственно, возведение на принадлежащем ФИО3 земельном участке как жилого строения без права регистрации и проживания в нем, так и жилого дома с правом регистрации и проживания. Прямого запрета на возведение жилого дома на указанном земельном участке действующее законодательство, а также правовой режим использования земельного участка, не содержат.
Оценивая такое основание отказа в предоставлении ФИО3 муниципальной услуги по переводу нежилого помещения в жилое, как не соответствие постановлению главы администрации г.Невинномысска от 04.10.2002г. №2180 «О запрещении нового строительства жилья в подтапливаемых районах города», следует учитывать, что положениями ст.ст.209 и 280 ГК РФ, в совокупности со ст.ст.40 и 56 Земельного Кодекса РФ, о том, что собственник вправе использовать принадлежащий ему земельный участок по своему усмотрению, в том числе возводить на нем здания, строения и сооружения, с соблюдением целевого назначения земельного участка, его разрешенным видом использования и требований градостроительного законодательства.
Из материалов дела следует, что какие-либо ограничения права ФИО3 на владение, пользование и распоряжение принадлежащим ей земельным участком, не установлены, использование земельного участка отвечает действующему правовому режиму, в соответствии с его назначением.
В соответствии с ч.1 и ч.2 ст.67.1 Водного Кодекса РФ, в целях предотвращения негативного воздействия вод (затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания) и ликвидации его последствий проводятся специальные защитные мероприятия в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами. Размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления, подтопления запрещаются.
При этом, согласно ч.4 названной нормы, границы зон затопления, подтопления определяются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством РФ. постановлением Правительства РФ от 18.04.2014г. №360 «Об определении границ зон затопления, подтопления», утверждены Правила определения границ данных зон.
В соответствии с п.3 названных Правил, границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта РФ, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах такой зоны, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости. Требования к точности определения координат характерных точек границ зон затопления, подтопления устанавливаются Министерством экономического развития РФ.
П.5 названных Правил определено, что зоны затопления, подтопления считаются определенными с даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об их границах. А п.18 Правил установлено, что границы зон затопления, подтопления отображаются в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
Однако, достоверных сведений о том, что как на момент принятия решения по заявлению ФИО3 о переводе нежилого помещения в жилое – 19.10.2017г., так и в настоящее время, границы зон затопления и подтопления на территории г.Невинномысска определены в указанном порядке, в материалы административного дела не представлено, при том, что выписки из ЕГРН на земельный участок, а также градостроительный план земельного участка по <адрес>, не содержат сведений о том, что принадлежащий административному истцу земельный участок включен в территорию зон с особыми условиями использования территории.
Вместе с тем, в материалы дела представлено экспертное исследование № от ДД.ММ.ГГГГ., подготовленное ООО «СКСЭУ «Судебная экспертиза «Главэксперт»» (л.д.53-101), согласно выводам которого садовый дом, расположенный на земельном участке по <адрес>, соответствует требованиям градостроительного законодательства, строительными правилам, строительным нормам и правилам, санитарно-эпидемиологическим и противопожарным правилам, а также в ходе возведения данного садового дома проведены защитные мероприятия по предотвращению негативного воздействия вод в границе зоны затопления.
Соответственно, такое основание для отказа ФИО3 в выдаче разрешения на перевод нежилого помещения – садового дома по <адрес>, не основано на нормах действующего гражданского, жилищного, градостроительного и водного законодательства, и не соответствует фактическим данным, установленным при рассмотрении обращения административного истца на основании представленных ею документов.
Таким образом, с учетом установленных по делу фактических обстоятельств в контексте приведенных норм действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что решение об отказе ФИО3 в выдаче разрешения на перевод нежилого помещения – садового домика площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> не соответствует требованиям закона, и не основано на фактических обстоятельствах, которые должны были быть установлены при рассмотрении заявления административного истца по существу.
Допущенные органом местного самоуправления нарушения закона при принятии решения об отказе ФИО3 в выдаче разрешения на перевод нежилого помещения в жилое, нарушают права административного истца как на рассмотрение по существу ее обращения, так и на реализацию прав по владению, использованию и распоряжению принадлежащим ей земельным участком.
При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым удовлетворить требования административного иска в части признания решения администрации г.Невинномысска, изложенное в письме от 20.10.2017г., об отказе ФИО3 в переводе садового домика, расположенного по адресу: <адрес> из нежилого помещения в жилое, изложенное в уведомлении об отказе в переводе нежилого помещения в жилое от 20.10.2017г. – незаконным.
Вместе с тем, оценивая заявленные требования в части в части возложения на администрацию г.Невинномысска обязанности принять решение о переводе садового домика, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес> в жилое помещение – индивидуальный жилой дом, следует учитывать, что принятие решения о выдаче разрешения на перевод нежилого помещения в жилое находится в исключительной компетенции органа местного самоуправления, и суд не вправе предрешать существо решения, которое должно быть принято уполномоченным на то органом. Восстановление нарушенного права ФИО3 в данном случае достигается путем признания оспариваемого решения незаконным и признания за нею оспариваемого права в соответствии с установленном порядком и процедурой.
Соответственно, в порядке восстановления нарушенных прав следует возложить на административного ответчика обязанность в сроки, предусмотренные действующим законодательством, организовать рассмотрение заявления ФИО3 о переводе садового домика площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, порядке, предусмотренном административным регламентом администрации г.Невинномысска по предоставлению муниципальной услуги по выдаче решений о переводе или отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение», утвержденном постановлением администрации г.Невинномысска №3209 от 01.11.2012г.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175, 176, 177-180, 226-227 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
Требования административного иска ФИО3 к администрации г.Невинномысска, об оспаривании решения органа местного самоуправления об отказе в переводе садового домика из нежилого помещения в жилое помещение, возложении обязанности в порядке восстановления нарушенных прав – удовлетворить частично.
Признать решение администрации г.Невинномысска, изложенное в письме от 20.10.2017г., об отказе ФИО3 в переводе садового домика, расположенного по адресу: <адрес> из нежилого помещения в жилое, изложенное в уведомлении от 20.10.2017г. б/н – незаконным.
В порядке восстановления нарушенных прав административного истца ФИО3 возложить на администрацию города Невинномысска обязанность в сроки, предусмотренные действующим законодательством, организовать рассмотрение заявления ФИО3 о переводе садового домика площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> порядке, предусмотренном административным регламентом администрации г.Невинномысска по предоставлению муниципальной услуги по выдаче решений о переводе или отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение», утвержденном постановлением администрации г.Невинномысска №3209 от 01.11.2012г.
В удовлетворении требований административного иска ФИО3 в части возложения на администрацию г.Невинномысска обязанности принять решение о переводе садового домика, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес> в жилое помещение – индивидуальный жилой дом – отказать.
Настоящее решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Ставропольского краевого суда, через Невинномысский городской суд Ставропольского края, в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 21 февраля 2018 года
Судья А.И.Хрипков