ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4931/2021 от 16.11.2021 Йошкар-олинского городского суда (Республика Марий Эл)

дело № 2а-4931/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Йошкар-Ола 16 ноября 2021 года

Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе судьи Волковой Т.Д., рассмотрев в порядке упрощенного производства административное дело по административному иску ФИО1 к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл об оспаривании решения об исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл (далее - Управление), в котором просит отменить решение Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Йошкар-Оле от <дата><номер>А об исключении из единого государственного реестра юридических лиц общества с ограниченной ответственностью «РБК-10» (далее - ООО «РБК-10»).

В обоснование административного иска указала, что вступившим в законную силу решением Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от <дата> удовлетворены ее исковые требования к ООО «РБК-10», ФИО2 о признании сделки недействительной, применении последствий недействительности сделки. Признан недействительным договор аренды оборудования от <дата>, заключенный между ФИО2 и ООО «РБК-10». Применены последствия недействительности договора аренды оборудования от <дата>, на ООО «РБК-10» возложена обязанность возвратить ФИО1 имущество, переданное по акту приема-передачи оборудования от <дата> к договору аренды оборудования от <дата>. Данное решение до сих пор не исполнено. <дата> ей стало известно о ликвидации ООО «РБК-10» и исключении его из единого государственного реестра на основании решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Йошкар-Оле от <дата><номер>. В результате принятия инспекции указанного решения нарушены ее права на получение исполнения по вышеуказанному решению суда.

В соответствии с частью 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу положений части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частью 1 статьи 219 КАС РФ установлено, что если названным Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В силу части 9 статьи 226 КАС РФ если иное не предусмотрено названным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

При этом согласно части 11 той же статьи КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 указанной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 указанной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Главой 7 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон) регламентирован порядок государственной регистрации при ликвидации юридического лица.

В соответствие со статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.

Согласно пункту 1 статьи 63 ГК РФ ликвидационная комиссия (ликвидатор) принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

В силу пункта 2 статьи 63 ГК РФ после окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица (пункт 6 статьи 63 ГК РФ).

Положениями статьи 20 вышеуказанного Федерального закона установлено, что учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, путем направления уполномоченным ими или им лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, в регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица с приложением такого решения в письменной форме, осуществляется в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица сообщение о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации (часть 1).

После поступления такого сообщения регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации (часть 2).

В случае поступления в регистрирующий орган из суда или арбитражного суда судебного акта о принятии к производству искового заявления, содержащего требования, предъявленные к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации, государственная регистрация юридического лица в связи с его ликвидацией не осуществляется до момента поступления в регистрирующий орган решения (иного судебного акта, которым завершается производство по делу) по такому исковому заявлению (часть 5).

В соответствии с частью 1 статьи 21 названного Федерального закона для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляется в том числе подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены, произведены все выплаты, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации для работников, увольняемых в связи с ликвидацией юридического лица, и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях.

Частью 5 статьи 22 вышеуказанного Федерального закона установлено, что государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется в сроки, предусмотренные статьей 8 Федерального закона.

Частью 1 статьи 8 названного Федерального закона в свою очередь установлено, что государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган, если иное не предусмотрено Федеральным законом.

Согласно части 6 статьи 22 Федерального закона ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица.

Судом установлено, что <дата> единственным участником ООО «РБК-10» принято решение о ликвидации общества в связи с прекращением осуществления хозяйственной деятельности и назначении ликвидатором ФИО4

На основании представленных ООО «РБК-10» <дата> в связи с этим для государственной регистрации документов Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Йошкар-Оле (далее - Инспекция) <дата> принято решение о государственной регистрации внесения в ЕГРЮЛ сведений о принятии решения о ликвидации юридического лица и назначении ликвидатора.

Соответствующая информация опубликована на официальном сайте журнала "Вестник государственной регистрации" <номер>) от <дата>. Срок для предъявления требований кредиторов - 2 месяца с моменты публикации.

На основании уведомления по форме <номер> от <дата> Инспекцией в ЕГРЮЛ внесена запись от <дата><номер> о внесении сведений о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица.

<дата>ФИО4 в отношении ООО «РБК-10» вх. <номер> в электронном виде представлены заявление о ликвидации юридического лица по форме <номер>, решение единственного участника от <дата>, ликвидационный баланс.

На основании пункта 4.4 статьи 9 Федерального закона № 129-ФЗ Инспекцией <дата> принято решение о приостановлении государственной регистрации для проверки достоверности включаемых в ЕГРЮЛ сведений.

<дата> Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл принято решение о государственной регистрации ликвидации ООО «РБК-10».

При этом у Управления отсутствовали сведения о наличии обстоятельств, препятствующих государственной регистрации ликвидации общества. Как указано административным ответчиком и не опровергнуто истцом, на момент государственной регистрации прекращения деятельности ООО «РБК-10» в связи с ликвидацией у регистрирующего органа отсутствовали сведения о наличии каких-либо судебных актов, в том числе решения Йошкар-олинского городского суда Республики Марий Эл от <дата>, на которое сослалась истец, или актов судебного пристава-исполнителя, содержащих запрет на совершение регистрирующим органом определенных регистрационных действий в отношении ООО «РБК-10» или определений о принятии к производству искового заявления, содержащего требования, предъявленные к обществу, которые в силу п. 5 ст. 20 Федерального закона № 129-ФЗ и пп. "м" п. 1 ст. 23 Федерального закона №129-ФЗ могли являться основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации ООО «РБК-10». Сведения о наличии спора с ООО «РБК-10», находящемуся в процессе ликвидации, в Управление не поступали.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований к удовлетворению иска ФИО1

Административный истец при должной степени заботливости и осмотрительности должна была контролировать принимаемые в отношении ее должника решения посредством получения соответствующей информации на официальном портале ФНС России и своевременно направить в регистрирующий орган заявление о том, что ее права и законные интересы затрагиваются в связи с ликвидацией ООО «РБК-10». Однако в установленный срок заявитель не представила в регистрирующий орган свои обоснованные возражения в отношении ликвидации ООО «РБК-10». В связи с этим у Управления отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации прекращения деятельности ООО «РБК-10», ликвидатором были представлены все предусмотренные действующим законодательством документы, возражений от кредиторов не поступило, информация о судебных производствах в отношении общества и сведения об обеспечительных мерах на момент принятия решения в регистрирующем органе отсутствовали.

Руководствуясь статьями 175-180, 293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

отказать ФИО1 в удовлетворении иска к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл об оспаривании решения об исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц.

Лица, участвующие в деле, после получения решения вправе подать возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства.

В случае отсутствия возражений относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства и несогласия с решением оно может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья Т.Д.Волкова