Дело №2а-4931/2021
72RS0013-01-2021-003323-40
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Тюмень 25 октября 2021 года
Калининский районный суд г. Тюмени в составе:
председательствующего судьи Лобанова А.В.,
при секретаре Бушуевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании, с применением средств аудиофиксации, административное дело по административному иску ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области о признании незаконным и отмене уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области о признании незаконным и отмене уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета обязав Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области снять с кадастрового учета здание 1914 года постройки с кадастровым номером № по адресу: <адрес> (в настоящее время <адрес> Требования мотивированы тем, что 17.10.1997 года на основании свидетельства о праве на наследство по закону истец, стала собственником 1/2 доли жилого дома 1914 года постройки кадастровый номер № по адресу: <адрес>. Наследство открылось после смерти бабушки истца ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ года. 21.04.2015 года на основании приказа №№ Департамента земельных отношений и градостроительства Администрации г.Тюмени адрес изменен на г.<адрес> В 2018 году на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию истец стала собственником второй 1/2 доли, наследство открылось после смерти ФИО3, умершего ДД.ММ.ГГГГ года. Право собственности ситца на жилой дом с кадастровым номером № зарегистрировано в установленном законом порядке. Земельный участок на котором расположен жилой дом с кадастровым номером № площадью 1500 кв.м., также принадлежит истцу. 23.11.2020 года определением Калининского районного суда г.Тюмени по гражданскому делу №2-7156/2020 наложен арест в обеспечении иска на жилое помещение с кадастровым номером №. В январе 2021 года жилое помещение по адресу: г<адрес><адрес> рухнуло. 15.01.2021 года истец обратилась в администрацию муниципального образования с уведомлением о планируемом сносе. 01.02.2021 года истец обратилась в администрацию муниципального образования с уведомлением о завершении сноса объекта капитального строительства. 05.02.2021 года кадастровый инженер подготовил акт обследования в целях предоставления в орган регистрации прав заявления о снятии с кадастрового учета здания помещение с кадастровым номером №. 09.02.2021 года истец обратился в адрес ответчика с заявлением о снятии с кадастрового учета здания с кадастровым номером №. 03.03.2021 года истец получил сообщение по телефону о приостановлении государственного кадастрового учета. Для защиты своих прав истец обратился в суд (л.д.11-13).
30 сентября 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена ФИО4 (л.д.107-108).
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о дате, месте и времени судебного заседания.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате, месте и времени судебного заседания представил письменные возражения на иск согласно которых в иске просил отказать в полном объеме (л.д.34-38).
Заинтересованное лицо ФИО4 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о дате, месте и времени судебного заседания, ее представитель ФИО5 в судебном заседании в иске просила отказать в полном объеме.
Суд, заслушав пояснения представителя заинтересованного лица, исследовав письменные доказательства, находит исковые требования не подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, для признания незаконными действий должностных лиц необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии одного из условий оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.
Как установлено судом, согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости в отношении здания и земельного участка по адресу: <адрес> с кадастровым номером №, № зарегистрировано право собственности ФИО1 (л.д.41).
ДД.ММ.ГГГГ года ФИО1 обратилась в адрес Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области с заявлением о снятии с кадастрового учета здания с кадастровым номером № (л.д.43-45).
ДД.ММ.ГГГГ года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области в адрес ФИО1 направлено уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (л.д.51а-52).
При осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона о регистрации недвижимости проводится правовая экспертиза документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В силу статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (часть 1).
Согласно статье 14 того же Федерального закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (часть 1).
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, а согласно п. 7 ч. 1 ст. 26 указанного закона, осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Требований к подготовке акта обследования, утвержденных Приказом Минэкономразвития России, акт подготавливается на основании сведений, полученных в результате осмотра места нахождения объекта недвижимости с учетом сведений Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН), а также иных документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости или являющихся основанием для сноса объекта недвижимости. Указанные документы, за исключением документов, содержащих сведения ЕГРН, включаются в состав приложения к акту обследования.
Согласно пункту 9 Требований в реквизит «Перечень документов, использованных при подготовке акта обследования» вносятся сведения о наименовании и реквизитах документов, использованных при подготовке акта обследования, в том числе, решения собственника здания, сооружения, объекта незавершенного строительства (собственников помещений в нем) о сносе объекта недвижимости (подготовленного в произвольной письменной форме и подписанного такими собственниками, нотариальное удостоверение такого решения не требуется) в случае добровольного сноса объекта вне связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории.
В соответствии с пунктом 9 Требований в случае, если объект капитального строительства прекратил существование после 04.08.2018 в результате его сноса, в реквизит «Перечень документов, использованных при подготовке акта обследования» также вносятся сведения об уведомлении о завершении сноса объекта капитального строительства и о направлении такого уведомления в орган местного самоуправления поселения, городского округа или муниципального района по месту нахождения земельного участка, на котором располагался снесенный объект капитального строительства.
В состав приложения акта обследования, представленного в регистрирующий орган, включены следующие документы: - решение собственника о добровольном сносе от 02.02.2021; - расписка, выданная МФЦ от 15.01.2021 о направлении ФИО1 уведомления о планируемом сносе объекта капитального строительства; - расписка, выданная МФЦ от 01.02.2021 о направлении ФИО1 уведомления о завершении сноса объекта капитального строительства. Уведомление о завершении сноса здания в составе акта обследования отсутствует.
В ЕГРН имеется запись об аресте в отношении здания на основании определения о принятии мер по обеспечению иска Калининского районного суда г. Тюмени от 23.11.2020 по гражданскому делу № 2-7156/2020 (л.д.83).
Согласно положениям статей 139, 140 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) по заявлению лиц, участвующих в деле, судья или суд может принять меры по обеспечению иска. Мерами по обеспечению иска могут быть, в том числе, наложение ареста на имущество, принадлежащее ответчику и находящееся у него или других лиц. О принятых мерах по обеспечению иска судья или суд незамедлительно сообщает в соответствующие государственные органы или органы местного самоуправления, регистрирующие имущество или права на него, их ограничения (обременения), переход и прекращение.
В соответствии с пунктом 13 статьи 32 Закона о регистрации недвижимости суд или уполномоченный орган, наложившие арест на недвижимое имущество или установившие запрет на совершение определенных действий с недвижимым имуществом либо избравшие залог недвижимого имущества в качестве меры пресечения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, направляют в орган регистрации прав в срок не более чем три рабочих дня заверенную копию акта о наложении ареста, о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом или об избрании в качестве меры пресечения залога, а также заверенную копию акта о снятии ареста или запрета, о возврате залога залогодателю или об обращении залога в доход государства.
Положениями пункта 37 части 1 статьи 26 Закона о регистрации недвижимости установлено, что осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если в орган регистрации прав поступил судебный акт или акт уполномоченного органа о наложении ареста на недвижимое имущество, или о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом, или об избрании в качестве меры пресечения залога в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, законодатель предусмотрел, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 КАС РФ, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя.
Совокупность указанных обстоятельств по делу отсутствует. Наличие оснований для удовлетворения поданного административного искового заявления, в том числе причинно-следственной связи между действием (бездействием) должностного лица и нарушенными правами устанавливается судом исходя из обстоятельств конкретного дела.
Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно ст.62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения.
В нарушении ст.62 КАС РФ суд приходит к мнению, что административным истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о нарушении действующего законодательства и о нарушении прав и законных интересов истца.
С учетом установленных по делу обстоятельств суд считает в удовлетворении иска ФИО1 о признании незаконным и отмене уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета обязав Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области снять с кадастрового учета здание 1914 года постройки с кадастровым номером № по адресу: <адрес> (в настоящее время г.<адрес> надлежит отказать.
Руководствуясь Федеральным законом от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», ст.ст.175-180, 219, 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области о признании незаконным и отмене уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета, возложении обязанности - отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме в Тюменский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Калининский районный суд г. Тюмени.
Решение принято в совещательной комнате.
Председательствующий судья А.В. Лобанов