Дело № 2 а-4934/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 июля 2017 года
Свердловский районный суд г. Костромы в составе:
председательствующего судьи Теселкиной Н.В.
при секретаре Приказчиковой Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 ФИО7 к филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Костромской области, ФИО2 ФИО8 о признании незаконными действия по предоставлению ей уведомлений об отсутствии сведений, решение об отказе в предоставлении запрашиваемый сведений; обязать выдать запрашиваемые документы,
у с т а н о в и л:
ФИО1 .... обратилась в суд с административным иском к сотруднику отдела предоставления сведений ФГБУ «ФКП Росрестра» по Костромской области ФИО2 ...., отделу предоставления сведений филиала ФГБУ «ФКП Росрестра» по Костромской области о признании незаконными действия по предоставлению ей в ответ на заявления от <дата> уведомлений об отсутствии в государственной кадастре недвижимости запрашиваемых сведений, в ответ на заявление от <дата> решение об отказе в предоставлении запрашиваемый сведений; обязать ФГБУ «ФКП Росреестра» по Костромской области привести хранение документов в отношении земельных участков № и № в соответствие с требованиями законодательства, обязать отдел предоставления сведений филиала выдать запрашиваемые документы по заявлениям от <дата>, от <дата>, от <дата>, от <дата>, от <дата>. Иск мотивирован тем, что <дата> она обратилась в Кадастровую палату с заявлением о предоставлении копий всех документов в кадастровом дел на земельный участок №, оплатив услугу в ..., <дата> она обратилась с заявлением о предоставлении копий всех документов на земельный участок №, произведя оплату в размере .... Ей выданы уведомления об отсутствии в государственном кадастре недвижимости запрашиваемых сведений., отсутствии в архиве кадастровых дел. Сам факт отсутствия кадастровых дел на земельные участки законом не предусмотрен. Аналогичный ответ ею получен на такое обращение в <адрес> филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Костромской области. <дата> она обратилась с запросом о предоставлении сведений на земельный участок №. запросив копию документа- заявление о постановке земельного участка на кадастровый учет. Оплатив услугу. На данный запрос было получено уведомление об отсутствии запрашиваемых сведений. <дата> она обратилась в кадастровую палату с запросом о предоставлении в виде бумажного документа копии электронного образа документа, на основании которого сведения об объекте внесены в оценочную опись (по участку №). В ответ ей было выдано решение об отказе в предоставлении сведений от <дата>, данным решением она не согласна, так как это нарушает ее права на получение информации., в решении отсутствует подпись лица, уполномоченного на принятие решения., печать организации, которые предусмотрены регламентом. <дата> она обратилась с запросом о предоставлении любого документа в отношении земельного участка №, на что ей направлено уведомление от <дата> об отсутствии сведений Что противоречит закону. Так как сведения в кадастровую выписку могли быть внесены только на основании документов, подтверждающих эти сведений. Если есть сведения в кадастре, значить есть и документы основания для их внесения. Поэтому не предоставление запрашиваемых документов нарушает ее право на получение информации.
В предварительном судебном заседании по ходатайству истца произведена замена ненадлежащего ответчика -отдел предоставления сведений филиала ФГБУ «ФКП Росрестра» по Костромской области на надлежащего ответчика - филиал ФГБУ «ФКП Росрестра» по Костромской области.
В ходе рассмотрения дела в качестве соответчика по делу привлечено ФГБУ «ФКП Росреестра»
Определением суда от <дата> административное исковое заявление ФИО1 ... к филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Костромской области, ФИО2 ... в части требований о признании незаконными действия по предоставлению ей в ответ на заявления от <дата> уведомлений об отсутствии в государственной кадастре недвижимости запрашиваемых сведений, в ответ на заявление от <дата>- решение об отказе в предоставлении запрашиваемый сведений; обязать ФГБУ «ФКП Росреестра» по Костромской области в отношении земельных участков № и № в соответствие с требованиями законодательства, выдать запрашиваемые документы по заявлениям от <дата>, от <дата>, от <дата>, от <дата>, от <дата>, оставлены без рассмотрения.
Решением суда от <дата> в удовлетворении исковых требований ФИО1 ... к филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Костромской области, ФИО2 ... обязать привести хранение документов в отношении земельных участков № № и № в соответствие с требованиями законодательства отказано. Решение суда вступило в законную силу.
Определением судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от <дата> определение свердловского районного суда г.Костромы от <дата> об оставлении административного иска ФИО1 .... в части требований без рассмотрения отменено и и дело направлено в суд для рассмотрения по существу.
Истец ФИО1 .... надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явилась. В ходе рассмотрения дела исковые требования поддерживала в полном объеме по основаниям, указанным в иске.
Представитель административного ответчика филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Костромской области ФИО3 ФИО9. исковые требования не признал, подтвердил доводы изложенные в письменном отзыве в суд. Суду пояснил, что сведения о запрашиваемых земельных участках не являлись актуальными. Все оспариваемые ответы на заявления истца даны в установленном законом порядке и прав истца не нарушают.
Административный ответчик ФИО2 ...., административный ответчик ФГБУ « ФКП Росреестра» надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
В предыдущем судебном заседании ответчик ФИО2 .... исковые требования не признала. Суду пояснила, что все оспариваемые действия соответствуют закону.
Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, материалы административного дела №, суд приходит к следующему
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
При разрешении публично-правового спора для удовлетворения заявленных требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения (действия) закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением (действием) прав либо свобод заявителя (часть 2 статьи 227 КАС РФ )
Согласно ст.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ ( "О государственном кадастре недвижимости" (далее Федеральный закон или ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ) государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, об особых экономических зонах, созданных в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (далее - особые экономические зоны), о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, о территориях объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее также - объекты недвижимости).
В соответствии со ст.3 Федерального закона кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета).
Статьей 4 Федерального закона установлено, что ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения в соответствии с настоящим Федеральным законом общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений (далее - кадастровые сведения), сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.
Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на бумажных и (или) электронных носителях. При несоответствии между сведениями на бумажных носителях и электронных носителях приоритет имеют сведения на бумажных носителях.
Порядок и сроки хранения содержащихся в государственном кадастре недвижимости документов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Государственный кадастр недвижимости на электронных носителях является частью единой федеральной информационной системы, объединяющей государственный кадастр недвижимости на электронных носителях и Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним на электронных носителях.
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется органом кадастрового учета в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности (далее - орган нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений).(п.10)
В соответствии с частью 10 статьи 4 Федерального закона приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42 утвержден Порядок ведения государственного кадастра недвижимости
В соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ приказом Минэкономразвития России от 09.07.2014 N 435 утвержден порядок и сроки хранения содержащихся в государственном кадастре недвижимости документов"
В силу ст.14 Федерального закона ( в редакции, действующей на дату вынесения оспариваемых действий ответчика) общедоступные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются органом кадастрового учета по запросам (далее также в настоящей статье - запросы о предоставлении сведений) любых лиц, в том числе посредством почтового отправления, использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, а также с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, использования иных технических средств связи, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения государственного кадастра недвижимости. При этом в случаях, если для осуществления банковских операций и других сделок кредитной организации, осуществления страхования необходимы сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, кредитные организации, страховые организации запрашивают и получают в органе кадастрового учета сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, только в электронной форме посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", или иных технических средств связи.
Сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются в виде:
1) копии документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости;
2) кадастровой выписки об объекте недвижимости;
3) кадастрового паспорта объекта недвижимости;
4) кадастрового плана территории;
4.1) кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости;
в ином виде, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Кадастровая выписка об объекте недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую запрашиваемые сведения об объекте недвижимости. Если в соответствии с кадастровыми сведениями объект недвижимости, сведения о котором запрашиваются, прекратил существование, любая кадастровая выписка о таком объекте наряду с запрашиваемыми сведениями должна содержать кадастровые сведения о прекращении существования такого объекта.
Орган кадастрового учета имеет право по запросу любого лица предоставлять полученную на основе общедоступных кадастровых сведений обобщенную информацию, в том числе аналитическую информацию. Такая информация может размещаться в сети "Интернет" на официальном сайте органа кадастрового учета и официальном сайте органа нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Состав, виды такой информации, сроки ее предоставления, порядок ее размещения в сети "Интернет" на указанных официальных сайтах устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Орган нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений устанавливает порядок предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, в том числе:
порядок предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения государственного кадастра недвижимости;
сроки предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, в зависимости от способов их предоставления и с учетом максимального срока предоставления таких сведений, установленного настоящим Федеральным законом.
Внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения, за исключением сведений, предоставляемых в виде кадастровых планов территорий, предоставляются в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего запроса (максимальный срок), если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Срок предоставления запрашиваемых сведений в виде кадастровых планов территорий не может превышать пятнадцать рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего запроса(ч.8)
Если предоставление запрашиваемых сведений не допускается в соответствии с федеральным законом или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют запрашиваемые сведения, орган кадастрового учета в срок, предусмотренный частью 8 настоящей статьи, выдает (направляет) обоснованное решение об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений либо уведомление об отсутствии в государственном кадастре недвижимости запрашиваемых сведений. При наличии в запросе указания о получении (выдаче) сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, через многофункциональный центр орган кадастрового учета обязан передать в многофункциональный центр подготовленный в срок, предусмотренный частью 8 настоящей статьи, документ, содержащий запрашиваемые сведения, либо обоснованное решение об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений, либо уведомление об отсутствии запрашиваемых сведений в государственном кадастре недвижимости(ч.9 ст.14 Федерального закона).
Согласно п. 39. приказ Минэкономразвития России от 18.05.2012 N 292 ( "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости" орган кадастрового учета предоставляет сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, за исключением сведений, предоставляемых в виде кадастровых планов территорий, в течение пяти рабочих дней с даты получения запроса (максимальный срок).
Сообщение об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений либо уведомление об отсутствии в государственном кадастре недвижимости запрашиваемых сведений направляется (предоставляется) заявителю в сроки, установленные для предоставления сведений.
Порядок предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости (далее- Порядок) установлен приказом Минэкономразвития России от 27.02.2010 N 75 ".
Согласно 27 пункту Порядка предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, осуществляется одним из способов, указанных в запросе заявителем.
Предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, в виде электронного документа, который направляется органом кадастрового учета заявителю посредством отправки XML-документа с использованием веб-сервисов, осуществляется по запросам, представленным в электронной форме с использованием веб-сервисов, в случае выбора такого способа предоставления сведений заявителем.
Сведения государственного кадастра недвижимости, предоставленные на основании запроса в виде кадастрового паспорта объекта недвижимости, кадастровой выписки об объекте недвижимости, кадастрового плана территории, независимо от способа предоставления являются актуальными (действительными) на дату подписания такого документа, указанную в качестве его реквизита(п.33)
Если органом кадастрового учета принято решение об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений, данное решение, оформленное в виде сообщения, с указанием причины отказа направляется заявителю в виде электронного или бумажного документа способом, выбранным заявителем для предоставления сведений(п.34)
Уведомление об отсутствии в государственном кадастре недвижимости запрашиваемых сведений направляется в виде электронного или бумажного документа способами, выбранными заявителем для предоставления сведений.(п.35)
Решение об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений либо уведомление об отсутствии в государственном кадастре недвижимости запрашиваемых сведений направляется (предоставляется) заявителю в сроки, установленные для предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости(п.36)..
Таким образом в силу указанных норм если в государственной кадастре недвижимости(далее- ГКН) отсутствуют запрашиваемые сведения, орган кадастрового учета в этот же срок выдает (направляет) обоснованное решение об отказе в предоставлении сведений либо уведомление об их отсутствии в ГКН (п. 36 Приказа N 75). При этом решения об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений и об отказе в выдаче (направлении) кадастрового паспорта могут быть обжалованы в судебном порядке.
В силу закона, указанных выше нормативных правовых актов права и интересы граждан на получение информации об объектах недвижимости реализуются путем обращения в установленном порядке в государственный орган и получения им информации хранящийся в соответствующем государственном реестре. В случае необоснованного отказа в выдаче информации действия государственного органа могут быть обжалованы в установленном порядке в суд.
Как установлено судом <дата> ФИО1 ... обратилась к ответчику с заявлением № о предоставлении копий всех документов, помещенных в кадастровое дело на земельный участок № (тип документа- запрос о предоставлении документа на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости(далее- ГКН), или копий документов, помещенных в кадастровое дело).
Ответчик направил ФИО1 .... уведомление от <дата>№ об отсутствии в ГКН запрашиваемых сведений, в котором указал, что запрашиваемые копии документов из кадастрового дела № в архиве ФГБУ отсутствуют по причине отсутствия в архиве данного кадастрового дела.
<дата> ФИО1 .... обратилась к ответчику с заявлением № о предоставлении копий всех документов, помещенных в кадастровое дело на земельный участок № (тип документа- запрос о предоставлении документа на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в ГКН, или копий документов, помещенных в кадастровое дело).
Ответчик на данное обращение направил уведомление от <дата>№ об отсутствии в ГКН запрашиваемых сведений, в котором указал, что кадастровое дело № в архиве ФГБУ отсутствует.
<дата> ФИО1 .... обратилась к ответчику с заявлением № о предоставлении копии документа: государственный реестр земель кадастрового района, содержащий сведения о земельном участке №. (тип документа- запрос о предоставлении документа на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в ГКН, или копий документов, помещенных в кадастровое дело).
Ответчик на данное обращение направил уведомление от <дата>№ об отсутствии в ГКН запрашиваемых сведений, в котором указал, что кадастровое дело № в архиве ФГБУ отсутствует.
<дата> ФИО1 .... обратилась к ответчику с заявлением № о предоставлении сведений о земельном участке № в виде любого документа. (тип документа- запрос о предоставлении документа на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в ГКН, или копий документов, помещенных в кадастровое дело).
Ответчик на данное обращение направил уведомление от <дата>№ об отсутствии в ГКН запрашиваемых сведений.
<дата> ФИО1 ... обратилась с заявлением № о предоставлении копий документов, в виде копии документа на основании которого сведения об объекте недвижимости( земельный участок №) внесены в ГКН.
По результатам рассмотрения данного заявления принято решение об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений № от <дата>, отказ мотивирован тем, что предоставление запрашиваемых сведений не допускается в соответствии с федеральным законом или в ГКН отсутствуют запрашиваемые сведения( ч.9 ст.14 Федерального закона № 221-ФЗ).
Как установлено судом в ходе рассмотрения дела, сведений запрашиваемых истцом у ответчика указанными выше обращениями не имелось, так как запрашиваемые сведения не являлись актуальными(отсутствуют).
Решением Свердловского районного суда города Костромы от <дата> ФИО1 .... отказано в удовлетворении исковых требований к отделу предоставления сведений филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Костромской области о признании незаконными и нарушающими ее права действия сотрудников ответчика, приведшие к выдаче ей неверно оформленных документы, полученных по результатам рассмотрения запросов от <дата>; обязать ответчика выдать ей документы по результатам рассмотрения указанных ранее заявок, оформленных и удостоверенных всеми необходимыми реквизитами и в соответствии с требованиями законодательства ; провести проверку полномочий на подписание документов, сформированных по результатам рассмотрения запросов ФИО2 .... Решение суда вступило в законную силу.
Обстоятельства, установленные вступившими в законную силу указанными выше решениями суда от <дата> и от <дата> имеют в силу ч.2 ст.64 КАС РФ для суда предрешающее значение.
Проанализировав указанные выше нормы закона, изданных во исполнении их нормативных правовых актов, фактические обстоятельства по делу, суд приходит к выводу, что доводы истца о неправомерности действий ответчика по предоставлению ей в ответ на ее заявления от <дата> уведомлений об отсутствии в государственной кадастре недвижимости запрашиваемых сведений, документов, в ответ на заявление от <дата>- решения об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений являются необоснованными. Ответчиком на все заявления истца в установленные сроки и порядке, предусмотренном законом и Правилами даны необходимые и единственно возможные ответы в виде уведомлений и решения в связи с отсутствием запрашиваемых документов в ГРН. Данные действия ответчика по обращениям истца не нарушают прав истца, так как они содержат сведения, соответствующие действительности. В связи с чем, требования истца о возложении на ответчика обязанности в отношении земельных участков № и № выдать запрашиваемые документы по заявлениям от <дата>, от <дата>, от <дата>, от <дата>, от <дата> также не подлежат удовлетворению.
Сам факт отсутствия у ответчика запрашиваемых сведений и документов не свидетельствует о нарушениях допущенных им при оформлении оспариваемых уведомлений и решения в отношении земельных участков № № и №, а следовательно отсутствуют основания считать, что имеет место нарушение прав истца.
Таким образом, ответчиком не нарушен закон и права истца. Доводы истца в обосновании своих требований суд находит несостоятельными и не соответствующими закону.
Суд не усматривает оснований для удовлетворения административного иска.
Руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,
Решил:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 ... к филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Костромской области, ФИО2 ... о признании незаконными действий по предоставлению ей уведомлений об отсутствии сведений, решение об отказе в предоставлении запрашиваемый сведений; обязать выдать запрашиваемые документы, отказать.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы путем принесения апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня изготовления решения в мотивированном виде.
Судья Теселкина Н.В.