Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 ноября 2020 года г. Видное Московская область
Видновский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Портновой Е.Н., при секретаре Смирновой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное № по административному иску Кадастрового инженера ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве о признании незаконным уведомления о приостановлении осуществления регистрационно-учетных действий, обязании осуществить регистрационно-учетные действия,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец кадастровый инженер ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве о признании незаконным уведомления о приостановлении в осуществлении регистрационно-учетных действий от ДД.ММ.ГГГГ№, обязании осуществить регистрационно-учетные действия в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>
В обоснование указано на то, что ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии вынесено уведомление № № о приостановлении в осуществлении регистрационно-учетных действий в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес> Указано, что по результатам проверки, проведенной в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ « О государственной регистрации недвижимости», разделом II Порядка ведения единого государственного реестра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ№, выявлено, что в нарушении пункта 42 Требований, в техническом плане заполнены строки раздела «Характеристики здания» не содержащие новых значений; внарушение пп. 3 п.43 Требований в раздел «Характеристика объекта недвижимости» включаются сведения о ранее присвоенном государственном учетном номере (указывается кадастровый, инвентарный или условный номер); в представленном техническом плане отсутствуют сведения об инвентарном (условном) номере.
Представителем кадастрового инженера ДД.ММ.ГГГГ было подано заявление в порядке ст.26.1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» об обжаловании данного уведомления, что подтверждается отметкой о сдаче.
ДД.ММ.ГГГГ представителем кадастрового инженера ФИО1 было получено решение об отклонении заявления об обжаловании решения о приостановлении № от ДД.ММ.ГГГГ
Административный истец считает уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ. о приостановлении в осуществлении регистрационно-учетных действий незаконным по следующим основаниям: технический план помещения был подготовлен в связи с изменением сведений о здании или сооружении, в котором расположено помещение, адресе (описании местоположения) помещения с кадастровым номером №, в том числе в связи с исправлением ошибки. В настоящее время в ЕГРН содержатся актуальные сведения о ранее учтенном объекте недвижимости с кадастровым номером № - нежилом помещении, по адресу: <адрес> площадью 353,3 кв.м., расположение в строении - техническое подполье, пом. 1, ком. 1, 1 этаж пом. IV, ком. 1-8, 8а, правообладатель - ФИО2. Сведения об объекте недвижимости внесены в объеме, переданном органом технической инвентаризации (ГУП МосгорБТИ), в составе информационного ресурса в электронном виде по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. По сведениям
ЕГРН вышеуказанное помещение расположено в здании с кадастровым номером № по адресу: <адрес> площадью - 59,1 кв.м, количество этажей - 1. Площадь помещения с кадастровым номером № составляет 353,3 кв.м., а площадь здания с кадастровым номером №, в котором оно якобы расположено по сведениям ЕГРН – 59,1 кв.м. Анализируя данные сведения, можно сделать обобщающий вывод о том, что помещение площадью 353.3 кв.м., физически не может располагаться в здании площадью 59,1 кв.м. Помещение с кадастровым номером № расположено на первом этаже и техническом подполье, при этом, материнский объект - здание с кадастровым номером №, в котором расположено помещение исходя из сведений ЕГРН - является одноэтажным. При этом, на схемах расположения здания на земельном участке и на плане помещения указаны разные по конфигурации здания. Также в результате проведённого визуального осмотра местонахождения здания, в котором находится обследуемое помещение, была произведена фотофиксация, по материалам которой можно установить, что помещение с кадастровым номером № расположено в здании с кадастровым номером № по адресу: <адрес>. Фотоматериалы приложены к данному техническому плану. Ввиду того, что при передаче сведений о помещении в составе информационного ресурса от ГБУ МосгорБТИ в Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве была допущена ошибки в части указания кадастрового номера здания, в котором расположено помещение и адреса помещения, собственником помещения с кадастровым номером № ФИО2 были запрошены архивные справки и сведения из ГБУ МосгорБТИ, согласно которым жилое здание по адресу <адрес>, являются одним и тем же объектом и что официальным адресом объекта является адрес: <адрес>. Дополнительно была запрошена архивная копия Распоряжения Префекта Северного Административного округа города Москвы № от ДД.ММ.ГГГГ с утвержденным списком адресов жилых и нежилых строений, расположенных на территории Северного административного округа. Также собственником помещения с кадастровым номером № ФИО2 было подано обращение в Управление Росреестра по Москве и получен ответ, согласно которому Управление Росреестра по Москве в результате детального анализа сведений ЕГРН о вышеуказанных объектах недвижимости, с учетом полученной информации от ГБУ МосгорБТИ установило, что при передаче сведений в Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве были допущены ошибки.
В данном случае основанием для внесения изменений помещения является Декларация об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ., составленной в бумажном виде, заверенной подписью правообладателя объекта недвижимости, скан-образ которой включен в состав Технического плана.
В виду того, что технический план подготовлен в результате выполнения работ в связи с изменением сведений ЕГРН об объекте недвижимости, в строке раздела «Характеристики объекта недвижимости» внесены новые значения: в строке "Кадастровый номер иного объекта (объектов) недвижимости, в пределах (в состав) которого (которых) расположен объект недвижимости", а также указан адрес объекта недвижимости, согласно пункту 43 Требований. Фактически помещение с кадастровым номером № расположено в здании с кадастровым номером № и имеет адрес: <адрес>.
Представитель административного истца, одновременно представитель заинтересованного лица, в судебном заседании заявленные требования поддержала, просила удовлетворить в полном объеме по указанным в исковом заявлении основаниям.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, направил в суд отзыв на иск, в котором против удовлетворения иска возражал.
Выслушав пояснения представителя административного истца, исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ) каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч.9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
При этом обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 27 апреля 1993 года Закона РФ от 27.04.1993 № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» и согласно п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» граждане вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений иных федеральных государственных органов, в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.
Таким образом, для удовлетворения требования заявителя о признании незаконными постановлений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие обжалуемых постановлений, действий нормам действующего законодательства и нарушение ими прав и законных интересов административного истца.
Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве осуществляет свою деятельность в рамках полномочий, предоставленных ему Федеральным законом № 28-ФЗ от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно п. 3 ст. 29 вышеуказанного Закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Административный истец обратился в Управление с заявлением о внесении изменений в сведения о кадастровом учете объекта недвижимого имущества с кадастровым номером №, содержащихся в ЕГРН.
В качестве основания представлен технический план указанного объекта недвижимого имущества.
Согласно ч. 1 п. 7 ст. 26 Закона о регистрации недвижимости представленный технический план по форме либо по содержанию не соответствует требованиям подготовки технического плана, утвержденного приказом Минэкономразвития от 18.12.2015 № 933 «Об утверждении формы технического плана здания и требования по его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состав, содержащихся в ней сведений, а именно:
Согласно п. 42 требований «В случае если технический план подготовлен в результате выполнения кадастровых работ в связи с изменением сведений ЕГРН об объекте недвижимости, заполнению подлежат строки раздела "Характеристики объекта недвижимости", содержащие новые значения соответствующих характеристик объекта недвижимости, подлежащие внесению в ЕГРН, за исключением сведений, содержащихся в подпунктах 1, 2, 3 пункта 43 Требований».
Однако, в нарушение пункта 42 Требований, в представленном техническом плане заполнены строки «Характеристики здания» не содержащие новые значения.
Согласно п.п. 3 п. 43 Требований «ранее присвоенный государственный учетный номер (указывается кадастровый, инвентарный или условный номер, если такой номер был присвоен в установленном законодательством Российской Федерации порядке органом, уполномоченным на присвоение такого номера), дата присвоения соответствующего номера, а также сведения о присвоившем такой номер органе (организации)».
Однако, в нарушение пункта 43 Требований в представленном техническом плане отсутствуют сведения об инвентарном (условном) номере объекта.
Кроме того, выявлены противоречия в представленном заявлении о внесении изменений, а именно в п.4 «Характеристика и ее значение» указана площадь 0,0 кв.м., что противоречит сведениям представленного технического плана в хмл схеме.
Согласно ч. 5 ст. 32 Закона о недвижимости органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений, в том числе о переводе жилого помещения в нежилое помещение, нежилого помещения в жилое помещение (если не требуется проведение работ по перепланировке) или об утверждении акта приемочной комиссии (в случае проведения работ по перепланировке).
Однако в федеральной информационной адресной системе отсутствуют сведения об изменении адреса объекта недвижимого имущества с кадастровым номером № с <адрес>
Согласно п. 3 ст. 61 Закона о регистрации воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Вместе с тем, подтверждение наличия реестровой ошибки в представленном техническом плане отсутствует.
Вместе с тем, при сопоставлении кадастровых сведений об объекте недвижимости, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости и сведений, указанных в представленном техническом плане государственным регистратором выявлено, что в отношении объекта с кадастровым номером № проведена реконструкция.
Согласно сведениям ЕГРН объект с кадастровым номером № (техническое подполье) расположен в нежилом здание с кадастровым номером № количество этажей 1. При этом, в представленном техническом плане указано, что объект с кадастровым номером № (техническое подполье) расположен в многоквартирном жилом доме с кадастровым номером №, количество этажей 14, т.е. в другом объекте недвижимости.
Согласно ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство
Согласно ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев предусмотренных ст. 51 Градостроительного кодекса.
Таким образом, осуществление государственной регистрации изменений в сведениях об объекте недвижимого имущества с кадастровым номером № (техническое подполье) расположенном в многоквартирном жилом доме с кадастровым номером № возможна только после представления документов, подтверждающих создание и ввод объекта в эксплуатацию в порядке, предусмотренном законодательством. Однако вышеназванные документы, свидетельствующие о вводе в эксплуатацию заявленного объекта, а также отведения в установленном законом порядке земельного участка под строительство указанного объекта ни в Управление ни в суд не представлены.
В настоящее время строительство и реконструкция объектов капитального строительства регулируется нормами ГК РФ, которым предусмотрен ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства. До вступления в силу ГрК РФ ввод объектов в эксплуатацию осуществлялся по ранее действующему законодательству. В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 29.12.2004 №191-ФЗ «О введении в действие ГрК РФ» разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, выданные физическим или юридическим лицам до введения в действие ГрК РФ, признаются действительными.
Согласно действующим до вступления в силу ГрК РФ нормативным актам (СНиП III-A.2 "Приемка в эксплуатацию законченных строительством предприятий, зданий и сооружений" издания 1955 г.; Постановлению Совмина СССР от 15.09.1962 г. N 949 «О порядке приемки в эксплуатацию законченных строительством предприятий, зданий и сооружений» (СНиП Ш-А. 10-62 "Приемка в эксплуатацию законченных строительством предприятий, зданий и сооружений. Основные положения"); Постановлению Совмина СССР от 13.07.1970г. N 538 «О порядке приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов жилищногражданского назначения»; Постановлению Совмина СССР от 22.01.1966г. N 57 «О порядке приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов производственного назначения»; Постановлению Совмина СССР от 23.01.1981г. N 105 «О порядке законченных строительством объектов») законченные строительством объекты подлежали обязательной приемке в эксплуатацию государственными приемочными комиссиями в соответствии с утвержденными проектами. Именно с даты утверждения акта о приемке объект, принятый Государственной приемочной комиссией, считается введенным в эксплуатацию. Таким образом, документами, подтверждающими факт создания объекта, являются составленный по установленной форме Акт государственной приемочной комиссии и Распоряжение уполномоченного органа исполнительной власти о его утверждении.
В соответствии с п. 1 ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о назначении земельного участка (п. 2 ст. 260). Вместе с тем, какие-либо правоустанавливающие документы в материалы дела представлены не были.
Согласно п.п. 7 п. 1 ст. 26 Закона о государственной регистрации недвижимости осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора, в том числе, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Наличие указанных обстоятельств послужило основанием для принятия государственным регистратором решения от 28.07.2020г. о приостановлении в осуществлении регистрационно-учетных действий по государственному кадастровому учету.
В связи с вышеизложенным, оценив представленные доказательства в их совокупности, учитывая фактические обстоятельства дела суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, которые не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела, в связи с чем, суд отказывает в удовлетворении иска в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Кадастрового инженера ФИО1 о признании уведомления о приостановлении осуществления регистрационно-учетных действий от ДД.ММ.ГГГГ. №, обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве осуществить регистрационно-учетные действия в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес> – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Видновский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.Н. Портнова